Проблемы в учебных процессах — трудности с учебной мотивацией или школьной адаптацией.
Поведенческие проблемы — агрессия и нарушение дисциплины.
Эмоциональные проблемы — стресс, тревога, неадекватная самооценка или личные переживания.
Проблемы в семье — конфликты с родителями или братьями и сёстрами, развод родителей.
Проблемы социализации — трудности при взаимодействии со сверстниками или в построении отношений с другими людьми.
Поддержка в сложных ситуациях — потеря близкого человека, кризисные ситуации или новые жизненные обстоятельства.
Темы обращения к педагогу-психологу
Направления деятельности
Диагностическая работа. Включает первичное обследование, углублённое, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка. Психолог определяет актуальный уровень развития и зону ближайшего развития, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, его межличностных взаимодействий.
Коррекционно-развивающая работа. Направлена на развитие эмоционально-личностной сферы, познавательной деятельности, произвольной регуляции деятельности и поведения, социальных навыков и социализации.
Консультативно-просветительская и профилактическая работа. Обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их психического здоровья.
Организационно-методическая работа. Включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Психодиагностический инструментарий
Класс | Название методики |
Познавательные УУД | |
1 -4 классы | Методика Э.Ф. Замбацявичене |
Методика «Сравни картинки (слова)» С.Д. Забрамной | |
Методика «Классификация геометрических фигур (слов)» А.Я. Ивановой | |
Регулятивные УУД | |
1 -4 классы | Методика «Кодирование» Д. Векслера |
Коммуникативные УУД | |
1 класс | Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман |
2 класс | Методика «Совместный рисунок» Г.А. Цукерман |
4 класс | Опросный лист «Коммуникативные умения и навыки» М.А. Ступницкой |
Личностные УУД | |
1 класс | Анкета оценки уровня мотивации Н.Г. Лускановой |
Методика «Лесенка» В.Г. Щур | |
2 класс | Методика изучения мотивации И.Г. Финько – И.Л. Антоновой |
Самооценочные шкалы Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн |
Коррекционно-развивающая работа
Формы коррекционно-развивающей работы:
Индивидуальная;
Групповая
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.
Рабочие тетради обучающихся
Тетрадь по работе с детьми «группы риска»
Методы, приемы и техники
работы с обучающимися:
Психогимнастические этюды;
Коммуникативные игры;
Нейропсихологические задания;
Элементы арт-терапии;
Решение проблемных ситуаций
ФОТО
ФОТО
Цель занятий: повышение психологической культуры обучающихся с ОВЗ, мотивировка их на использование психологических знаний об эмоциях и общении в повседневной жизни.
Занятия по психологическому просвещению обучающихся с ОВЗ (2-4 классы)
Тематические беседы («Буллинг», «Агрессия», «Одиночество»)
Классные часы («Что такое дружба», «Стресс и тревога в жизни школьника», «Трудности школьника», «Как понять самого себя»)
Психологические игры/упражнения («Волшебная поляна», «Скала», «Башня из сахара», «Чаша доброты», «Дракон кусает свой хвост», «Иголка и нитка», «Слушай команду!», «Примирение», Доброе животное»)
Неделя психологии в школе (октябрь, апрель - ежегодно)
Памятки, буклеты, листовки («Эмоции и чувства», «Правила дружбы», «Формула отказа», «Формула просьбы», «Способы выхода из конфликтов»)
Стенд «Психолог – учащимся» («Ты мне нравишься», «Добрые поступки», «Как сказать о чувствах», «Способы снижения тревоги», «Способы выражения гнева»)
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограничены представления об
окружающем мире;
Темп выполнения заданий очень низкий;
Нуждаются в постоянной помощи взрослого;
Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
Низкий уровень развития речи, мышления;
Трудности в понимании инструкций;
Нарушение координации движений;
Низкая самооценка;
Повышенная тревожность;
Повышенная утомляемость, возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам
раздражительности, упрямству.
Индивидуальный подход к каждому ребенку;
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей;
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи.
Затруднения при работе с детьми с ОВЗ | Выход из ситуации |
Литература
Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР в условиях интегрированного обучения // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. – М.: Психология, 2003.
Битянова M.P. Психологическое сопровождение детей // Школьный психолог. – 2000. – № 10. – С. 3-4.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2008.
Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019 // Режим доступа: // https://e.lanbook.com/book/129505
Князева Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. – СПб.: Речь, 2007.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016.
Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – М.: Инфра-М, 2016.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003.
Психолого-педагогическое сопровождение детей / Отв. Ред. Л.В. Байбородова. – М.: Юрайт, 2023.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Режим доступа: https://ocdik.ru/wp-content/uploads/2023/09/prof.-standart-pedagog-psiholog.pdf
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 // Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-24112022-n-1023/federalnaia-adaptirovannaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogо
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 // Режим доступа: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33
Федина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение начального образования. – М.: Юрайт, 2022.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать: психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. - М.: Генезис, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.