Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания | |
Сущность поведения | Активная форма: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. |
Социальные причины | Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». |
Сильные стороны поведения | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. |
Реакция учителя | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. |
Ответы ученика на реакцию учителя | Прекращают выходку, но только на короткое время. |
Принципы профилактики | Больше внимания уделять хорошему поведению. Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются. |
Характеристики властолюбивого поведения | |
Сущность поведения | Активная форма: вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. |
Социальные причины | 1. Изменение социальных установок (господство-подчинение эмансипация и равные социальные права). |
Сильные | Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. |
Реакция учителя | Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). |
Принципы профилактики | 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. |
Характеристики мстительного поведения | |
Сущность поведения | Активная форма: прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. |
Социальные причины | 1. Отражение роста насилия в обществе. |
Сильные стороны поведения | Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. |
Реакция учителя | Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. |
Принципы профилактики | 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. |
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи | |
Сущность поведения | Активная форма: вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Социальные причины | 1. Отношение по типу «красного карандаша». |
Сильные стороны поведения | Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. |
Реакция учителя | Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. |
Принципы профилактики | 1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности(«переведи реакцию», «задержи реакцию», «будь рационализатором», «будь парадоксальным»).
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Педагогический практикум
1. Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания. При выставлении неудовлетворительных оценок в дневник он заявлял: “Ну и ставьте!” Как-то раз при очередном опросе ученик опять ответил плохо. Учитель…
2. Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.