Семинар - практикум для воспитателей ДОУ
« Педагогическое взаимодействие воспитателя и родителей как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста»»
педагог – психолог:
Слабодчикова Е.А.
План
1. Что значит воспитывать, быть воспитателем
2. Как работать с родителями
3. Как установить контакт с ребенком
4. Тренинг « Поговорите со мной»
5. Приложение
6. Использованная литература
1.Что значит воспитывать, быть воспитателем?
Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения»
«Воспитатель – это человек, который кричит».
«Воспитатель – это человек, который следит».
«Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!»
Услышав эти высказывания, пришелец с далекой планеты будет поставлен в тупик. Он может понять эти слова: «у меня» и «смотри». Что означает их сочетание? К этим загадочным выражениям прибавляется еще непереводимый на «трансгалактический язык» вопрос, как «Ты почему?»
Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые.
Возможно, узнав, каков он в глазах пришельца, воспитатель не согласится с тем, что о нем было сказано. Отдельные моменты будут признаны, «моменты», но не образ в целом.
Что значит воспитывать?
Семидесяти двум практическим работникам (воспитателям) был задан этот вопрос.
Самое большое количество заняли те, которые были непосредственно связаны с различного рода воздействиями на ребенка, с желанием что-то в нем изменить, как-то его переделать, а также с задачами воспитания, носящими идеальный, отдаленный от реальности характер.
Самыми редкими оказались ответы, которые характеризовали воспитание как всестороннее развитие ребенка, а также отражали мысли о самом ребенке, его уникальности, о понимании малыша, умении стать не его позицию. Таких ответов из 72 было 7.
Воспитатель – это человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека – воспитанника.
2. Как работать с родителями
Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Условие для ее решения – создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительно деловой контакт.
Основной характеристикой данного типа общения являются его этапы.
Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях.
Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены в семье (особенности общения ребенка со сверстниками)
Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки)
Позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных)
Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть:» Давайте узнавать вместе!»
Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателей и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова:
Ø на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями.
Ø на втором этапе внешняя цель это ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя – формирование и подкрепление установки к сотрудничеству
Ø на третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенка
Ø на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают
3. Как установить контакт с ребенком
Прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, т.к. мы будем иметь дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия воспитателя с детьми
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка
Характерные черты
Цель общения: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»
Лозунг: «Ничего, сам (сама) справится!..»
Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие
Тактика общения: «Мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»
Личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить
Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем
К результатам такого подхода относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком.
Учебно-дисциплинарная модель общения
Характерные черты
Цель общения: вооружить ребенка ЗУНами
Лозунг: «Делай как я!»
Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотация, окрик
Тактика общения: диктат или (и) опека
Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций
Альтернативу этим моделям составляет
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком
Характерные черты
Цель общения:
· обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);
· формировать начала личности 9базис личностной культуры);
· развивать индивидуальность
Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным нормам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования
Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого)
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития
Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)
4. Тренинг «Поговорите со мной»
Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями
Психологическое вхождение
Упражнение «Имя»
Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей.
Диагностика
Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому)
(См. приложение №1)
Основная часть
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым всегда вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Обсуждение:
1) какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
2) что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
3) как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?
4) напишите положительные и отрицательные качества родителей.
Упражнение «Войди в круг»
Участники встают в круг и крепко держатся за руки – это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Обсуждение:
1) что Вы испытывали, выполняя упражнение?
2) легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?
3) как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?
Релаксация
«Шалтай-Болтай»
Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне
Поворот туловищем вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вперед.
Рефлексия
«Обратная связь»
Участникам предлагается оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. (См. приложение №2) Место отметки зависит от оценки работы по четырем критериям:
1) деятельность ведущего
2) содержание занятия
3) деятельность участников (самооценка)
4) психологический климат в группе
Приложение №1
Анкета для воспитателей
Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда»
1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?_________________________
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?___________________
3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?__________________
4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?__________________
5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?_____________________
6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?__________________
7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?___________________
8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?______________________
9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?____________________
10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?_____________________
11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?_______________
12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?______________
13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?________________
14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?______________
15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?___________________
16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?_________________________
Спасибо!
Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.
Полученные очки суммируются и определяются, к какой категории относится испытуемый.
30 – 32 очка.
Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25 – 29 очков.
Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19 – 24 очка
Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14 – 18 очков
У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9 – 13 очков
Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у Вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы умеете выстраивать содержательное общение.
4 – 8 очков
Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
3 очка и менее
Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Приложение №2
Мишень «Обратная связь»
Деятельность Содержание
ведущего занятия
Деятельность Психологический
участника (самооценка) климат в группе
Литература
1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
2. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада/В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др.- М.: Просвещение, 1993.-191 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.