«Сенсомоторное развитие ребенка с ОВЗ раннего возраста как фактор родительского отношения»

  • Исследовательские работы
  • Научные работы
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы в своей работе под родительским отношением понимаем форму проявления эмоциональной близости, принятия ребенка, особенности его воспитания, результатом которых является удовлетворенность взаимодействием с ребенком раннего возраста с ОВЗ. Родительское отношение к ребенку раннего возраста зависит от состояния его сенсомоторного развития, в частности: низкий уровень сенсомоторного развития обуславливает такое родительское отношение как: отвергающие, эмоционально дистанцированное, с низким уровнем сотрудничества и удовлетворенности отношениями родителя с ребенком, а средний и высокий уровень развития - эмоционально близкое отношение, с возрастающим уровнем сотрудничества во взаимодействии родителя с ребенком и степень удовлетворенности данными отношениями.
Иконка файла материала 1-доклад1.doc
Одной из актуальных проблем специальной психологии и педагогики является оказание ранней помощи детям с ОВЗ. Становится важным поиск более   результативных   направлений   сопровождения   семей,   воспитывающих ребенка   с   ОВЗ   раннего   возраста.   Одной   из   основных   сторон   раннего воспитания   является   сенсомоторное   развитие   ребенка.   Родительское отношение,   в   семьях,   воспитывающих   ребенка   с   ОВЗ,   характеризуется большим разнообразием. Эти обстоятельства указывают на важность изучения зависимости   родительского   отношения   от   состояния   сенсомоторного развития ребенка раннего возраста с ОВЗ. Гипотезой исследования выступило предположение, что родительское отношение, зависит от сенсомоторного развития ребенка раннего возраста с ОВЗ, если дети находятся на низком и крайне низком уровне развития, то родительское   отношение:   отвергающее,   эмоционально   дистанцированное,   с низким уровнем сотрудничества и удовлетворенности отношениями родителя с ребенком, а если дети оказываются на среднем и высоком уровне развития, то   родительское   отношение   становится   эмоционально   близким,   возрастает сотрудничество   во   взаимодействии   родителя   с   ребенком   и   степень удовлетворенности данными отношениями. Нами была адаптирована методика И.А. Коробейникова «Качественно­ количественной   оценки   поведения   ребенка   в   ходе   экспериментально­ психологического исследования» (модификация Е.Л. Инденбаум) для оценки развития   ребенка   раннего   возраста   с   ОВЗ.   Был   добавлен   блок   методик, оценивающих сенсомоторное развитие посредством Монтессори материалов, учитывающих   нормативные  показатели   нервно­психического   развития ребенка 2 лет 6 мес. ­ 3 лет, разработанные Н. М. Аскариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной. Результаты опросника И. М. Марковской «Взаимодействие родитель­ ребенок» мы сгруппировали следующим образом: эмоциональное отношение (степень   принятия,   эмоциональной   близости),   воспитательскую   позицию (требовательность   к   ребенку,   строгость,   контроль,   последовательностьродителя, сотрудничество между родителем и ребенком), удовлетворенность отношениями (тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье и удовлетворенность отношениями родителя с ребенком).  По результатам проведенной оценки развития ребенка, в ходе которой мы   анализировали   особенности   аффективно­личностной   сферы, работоспособности,   интеллектуально­мнестической   деятельности   и сенсомоторного   развития,   все   обследуемые   дети   были   распределены   по   4 уровням развития: высокий, средний, низкий и крайне низкий.  Большинство   респондентов   находятся   на   крайне   низком   уровне развития.   Для   них   характерно   отсутствие   понимания   смысла   задания, неумение действовать по образцу, неадекватность манипуляций, негативизм и грубое физическое недоразвитие. Для   низкого   уровня   свойственно   большое   количество   ошибок, неустойчивость внимания, неравномерный темп работоспособности, ребенок справляется с заданиями, для детей более младшего возраста (соотносит 1­2 цвета,   формы   или   величины,   не   выделяет   по   слову),   только   с   помощью педагога; наблюдается нарушение равновесия, неточные движения. Меньшее   количество   респондентов   обнаружились   на   среднем   уровне развития. Дети допускали много ошибок, но при адекватной организующей помощи   или   показе,   достигали   поставленной   цели,   выполняли   задания   по соотнесению   сенсорных   эталонов,   идентификации   и   перцептивному моделированию.   Наблюдалась   незначительная   моторная   неловкость, скованность.  На   высоком   уровне   развития   находятся   дети,   которые   легко справляются   со   всеми   заданиями,   соотносят   все   сенсорные   эталоны, выделяют по слову и называют; понимают их цель, самостоятельно достигают необходимого результата, отвечают на поставленные вопросы,  Эмоциональное   отношение   родителей   находится   на   уровне   ниже среднего. Что свидетельствует о холодности отношений, дистанцированности. Большинство   родителей   сравнивают   своего   ребенка   со   сверстниками,   и отмечают   значительные   недостатки.   Будущее   ребенка   все   родителирасценивают только с точки зрения физического развития, а не относительно роста   ребенка   как   личности,   что   видно   из   комментариев   родителей   к вопросам. Эмоциональное отношение родителей к ребенку раннего возраста с ОВЗ оцениваем, как недостаточно благоприятное, поведение как формально принимающее.  Воспитанием   ребенка   занимается   в   основном   мать,   остальные   члены семьи   достаточно   дистанцированы.   Обнаруживается   низкий   уровень тревожности, это связано с крайне высоким уровнем контроля со стороны взрослого,   и   выше   среднего   уровня   удовлетворенности   отношениями родителя с ребенком при положительной динамики в развитии последнего. Воспитательская   позиция   родителей,   детей   раннего   возраста   с   ОВЗ отличается   достаточно   низким   уровнем   требовательности   и   строгости. Высоким уровнем сотрудничества и последовательности во взаимодействии родителей   с   ребенком,   которые   зависят   от   количества   детей   в   семье   и наличия положительных сдвигов в развитии ребенка. Для анализа родительского отношения по методике А. А. Шведовской «Родительское   сочинение»   мы   оценивали  эмоциональный   знак   отношения, временную   перспективу   образа,   определение   характера   центрированности высказываний. Родители,   дети,   которых   находятся   на   среднем   и   высоком   уровне развития   отмечают   позитивно   окрашенные   высказывания   о   ребенке. Сориентированы   на   благоприятное   будущее,   касающееся   физического развития ребенка или их отношений.  При   низком   и   крайне   низком   развитии   ребенка   ­   нейтральный   и амбивалентный   знак   высказывания.   Ярко   окрашенных   отрицательных высказываний   в   целом   по   выборке   относительно   мало.   Родители   не   могут отметить в чем их ребенок силен, при сравнении с другими детьми отмечают значительное   отставание,   что   стесняются   ребенка,   не   могут   достаточно описать   его.   Сориентированы   на   настоящее   и   будущее,   которое   касается трудностей, существующих в данный момент, неуверенности в возможностях и перспективах ребенка, негативных переживаниях. Отдельные родители не смогли описать своего ребенка, они видят и в настоящем и в будущем толькосвои проблемы в связи с особенностями ребенка. И центрированы на своих переживаниях или на недостатках ребенка. В   ходе   анализа   и   обработки   полученных   результатов   обследования семей, считаем возможным установить зависимость родительского отношения от   состояния   сенсомоторного   развития   ребенка   раннего   возраста   с   ОВЗ. Эмоциональная дистанция ­ близость зависит от состояния сенсомоторного развития ребенка. Чем ниже уровень развития ребенка, тем «дальше» от него находится   родитель.   А   чем   выше   уровень   развития   ребенка,   тем   ярче проявляется эмоциональная близость в данной диаде.  Сотрудничество является следствием признания его прав и достоинств, включенности ребенка во взаимодействие, а последняя становится возможной при высоком или среднем уровне развития ребенка, когда он в состоянии дифференцировать   значимого   взрослого   от   других,   откликается   на проявление чувств, выполняет инструкции и действует адекватно ситуации. В обратной ситуации, при низком и крайне низком уровне развития ребенка, процесс   взаимодействия   нарушается,   все   попытки   родителя   остаются   без ответна или принимают неадекватный характер.  Удовлетворение от общения с ребенком можно испытать при условии хорошего контакта в диаде «родитель­дитя», который возможен при высоком уровне развития ребенка. Соответственно, родители, воспитывающие ребенка раннего возраста с ОВЗ, который находится на низком или крайне низком уровне   развития,   остаются   неудовлетворенными   своими   отношениями   с ребенком.