Сенсорная интеграция
Оценка 4.6

Сенсорная интеграция

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
12.06.2019
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция является неврологическим процессом развития человека, происходящим в головном мозге. Нарушения сенсорной интеграции может выявить лишь специалист, наблюдая за деятельностью ребёнка. Признаки нарушения сенсорной интеграции ярко прочвляются у детей с ЗПР: затруднения при обучении чтению и письму, пдопущение аграмматизмов на письме, двигательная неуклюжесть, быстрая утомляемость и т.д.
сенсорная интеграция.docx
Сенсорная интеграция у детей с задержкой психического развития Сенсорная   интеграция   –   это   естественный,   неврологический   процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно   отметить,   что   наиболее   благоприятное   время   для   развития   –   это первые семь лет жизни [7, стр.9]. Сенсорному   развитию   детей   с   различными   нарушениями   в   развитии уделяли большое внимание такие известные ученые­исследователи как И. М. Сеченов   (1952),   П.   Ф.   Лесгафт   (1956),   Л.   С.   Выготский   (1983),   И.   А. Соколянский   (1989),  Н.  А.  Бернштейн   (1990),  Lauren  J.   Lieberman,  Jim   F. Cowart, (1996); Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) [11, стр.86] и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения   говорения   и   игры,   что   является   фундаментом   более   сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации. Исходя из представлений И.П. Павлова о коре головного мозга как о комплексе   анализаторов,   элементы   которых находятся   в   постоянном взаимодействии друг с другом, образуя тем самым единую функциональную систему,   исследователи   предположили,   что   патологические   изменения   в центральной нервной системе должны находить свое отражение и в нарушении межанализаторных связей [14, стр.151].  Сенсорная   интеграция   является   бессознательным   процессом, происходящим в головном мозге. Она организует информацию, полученную от анализаторов, «означивает, фильтрует и отбирает необходимую информацию» [6, стр.69]. Система интенсивно развивается в детском возрасте. Нарушения сенсорной интеграции невозможно выявить при помощи 1 таких   процедур,   как   ЭЭГ   или   компьютерная   томография   (КТ),   только наблюдая   за   ребёнком,   его   развитием   специалист   может   точно   отметить подобные нарушения. В   последнее   время   выявляется   все   больше   случаев   когнитивных нарушений,   сказывающихся   на   обучении   и   развитии   детей,   поэтому   все больше   специалистов   пытаются   разобраться   в   природе   этих   проблем   и нащупать пути помощи таким детям. Первой была установлена связь между обучением, развитием и нарушением слуховой и зрительной перцепции. Потом ученые   выяснили,   что   причиной   некоторых   слуховых   и   большинства зрительных   проблем,   возникающих   у   детей,   является   плохая   интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях [12, стр.28].  Вершиной   системы   сенсорной   интеграции   являются   развитая эмоциональная   сфера,   высшие   психические   функции   и   речь.   Еще   Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая окружающую его реальность [10, стр.123]. Руководствуясь этой теорией можно объяснить те нарушения, которые диагностируются у детей с   Если   процесс   формирования задержкой   психического   развития. сенсомоторной   интеграции   нарушается,   развитие   высших   психических функций (мышления, внимания, восприятия, памяти, речи и т.д.) замедляется или тормозится. Известно, что сенсорная интеграция обусловливает способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств, являясь обязательным этапом психического развития каждого ребёнка. 2 Среди симптомов, относящихся к нарушению сенсорной интеграции  можно выделить те симптомы, которые легко определяются у детей с ЗПР [6,  стр.70]:  трудности в обучении письму и чтению;  трудности с выслушиванием рекомендаций;  затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;  трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребёнка нет времени, чтобы задуматься;  слишком   высокий   или   слишком   низкий   уровень   двигательной активности, слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики);  двигательная неуклюжесть;  трудности в концентрации, импульсивность;  быстрая утомляемость;  задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении;  слабая организация поведения, отсутствие планирования. Формирование   целостного   образа   предметов   –   результат   сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с ЗПР. У них затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объём, недостаточна   точность   восприятия   (зрительного,   слухового,   тактильно­ двигательного).   В   исследовании   П.Б.   Шошина   и   Л.И.   Переслени   (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объём информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций [10, стр.129].  Затруднена   ориентировочно   исследовательская   деятельность, направленная   на   исследование   свойств   и   качеств   предметов.   Таким   детям 3 нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.  Одной   из   особенностей   детей   с   ЗПР   с   нарушениями   сенсорной интеграции является то, что сходные качества предметов воспринимается ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).  Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с ЗПР не выше,   чем   среди   нормально   развивающихся   детей.   Это   означает,   что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. Еще А. Штраус   и   Л.   Летинен   (1947)   в   своей   работе   о   детях   с   минимальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но   не   видят»,   обобщенно   формулируя   таким   образом   обнаруживаемую   у детей   недостаточную   целенаправленность   восприятия,   ведущую   к   его фрагментарности недостаточной дифференцированности [11, стр.89]. Несформированность   сенсорно   –   интегративных   функций   мешает   и развитию действий соотношения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы   между   мячиком   и   воздушным   шариком,  не   различают   близкие   по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру. Поэтому такое действие, как моделирование может у таких детей не сформироваться и к концу дошкольного возраста. Таким   образом,   задержка   психического   развития   ребёнка   с нарушениями   сенсорной   интеграции   характеризуется   недостаточностью   и фрагментарностью   представлений   об   окружающем   мире,   основными причинами   которых   являются   наличие   неполноценности   тонких   форм зрительного   и   слухового   восприятия,   пространственных   и   временных   недостаточность   планирования   и   выполнения   сложных нарушений, двигательных программ. 4 У многих детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются трудности   в   обработке   зрительной   информации.  Зачастую   эти   трудности связаны   с нарушением   взаимодействия   между   органами   чувств,   то есть сенсорной   интеграции.   Дети   этой   категории   допускают   большое количество ошибок при чтении и письме, имеют проблемы в математике. При чтении ребёнок с ЗПР часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов,   пропускает   во   время   письма   буквы.   Особенно   трудно   даётся   запись услышанных   слов:   он   затрудняется   интегрировать   звуковые   ощущения   с ощущениями в кисти и пальцах [9, стр.53].  Мозг ребёнка с ЗПР не успевает эффективно обрабатывать информацию из   разных   источников   (например, не   может   одновременно   слушать инструкцию   на   уроке   и   записывать   или   выполнять   задание   и   быстро реагировать на вопросы).  Вместе с тем, ребёнку с ЗПР доставляет трудность концентрировать внимание   на   учебном   материале.   Отвлекаемость   может   стать   главной проблемой   при   обучении,   когда   ребёнок   не   может   «отгородиться   от постороннего шума», и потому он не способен работать в полную силу.  У детей с ЗПР часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся вялыми,   быстро   устают.   Работая   за   столом,   ребёнок   с   задержкой психического развития не в состоянии продолжительно  спокойно сидеть и поддерживать   тело   в   вертикальном   положении,   это   может   также   служить признаком плохой сенсорной интеграции [8, стр.36]. Ряд   авторов   отмечают   у   детей   с   задержкой   психического   развития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение   удаленности   предметов,   и   в   целом   недостатки   зрительно­ 5 пространственной ориентировки [6], [8]. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполняют задания на копирование фигур, когда они конструируют по образцу какие­либо объекты. Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками. Исследования   по   опознанию   фигур,   проводившиеся   с   младшими школьниками, дают основания предполагать, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей  [5, стр.375].    Формирование целостного образа   происходит   замедленно,   поэтому   ребенок   многого   не   замечает, упускает детали. Недостатки   восприятия   выступают   более   четко   и   выражены значительнее   при   неблагоприятных   или   необычных   условиях   восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения,   изображение   представлено   в   виде   контура   или   неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия   проявляются   в   смешении   близких   по   очертаниям   букв   и   их элементов [5, стр.377]. Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных   сенсорно­перцептивных   функций,   т.е.   являются   следствием несформированности   аналитико­синтетической   деятельности   в   зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие анализаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значительное   отставание   наблюдается   у   дошкольников   с   задержкой 6 психического   развития   в   восприятии   пространства,   которое   (восприятие) основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений. Слуховое   восприятие   дошкольников   с   задержкой   психического развития   характеризуется   теми   же   особенностями,   что   и   зрительное. Определённых трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается.  Имеются   некоторые   затруднения   в  дифференциации   речевых звуков, например, при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в   слове.   Эти   затруднения,   отражающие   недостаточность   аналитико­ синтетической   деятельности   в   звуковом   анализаторе,   обнаруживаются   при обучении детей грамоте [1, стр.210]. Значительно больше, чем в дистантных видах восприятия, проявляется отставание   в   развитии   осязательного   восприятия.   Дети   затрудняются   в осязательном   узнавании   даже   многих   хорошо   знакомых   им   предметов. Осязательное   восприятие, объединяющим тактильные и двигательные ощущения.   как   известно,   является   комплексным, Доказательством   недостатков   тактильной   чувствительности   являются трудности детей в определении места прикосновения к разным участкам их кожной   поверхности   (например,   щеке,   подбородку,   носу,   кисти   руки   или предплечью). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не   могут   его   локализовать.   Особенно   трудно   им   локализовать   тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи [3, стр.57]. Недостаточность,   отставание   в   развитии   двигательных   ощущений проявляется   в   неточности   и   несоразмерности   движений,   оставляющих впечатление   двигательной   неловкости   детей,   а   также   трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. 7 Важно   отметить,   что   в   ходе   возрастного   развития   недостаточность восприятий преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия   и   слухового.   Особенно   интенсивно   это   происходит   в   период обучения грамоте. Медленнее развивается осязательное восприятие. Дети   с   ЗПР,   с   нарушенной   сенсорной   интеграцией   испытывают трудности   при   ориентировании   в   окружающем   их   пространстве   и   на собственном теле. Натыкаются на других детей или предметы, поскольку не в состоянии   оценить   их   пространственное   положение,   а   также   положение собственного   тела.   наблюдаются  трудности   в   различении   правой   и   левой сторон,   особенно,   когда   у ребенка   нет   времени,   чтобы   задуматься.   При тестировании навыка ориентирования в окружающем пространстве дети с ЗПР часто   путают   левую   и   правую   руку,   ногу,   глаз,   ухо   и   т.д.   Из­за   этой особенности им трудно в школе переписывать в тетрадь написанное на доске: оценка расстояния между собой и доской и расположение букв на бумаге. Буквы выходят разного размера и кривыми, тетрадная строка не соблюдается [3, стр.64].   Необходимо   также   подчеркнуть,   что   вестибулярная   система взаимосвязана   почти   со   всеми   зонами   мозга,   поэтому   вестибулярные рецепторы наиболее чувствительны, так как их информация очень важна для адаптации   человека.   Вестибулярная   активность   формирует   основу   для развития   зрения   и   слуха.   Нарушения   работы   вестибулярной   системы включают в себя нарушения двигательных ощущений и их влияние на развитие навыков   ребёнка.   Например,   у   ребёнка   с   ЗПР,   как   правило,   наблюдается нарушение   чувства   равновесия   при   ходьбе   по   бревну   или   узкой   скамейке. Либо   ему   очень   трудно   писать   на   доске   или   списывать   с   неё   текст   [13, стр.171]. 8 Происходит это в результате того, что без пространственной перцепции, которая   складывается   из   телесных   и   гравитационных   ощущений,   трудно зрительно оценивать пространство.  Американский психолог Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием именно вестибулярной системы [6, стр.70]. Следовательно,   вестибулярная   система   является   главным   организатором ощущений. Таким образом, у ребенка с ЗПР наблюдаются трудности с обработкой сенсорной   информации,   что   подтверждается   их   измененной   реакцией   на или тактильные раздражители. проприорецептивные, вестибулярные   Проприоцептивные   ощущения   –   это   бессознательное   различие   ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения   –   это   чувства   от   гравитации,   регистрации   движений   головы,   а также   передвижения   тела   в   пространстве.   Тактильные   ощущения   –   это способность ощущать и различать прикосновения. Языковая коммуникация – это конечный продукт сенсорной интеграции. Специалистами отмечено, что у детей с ЗПР, имеющими речевые нарушения, наряду с вестибулярными проблемами обычно есть проблемы с движением и  Результатом   сниженной   активности двигательным   планированием. вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого   развития.   Дети   просто   не   определяют   сенсорную   информацию, которая   поступает   от   артикуляторных   органов.   В   результате   возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции. Но не все языковые и речевые расстройства связаны с вестибулярной дисфункцией.   Речь   может   быть   нарушена   из­за   плохой   работы   речевых центров левого полушария. На   основании   вышеизложенного   можно   отметить   причины недостаточности восприятия и ощущений [8, стр.61]: 9  низкая скорость приёма и переработки информации;  несформированность   перцептивных   действий,   то   есть   тех преобразований сенсорной информации, которые ведут к созданию целостного образа объекта;  несформированность у детей с ЗПР ориентировочной деятельности, иначе говоря, они не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент. Специалист в области сенсорной интеграции Л. А. Хоекман высказывает свою точку зрения на основные причины дисфункция сенсорной интеграции:  Ребёнок   получает   слишком   много   чувственной   информации,   его мозг перегружен;   Ребёнок   не   получает   достаточного   количества   чувственной информации, он начинает её жаждать [11, стр.91]. В   первом   случае   свойственна   повышенная   чувствительность   к сенсорным   стимулам,   проявляющаяся   как   непереносимость   ярких   цветов, бытовых   шумов,   неприятие   зрительного,   тактильного   контактов,   боязнь запахов,   высоты,   осторожность   в   движениях   и   т.д.   С   целью   избегания дискомфортных   впечатлений   ребёнок   пытается   оградить   себя   от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных   сопротивление   защит   от   внешнего   вмешательства   и   формируя отрицательную   избирательность   к   сенсорным   стимулам:   в   центре   его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит   некоторые   звуки   и   прикосновения,   отказывается   от   ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. [11, стр.91]. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным   раздражителям.   У   ребёнка   наблюдается   особая   захваченность 10 с отдельными   рассматриванием,   соприкосновением,   изменением   положения   тела   в стимулирующими   связанными   впечатлениями,   пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные   манипуляции   с   предметами,   взмахи   рук,   застывания   в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления [11, стр.92]. Таким образом, целесообразно отметить следующие важные моменты:  Ребенок   кажется   неорганизованным,   ему   не   хватает целеустремленности.   Поэтому   он   не   в   состоянии   исследовать окружающий   мир,   полноценно   играть.   Он   может   казаться неуклюжим и плохо держать равновесие.   Общий симптом дисфункции сенсорной стимуляции ­ неспособность поддерживать   необходимое   состояние   внимания,   а   также концентрировать   внимание  на   определенной   задаче.  Это  особенно заметно   при   восприятии   речи,   несущей   огромное   количество слуховой   информации,   которую   нервная   система   не   может переработать [8, стр.65]. Итак, проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей   с   задержкой   психического   развития.   Эти   проблемы   приводят   к «нарушению сенсорной интеграции» (комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том   числе   тактильную,   зрительную,   слуховую,   обонятельную,   вкусовую   и двигательную).  Наличие у ребёнка с ЗПР нарушений сенсорной интеграции приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т.д. У таких детей, как правило, одно или несколько чувств недостаточно развиты 11 (гипосензитивность)   или   наоборот   –   они   чрезмерно   чувствительны (гиперсинзитивность) [2, стр.147]. В   целом   нарушения   сенсорной   интеграции   вызывают:   снижение самооценки,   трудности   в   освоении   знаний,   что,   безусловно   приводит   к проблемам в обучении. Нормально развитые дети опираются на эффективное получение, обработку и организацию входящей сенсорной информации, что позволяет   им   приобретать   навыки,   необходимые   в   повседневной   жизни,   а также в обучении [2, стр.149].  Целесообразно   перечислить   лишь   некоторые   из   навыков,   уровень развития которых напрямую зависит от эффективности процесса сенсорной интеграции. Их наличие свидетельствует о готовности ребёнка к обучению в школе [7, стр.151]:  способность к концентрации внимания на задании;  навык следования вербальным инструкциям;  навык самостоятельного выполнения серии заданий;  овладение различными предметами;  овладение   навыками   письма,   и   в   первую   очередь   овладение правильным захватом карандаша или ручки;  навык зрительно­моторной координации, зрительный праксис;  умение удерживать вертикальную позу, сидя за партой;  владение навыками крупной моторики для участия в игре и процессе отдыха. Необходимо рассмотреть особенности развития детей с нарушениями сенсорной   интеграции.  Обычно   развивающийся   ребёнок   обучается и овладевает   навыками   закономерно,   на уровне   возрастной   группы   или сверстников,   чего   нельзя   сказать   о детях   с ЗПР,   у   которых   нарушена сенсорная   интеграция.   Формирование   и обогащение   чувственного   опыта такого   ребёнка,   его   звукового   и зрительного   восприятия,   а также 12 познавательной   деятельности ­   внимания,   памяти   и мышления вызывает трудность затруднено. Ребёнок не может выделить из окружающей среды отдельные элементы или   обобщить их,   а неразвитое   восприятие   и специфические   недостатки памяти   затрудняют   знакомство   с миром.   Потому   дети   с ЗПР,   у   которых нарушена   сенсорная   интеграция,   зачастую   не соответствуют   общепринятым  Характерными   особенностями параметрам   возрастного   развития. представлений   детей   с   ЗПР   с   сенсорными   нарушениями   являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм [4, стр.9].  Исходя из выше описанного своеобразия сенсорной интеграции детей рассматриваемой   категории,   очевидно,   что   слабое   развитие   восприятия оказывается   одной   из   основных   причин   замедленного   овладения   социально­ деятельностью,   жизненно   необходимыми   двигательными, бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на всем ходе физического   и психического   развития  детей.  В связи  с этим,  прежде  чем, предъявлять ребёнку учебный материал, вначале рекомендуется создать такие сенсорно­стимулирующие   условия,   при   которых   могут   быть   оптимально задействованы психомоторные возможности ребёнка. Итак, одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток   сенсорных   (тактильных,   зрительных,   слуховых)   стимулов.   В зарубежных   исследованиях   [4,   стр.11],   показано   влияние   сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. В   результате   недостаточности   сенсорного   анализа   может   быть   нарушен процесс   осмысления   построения   двигательного   действия   [11,   стр.12].   В нейрофизиологических   исследованиях   детей   рассматриваемой   категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку 13 сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но   и   вторичную   задержку   в   психоэмоционально­волевом   и   когнитивном развитии [6, стр.75].  Невнимательность   и   гиперактивность   могут   быть   как   проявлениями задержки   психического   развития,   СДВГ,   так   и   проявлениями   нарушений сенсорной обработки. Кроме того, у некоторых детей нарушения сенсорной обработки и ЗПР с СДВГ могут сосуществовать одновременно. По данным диагностического исследования Л.Миллер из обследованных 225   детей  с   уже   установленным   диагнозом   ЗПР,   скрывалась   целая   гамма других состояний и диагнозов. Диагноз ЗПР был подтвержден только в 63% обследованных случаев [3, стр.152]. Среди других причин невнимательности были   диагностированы   синдром   сенсорной   защиты   без   ЗПР   (34   ребенка), задержки психо­речевого развития с явлениями гиперактивности (46 детей), эмоциональные нарушения (16 детей), эпилепсия с дефицитом внимания (6 детей), аутизм (4 ребенка), нейросенсорная тугоухость (4 ребенка) и другие 3,6 %. [3, стр.153]. У обследуемых детей был нарушен уровень внимания (объём, устойчивость, концентрация, распределение), неровная или низкая успеваемость, школьная   Для   оценки   состояния   также   использовались   данные мотивация. педагогических характеристик и мнения родителей [3, стр.154]. При сравнении непрерывных, порядковых параметров и по суммарному коэффициенту  сенсорного  профиля  у  обследуемых  детей  с  ЗПР выявлены различия по качеству ответов на сенсорные стимулы между ними, при этом вариант   сочетания   явлений   ЗПР   с   сенсорными   расстройствами   протекал тяжелее.   Анализ   встречаемости   показателей   гиперсенситивности   при   ЗПР показал, что большинство обследуемых детей обнаружили защиту более, чем в   одной   сенсорной   системе   (63%).   Степень   тяжести   сенсорной   защиты коррелировала со степенью выраженности других сопутствующих симптомов 14 (например,   соматические   жалобы,   проблемы   внимания,   познавательные, агрессивность) [3, стр.154]. Выводы:  Сенсорная   интеграция ­   это   адаптационная   реакция,   служащая   принятия для   выполнения   определенного   действия, соответственного положения тела и т. п.;  Сенсорная   интеграция  необходима   для   движения,   говорения   и игры, она является фундаментом для более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение;  Вершиной   системы   сенсорной   интеграции   являются   развитая эмоциональная сфера, высшие психические функции и речь;  Среди   симптомов,   относящихся   к   нарушению   сенсорной интеграции   можно   выделить   те   симптомы,   которые   легко определяются у детей с ЗПР;  У детей с ЗПР затруднён процесс восприятия: снижен его темп, сужен объём, недостаточна точность восприятия;  Задержка   психического   развития   ребёнка   с   нарушениями сенсорной   интеграции   характеризуется   недостаточностью   и фрагментарностью представлений об окружающем мире;  У   многих   детей   с ЗПР   наблюдаются  трудности   в   обработке зрительной информации;  Ребёнку с ЗПР доставляет трудность концентрировать внимание на учебном материале;  У детей с ЗПР часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся вялыми, быстро устают;  У   детей   с   задержкой   психического   развития   отмечаются трудности   в   выделении   фигуры   на   фоне,   затруднения   при 15 различении   близких   по   форме   фигур,   недостатки   восприятия глубины пространства;  Дети этой категории допускают большое количество ошибок при чтении и письме, имеют проблемы в математике;  Дети с ЗПР, с нарушенной сенсорной интеграцией, испытывают трудности при ориентировании в окружающем их пространстве и на собственном теле;  У ребенка с ЗПР наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации,   что   подтверждается   их   измененной   реакцией   на проприорецептивные, вестибулярные раздражители;   или   тактильные  Также   имеются   трудности   с   началом   и   реализацией   движений, требующихся для артикуляции;  Общий   симптом   дисфункции   сенсорной   стимуляции   ­ неспособность поддерживать необходимое состояние внимания, а также концентрировать внимание на определенной задаче.   16 Список литературы 1. DOERING, W.u.W.: Sensorische Integration. Dortmund. 1999.  2. KESPER,  HOTTINGER,  G.;  C.:  Mototherapie   bei   Sensorischen Integrationsstörungen. München. 1999. 3. Miller L. J. Kinder, die zu viel fühlen. Dortmund. 2005. 4. Roley,   S.   S., Blanche,   E.   I.   Sensorische   Integration:   Grundlagen   und Therapie   bei   Entwicklungsstörungen   Springer­Verlag,   2011.   ISBN 3642188672 5. Van   Dijk   J.   P.   M.   An   educational   curriculum   for   deaf­blind multihandicapped persons // D. Ellis (Ed.) Sensory impairments in mentally handicapped people. London: Choom­Helm. 1986. H. 375­382. 6. Айрес Э.  Дж.  Ребёнок  и  сенсорная интеграция. Понимание  скрытых проблем   развития   /Э.   Джин   Айрес;   [пер.   с   анг.   Юлии   Даре].   М.: Теревинф, 2009. ­ С.68 ­71 7. Архипова   Д.В.,   Битова   А.Л.,   Садовская   Ю.Е.,   Сафронова   Е.Н., Тихонова О. А. Сенсорная интеграция у детей с нарушениями развития. //   Материалы   1   Межд.   Конгресса   «Проблемы   комплексной реабилитации детей, страдающих церебральным параличом». ­ 2006 ­ С.150­151. 17 8. Кислинг,   У.   Сенсорная   интеграция   в   диалоге:   понять   ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие /Улла Кислинг; под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. ­ М.: Теревинф, 2010. 9. Кэрол Крановиц, «Разбалансированный ребенок», 1998  10.Литвак А. Г. Тифлопсихология /А. Г. Литвак. ­ СПб, Изд­во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 11.Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно­ развивающей   работе   с   детьми   с   тяжёлыми   и   или   множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание   детей   в   условиях   центра   коррекционно­развивающего обучения и реабилитации: учеб.­метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86­92. 12.Садовская   Ю.Е.  Сенсорные   расстройства   у   детей,   систематизация   и диагностика // Особый ребенок. Исследование и опыт помощи, научн.­ практ.сб. – 2009. – вып. 6­7. – М., ЦЛП. ­ С. 28­40. 13.Садовская   Ю.Е.,   Блохин   Б.М.,   Троицкая   Н.Б.   Диагностическая валидность синдрома сенсорной защиты в Российской педиатрической     Материалы   Девятого   Российского   Конгресса популяции. «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии». – М. ­ // 2010. – С. 171­172. 14.Фейгенберг   И.М.   Клинические   нарушения   взаимодействия анализаторов / И.М. Фейгенберг. ­ М.: Медицина, 1975. ­ 170 с. 18

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019