Сенсорное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями

  • Особые потребности
  • pptx
  • 26.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации "Сенсорное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями описана система работы по коррекционному курсу для детей с умеренной, тяжёлой и выраженной умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) , ТМНР. Представлены блоки и направления работы, приведены примеры сопровождающих материалов.
Иконка файла материала сенсорное развитие .pptx

Сенсорное развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Учитель ОКОУ “Школа-интернат №5” г. Курска- Должикова Нелли Викторовна

Место коррекционных курсов
в учебном плане










____________________
_____________________
_____________________
_____________________

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

Внеурочная деятельность

Сенсорное развитие

Предметно-практические действия

Двигательное развитие

Альтернативная коммуникация

Сенсорное развитие (от лат. “sensus” – чувство, ощущение)- это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программа включает
5 разделов:

«Восприятие запаха»

«Восприятие вкуса»

«Тактильно-двигательное, кинестетическое восприятие»

«Слуховое восприятие»

«Зрительное восприятие»

Материально-техническое оснащение:

сенсорная комната
-светлая комната
-тёмная комната

Материально-техническое оснащение:

сенсорные наборы предметов, различных по цвету, форме, текстуре;
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
сенсорные панели;
наборы аромобаночек и др.

Требования к отбору и проведению сенсорных игр:

доступность
связь с жизненным опытом и интересами ребёнка
эмоциональность
вариативность
динамичность
готовность педагога к проведению игры

Сенсорные игры:

игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;

игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве.

Развитие зрительного восприятия

восприятие людей
восприятие себя
восприятие предметов
форма
размер
цвет
пространственные отношения




Игры на развитие зрительного восприятия






Развитие слухового восприятия

локализация звука в пространстве
неречевое воспиятие
громко-тихо
звуки природы
музыкальные звуки
звукоподражание
чувство ритма
речевое восприятие
источник речи
понимание
интонация

Игры на развитие слухового восприятия

Развитие тактильно-двигательного, кинестетического восприятия

свойства предметов и явлений
холодный-тёплый-горячий
тяжёлый лёгкий
гладкий -шершавый
мягкий-твёрдый
мокрый-сухой
сыпучий- жидкий- твёрдый
форма предмета

Игры на развитие тактильно-двигательного восприятия

Развитие тактильно-двигательного, кинестетического восприятия

восприятие своего тела
части тела
мелкая моторика
общая моторика

Игры на развитие тактильно-двигательного,кинестетического восприятия

Развитие восприятия запаха

Узнавание (различение) объектов по запаху
Реакция на запахи.

Развитие
восприятия вкуса

солёный
кислый
сладкий
горький

Литература :


Бабенкова Е., Федоровская О. Игры, которые лечат. М.: ТЦ Сфера, 2013.
Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. - М. //Советский спорт, 1991.
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – Владос. 2001.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.

Спасибо за внимание!