ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович (1894—1967), русский поэт, публицист, переводчик, общественный деятель. С апреля 1916 находился в Западной Армении (Ван и другие). Стал очевидцем погромов армянского населения, развернул энергичную деятельность по снабжению его продовольствием, оказанию медицинской помощи беженцам, организации приютов для сирот.
«…Видя нищету и разорение, собирая сирот на дорогах, где белели затоптанные в прах кости армянского народа, я начал освобождаться от империалистических иллюзий».
Здесь, в разоренном в опустошенном Ване, он впервые познал подлинный смысл «огромного лика войны», ее антигуманистический характер.
Израненная «человеческим зверством», лежала Армения в развалинах и пепле. «Развалины не страшны, — пишет Городецкий, — ... но страшна память страданий, причиненных человеком человеку...»
«Я вдруг понял, что значит народное бедствие. Та минута навсегда сроднила меня с Арменией, а моя служба превратилась в служение»
«Невыносима мысль, что сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же неслыханным по зверству истязаниям... Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю. Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой - вот... ощущения, которыми дарит Турция»
«Ваша совесть навсегда больна, ибо такие избиения ложатся на совесть всего человечества, тени армянских мучеников носятся над всей землей»
Поэт изучал армянский язык. “Я усиленно пытаюсь говорить по-армянски", - писал он Нвард Туманян 22 октября 1916 г. из Вана. Изучал он и историю народа. Не поэтому ли С. Городецкий так мастерски связал историческое прошлое Армении с трагическим его настоящим
С. Городецкий трижды совершал поездки в Западную Армению, результатом чего явились, помимо книги стихов «Ангел Армении», его публицистические статьи и очерки, составившие цикл «В стране ручьев и вулканов», печатавшийся в 1916—1917 гг. в газетах «Русское слово» и «Кавказское слово»
«Каждый камень, каждый профиль горный дышит древней жизнью, полон легенд и воспоминаний,— писал С. Городецкий в очерке «Голубые берега». — Какое богатство духа, какая красота природы!»
И вдруг — погром: «Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление души человеческой»
«Утром я открыл глаза от острого алого света: это Арарат засверкал еще невидимым солнцем. Куда-то на землю, по обе стороны ее, убегала тьма, растворяясь в зеленой лазури. Вся основа вулкана была грузнолиловая, а пояс рыже-теплый, а грудь и вершина такие ясно-алые, что ни коралл, ни сибирский рубин, ни перышко фламинго не пойдут в сравнение. Бесчисленные полотна художников хотят передать этот утренний розовый плащ Арарата — и нет силы…»
В одном из трёх текстов, посвященных Ованесу Туманяну С.Городецкий написал: «Я считаю себя продолжателем славного дела Валерия Брюсова. Он ещё более подружил Россию с Арменией. Я укрепил эту дружбу стихами и работой на фронте…»
В марте 1918 года на книжке «Ангел Армении» он сделал дарственную надпись Ованесу Туманяну: «Из горнила бедствий Армении вынес я надежду на ее воскресение. Благословен день, когда оно свершится».
В цикле «Ангел Армении»– двенадцать стихотворений, написанных, в основном, весною 1916 года. И созданы они не по чьим-то рассказам, а под непосредственным впечатлением очевидца, вдыхавшего горький дым пожарищ разрушенного Вана, слышавшего стон беженцев, видевшего трупы на обочинах дорог и «кости белые армян» «на дне ущелий, в бездне гор». Городецкий отыскивал и собирал уцелевших детей-армян в Ване и других разорённых местах, перевозя сирот в Игдыр – и совершил он не одну такую экспедицию...
– Восстань, страна, из праха и руин!
Своих сынов рассеянных сомкни
В несокрушимый круг восторженных дружин!
Я возвещаю новой жизни дни.
Истлеет марево враждебных чар,
И цепи ржавые спадут, как сон,
Заветный Ван и синий Ахтамар
В тебе вернутся из былых времён.
Восстань, страна! Воскресни, Айастан!
Вот радугу я поднял над тобой.
Ты всех земных была несчастней стран,
Теперь счастливой осенись судьбой!
Городецкий всю свою последующую жизнь сохранял теплые чувства к Армении и армянскому народу — ведь он видел не только геноцид армян, беженцев и сирот, он дожил и до воскресения Армении, стал очевидцем ее возрождения в мощную республику в союзе с великой Россией....
С. Городецкий пронес через всю свою долгую жизнь e светлые чувства о мученической доле армянского народа.
"Не забыть мне Армении никогда, - писал он 10 апреля 1944 г., - мечта моя - побывать еще на ее на первозданных скалах, где так остро чувствуется связь человека с породившей его природой"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.