Сергей Радонежский , Конспект урока
Оценка 4.6

Сергей Радонежский , Конспект урока

Оценка 4.6
Видеоуроки +1
docx
музыка
4 кл
27.02.2017
Сергей Радонежский , Конспект урока
Публикация является частью публикации:
Сергий Радонежский.docx
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА № 1268» Исследовательский проект посвященный 700­летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Тема: «Почитание преподобного Сергия» Руководители: Учитель музыки Михеева Е О                                                                                         Содержание 1. Введение    3 2. Краткая биография Сергия Радонежского 6 3. Почитание преподобного Сергия 9 3.1 Обретение мощей10 3.2 Написание жития 10 3.3 Иконы 10 3.4 Дни памяти Сергия Радонежского 12 3.5 Храмы в России 12 3.6 Почитание и Храмы за рубежом                             12 3.7 Почитание в литературе, музыке, живописи                           13 4. Заключение                             15 5. Библиография                          16 6. Приложение                               17 Русь Святая! Храни православную веру! В ней же тебе утверждение… (Стихира) 1.Введение Игумен всея Руси, великий печальник земли Русской, неиссякаемый родник крепкого русского духа­так святая Церковь и наши летописцы достойно и праведно именуют Преподобного Сергия Радонежского. Кем был этот святой подвижник для людей своего времени, и кто есть для нас, ныне живущих? Когда и как возникло почитание Преподобного Сергия, каким образом оно 2 продолжается сегодня? На эти и многие другие вопросы мы решили найти ответ, приступая к нашему исследовательскому проекту.               Мы,   авторы   проекта,   ученицы   10   «А»   класса   являемся   так   же участниками   фольклорного   ансамбля   «Крупица»,   существующего   в   нашей школе   с   1994   года.   В   составе   ансамбля   мы   часто   принимаем   участие   в концертных программах, организуемых Московской Патриархией (выставка­ форум   «Православная   Русь»,   «Над   Россией   Рождество»,   Пасхальные концерты).Вместе   с   ансамблем   мы   побывали   на   Международных Рождественских фестивалях в Витебске, Полоцке, Санкт­Петербурге. В 2014 году  выступали  на концерте духовной  музыки  в Казанском Кафедральном Соборе   в   городе   Санкт­Петербурге.   Ансамбль   «Крупица»   является организаторомрайонного праздника «Сияй над Россией Рождество». В январе 2014  года   он   третий   раз   состоялся   в  стенах   школы   №1268,  объединив   на празднике учеников различных школ ВАО г. Москвы. На занятиях в ансамбле мы знакомимся с историей народных и православных праздников, разучиваем рождественские   и   пасхальные   песнопения,   духовные   стихи.   Мы   много говорим о святых Русской Земли. В 2010 году наш ансамбль принимал участие в фестивале «Славянский путь», который   состоялся   в   городе   Сергиев   Посад.   Во   время   фестивальной программы мы побывали на экскурсии в Троице­Сергиевой Лавре. Уже тогда нам захотелось больше узнать о Преподобном Сергии, основатели обители; узнать больше об истории самого монастыря. Для своей работы мы выбрали тему «Почитание Преподобного Сергия». В   настоящее   время   в   средствах   массовой   информации   много   говорят   о бездуховности   подрастающего   поколения,   об   отсутствии   нравственных идеалов, ориентиров. Мы хотели показать, что имена настоящих подвижников живы   в   памяти   народной   и   являются   для   нас,   молодых   людей  XXI  века, примером. 3 Таким   образом,  актуальность  нашей   работы   мы   видим   в   необходимости показать нашим сверстникам, как сильна в русском народе память о великих подвижниках; подчеркнуть, как важна духовность в нашей жизни. Цель  нашего   исследовательского   проекта­   изучить,   как   и   когда   началось почитание преподобного Сергия, почитание святого в наши дни.(слайд №2)                 В процессе достижения поставленной цели мы решали следующие задачи(слайд №2):  изучить   материалы   биографии,   общественного   служения   Сергия Радонежского;  изучить литературу о храмах, иконах, живописи, поэзии, музыке в честь Преподобного Сергия;  провести анализ исследовательской литературы;  прослушать произведения церковной музыки;  подобрать материалы для презентации;  провести фестиваль и выставку творческих работ среди учащихся 4­5 классов(слайд №3);  обработать и проанализировать полученные результаты;  сделать выводы;  подготовить презентацию в электронном виде; Объектом  нашего исследования являются ­ литература, музыка, живопись, иконы, храмы в честь Преподобного Сергия; предметом­почитание Сергия Радонежского в былые времена и в наши дни. Приступая   к   работе,   мы  предположили,   что   почитание   Преподобного Сергия началось ещё при его жизни и продолжается до сегодняшнего дня.           Во   время   работы   над   исследовательским   проектом   мы   использовали следующие методы:  метод наблюдения;  метод опроса (беседа, конкурс творческих работ);  сравнительно­исторический метод;  метод теоретического анализа; 4 Приступив к работе над проектом, мы разделили свои силы. Теплова Елена   занялась   сбором   информации   о   биографии   Сергия   Радонежского, Романенко   Валерия   собирала   материал   о   почитании   преподобного Сергия,Лобко Екатерина занялась организацией фестиваля творческих работ среди   учащихся   4­5   классов.     Затем   мы   объединили   собранный   материал, ознакомились с ним. Очень помогла нам Елена РенольдовнаИовчева– научный сотрудник   Российской   Государственной   библиотеки   (им.   В.И.   Ленина). Именно она посоветовала нам обратиться к сборнику статей «Православие и духовное   возрождение   России»   Патриарха   Алексия  II,   и   к   книге архимандрита   Никона   «Преподобный   Сергий   Радонежский»,   на   материалы которых   мы   опирались   во   время   подготовки   проекта.   Далее   мы   стали подбирать иллюстрации для нашей проектной работы.              Мы обратились за консультацией  к учителю музыки Богдан Ирине Николаевне и педагогам ансамбля «Крупица» Мирзоян Юлии Александровне и Головченко Юлии Эдуардовне. Они помогли нам разобраться в большом количестве собранного материала, дали советы по организации и проведению фестиваля творческих работ среди учеников 4­5х классов, помогли выбрать иллюстрации к презентации.               Подобрав   теоретический   материал   мы   приступили   к   подготовке презентации. 2. Краткая биография В   своём   рассказе   первый   биограф   Сергия   Радонежского   Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей и его жены Марии.              В возрасте 7 лет Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие 5 от   своих   успешных   в   учёбе   братьев   Варфоломей   существенно   отставал   в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещали, сам же он со слезами   молился,   но   учёба   вперёд   не   продвигалась.     И   тогда   случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.              Однажды, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца­схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным   волнением,   поведал   ему   своё   горе   и   просил   старца   усердно молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из­за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе даётся в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, сто отныне Господь дарует   тебе   хорошее   знание   грамоты,   большее,   чем   у   твоих   братьев   и сверстников».   После   этого   старец   хотел   уйти,   но   Варфоломей   молил   его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок   хорошо   будет   знать   грамоту   и   понимать   священные   книги.   И   вот знамение   второе   знамение   вам   и   предсказание   ­   отрок   будет   велик   перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведёт вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».        Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. 6 Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание   посвятить   себя   монашеской   жизни;   достигнув   двадцатилетнего возраста,   он   решился   постричься   в   монахи.   Родители   не   возражали,   но просили дождаться их смети. Преподобный Сергий, вся жизнь которого была великой жертвой Богу, начал свой подвиг с малой жертвы своим родителям, и, что особенно важно, сделал это с радостью. Начало монашеской жизни               После   смерти   родителей   Варфоломей   сам   отправился   в  Хотьково­ Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь   к   «строжайшему   монашеству»,   к   пустынножитию,   он   оставался здесь не долго и убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм так же во имя святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре   уехал   в   московский   Богоявленский   монастырь,   где   позднее   стал игуменом. Варфоломей, оставшись  в полном  одиночестве, призвал  некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия. Образование Троице­Сергиевой лавры              Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась, как  Троице­Сергиев монастырь (впоследствии   Троице­Сергиева   лавра).     Постепенно   слава   его   росла;   в обитель   стали   обращаться   все,   начиная   от   крестьян   и   кончая   князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали её своё имущество. Сначала терпевшая   во   всём   необходимом   крайнюю   нужду   пустынь   обратилась   в богатый монастырь. 7 По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял   враждующих   между   собой   князей,   уговаривал   их   подчиняться великому   князю   московскому,   благодаря   чему   ко   времени   Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По   версии   жития,   отправляясь   на   эту   битву,   последний   в   сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от   него   благословение.   Благословляя   его,   Сергий   предрёк   ему   победу   и спасение от смерти и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Хотя, по канонам   Русской   Православной   церкви,   монахам   и   священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях. Кроме   Троице­Сергиева   монастыря,   Сергий   основал   ещё   несколько монастырей: Благовещенский  монастырь  на  Киржаче, Старо­Голутвин  близ Коломны,   Высоцкий,   Георгиевский   на   Клязьме;   во   все   эти   обители   он поставил   настоятелями   своих   учеников.   Более   40   обителей   основано   его учениками.        Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину призвал к себе братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие.   Прежде   имейте   страх   Божий,   чистоту   душевную   и   любовь нелицемерную…»        25 сентября 1392 года Сергий скончался. 3. Почитание и канонизация преподобного Сергия               Почитание   Сергия   Радонежского   появилось   раньше,   чем   возникли формальные   правила   канонизации   святых,   поэтому   нет   документальных известий   о   том,   когда   и   как   началось   его   почитание   как   православного 8 святого   и   кем   оно   было   установлено.   Нам   представляется,   что   Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя 5 лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице­Сергиев Варницкий монастырь, ныне подворье Свято­Троицкой Сергиевой лавры.         Церковный историк Е.Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом. В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия  преподобным  и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями.В ряде советских энциклопедийуказано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения Радонежский Римского Сергий     папы     почитаетсявосточнокатолическими церквями. 3.1. Обретение мощей        Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал ПахомийЛагофет; день 5 /18 июля является одним из дней   памяти   святого.   При   этом   на   языке   древней   церковной   литературы нетленные мощи – это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля 1919 года, во время компании по вскрытию мощей, мощи Сергия   Радонежского   подверглись   вскрытию   в   присутствии   специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920­1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 года мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время 9 мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице­Сергиевой лавры. 3.2 Написание жития преподобного Сергия       Почитание Сергия Радонежского проявляется по­разному: это и память о своём святом в народе, храмы, монастыри, иконы, песнопения, стихи в его честь.   Мы   хотим   остановиться   на   основных   формах   почитания   святого Сергия Радонежского.               Автор   первого   жизнеописателя   Сергия,   его   ближайший   ученик, Преподобный Епифанийскорбил о том, чтобы не пришло в забвение житие такого великого старца, и через это забвение не потеряна была бы духовная польза   для   читателей.  Первое   жизнеописание   было   написано   преподобным Епифанием через 26 лет после кончины Сергия Радонежского, а в середине XV века значительно переработано и дополненоПахомиемЛагофетом. На сегодняшний день существует более десятка разных житий Преподобного Сергия.   Наиболее   известные   стали   составленное   святителем   Московским Филаретом, а также сочинения «Русские Святые» преосвященного Филарета, архиепископа   Черниговского   «Жития   Святых   Российской   церкви»   А.Н. Муравьёва,   «Преподобный   Сергий   Радонежский   и   созданная   им   Троицкая Лавра» Е.Голубинского. 3.3. Иконы        Святого Сергия Радонежского изображают в соответствии с каноном для преподобных.   «Святитель   сед,   риза   кресчатая,   налево   иноки   в   чёрных клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый» ­ говорится о преподобном Сергии Радонежском в Лицевых святцах XVII века Никольского единоверческого монастыря.              Первый образ святого, вышитый на покрове вскоре после его смерти, келейные иконы преподобного Сергия, изображение припадающего ко Христу 10 «игумена земли Русской» на Спасской башне Кремля и древнюю иконографию «Видения отроку Варфоломею» ­ всё это можно увидеть в галерее икон.              Шитый покров первой четверти  XV  века – одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений святого.  Он был исполнен к обретению мощей преподобного,   которое   произошло   в   1422   году   во   время   игуменства преподобного   Никона   Радонежского.   Очевидно,   что   это   изображение обладает   портретным   сходством   в   большей   степени,   чем   все   остальные изображения, так как в исполнении покрова принимали участие люди, лично знавшие святого и помнившие его облик.        В начале XVII века по заказу троицкого келаря Александра Булатникова были созданы иконы­панорамы Троице­Сергиевой лавры.              В Троице­Сергиевой Лавре в храме Троицы Живоначальной имеется икона Святого Сергия Радонежского с частицей его мощей; так же иконы с частицами мощей хранятся в Храме Святителя Николая в Кленниках, в Храме Илии Обыденного, в Храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове, в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове.        Редчайшая икона под названием «Явление Божьей Матери преподобному Сергию   Радонежскому»   является   чудотворной;   написана   на   доске   от   его гроба, сопутствовала российским царям и императорам в их военных походах. Её можно увидеть в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском – Тюрикове. 3.4. Дни памяти        Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году 5/18 июля – воспоминание обретения его честных мощей, 25 сентября/8 октября – его преставление. 11 3.5. Храмы в России         Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов и часовен общим числом 591, если речь идёт о храмах, имеется в виду что во имя преподобного Сергия освящён один из престолов храма.              Только в Москве храмов и часовен 67, в Московской области и в соседних областях храмов насчитывается 174.        Наиболее известные из них, в которых Сергию Радонежскому посвящён главный   престол,   это   Храм   Сергия   Радонежского   в   Высокопетровском монастыре, в Новоспасском монастыре; храм в Рогожской слободе, именно этот храм – первый деревянный, выстроенный в честь Сергия Радонежского был построен в Рогожской ямской слободе, только после 1722 года храм стал каменным. В   селе   Бибирево   построен   Храм   Преподобного   Сергия   Радонежского. История его появления связана с чтимой иконой святого. В 1873 году в селе началась   эпидемия   холеры.   Монахини   носили   по   улицам   икону   Сергия Радонежского, после этого эпидемия отступила. В честь этого события был построен Храм, в нём и хранится по сей день та самая икона.(слайд №4) 3.6. Почитание и Храмы за рубежом              Сергий Радонежский один из наиболее почитаемых русских святых за пределами русской канонической территории Русской Православной Церкви. Во многом это связано с тем, что преподобный не оставил после себя какие­ либо творения или поучения, только пример своей жизни, запечатленной в житии.Тем не менее, знают и любят его не только в России.               В   странах   дальнего   зарубежья,  храмы,  посвящённые   преподобному Сергию Радонежскому, являются местами особого почитания того, кому они 12 посвящены, и все зарубежные храмы имеют прихожан из числа обратившихся местных жителей.        Русская Православная Церковь Московского Патриархата имеет храмы, посвящённые   Сергию   Радонежскому,   в   городах   Порту   Алегро   (Бразилия), Будапешт   (Венгрия),   Берлин   (Германия),   Милан   (Италия),   Стокгольм (Швеция), Йоханнесбург (ЮАР), Шеньчжень (Китай) и Чанг (Тайланд), Медан (Индонезия), Аргентина, США.              В настоящее время носят имя преподобного Сергия Радонежского 22 храма и прихода в 14 странах дальнего зарубежья.(слад №6)         Почитание преподобного Сергия распространилось и в других народах. Свидетельством этого является появление его жития во многих переводах – не только на языки православных стран (болгарский, греческий, грузинский, румынский,   сербский),   но   и   европейских   православных   (английский, немецкий,   французский,   итальянский,   испанский,   голландский,   финский, польский), а также азиатских (тайский, японский, Китайский. Урду). 3.7. Почитание в литературе, музыке, живописи    29 мая 1988 года – в День Святой Троицы – состоялось открытие памятника преподобному  Сергию   Радонежскому  –  духовному   вдохновителю   Русского воинства в Куликовской битве, благословившего Князя Дмитрия Донского на битву  с  Мамаем.  Памятник святому  Сергию  был  установлен  возле  церкви «Преображения   Господня»   в   подмосковном   селе,   городке,   который впоследствии был переименован в Радонеж. Образ Сергия Радонежского вдохновлял великих русских художников.               Тема   русской   святости   –   одна   из   центральных   в   творчестве   М.В. Нестерова.В результате художник создал целую серию картин, посвящённых Радонежскому чудотворцу: «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды 13 преподобного Сергия», «прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским». Художник передал суть духовного восхождения Сергия. Картина Н.К. Рериха «Святой Сергий Радонежский» стала культовой в 1930­х годах, где художник поднимает на новую высоту религиозное искание. (слайд №7)         В этом году во всём православном мире празднуется 700­летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В честь этой даты состоится II  Международный   конкурс   композиторов   духовной   музыки   «Роман Сладкопевец»,   проводимый   оргкомитетом   фестиваля   «Академия православной   музыки».   При   поддержке   Министерства   культуры   РФ   и патриарха Кирилла. В   1978   году   Священным   синодом   Русской   Православной   Церкви   был учреждён Орден преподобного Сергия. Одновременно с этой наградой была учреждена   и   медаль   Преподобного   Сергия   Радонежского.   Награждаются священнослужители и миряне, трудившиеся в церковных стенах, учреждениях патриархии, межконфессиональных религиозных объединений.   предстоятели   и   руководители   инославных   и  По всей России открываются не только храмы в честь Преподобного Сергия, но и учебные православные учреждения для детей и молодёжи, такие, как Царицынский   Православный   университет   в   Волгограде,   названный   в   честь Преподобного Сергия Радонежского, он открылся в 1993 году; также в городе Сергиев Посад создана Православная гимназия имени Сергия Радонежского.         В храмах всего Мира совершаются службы по Преподобному Сергию ­ литургии.   Стоит   отметить   народные   песнопения   о   Сергии   Радонежском   – величания, акафисты, стихиры. Особенно любима в народе песня о Сергии Радонежском: «Тихий цвет на Маковце­горе                            Над обителью, что радуга цветёт: 14 Это инок Сергий на заре                            Троице молитву воздаёт…» 4. Заключение Сергий Радонежский­ высший носитель Христианского православного духа, он   примером,   назиданием,   молитвами   своими   много   содействовал   и содействует ныне напитанием этим духом всего православного Российского народа.  К   Преподобному   Сергию,   как   к   неиссякаемому   роднику   крепкого русского духа, притекают на поклонение и до сего дня многие тысячи народа. В процессе работы над проектом мы изучили материалы биографии Сергия Радонежского,   историю   возникновения   почитания   его,   как   святого покровителя   земли   Русской.   Мы   нашли   и   просмотрели   множество   книг, статей, посвящённых храмам и монастырям, художественным произведениям в   честь   преподобного   Сергия;   познакомились   с   различными   стилями иконописи,  подбирая   образцы   икон   для   электронной   презентации;   провели фестиваль творческих работ среди учеников 4­5 классов. Проанализировав собранный материал, мы пришли к следующим  выводам: (слайд №8)    Почитание   Преподобного   Сергия   продолжается   в   наши   дни, затрагивает   все   стороны   жизни   православного   христианина   и распространяется далеко за пределами Российской Земли;  Не   ослабевает   интерес   к   Русской   истории,   истории   Русской Православной Церкви;  Фигура Сергия Радонежского во все времена была предметом изучения и почитания; Мы планируем показать нашу исследовательскую работу на уроках музыки в 4­х   и   5­х   классов,   а   также   участникам   средней   и   старшей   группы фольклорного   ансамбля   «Крупица».   Мы   надеемся,   что   тема   нашего 15 исследовательского   проекта   пробудит   интерес   к   жизни,   общественному служению, почитанию святых русской православной церкви.              Нам, как участникам фольклорного ансамбля «Крупица», работа над проектом была очень интересна и близка. В следующем году мы планируем продолжить   изучение   жития   святых   подвижников   русской   православной церкви,   таких   как   Серафим   Саровский,   Иоанн   Кронштадский,   святые Оптинские   старцы,   основатели   Соловецкой   и   Валаамской   обители, новомученики и исповедники Российские.         Мы, проведя работу над проектом, были поражены тому, как сильны в людях любовь и уважение к Преподобному Сергию. Крепка память о нём не только среди служителей церкви, имя его известно любому человеку земли Русской,   и   слава   о   нём   воссияла   далеко   за   пределами   Российского государства.              Мы должны быть достойны памяти Преподобного, нам необходимо следовать его примеру жертвенного служения ближним. Как   и   в   трудные,   смутные   времена   Российской   истории,   так   и   ныне преподобный   Сергий   не   оставит   нас   своим   молитвенным   ходатайством   и заступлением. Мы обращаемся к святому Сергию с молитвой и верим, что она будет услышана:  «Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи, вопия за ны ко Господу, и не презри нас, верою   и   любовию   чтущих   тя;   поминай   нас   недостойных   у   Престола Вседержителя, не престай, моляся о нас ко Христу Богу, тебе бо дана бысть благодать за нымолитися!» 16 5. Библиография 1. Александрова Л. «Москва стародавняя» М­2009г. 2. Архимандрит Тихон «Преподобный Сергий радонежский»      Издательство «Вече» 2011г. 3. История России «Сергий радонежский» Издательство    «Белый город» ­2011г. 4. Крючков Т. «Преподобный Сергий Радонежский и его окружение»     Издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви  Москва­2012г. 5. Сборник статей «Православие и духовное возрождение России»  Издательство «Пироговъ» Е­2003г. 6. Филякова Е., Меньшов В. «Святые земли Московской» М­2004г. 17

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока

Сергей Радонежский , Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017