Серия уроков по теме: "Антарктида".
Оценка 4.6

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
7 кл
02.04.2017
Серия уроков по теме: "Антарктида".
Публикация является частью публикации:
Уроки1-3 Антарктида.doc
Уроки­презентации  по теме:     «Антарктида»               7 класс Урок № 1: ГП. Открытие и исследование Антарктиды. Урок № 2: Природа Антарктиды. Урок № 3: Современные исследования Антарктиды.                                                              Учитель географии                                                              Мещерякова Ольга Николаевна Липецк 2017        Цели уроков:      Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;  Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию  умений и навыков учащихся по работе с различными источниками  географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками,  энциклопедическим, справочным  материалом, различными видами  карт), умениям работать в группах.  Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Антарктиды.  Оборудование: презентации учителя, карты Антарктиды (физическая,  климатическая), иллюстрации природных объектов Антарктиды. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя ( работа с презентацией): « На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная  в голубое. Зловещая и прекрасная она лежит в своей морозной дремоте, в  складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она  спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и  зелеными тонами…»  Так написал в 1947г английский ученый, исследователь – А.Ричард Бэре о  материке, с  которым мы познакомимся на уроке.  3. Постановка целей урока. 4. Беседа с учащимися и работа с картой. Что вы знаете о природе  Антарктиды? Определение географического положения материка по  физической карте в атласе. Выводы по работе с картой: Антарктида лежит на крайнем юге планеты и поэтому название материка  произошло от греческого слова «анти» ­ против, т.е лежащая против  севера. Площадь ее составляет 14млн км квадратных. Она почти  полностью расположена в пределах Южного полярного круга.   По  отношению к начальному меридиану, большая часть  Антарктиды лежит в восточном полушарии. В западной части материка выделяется крупный  полуостров – Антарктический. Крайней точкой материка является мыс  Сифре, расположенный на Антарктическом полуострове, 63 градуса  южной широты. Берега континента представлены ледниковыми  обрывами. Тихий, Индийский, Атлантический океаны образуют у  Антарктиды неглубоко вдающиеся в сушу моря. Определите какие моря омывают Антарктиду? 5. Из текста презентации выпишите: - дату открытия Антарктиды, имена первооткрывателей, названия их кораблей, кто и когда первыми вступили на континент?    Антарктида была официально открыта 16 (28) русской экспедицией под руководством Фаддея Михаила Лазарева, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли  к ней в точке 69°21  ′   ледника Беллинсгаузена).     января 1820 года    Беллинсгаузена и   з  .     д.   (район современного шельфового     ю   .     ш   . 2°14  ′ Ранее существование южного материка утверждалось гипотетически,  нередко его объединяли с Южной Америкой (например, на карте,   Пири­Реисом в 1513 году) и Австралией   (так и названной в составленной    честь «южного материка»).  Однако именно экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южнополярных   морях, обогнув вокруг света антарктические  льды, подтвердила факт существования шестого материка.   Первыми вступила на континент, вероятно, команда американского  корабля «Сесилия» 7 февраля 1821 года. Точное место высадки  неизвестно, но предполагается что она произошла в заливе Хьюз 64°13  ′ ю   .     ш   . 61°20  ′ самым ранним. К наиболее точным относится заявление о высадке на  материк (Берег Дейвиса) от норвежского бизнесмена Хенрика Иоганна  Булля, датируемое 1895 годом.  з  .     д.. Это заявление о высадке на континент относятся к      6.  Характеристика климата Антарктиды. Работа с климатической картой материка Антарктиды. Выводы по работе с картой:   Антарктида по праву считается самым холодным материком на планете:  зимой температура опускается ниже ­90°С, а в летнюю «жару» максимальная  отметка на градуснике ­20°С. Здесь не бывает дождей, и все осадки выпадают  исключительно в виде снега. В центральной части материка погода круглый год безветренная, ясная и  сухая, а на побережьях царят метели, ветра до 90 м/с и сухие снегопады. — По климатическим диаграммам (рис 80) определите климатические пояса и их основные свойства на Антарктиде, сделайте вывод о типе климата. (Ответы учащихся) Почти   вся   Антарктида   находится   в   антарктическом   климатическом   поясе. Особенно   суров   климат   во   внутренних   областях   материка.   Средняя   суточная температура там даже летом не поднимается выше —30 °С, а зимой бывает ниже — 70   °С.   Полярниками   на   станции   “Восток”   зарегистрирована   самая   низкая температура   на   Земле   (—89,3   °С).   Вот   почему   станцию   “Восток”   называют полюсом холода Земли. Для работы в таких условиях используют специальную одежду. — Как вы считаете, где холоднее в северном полушарии или в южном? Свой ответ докажите. (Ответы учащихся). Южное   полушарие   значительно   холоднее   Северного.   Чем   же   объясняются столь   суровые   климатические   условия   материка,   кроме   его   географического положения? Для этого рассмотрим проявление климатообразующих факторов (см. рис. 21) в Антарктиде. Движение воздуха в Антарктике проследите по рисункам 17 и 18. —   Область,   какого   давления   находится   над   Антарктидой?  (Ответы учащихся) Как видно из анализа схем, здесь находится область высокого атмосферного давления   с   нисходящими   токами   воздуха,   которые   не   образуют   облаков. Воздушные   массы   оттекают   от   центра   материка   к   прибрежной   зоне. Сформированный   здесь   антарктический   воздух   отличается   не   только   низкими температурами,   но   и   удивительной   прозрачностью   и   сухостью.   Он   хорошо пропускает тепло, идущее от поверхности Земли. — Чем же обусловлена суровость климата? (Ответы учащихся) Подстилающая   поверхность   в   Антарктиде   сильно   отличается   от подстилающей   поверхности   всех   других   материков   Земли.   В   летнее   время Антарктида   получает   много   солнечного   тепла.   Но   около   90%   этого   тепла отражается снегом и льдом и уходит в космос. Таким образом, суровость климата обусловлена тремя факторами.  Во­первых, географическим положением. Во­вторых, наличием мощного ледяного покрова. В   третьих,   отсутствием   облачности,   которое   способствует   дальнейшему выхолаживанию   территории.   10%   тепла,   которые   поглощаются   поверхностью Антарктиды, так же как и 90% отраженного ледяной поверхностью солнечного тепла, уходят в космос. В Антарктиде хорошо выражена географическая зональность в распределении температур  и  осадков, выпадающих  в  твердом  состоянии. Вследствие   большой разницы   температур   и   атмосферного   давления   над   внутренними   областями Антарктиды и над омывающими океанами в прибрежной полосе дуют постоянные ветры с материка. К берегу они усиливаются и порой достигают ураганной силы. Эти ветры сдувают с материка в океан огромное количество снега. Поэтому здесь требуются особые жилые постройки: на высоких сваях и прикрепленные к грунтам металлическими   Зимой моря покрываются сплошным льдом.  тросами. Пользуясь   климатической   картой   Антарктиды,   подтвердите,   что   в Антарктиде действует закон широт ной зональности. Для этого проследите изменение температур и осадков по 700 в. д.  Подумайте, почему Антарктида  имеет такой суровый климат? С чем  это связано? 7. Характеристика растительного и животного мира материка (работа с  презентацией и  опережающие сообщения учащихся ).   Преобладающая часть Антарктиды лишена жизни – в ледяной пустыне не  могут выжить никакие живые существа. Лишь в прибрежных оазисах,  занимающих всего 0,02 % территории, теплится жизнь – растут лишайники,  редкие мхи, водоросли.  Назовите причины образования ледяной пустыни в  Антарктиде. Антарктические оазисы — явление уникальное. Нигде на Земле нет подобных природных условий. Они вызывают большой интерес у исследователей. К тому же в   оазисах,   лишенных   ледяного   покрова,   имеется   возможность   непосредственно изучать верхние слои литосферы, выявлять полезные ископаемые, различного рода древнейшие остатки. — Какие животные обитают в Антарктиде? (Ответы учащихся)   В водах Южного океана вблизи материка обитают пингвины, киты и тюлени.  Животный мир связан с омывающими материк океанами. Воды Антарктики  богаты планктоном, который является источником питания для китов,  тюленей, рыб и птиц. Здесь водится несколько видов китообразных. , среди  них самые крупные животные нашей планеты — синие киты.      Морские леопарды (англ. Leopard seal) – разновидность тюленей, ареалом  обитания которых являются субантарктические районы Южного океана.  Самцы морских леопардов в длину достигают 3 метров и весят примерно270  кг, а самки вырастают до4 ми имеют массу тела до 0,4 тонн. Тело животных  имеет гладкую, обтекаемую форму, дающую возможность беспрепятственно  скользить в толще океанических вод со скоростью до 40 км/ч. В рацион питания этих животных входят теплокровные позвоночные, в том числе  молодые тюлени и пингвины.   Морские слоны (англ. Elephant seal) – крупнейшие из современных  ластоногих млекопитающие из семейства настоящих тюленей,  распространенные в прибрежных районах Субантарктики и у тихоокеанских  берегов Северной Америки. В длину могут достигать6,5 м, а их масса доходит до 3,5 тонн. Питаются эти крупные морские обитатели головоногими  моллюсками.       Тюлени­крабоеды (англ. Crabeater seal) – характерный для Антарктиды  вид, отличающийся большой численностью. Длина тела взрослого тюленя в  среднем составляет 2­2,5 м, самки и самцы по внешнему виду практически  идентичны друг другу, и те и другие каждый год в начале весны переживают  процесс линьки, меняя цвет меха с серебристо­серого на серовато­коричневый с немногочисленными светлыми пятнами. Кормом для этих тюленей являются мелкие ракообразные.    Летом на побережье гнездится около десятка видов птиц. Типичные  обитатели Антарктиды — пингвины. Они не летают, но прекрасно плавают,  питаются ры видов. Самый распространенный — небольшой пингвин Адели.   Интересный факт, оказывается, существует 17 видов пингвинов! Самый  крупный из них – императорский пингвин.    Пингвины Адели (англ. Adélie Penguin) – типично антарктические птицы, в  гнездовьях которых насчитывается до 700 тысяч особей. Эти пингвины  составляют 2/3 всех птиц Антарктиды. Большую часть свое жизни они  проводят в океане, а на берег выходят только в период гнездовья. Птицами  пингвинов называют лишь условно – летать они не умеют, зато могут очень  хорошо плавать со скоростью до 20 км/ч. Почти все тело Адели покрывают  водонепроницаемые перья, а под кожей имеется толстая жировая прослойка,  защищающая от лютых морозов. Кормятся пингвины Адели исключительно крилем, головоногими, моллюсками и мелкой рыбешкой. Ежедневно  съедаемое количество пищи для взрослой особи достигает 2 кг.    Императорские пингвины (англ. Emperor Penguin) – крупнейшие из ныне  живущих на Земле пингвинов, достигающие1,3 мв длину и весящие до45 кг.  Эти птицы имеют округлые формы, непропорционально меленькие голову и  ноги. Окраска тела черно­белая: черное оперенье на спине и белое на груди  является естественной защитой птиц от врагов. На щеках и ниже шеи у  императорских пингвинов имеются желто­оранжевые участки оперенья.  Большую часть года пингвины проводят на дрейфующих льдинах и в море, но  во время спаривания возвращаются на материк. Главная пища императорских  пингвинов – криль, моллюски и рыба, на которые они охотятся группами.     Золотоволосые пингвины (англ. Macaroni Penguin) – колониально  гнездящиеся неподалеку от Антарктиды невысокие (до76 см) пингвины,  имеющие над глазами пучок золотисто­желтых перышек.    Королевские пингвины (англ. King Penguin) – по внешнем виду очень  похожие на императорских пингвинов птицы, обитающие в более теплых  водах севернее Антарктиды. По сравнению с императорскими, они меньше  ростом (около90 см) и имеют более яркую окраску. Гнездятся в островных  скалах, где и вылупляются их птенцы.   Гигантские буревестники (англ. Giant petrel) – гнездящиеся на  антарктических островах птицы, питающиеся морскими животными, а иногда  и молодыми пингвинами. Размер крыльев этих птиц достигает полу метра.  Ученые выясни, что буревестники, используя силу попутного ветра, способны  облететь всю планету и вернуться на место своего гнездовья.    Большие поморники (англ. Great Skua) – ближайшие родственники чаек.  Их длина крыльев достигает40 см, однако ходят по земле они так же хорошо, как и летают. Питаются поморники рыбой, мелкими зверьками и птицами,  могут довольствоваться и падалью.    8. Научные станции на Антарктиде.  Исследования   в   Антарктиде   проходят   в   исключительно   трудных условиях.   В   недрах   Антарктиды   обнаружены   разнообразные   полезные ископаемые:   каменный   уголь,   железная   руда,   цветные   металлы.   Найдены следы нефти, природного газа. Ученые предполагают, что там есть золото, алмазы,   уран.   Океанические   воды   Антарктики   особенно   богаты   крупными морскими животными, рыбой. В Антарктиде сосредоточены огромные запасы пресной   воды.   Процессы,   происходящие   в   Антарктиде,   неизбежно сказываются   на   природе   поверхности   всей   Земли.   Атмосфера   над Антарктикой оказывает влияние на движение воздушных масс всей планеты.     Озеро Восток в настоящее время находится в зоне пристального внимания  ученых со всего мира, поскольку проводимые на озере исследования смогут  дать ответы на многие вопросы относительно естественных изменений  климата, которые будут происходить на планете в ближайшие тысячелетия.     Согласно наиболее распространенным гипотезам исследователей, в водах  Востока могут обитать различные живые организмы. Ученые объясняют свои  догадки тем, что вода в озере имеет все необходимые жизненные факторы.  Температура в глубине озере составляет около +10 °C, так как снизу озеро  подогревают геотермальные подземные источники. Уже доподлинно  определено, что температурный показатель воды озера на границе с толщей  льда составляет3,2 °C. Вода практически не содержит солей, поэтому озеро,  по мнению ученых, пресное. Концентрация растворенного кислорода,  поступающего из постепенно опускающихся на дно озера верхних слоев льда,  в 50 раз больше, чем в обычно воде.    В настоящее время производится поэтапное бурение скважины в ледяном панцире над Востоком,  осуществляемое для проведения более конкретных и детальных  исследований, в том числе для взятия проб воды великого Антарктического  озера, скрывающего в себе множество неразгаданных тайн и пока  необъяснимых процессов. Вопросы к классу: Как приспосабливаются растения и животные к жизни в Антарктиде? Почему Антарктиду необходимо изучать и в настоящее время и в будущем?  9. Уникальность Антарктиды.    Особенностью этого уникального континента является отсутствие на нем  государственности – он не входит в состав ни одной страны мира. Этот статус материка был утвержден 1 декабря 1959 года, когда 28 государствами и  огромным числом стран­наблюдателей была принята соответствующая  конвенция. На территории Антарктиды действует особый режим,  обязательный для всех стран мирового сообщества: здесь запрещена любая  хозяйственная, промышленная и прочая, кроме научной, деятельность. В  водах Южного океана, омывающих Атлантиду, нельзя размещать военные  базы и прочие военные объекты, пришвартовывать судна военного флота.  Кроме всего прочего, Антарктида считается безъядерной зоной, то есть на ее  территории нельзя размешать никакие объекты атомной энергетики и  радиоактивные отходы.    16 мировых держав основали в Антарктиде свои научные станции  и круглогодично ведут исследовательскую работу в суровейших условиях.  Летом население континента достигает 4000 человек, а зимой число научных  сотрудников сокращается до 1000 человек.    10. Туризм в Антарктиде. Пейзажи Антарктиды( работа с презентацией). Огромное количество туристов за последнее время посетило Антарктиду, и  для того чтобы сохранить природу уникальной, нетронутой, ввели  ограничения для пребывания людей на данной территории. Т.к. каждый  ступающий человек на эту землю привозит с собой большое количество  бактерий, и в целях защиты специально оборудуют лайнеры позволяющие  минимизировать возможные угрозы для живых организмов. Так же было  принято решение одновременно на берег высаживать не более 100 человек. В настоящий момент в Антарктиду осуществляются полеты из: Чили в городе  Пуанта­Аренас, что является самым популярным воздушным путем; ЮАР из  Кейптауна южноафриканского; из Австралии с острова Тасмания. 11. Закрепление.  Ответьте на вопросы: 1. Какой вклад в исследование Антарктиды внесли русские ученые? 2. Почему говорят, что Антарктида – самый высокий материк?  Какова его средняя абсолютная высота? 3.Назовите дату открытия Антарктиды. 4. Какова высота вулкана Эребус? Ответьте кратко: 1. Частью, какого материка была Антарктида? 2. Какие горы в Антарктиде являются продолжением Анд? 3. Есть ли вулканы на материке? 4. Где находится полюс холода, какая там зарегистрирована температура? 5. Почему в Антарктиде самые низкие температуры на Земле? 6. В какие месяцы бывает полярная ночь и полярный день в Антарктиде? 7. Каковы условия быта полярников? 8. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде? 9. Для чего нужно изучать Антарктиду? Домашнее задание: К 1 уроку:  Нанести на контурную карту крайние точки Антарктиды с  координатами, подписать моря и океаны, омывающие ее берега.  Индивидуальные сообщения. Ко 2 уроку: Составить памятку: «Как сохранить жизнь и здоровье, пребывая в Антарктиде». Параграф 48. К 3 уроку: Параграф 49.

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".

Серия уроков по теме: "Антарктида".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.