Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества
Оценка 4.8

Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества

Оценка 4.8
docx
02.02.2020
Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества
Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества.docx

Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Интернет - это компьютерная сеть, которая во всём мире связывает друг с другом миллионы отдельных, частных компьютеров и обеспечивает коммуникацию между предприятиями, школами, государствами, правительствами и частными лицами. Количество пользователей неисчислимо, миллионы людей круглосуточно подключены к Интернету (онлайн). Наряду с постепенно увеличивающимся числом пользователей, также растёт количество услуг, предлагаемых Интернетом. Интернет уже стал настолько значимым за последние несколько лет, что можно уверенно говорить о "феномене культуры".

Интернет создаёт целый ряд новых (или может быть лучше: свежих) возможностей для создания поэзии, романов, рассказов, очерков и т.п. Все эти новые или, в некоторых случаях, заново изобретённые виды литературной деятельности основаны на первичных причинах, которые представляют собой различие между книгой, как литературным средством, с одной стороны, и Интернет, с другой.

Первым важным фактором является конец монополии печатного станка. Имеется в виду, что распространение текстов, в связи с развитием Интернета, больше не связано с изданиями и с их выбором, определённым социальными и экономическими факторами. Это одновременно означает, что Интернет даёт возможность опубликовать что и когда угодно без обязанности считаться с материальными аспектами "традиционной" публикации.

Второй определяющий фактор с далеко идущими последствиями - это смерть расстояния и времени. Этот факт имеет целый ряд последствий, которые ещё более значительны, чем конец монополии печатного станка. Эти последствия являются новейшим динамичным и активным подходом к литературе. Прежде всего, Интернет - всегда и везде доступен, и поэтому понятие "расстояние" теряет в Сети свое значение, а понятие "время" уменьшается до секунд, которые нужны компьютеру, чтобы переработать посланные через Сеть сведения, т.е. когда кто-то опубликует в Интернете какую-то поэму, весь мир сразу имеет возможность прочесть и обсудить её. Автор может с помощью Интернета мгновенно получать множество отзывов и комментариев на опубликованное им произведение. Более того, Интернет включает в себя ещё возможность для автора получать без препятствий суждение о его работе даже с другого конца земного шара. Именно эта глобальность, которая является последствием "смерти расстояния и времени", обладает большими перспективами и станет ещё важнее в будущем.

Последней новинкой Интернета, прежде всего касающейся автора (а не его произведения), является "транспарентность автора произведения", т.е. автор может сохранять полную анонимность и для этой цели может пользоваться разными мистифицирующими способами. Здесь речь идёт о более фундаментальной анонимности, чем та, которая получается при использовании псевдонима. "Автор как личность" как будто создаёт себе существующий только в Интернете образ со своей жизнью и со своими чертами характера, который может совсем не совпадать с реальной личностью автора. Характер этого "второго, живущего только в Сети, автора" неизбежно влияет на произведения. В этом случае можно говорить о виртуализации авторства. Некоторые произведения написаны авторами, не существующими реально, а только виртуально.

Всё вышесказанное даёт возможность говорить об Интернете как о глобальном и круглосуточном литературном салоне [3].

Сетература (от «сетевая литература», реже – кибература, некоторые авторы также разграничивают эти понятия по особым категориям) – направление в литературе и литературной критике, в рамках которого тексты рождаются и реализуются в Сети (Интернете), также сообщество писателей, эссеистов, критиков (сетераторов), начинавших и продолжающих активно работать в сетевом пространстве [1].

Сетература сформировалась в отдельное направление как в литературе, так и в литературной критике, где литературные произведения, тексты, статьи, эссе и прочее появляются, публикуются и оцениваются в сетях Интернета. Когда-то сетературу называли феноменом, «явлением нового времени», но плотно вошедшие в нашу жизнь Всемирные Сети сделали этот вид творчества наиболее привлекательным для молодых и прогрессивных авторов: он куда менее затратен, широко доступен как для авторов, так и для читателей, независим ни от издательства, ни от сроков сдачи текста, неограничен по своему содержанию, стилю, форме, и даже вполне может быть анонимным. Актуальность данной проблемы заключается в неоспоримой актуальности, прежде всего, любых касающихся сетевого пространства лингвистических исследований, а также в том, что мы вправе предполагать, что сетература, развиваясь, вполне может стать неотъемлемой частью вообще литературы в целом, а фанфикшн, как её своеобразный подвид, уже сейчас эволюционирует в пока главенствующую сетевую форму литературы [4].

В чём отличия сетевого творчества в целом и фикрайтерства в частности от печатной литературы и авторов сетевых от печатающихся авторов?

Во-первых, интерактив, общение. Прямой диалог с читателем, критиком, понравившимся автором. Так или иначе, будь то личный авторский сайт или специализированный для публикации произведений сетературы ресурс, возможность читателя связаться с автором, а у автора – с читателями, есть и будет всегда, тогда как этот же процесс в среде традиционной литературы опосредован и прямым общением его назвать сложно. Автор, только написав главу своего произведения и выложив его на всеобщее обозрение в Сети, уже через несколько секунд может получить отзыв, сведения о замеченных читателем ошибках или даже рецензию на произведение, что никогда невозможно и не будет возможно в литературе бумажной. 

Из этого же пункта вытекает следующий постулат сетературы и фанфикшена как её разновидности: бесплатная и добровольная помощь в обработке текстов, их редактировании, вычитке и т.д. И хотя найти действительно стоящего редактора (в среде фанфикшена их называют «бетами» – исправление ошибок, – и «гаммами» – правка и помощь в построении сюжета) среди предлагающих свои услуги не так-то просто, подобное явление, тем не менее, является невиданным случаем в сравнении с работой профессиональных редакторов и корректоров.

Третьим пунктом можно обозначить свободу от издательств. Любопытно мнение Виктора Пелевина по данному вопросу, автора маститого и неоднократно издаваемого. Писатель говорит о том, что в основе издательского бизнеса на данный момент, к сожалению, лежит именно слово «бизнес», и коммерческий успех произведения главенствует над качеством издаваемого материала. Согласно Пелевину, в будущем тенденция к упадку общего уровня бумажной литературы будет неуклонно расти, тогда как уровень работ, публикуемых в сети Интернет, уже сейчас возрастает. Пелевин утверждает, что, «в отличие от бумажной литературы, где балом сейчас правят деньги, в сетературе по-прежнему остаётся небывалый простор для свободного творчества, а это означает новые имена, новые идеи, новые эксперименты» [2].

Кроме того, и сетература, и фанфикшн – творчество некоммерческое. Хорошо это или плохо для авторов? С одной стороны, каждый труд должен быть оплачиваем. С другой, писательская деятельность ради заработка, и только ради заработка, чести современной русской литературе не делает. Идеально, когда сфера интересов автора совпадает с запросами аудитории, – но не факт, что эти запросы совпадают с необходимостью литературного развития, ведь далеко не всегда авторам следует равняться на мнение читателей – скорее наоборот, читатели должны открывать что-то новое посредством видения автора, и обратный процесс здесь недопустим и невозможен. 

Фанатская культура разнообразна и подчас не имеет границ: фанфильмы, фан-арт (художественные изображения), фанатские переводы (фандабы), стихи и поэмы, даже мюзиклы, рок-оперы и театральные постановки. Фанфикшн же с некоторых пор ограничивает себя в рамках чисто литературного, и никакого другого, творчества. Сложно представить себе современную сетературу без фанфикшена и фикрайтеров. Здесь авторы и редакторы могут получить реальный опыт, который, возможно, пригодится им в будущем, читатели могут просто насладиться хорошим чтивом. Ведь такой вид творчества «для всех», как фанфикшн, похож на волшебные двери в подчиняющийся своим законам мир: стоит только приоткрыть их, чтобы попасть в сказку. 

Не секрет, что и сетература, и фанфикшн – явления, безусловно пришедшие «с запада», как и новые технологии, послужившие причиной их возникновения. Разгадка проста, и она чудесно сформулирована Лорой Бочаровой, писателем, фикрайтером и автором-исполнителем, в качестве ответа на вопрос интервью для «RadioValarOnline» от 02.12.06 об упадке современной поэзии: «Дело в том, что наша страна – не только самая читающая, но и самая графоманская страна в мире ‹…›. Я абсолютно уверена, что стихи пишет подавляющее количество населения России, а возможность их печатать и быть заметными для критиков имеют единицы, и не лучшие. Это закономерное движение социума. Я не знаю, на чем оно основано, но с открытием интернета как пространства для публикации, если зайти на знаменитые порталы, можно увидеть гигантское количество поэтов и гигантское количество стихов, и проблема не в том, что они плохи, и не в том, что они упадочны, проблема в том, что у каждого времени свой ритм, свои слова, свои темы и своя мысль, которая сквозит в стихах ‹...›. …упадок начинается не там, где заканчивается культура, а там, где человек перестаёт искать себя» [13].

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. Д. Десятерик. 2005. Сетература [Электронный ресурс] Сайт Словари и энциклопедии на Академике // – Режим доступа:

http://alternative_culture.academic.ru/109/Сетература.

2.   Литература и сетература [Электронный ресурс] // Сайт «Виктор Пелевин: литература, жизнь, полезная информация». – Режим доступа:

http://www.pelevin.info/litnews1543.html.

3.   http://www.netslova.ru/teoriya/werner.html.

4.   https://www.proza.ru/2014/08/13/43.


 

5.   Скачано с www.znanio.ru

Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества

Сетература и фанфикшн как разновидность современного писательского творчества

Последней новинкой Интернета, прежде всего касающейся автора (а не его произведения), является "транспарентность автора произведения", т

Последней новинкой Интернета, прежде всего касающейся автора (а не его произведения), является "транспарентность автора произведения", т

Автор, только написав главу своего произведения и выложив его на всеобщее обозрение в

Автор, только написав главу своего произведения и выложив его на всеобщее обозрение в

Не секрет, что и сетература, и фанфикшн – явления, безусловно пришедшие «с запада», как и новые технологии, послужившие причиной их возникновения

Не секрет, что и сетература, и фанфикшн – явления, безусловно пришедшие «с запада», как и новые технологии, послужившие причиной их возникновения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020