Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2 им. М.К.Байды»
Сетевой социально-педагогический проект
«Разноцветный Крым»
Автор проекта :
Яцуненко Елена Егоровна,
педагог дополнительного образования,
руководитель хореографического ансамбля «Фолькданс»
Джанкой
2021
1. Актуальность темы.
Проблемы межкультурной коммуникации и толерантности в современной РФ являются весьма актуальными, особенно в многонациональном Крыму. Актуальны они и в школьной среде. Формирование толерантности у современных школьников все в большей мере начинает осознаваться педагогами и родителями как насущная проблема, требующая внимания и конкретных практических шагов.. Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Столкновение интересов этнических групп нередко порождают неприязнь к людям другой национальности. Психологические исследования в школе, анализ конфликтных ситуаций показали, что дети не всегда знают и не умеют самостоятельно разрешать данные ситуации, и, как результат, возникает проблема толерантности. Имеет место неприязненного, унизительного отношения к детям других национальностей.
Проект «Разноцветный Крым» является лишь одним из способов решения этих задач, а также его реализация будет способствовать профилактике национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов.
2. Постановка проблемы
На территории Крыма проживают представители более десяти национальностей: русские, татары, украинцы, белорусы, греки, курды, немцы, армяне, узбеки, евреи и другие. Дети мало знают о культурных традициях разных народом, их искусстве. Анализ причин этих пробелов в межнациональной коммуникации неизбежно заставляет обратиться к более широкой проблеме сохранения и развития культурных, в том числе национальных ценностей, созданных предшествующими поколениями крымчан. На мой взгляд, обязательным условием успешного разрешения этой проблемы является привлечение подрастающего поколения к сохранению и активному освоению имеющегося духовного богатства, созданного их предками. Причём, происходить это должно в современных формах, выражающих живой интерес в молодёжной среде (использование ИКТ, создание творческих групп по интересам ит.д.). И обязательным должно стать - представление результатов их деятельности в интересных, в том числе игровых формах (конкурсы, фестивали, праздники). К реализации программы, направленной на разрешение перечисленных проблем необходимо приступить уже сегодня. Так как, во-первых, это связано с повседневным общением наших школьников, причём не только в стенах образовательных учреждений, а далеко за их пределами.
Во-вторых, сегодня ещё имеем возможность общения с представителями старших поколений, которые в той или иной степени являются подлинными носителями национальной культуры. Необходима работа по её сохранению с опорой на самые технические средства и при обязательном участии внуков и правнуков этих людей.
3.Аннотация
Проект направлен на создание условий для формирования толерантного отношения среди участников лицея, для сохранения и развития культурных традиций, межнационального сотрудничества при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.
Проект будет реализован на базе кружков
дополнительного образования МОУ лицея «МОК № 2» (полиэтнический состав
учащихся: русские, татары, украинцы, немцы, курды), с привлечением городского Дома
культура, центральной и районной библиотек, городского музея.
Проект позволит организовать практическую работу по толерантному
воспитанию школьников и разработать систему мероприятий творческого характера
с родителями и педагогами в данном направлении. Его реализация позволит
содействовать формированию у учащихся знаний, умений, навыков культуры
межличностного и межэтнического общения, будет способствовать стимулированию
детей к изучению и приобщению национальной культуры, народным обычаям и
традициям народов, проживающих на территории Крыма, сохранению духовных
ценностей всех национальностей, населяющих полуостров.
В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда, способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса.
4. Целевая аудитория:
- учащиеся МОУ лицея «МОК № 2», педагоги, родители.
Партнёры:
· городская и районные библиотеки;
· городской Дворец культуры и досуга;
· городской краеведческий музей.
5. Тема проекта: «Разноцветный Крым»
6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Проект «Разноцветный Крым» предусматривает вовлечение детей в совместную творческую деятельность с целью ознакомления с этническими особенностями людей других национальностей, их бытом, традициями, культурой и формированием умения уживаться на единой территории.
Цель:
Формирование культуры этнической толерантности у всех участников образовательного процесса при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1. Формирование и воспитание у учащихся толерантности как одной из базовых черт, которые сочетаются с общительностью, коммуникабельностью, способностью общаться со всеми.
2. Создание условий для развития толерантных отношений у школьников.
3. Разработка плана мероприятий, направленных на решение цели проекта.
7. Направления работы:
- информационная обеспеченность;
- коммуникативная обеспеченность;
- творческая деятельность;
- проектная деятельность.
8. Формы работы
- подготовка творческих номеров;
- круглые столы;
- совместные концерты, выставки декоративно-прикладного творчества;
- акции; КТД;
- создание и просмотр презентаций, видеоматериалов;
- проведение национальных праздников;
-фестивали, уроки толерантности.
9.Мероприятия проекта
- Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса
- Подготовка исследовательских проектов с использованием ИКТ по изучению этнического состава и народных традиций Республики Крым.
- Изучение на кружковых занятиях в декоративно-прикладном отделе традиционных техник народов, населяющих Крым.
- Знакомство через литературу, танцы и песни с культурой народов, населяющих Крым.
- КТД. Сбор материалов по темам: «Игры народов Крыма», «Национальные традиции»
- Создание и демонстрация видеофильмов и презентаций о семейных праздниках.
- Большой праздничный концерт и выставка на День Республики Крым (20 января).
10. Ожидаемые результаты.
Реализация проекта «Разноцветный Крым» будет способствовать:
1. Созданию условий для формирования и развития толерантных отношений у учащихся лицея;
2. Вовлечению школьников лицея в активную исследовательскую и творческую деятельность;
3. Организации практической общественно-значимой коллективной деятельности;
4. Развитию национального самосознания;
5. Развитию интереса и уважения к представителям другой национальности;
6. Знакомство с традициями народов, населяющих Крым;
7. Выявлению активных учащихся – потенциальных лидеров в реализации проекта;
8. Решению проблем досуга школьников;
9. Оказанию профессиональной помощи педагогам, консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей школьного возраста.
12. Методическое и материальное обеспечение проекта.
- методические разработки творческих номеров;
-материалы фондов краеведческого музея и библиотек;
- культуроведческая литература;
- аудио- и видеоматериалы;
-мультимедийная аппаратура;
- компьютер, сканер;
- фото- и видеокамера.
13. Практическая значимость.
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию педагогов, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.