ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
Сетевые формы взаимодействия учителя и ученика как инструмент развития способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности
1. Понятие и цели сетевого взаимодействия в сфере образования.
Организация взаимодействия в сети дает возможность образовательным организациям увеличивать собственный образовательный потенциал за счет применения ресурсов иных участников сетевого взаимодействия. К таким ресурсам могут относиться кадровые, программно-методические, информационные, материально-технические ресурсы.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций:
- создание индивидуального образовательного маршрута для учащихся с различными образовательными потребностями (для студентов с выдающимися возможностями к обучению; для студентов с низкой мотивацией к обучению; для студентов, пропускающих занятия по уважительной причине; для студентов с ограниченными возможностями);
- привлечение добавочных образовательных ресурсов к реализации личных образовательных маршрутов обучающихся;
- формирование единого образовательного места для реализации учебных программ, предметов, внеклассной деятельности, профориентационной деятельности.
2. Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Базовая задача этапа реализации сетевого взаимодействия - организовать деятельность сети образовательных организаций в направлении обеспечения доступности создания и реализации личных образовательных маршрутов для обучающихся:
- с выдающимися педагогическими возможностями;
- с ограниченными способностями;
- с низкой мотивацией к обучению либо социальной дезадаптацией;
- для добавочного образования студентов.
На этом шаге образовательные организации, входящие в сетевое взаимодействие, организуют собственную деятельность через реализацию общеобразовательных программ, программ дополнительного образования, программ внеклассной деятельности, а, кроме того, программ профориентации.
Организация обучения в сети обязана быть базирована на взаимном обмене образовательными ресурсами единичных образовательных организаций, включенных в сетевое взаимодействие.
Обучение в рамках сетевого взаимодействия может проводиться в следующих формах:
- дистанционное обучение с консультацией педагога по электронной почте;
- сетевое обучение по технологии Skype или Zoom (в случае привлечения школ, удаленных географически). В данном случае учащиеся остаются в собственной учебной организации либо дома и, применяя возможности таких программ, как например Skype или Zoom, участвуют в онлайн-обучении;
- обучение на базе образовательной организации - сетевого партнера (студенты в сопровождении ответственного лица направляются в другую образовательную организацию, географически близкую).
3. Сетевого взаимодействия как инструмент развития способностей учащихся.
С целью реализации образовательных потребностей обучающихся можно предложить сетевую модель организации профильного обучения старшеклассников, которая осуществляется через следующие направления деятельности:
1. Организация элективных профильных курсов, непосредственно направленных на подготовку выпускников к поступлению в вуз и успешному там обучению: («Проекционное черчение», «Методы построения графиков функций», «Политическая карта мира», «Headway-видео», «Организм как биосистема, его исследования», «Основы менеджмента», «Британия вчера, сегодня, завтра», «Основы правовых знаний», «Культура устной и письменной речи делового человека», «Алгоритмизация и программирование», «Фундаментальные законы физики», «Химия и окружающая среда», «Компьютерная графика с элементами AutoCAD»).
Все это подготовит учащегося к профильным предметам для дальнейшей сдачи в ВУЗе, а также для внутреннего развития личности.
2. Внедрение программ «школа – ВУЗ» для решения проблемы оптимизации сегодняшней системы профессионального образования и довузовской подготовки. Это необходимо для решения таки задач как подготовка учащихся к профильному обучению, помощь в самоопределении гимназистов. Подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ. Интеграция и создание качественно новых образовательных структур типа научно-методических комплексов «школа-ВУЗ», объединяющих различные звенья образовательного пространства, - одна из гибких форм решения проблемы оптимизации системы профессионального образования и довузовской подготовки.
3. Работа консультационных пунктов для гимназистов и адаптационных курсов для учащихся образовательных учреждений города. Консультации – это важный этап процесса обучения, на котором учащийся может получить необходимую информацию, в том числе анонимно.
4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Планирование образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) включает в себя: формирование перечня учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимися; составление индивидуальных учебных планов; составление учебного плана общеобразовательного учреждения на основе ИУП; формирование классов и межклассных групп; составление расписания учителей и каждого обучающегося.
Недостаток своих ресурсов в оказании необходимых образовательных услуг общеобразовательное учреждение компенсирует возможностями образовательной сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования учащихся.
При составлении ИУП учитывается и фиксируется образовательная деятельность обучающегося вне аудитории (заочная и дневная школы, занятия на курсах, в учебных центрах, учреждениях дополнительного образования, музыкальных, спортивных школах, школах искусств, дистанционных обучение и др.). Внеклассная деятельность дополняет и усиливает ИУП, создает обстоятельства для социальной практики учащихся, тестирования по избранному профилю и профессии, проектной и исследовательской деятельности.
5. Опытно-экспериментальная деятельность. Наряду с традиционными факультативными курсами организуются курсы по выбору для 9-классников и элективные курсы для учащихся 10-11-х классов. Вполне закономерно введение интегрированных курсов, способствующих повышению интереса учащихся к разным предметам, стимулирующих познавательную деятельность гимназистов, усиливающих практическую ориентацию образовательного процесса.
Междисциплинарная интеграция ориентирована не только на создание у учащихся общих познаний о мире и деятельности человека, но и на действенное формирование критериев для самоопределения, саморазвития и самореализации учащихся с высочайшим уровнем подготовки, способен переключаться с одного типа деятельности на иной, владеет обширными коммуникативными способностями и возможностями, нацеленными на предстоящее самостоятельное повышение уровня образования.
Для полного удовлетворения когнитивных нужд учащиеся должны уметь исследовать интересующие предметы из остальных профилей, потому принципиально участвовать в городских сетях.
Непременно, огромное внимание уделяется информатизации системы образования как инструменту сетевого взаимодействия образовательных учреждений, который считается принципиальным условием перехода школ на новейший показатель образования, основанный на информационных технологиях. Информационно-образовательный центр традиционно содержит в себе пресс-центр, центр самообразования для гимназистов и учителей (на базе Интернет-сайта), дистанционное обучение школьников по избранным предметам, информационно-библиотечный центр и Интернет-сайт.
Так, в условиях тесного сотрудничества с иными образовательными учреждениями успешно совершенствуется сетевое взаимодействие школ и гимназий, развивая эффективную систему многоуровневого становления интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, реализуя единство методических, научных и учебных функции процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Захарова, М.Б. Типы и формы сетевого взаимодействия в системе образования // Ярославский педагогический вестник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-i-formy-setevogo-vzaimodeystviya-v-sisteme-obrazovaniya. – Дата доступа: 25.10.2020 г.
2. Костина, Т.И. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности / Т.И. Костина, Н.В. Молоканова, Г.Н. Битюкова, Н.А. Кудряшова // Молодой ученый. – 2016. – № 23.2 (127.2). – С. 56-59.
3. Попова, И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2016. – №6. – С. 1-6.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.