Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади
Цели урока:
• показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение восстания декабристов на Сенатской площади;
• развивать творческое мышление учащихся;
• воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления.
Оборудование: учебник § 8-9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади
Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади
Цели урока:
показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение
восстания декабристов на Сенатской площади;
развивать творческое мышление учащихся;
воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления.
Оборудование: учебник § 89 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты
декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади”
Ход урока
I. Организационный период.
В начале урока учитель называет тему семинара, цель. Объясняет ход урока: перечисляет вопросы в той
последовательности, как будут рассматриваться учащимися (вопросы желательно написать на доске).
II. Изложение материала.
Вопросы:
“Русская правда” П.И.Пестеля.
1. Возникновение Северного и Южного обществ. “Конституция” Н.М.Муравьева.
2.
3. Смерть Александра I. Междуцарствие.
4. Декабристы на Сенатской площади.
5. Историческое значение движения декабристов. А.С.Пушкин о восстании на Сенатской площади.
Помним, что когда учащиеся отвечают на вопрос “Декабристы на Сенатской площади”, они пользуются поисковым
материалом (который подготовили) о декабристах, чьи биографии связаны с тем краем, где проводится урок. С Камчаткой
связано имя Владимира Ивановича Штейнгеля. В.И.Штейнгеля (17831862) привезли на Камчатку полугодовалым ребенком.
Отец его был назначен капитанисправником НижнеКамчатского острога. Отец, прямой и честный человек “встал на сторону
камчадал”. На всю жизнь запомнил Штейнгель общение с обыкновенными камчатскими жителямимореходами, охотниками,
промышленниками. Позднее он писал о них: “…смелые, предприимчивые промышленники на таких судах и с такими
кормчими, говоря словами Ломоносова, более дерзостью, нежели счастьем предводимые, вступали в обладание океана и ярких
ветров. Оставляя за собой туманное море Охотское, они пробирались по грядам Курильских и Алеутских и производили
промыслы”. Вновь Владимир Иванович очутился на Камчатке уже в 1805 году. За его плечами к тому времени были Морской
кадетский корпус, где он учился с будущем первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, плавания по Балтийскому
и Северному морям, посещения Голландии и Англии. На Камчатку из Охотска Штейнгель доставил провиант для экспедиции
И.Ф.Крузенштерна. В письме в 1811 году Крузенштерн поддержал его мысли о Камчатке и заверил, “что участь местных
жителей будет облегчена”. Штейнгель участвовал в Отечественной войне 1812 года, за боевые подвиги был награжден
орденами, участвовал в восстановлении сожженной Москвы. Владимир Ивановия горячо протестовал против крепостного
права, писал “о возможности уничтожить в нашем Отечестве гнусную продажу людей, не негров россиян”. Знакомство с
декабристами, а особенно с К.Ф.Рылеевым, побудило Штейнгеля вступить в Северное общество. По просьбе Рылеева он
составил “Манифест к русскому народу”. Штейнгель – активный участник подготовки восстания. Приговоренный к 20 годам
каторги, Штейнгель разделил судьбу товарищей по тайному обществу, отправленных “во глубину сибирских руд”.
Возвратился Владимир Иванович из Сибири в 1856 году. Живя в Петербурге, опубликовал ряд работ по исследованию и
освоению Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Русской Америки.
По ходу рассмотрения темы, учитель задает учащимся вопросы, чтобы помочь проанализировать события.
Почему М.МуравьевАпостол говорил: “Мы были дети 1812 года”
Что общего было в программах Северного и Южного обществ? Чем отличалось содержание документов?Учитель подчеркивает, что общества декабристов выдвигали сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, но почему
восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение?
После выступления учащихся по вопросу “Декабристы на Сенатской площади”, учитель предлагает провести разбор причин
поражения. Учащиеся называют и записывают в тетрадь.
Срыв первоначального плана восстания
Оторванность от народа, боязнь обратиться к народу на площади
Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания
Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск
Недостатки в подготовке восстания
Выжидательная тактика, нерешительность восставших.
Выслушав рассказ учащихся о расправе царизма с декабристами, можно задать вопрос: “Почему Николай I так жестоко
поступил с представителями дворянства?”
Говоря об историческом значении, учащиеся отмечают широкую популярность политических стихов А.С.Пушкина, его
отношение к друзьямдекабристам. Читают стихи А.С.Пушкина “Арион, “Во глубине сибирских руд…”, воспоминания о
П.И.Пестеле “…Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю”, о сходах у “умного и пылкого” Никиты Муравьева,
строки из писем К.Рылеева и И.Пущина Александру Сергеевичу.
На вопрос учителя “Что связывало А.С.Пушкина (и от чего он не отказался) со многими декабристами, несмотря на то, что
политические взгляды поэта и членов тайных обществ нередко разнились?”, учащиеся, как правило, приходят к мысли, что
крепкая дружба связывала Александра Сергеевича с декабристами.
Обобщая выступления, учащиеся записывают в тетради основные положения значения движения декабристов.
Движение декабристов было первым революционным выступлением против самодержавия
Движение декабристов было исторически закономерным и глубоко прогрессивным
Движение декабристов было глубоко патриотичным
Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки
революционеров бессилен без поддержки народа
Движение декабристов оказало огромное влияние на освободительную борьбу в России. По словам Герцена “пушки на
Исаакиевской площади разбудили целое поколение”, которое прямо осознало свою связь с декабристами.
Александр IН.М.Муравьёв
Николай I
П.И. ПестельIII. Закрепление материала.
Задание: составить тест к теме “Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади” (6 заданий).
IV. Домашнее задание.
Повторить: учебник § 89.
Литература:
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХVIIIХIХ века. М., 1994
Киянская П.И. Пестель. М., 2006.
Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. ПетропавловскКамчатский, 1992.