Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади Цели урока: • показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение восстания декабристов на Сенатской площади; • развивать творческое мышление учащихся; • воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления. Оборудование: учебник § 8-9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади
Иконка файла материала Северное и Южное общества.doc
Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади Цели урока:    показать развитие революционного движения в России в первой четверти ХIХ века, раскрыть историческое значение  восстания декабристов на Сенатской площади; развивать творческое мышление учащихся; воспитывать интерес к истории Отечества, чувство патриотизма, гражданственности, самостоятельность мышления. Оборудование: учебник § 8­9 (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХIХ век. Москва “Просвещение” 2008), портреты  декабристов, картина “Восстание декабристов на Сенатской площади” Ход урока I. Организационный период. В начале урока учитель называет тему семинара, цель. Объясняет ход урока: перечисляет вопросы в той  последовательности, как будут рассматриваться учащимися (вопросы желательно написать на доске). II. Изложение материала. Вопросы: “Русская правда” П.И.Пестеля. 1. Возникновение Северного и Южного обществ. “Конституция” Н.М.Муравьева. 2. 3. Смерть Александра I. Междуцарствие. 4. Декабристы на Сенатской площади. 5. Историческое значение движения декабристов. А.С.Пушкин о восстании на Сенатской площади. Помним, что когда учащиеся отвечают на вопрос “Декабристы на Сенатской площади”, они пользуются поисковым  материалом (который подготовили) о декабристах, чьи биографии связаны с тем краем, где проводится урок. С Камчаткой  связано имя Владимира Ивановича Штейнгеля. В.И.Штейнгеля (1783­1862) привезли на Камчатку полугодовалым ребенком.  Отец его был назначен капитан­исправником Нижне­Камчатского острога. Отец, прямой и честный человек “встал на сторону  камчадал”. На всю жизнь запомнил Штейнгель общение с обыкновенными камчатскими жителями­мореходами, охотниками,  промышленниками. Позднее он писал о них: “…смелые, предприимчивые промышленники на таких судах и с такими  кормчими, говоря словами Ломоносова, более дерзостью, нежели счастьем предводимые, вступали в обладание океана и ярких ветров. Оставляя за собой туманное море Охотское, они пробирались по грядам Курильских и Алеутских и производили  промыслы”. Вновь Владимир Иванович очутился на Камчатке уже в 1805 году. За его плечами к тому времени были Морской  кадетский корпус, где он учился с будущем первооткрывателем Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном, плавания по Балтийскому и Северному морям, посещения Голландии и Англии. На Камчатку из Охотска Штейнгель доставил провиант для экспедиции  И.Ф.Крузенштерна. В письме в 1811 году Крузенштерн поддержал его мысли о Камчатке и заверил, “что участь местных  жителей будет облегчена”. Штейнгель участвовал в Отечественной войне 1812 года, за боевые подвиги был награжден  орденами, участвовал в восстановлении сожженной Москвы. Владимир Ивановия горячо протестовал против крепостного  права, писал “о возможности уничтожить в нашем Отечестве гнусную продажу людей, не негров ­ россиян”. Знакомство с  декабристами, а особенно с К.Ф.Рылеевым, побудило Штейнгеля вступить в Северное общество. По просьбе Рылеева он  составил “Манифест к русскому народу”. Штейнгель – активный участник подготовки восстания. Приговоренный к 20 годам  каторги, Штейнгель разделил судьбу товарищей по тайному обществу, отправленных “во глубину сибирских руд”.  Возвратился Владимир Иванович из Сибири в 1856 году. Живя в Петербурге, опубликовал ряд работ по исследованию и  освоению Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Русской Америки. По ходу рассмотрения темы, учитель задает учащимся вопросы, чтобы помочь проанализировать события.  Почему М.Муравьев­Апостол говорил: “Мы были дети 1812 года”  Что общего было в программах Северного и Южного обществ? Чем отличалось содержание документов?Учитель подчеркивает, что общества декабристов выдвигали сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, но почему  восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение? После выступления учащихся по вопросу “Декабристы на Сенатской площади”, учитель предлагает провести разбор причин  поражения. Учащиеся называют и записывают в тетрадь. Срыв первоначального плана восстания   Оторванность от народа, боязнь обратиться к народу на площади  Поведение Трубецкого и Якубовича в момент восстания  Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск  Недостатки в подготовке восстания  Выжидательная тактика, нерешительность восставших. Выслушав рассказ учащихся о расправе царизма с декабристами, можно задать вопрос: “Почему Николай I так жестоко  поступил с представителями дворянства?” Говоря об историческом значении, учащиеся отмечают широкую популярность политических стихов А.С.Пушкина, его  отношение к друзьям­декабристам. Читают стихи А.С.Пушкина “Арион, “Во глубине сибирских руд…”, воспоминания о  П.И.Пестеле “…Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю”, о сходах у “умного и пылкого” Никиты Муравьева,  строки из писем К.Рылеева и И.Пущина Александру Сергеевичу. На вопрос учителя “Что связывало А.С.Пушкина (и от чего он не отказался) со многими декабристами, несмотря на то, что  политические взгляды поэта и членов тайных обществ нередко разнились?”, учащиеся, как правило, приходят к мысли, что  крепкая дружба связывала Александра Сергеевича с декабристами. Обобщая выступления, учащиеся записывают в тетради основные положения значения движения декабристов.  Движение декабристов было первым революционным выступлением против самодержавия  Движение декабристов было исторически закономерным и глубоко прогрессивным  Движение декабристов было глубоко патриотичным  Своим горьким опытом декабристы показали следующим поколениям, что протест ничтожной горсточки  революционеров бессилен без поддержки народа  Движение декабристов оказало огромное влияние на освободительную борьбу в России. По словам Герцена “пушки на Исаакиевской площади разбудили целое поколение”, которое прямо осознало свою связь с декабристами.   Александр IН.М.Муравьёв   Николай I П.И. ПестельIII. Закрепление материала. Задание: составить тест к теме “Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади” (6 заданий). IV. Домашнее задание. Повторить: учебник § 8­9. Литература:  Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в ХVIII­ХIХ века. М., 1994  Киянская П.И. Пестель. М., 2006.  Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.  Сергеев В.Д. Страницы истории Камчатки. Петропавловск­Камчатский, 1992.