Схема конспекта урока «Умножение обыкновенных дробей»

  • Рабочие тетради
  • doc
  • 23.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 на данном уроке учитель планирует организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма умножения обыкновенных дробей. Создать условия для осознания учащимися существования единого (универсального) алгоритма умножения на множестве рациональных чисел. проблемная ситуация создается с помощью вопросов в которых задействованы сказочные герои.
Иконка файла материала Схема конспекта урока «Умножение обыкновенных дробей».doc
Схема конспекта урока «Умножение обыкновенных дробей» Аттестуемый педагог   Грачева Наталья Викторовна Предмет:  математика Возраст учащихся: 6 класс  Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей» Оборудование: ИКТ, учебник Цель урока: 1. Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма умножения обыкновенных дробей. Создать условия для  осознания учащимися существования единого (универсального) алгоритма умножения на множестве рациональных чисел. 2. Обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний, а также через использование  знакомых ситуаций практического характера. 3. Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений сравнения, установления сходства и различия, обобщения  применения этого правила учащимися в различных ситуациях. 4. Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга, доказательно высказывать свою точку зрения,  тактично исправлять чужие ошибки, оказывать помощь друг другу).  Этапы работы 1. Организационный момент,  Цели: включающий: •постановку цели, которая должна быть  достигнута учащимися (воспитанниками)  на данном этапе урока (занятия); •определение цели, которую педагог   хочет достичь на данном  этапе урока  (занятия); •описание методов организации работы  учащихся (воспитанников) на начальном  этапе урока (занятия), настроя учащихся  (воспитанников) на учебную деятельность Содержание этапа (заполняется педагогом) Организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма  умножения обыкновенных дробей. Создать условия для осознания учащимися  существования единого (универсального) алгоритма умножения на множестве  рациональных чисел. Обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся  теоретических знаний, а также через использование знакомых ситуаций практического  характера. Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений сравнения,  установления сходства и различия, обобщения применения этого правила учащимися в  различных ситуациях.   (или др. деятельность), предмет и тему  урока (занятия) (с учетом реальных  особенностей класса (группы), с  которым(ой) работает педагог) 2. Опрос учащихся (воспитанников) по  заданному на дом материалу (или  актуализация знаний для изучения  нового учебного материала),  включающий: •определение цели, которую педагог  ставит перед учащимися  (воспитанниками) на данном  этапе урока  (занятия) (какой результат должен быть  достигнут учащимися (воспитанниками)); •определение цели, которую педагог  хочет достичь на данном  этапе урока  (занятия); •описание методов, способствующих  решению поставленной цели; •описание критериев достижения цели  данного этапа урока (занятия); •определение возможных действий  педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь  поставленной цели;  •описание методов организации  совместной деятельности учащихся  (воспитанников) с учетом особенностей  класса (группы), с которым(ой) работает  педагог; •описание методов мотивирования  (стимулирования) учебной активности  учащихся (воспитанников) в ходе опроса; •описание методов и критериев  оценивания ответов учащихся  (воспитанников) в ходе опроса. Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга,  доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,  оказывать помощь друг другу).  Цели:  Актуализация опорных знаний, необходимых для введения и обоснования правила. Создание ситуации успеха для последующей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу (умение выслушивать друг друга,  доказательно высказывать свою точку зрения, тактично исправлять чужие ошибки,  оказывать помощь друг другу). Слайд 1. На экране множество рациональных чисел. Задания и вопросы учителя В царство каких чисел мы попали вместе с  Иваном–царевичем? Математики говорят не царство, а … Какие числа составляют это множество? Поясните, какие числа составляют  множества N, Z, Q? Почему их все объединили в одно  множество? Предполагаемые ответы учащихся В царство рациональных чисел Множество рациональных чисел Натуральные, целые и дробные N – числа, употребляемые при счете,  Z – натуральные, им противоположные и 0. Q – целые и дробные числа. Являются ли записанные мною числа рациональными?  (Слайд 2) Назовите числа, записанные в таком виде. Как можно записать остальные?     Слайд 3. Найдите место этим числам на рисунке. Какую задачу поставила перед Иваном –  Царевичем Елена Прекрасная? Какие действия мы можем выполнять? Изучить действия с обыкновенными дробями,  т.е рациональными числами. Сравнивать, сокращать: например, ... запишите в тетради по 2­3 примера на сравнение Из двух десятичных дробей... 0,5 ‹ 2,1; ­4 ‹­2,1 Существует ли универсальное правило  сравнения чисел? Умеем ли мы выполнять действия? С  какими числами? Приведите примеры. Приведите к одному знаменателю. Целыми числами и десятичными дробями,  например: ­4 + 0,5= ­3,5; ­4 + (­2,1)=­6,1; ­4 ­ (­2,1)=­4 +2,1 =­1,9 ­4 ­ 0,5= ­4,5; ­4 х 0,5= ­2; ­2,1х (­4)= ­8,4 ­4 : 0,5= ­8;Не умеем пока выполнять действия с... обыкновенными дробями. Значит, наша задача сегодня... научиться выполнять действия с обыкновенными дробями 3. Изучение нового учебного материала.  Данный этап предполагает: •постановку конкретной учебной цели  перед учащимися (воспитанниками)  (какой результат должен быть достигнут  учащимися (воспитанниками) на данном  этапе урока (занятия)); •определение цели, которую ставит  перед собой педагог на данном этапе  урока (занятия); •изложение основных положений нового  учебного материала, который должен  быть освоен учащимися; •описание форм и методов изложения  нового учебного материала; •описание основных форм и методов  организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников)  с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог; •описание критериев определения  уровня внимания и интереса учащихся  (воспитанников) к излагаемому  педагогом учебному материалу; •описание методов мотивирования  (стимулирования) учебной активности  учащихся (воспитанников) в ходе  освоения нового учебного материала. Цель: на этапе мотивации формировать  у каждого ученика личной потребности в последующей  деятельности, связанной с открытием нового правила; развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы, развивать устную  математическую речь; формировать такие качества личности, как трудолюбие, внимательность, активность. Решите задачу (Слайд 4) :  а) скорость Даши ­3 км/час, скорость сестры ­? км/час, если она в 1,5 раза больше. б) скорость пешехода ­ 4,5 км/час.  Найти  скорость велосипедиста ­ ?, если она в   раза больше.  Сможем мы решить эту задачу? – (Нет. Мы не знаем правило умножения десятичной дроби на  обыкновенную дробь.) Тема урока: «Умножение обыкновенных дробей» (Слайд 5) Этап моделирования правила. Цель:  Создание модели правила, ее анализ и уточнение.  Развивать логическое мышление учащихся через формирование умений сравнения,  установления сходства и различия, обобщения применения этого правила учащимися в  различных ситуациях. Работа с текстом учебника стр. 42­43.  Задача для учащихся – научиться умножать обыкновенные дроби. 1. Обращаю внимание: (Слайд 6)     Сколько дорог надо Ивану пройти? ­ три А действий с дробями сколько ­ четыре!  Почему?      (Т.к. вычесть число – это значит прибавить ему противоположное, следовательно,  правило вычитания аналогично правилу сложения.) 2. Прочитать все надписи (правила выполнения действий) и выбрать самое простое. Почему правило умножения ­ самое простое правило (сложение – очень длинный алгоритм, а  деление предполагает знание умножения). 3. Примерил Иван к правилу дроби и что получил    (  ) 4 . Объясните рисунок в учебнике о получившейся площади прямоугольника, (Слайд 6)   Самостоятельная работа учащихся на этапе получения новых знаний (фронтальная работа с  последующей проверкой) (Слайд 7, 8) а). Найдите результат умножения дробей с помощью рисунка       можно ли так поступать в случае десятичных дробей,в случае целых чисел? (смотри текст учебника на странице 45) б) Выполни рисунок и получи ответ:           можно ли упростить некоторые дроби? (сократить?) Каков же вывод? ( Сначала ________________, потом перемножить). в) Каков алгоритм умножения обыкновенных дробей? (Слайд 9) Чтобы умножить обыкновенные дроби надо: 1. числитель первой дроби умножить на ____________________ , 2. _____________________ умножить на знаменатель второй, 3. если можно ____________________, 4. выполнить _________________ в числителе и в знаменателе 5.  Допускается оказание помощи соседу по парте, проверка полученных ответов (на доске  появляются записи) 4. Закрепление учебного материала,  предполагающее: •постановку конкретной учебной цели  перед учащимися (воспитанниками)  (какой результат должен быть достигнут  Работа с учебником. Решение примеров. Цель: Осознание, осмысление правила, запоминание правила. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь.   Воспитывать у учащихся чувство уважения друг к другу, правильное отношение к    учащимися (воспитанниками) на данном  этапе урока (занятия); •определение цели, которую ставит  перед собой педагог на данном этапе  урока (занятия); •описание форм и методов достижения  поставленной цели в ходе закрепления  нового учебного материала с учетом  индивидуальных особенностей учащихся  (воспитанников), с которыми работает  педагог; •описание критериев, позволяющих  определить степень усвоения учащимися  (воспитанниками) нового учебного  материала; •описание возможных путей и методов  реагирования на ситуации, когда педагог  определяет, что часть учащихся  (воспитанников) не освоила новый  учебный материал. литературе   Какая задача стояла перед нами в начале урока?( Найти правило умножения обыкновенных дробей)  Можно ли считать, что мы решили эту задачу? (Да)  Можно ли считать, что мы сами вывели это правило? (Да)  Кто нам помог в этом? (Иван-царевич и учебник.) № 88 стр. 140 (чтение и анализ условия задания)  Можно ли сказать, что данные числа рациональные? ( поднимите правую руку, кто считает да, левую - нет).  Какой следующий вопрос в задании? (Составьте все возможные произведения этих чисел)  Как поступать, чтобы не потерять часть произведений? (составить произведения первого числа с каждым следующим, затем второго – с каждым следующим и т. д.)  Какой следующий вопрос? (найти эти произведения)  Обо всех ли возможных случаях мы говорили на уроке? (нет.)- дома попробуете вычислить, кто сколько сможет.  Какая задача у нас осталась нерешенной сегодня на уроке? (Скорость пешехода - 4,5 км/час. Найти скорость велосипедиста - ?, если она в раза больше.)  На полях книги запишите этот пример, дома попробуйте найти его. №90(2) – самостоятельно отметить карандашом те действия, которые сегодня нам пришлось  выполнить при вычислении произведений сокращение дробного выражения,   представление десятичной дроби в виде обыкновенной,  выделение целой части числа,  нахождение произведения обыкновенных дробей,  почесывание затылка (кому-то пришлось выполнить и такое действие) А какие действия (из перечисленных в задании) не придется выполнять при умножении?Подведение итогов  Что нового мы узнали на уроке? – (Научились умножать обыкновенные дроби, рассмотрели случаи умножения обыкновенных дробей на десятичную дробь, на смешанное число, на 0, на ­1) Почему все эти случаи рассматривают вместе? – (Это все рациональные числа) Все случаи умножения рациональных чисел мы рассмотрели? – (Нет, этому мы научимся на  следующих уроках) Оценки за урок (прокомментировать) Домашнее задание: Цель:  учащиеся должны запомнить правило умножения дробей, уметь применять их при решении  задач; воспитание  у   учащихся   умение  работать   самостоятельно;  формировать трудолюбие, внимательность, активность. Слайд 10 № 88 стр. 140. Выучить правило и алгоритм умножения обыкновенных дробей. 5. Задание на дом, включающее: •постановку цели самостоятельной  работы для учащихся (воспитанников)  (что должны сделать учащиеся  (воспитанники) в ходе выполнения  домашнего задания); •определение цели, которую хочет  достичь педагог, давая задание на дом; •определение и разъяснение учащимся  (воспитанникам) технологии успешного  выполнения домашнего задания.   