Схема психолого-педагогического анализа занятия
Оценка 4.8

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Оценка 4.8
Документация
doc
психологическая работа +1
Взрослым
13.02.2017
Схема психолого-педагогического анализа занятия
В материале представлена схема психолого-педагогического анализа занятия (урока). Приведены такие параметры, как психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами • тема, цели и задачи занятия; • структура занятия и его психологическая необходимость; Психологическая оценка содержания занятия и др.
схема псих-пед.анализа урока, сх.самоанал., анал.внекласн.занят..doc
Схема психолого­педагогического анализа занятия (урока) 1. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и  задачами    тема, цели и задачи занятия;  структура занятия и его психологическая необходимость.  2. Психологическая оценка содержания занятия       психологическое качество предложенного материала (описательный или  объяснительный, степень его наглядности, конкретности и абстрактности,  обобщённости);  активизации каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие  этого материала (образной или словесно­логической памяти, абстрактного мышления,  воображения), какие эмоции могут быть вызваны?  соответствие данного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний;  как педагог делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного  возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких  примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и  т.д.);  каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое и т.д.);  насколько оптимально педагог реализует воспитательные возможности предлагаемого  материала?  3. Управление познавательной деятельностью и её проявление на занятии     организация внимания:  o пути организации внимания (подчёркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности, обращение к  непроизвольному вниманию и т.д.);  o виды внимания, имевшие место на занятии, форма их проявления у отдельных  школьников;  o способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на  другую;  o в каких сложных видах деятельности, предложенных педагогом, требовалось  распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?  организация восприятия и его характер:  o что является объектом восприятия учащихся (речь педагога, текст учебника,  различные наглядные средства)? Качество материала восприятия;  o использование наглядных средств, их функция на занятии;  o осмысленность восприятия материала.  активизация памяти и её развитие:  o обращение педагога к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на  различных этапах занятия?  o какие виды памяти имели место на занятии (наглядно­образная, словесно­ логическая, эмоциональная, механическая, логическая)?  o какие приёмы лучшего запоминания материала использовал педагог на занятии.  Схема самоанализа занятия 1. Определить место занятия в теме, в общем курсе. Насколько ясным стало это место для  учащихся после занятия.  2. Соотнести поставленные цели занятия для учащихся и для учителя с достигнутыми на  занятии и определить причины успеха и неудачи. 3. Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала,  научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений.  4. Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития мышления, памяти,  внимания, личностных качеств, коммуникативных способностей; для развития умения  слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.  5. Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно вашим интересам, темпераменту, уровню развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли  была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим  целям занятия?  6. Оценить степень активности учащихся на занятии. Сколько раз и кто из них высказывались на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа. При этом  необходимо руководствоваться правилом недопустимости оценки личности ученика при  оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного детского коллектива с  другим.  7. Оценить темп занятия. Поддерживался ли интерес учащихся к занятию на всём его  протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на занятии?  8. Как в ходе занятия была организована опора на уже имеющиеся знания, жизненный опыт  учащихся и насколько актуальным для них был материал занятия?  9. Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности,  взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.  10. Изменилось ли настроение педагога после занятия по сравнению с тем, каким оно было  до занятия? В чём причина этих изменений? Что теперь, когда занятие прошло,  целесообразно было бы в нём изменить? Что можно поставить себе в «плюсы», а что в  «минусы»?  11. И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни было занятие, требовалось  определённое мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в  тех достоинствах, которыми занятие обладало. Схема анализа внеклассного мероприятия 1. Актуальность темы: отвечает ли тема целям и задачам воспитания в современном обществе,  возрастным особенностям и конкретным задачам данного класса. Была ли она в плане  воспитательной работы классного руководителя или предложена по необходимости; если  предложена, то кем и почему. 2. Характеристика и оценка плана, по которому готовилось мероприятие: целенаправленность,  логичность, чёткость, соответствие избранной формы и методов содержанию, выполнен ли план. 3. Содержание проведённого мероприятия: характеристика использованного материала, его  воспитательное и познавательное значение, доступность, эмоциональность, конкретность;  соответствие использованного материала, форм и методов возрасту детей и воспитательным  задачам данного коллектива.  4. Качество подготовки: интерес детей к мероприятию, активность учащихся,  организованность, дисциплинированность, использование наглядных пособий,  демонстрационного материала, технических средств и т.д. Какие навыки были приобретены  учащимися в процессе подготовки к мероприятию. 5. Наиболее существенные недостатки и положительные стороны по содержанию, методам  проведения, по качеству подготовки и воспитательным результатам. 6. Общая оценка: выполнена ли поставленная цель, отношение детей, роль педагога в  подготовке и проведении мероприятия.  Приложение 1. Развитие внимания  1. Организация внимания учащихся в начале занятия; каким образом педагогом создаётся  новая психологическая ситуация быстрой настройки; что побуждает школьников  сосредоточиться на предмете занятия.  2. Активизация внимания школьников в процессе изложения новой темы:  3. отчётливая целеустремлённость изложения новой темы;  4. чёткость её теоретического освещения;  5. продуманность разделения темы на отдельные звенья с применением обоснованных  переходов между ними;  6. постановка вопросов, обращённых к мышлению школьника и побуждающих к  самостоятельности в суждениях;  7. педагогически обоснованное сочетание словесных и наглядных средств обучения и  развития.  8. Развитие внимания учащихся:  9. ясная постановка вопроса;  10. тактичное направление ответа на выделение основной мысли;  11. побуждение к логичности в ответе.  12. Важным условием развития внимания учащихся является наличие у самого педагога  комплекса профессиональных свойств:  13. проявление внимания ко всему, что важно для проведения занятия;  14. сочетание наблюдательности за работой учащихся и их поведением со своевременностью педагогических воздействий;  15. умение сочетать устойчивость внимания и его подвижность в меняющихся условиях  групповой работы;  16. соблюдение учителем выразительности внимания, его заметности для учащихся.  2. Развитие восприятия  1. Чёткость формулировки цели занятия.  2. Подготовленность учащихся к восприятию нового материала.  3. Включение в работу различных анализаторов.  4. Фиксация результатов наблюдения.  5. Целесообразное использование наглядных пособий.  6. Приёмы выделения основного, главного в предлагаемом материале (как достигается  избирательность восприятия).  3. Развитие памяти  1. Использует ли педагог в процессе деятельности основные приёмы осмысленного  запоминания:  2. доступность;  3. связь нового материала с имеющимися у учащихся знаниями;  4. смысловая группировка материала;  5. выделение смысловых опор.  4. Развитие мыслительной деятельности учащихся  1. Развитие логического мышления при проведении различных видов заданий на занятии.  2. Развитие самостоятельности мышления, его творческой направленности (с привитием  элементов воссоздающего и творческого воображения школьников).  3. Привлечение внимания учащихся к таким качествам мышления, как логичность,  последовательность, умение выделять основное в вопросах, умение делать выводы из  приведённых фактов.  4. Развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, систематизация,  обобщение, абстрагирование. 5. Совершенствование форм выражения мысли: суждений, умозаключений (индуктивных,  дедуктивных, по аналогии) и т.д.  6. Развитие осознания школьниками процессов своего мышления и целенаправленного его  течения.  Дата Основное содержание работы  Результаты диагностики; изменения, происходящие в поведении учащегося

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия

Схема психолого-педагогического анализа занятия