Модульный курс профилактики курения
«Школа без табака»
(1-9 классы)
«Всякий курящий должен знать и помнить,
что он отравляет не только себя, но и других».
Н.А.Семашко
Программа «Здоровое поколение» - это комплексная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов.
Данная программа является составной частью Программы развития МAОУ «Основная общеобразовательная школа №6» на 2013-2017г.
Программа «Здоровое поколение» включает в себя модульный курс профилактики курения «Школа без табака» (1-9 классы), т. к. курение является одной из вредных привычек среди обучающихся данного образовательного учреждения.
Коллектив МAОУ ООШ №6 представляет данный модульный курс.
Актуальность
Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди подростков. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению, в сознании людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы поведения). Разрушительная сила курения заставила педагогический коллектив искать ответы на вопросы: почему люди курят и как им помочь избавиться от этой привычки, насколько эффективны программы по борьбе с курением?
Наибольший эффект дают модульные программы по коррекции поведения, приводящего к курению. Данный курс отличается от обычных программ широким разнообразием методического оснащения, гибкостью и длительностью применения, направленностью на широкую аудиторию – от учеников до их родителей.
Главная цель курса: формирование культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Задачи:
формирование отношения к своему и здоровью окружающих, как к важнейшей социальной ценности;
выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
закрепление гигиенических навыков и привычек;
приобщение к разумной физической активности;
обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Ключевым моментом курса являются: предоставление полной информации о вреде курения на организм человека; показ механизмов влияния сверстников, родителей; проведение исследовательских заданий по изучению проблем, связанных с курением; моделирование ситуаций и ролевых игр с целью избавления от вредной привычки; проведение тренингов по формированию ответственного и безопасного поведения, социальных и жизненных навыков; формирует мотивацию на полный отказ от курения.
Модульный курс имеет гибкую структуру, и позволяет проводить систематическую профилактическую работу в классе и учебной группе.
Методический инструментарий модульного курса
Модульный курс содержит занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы, помогать учащимся осознать, что они являются важной частью общества, и социально ответственное поведение означает отказ от курения и стремление достичь высокого уровня здоровья как своего личного, так и общества в целом.
Курс уделяет особое внимание таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать решения, а также умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников
При реализации курса можно использовать обучение малыми группами, что является весьма эффективным, т.к. побуждает школьников самостоятельно исследовать содержание обучения, использовать знания друг друга, размышлять над полученной информацией как со своей точки зрения, так и с точки зрения группы. Каждый план занятий содержит виды работ, которые через интерактивные способы обучения помогают учащимся полностью погрузиться в материал.
С тем, чтобы максимально повысить познавательный потенциал малых групп, в ходе осуществления образовательной программы следует руководствоваться следующими указаниями:
- оптимальное количество учеников в малых группах 6-8 человек;
- формируя группу в первый раз, дать время ученикам познакомиться друг с другом поближе. Несколько минут, потраченных на межличностное общение внутри группы, значительно улучшает учебный климат;
- определить возможности учеников, и использовать их;
- выявить склонности к лидерству у школьников и использовать их при любой возможности, попросить таких учеников помогать руководить работой малых групп;
- формировать малые группы по основным разделам программы. Учащиеся затем смогут самостоятельно выбрать группу по интересам.
Работа с родителями
Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодежи наиболее значимо для подростков.
Реализация в школе программы «Школа без табака» предполагает работу с родителями в таких направлениях, как:
- ознакомление родителей с содержанием программы;
- подготовка для родителей письменных сообщений с просьбой о поддержке программы;
- выступление на родительских собраниях врача и психолога по следующим темам: «Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребенку отказаться от вредных привычек»;
- ознакомление родителей с общими результатами анкетирования учащихся по проблемам курения;
- подготовка для родителей выступлений агитбригад учащихся, выпуск листков здоровья, создание коллажей «Брось сигарету!» и «Послание от смерти»;
-оформление «Уголка для родителей»;
- проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей;
- проведение массовых праздников.
Принципы реализации программы
Принцип участия - привлечение всех участников педагогического процесса, к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по формированию здорового образа жизни.
Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защищенности детей дошкольного и школьного возраста, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
Принцип гарантии - выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста.
Принцип комплексного сквозного подхода - заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности.
Принцип аксиологического подхода - человек является высшей ценностью, а основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.
Условия реализации программы: осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования культуры здоровья участников образовательного процесса посредством развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении; создание и постоянное совершенствование методической системы работы по данному направлению.
Участники реализации модульного курса: администрация МАОУ ООШ №6, педагогический коллектив, обучающиеся, родители, библиотекарь, педагог-психолог, медицинский работник.
Социальные партнеры: МБУЗ «Детская городская поликлиника», МБУЗ «Городская поликлиника №3», Детский клуб «Звездочка», Центр медицинской профилактики «Здоровье», МАУК «Городские библиотеки», МБУ «Молодежная инициатива».
Срок реализации программы курса: 2015 – 2016 г.
Рекомендовано проведение мероприятий в урочное и внеурочное время.
Длительность занятий зависит от формы мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы курса
Ожидаемыми результатами являются знания, умения, и навыки, которыми должны обладать дети школьного возраста по окончанию реализации программы.
Повышение уровня профилактической работы.
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Мероприятия по реализации программы
№ |
Содержание работы |
Формы работы |
Классы |
Ответственные |
|
|
1 |
«Что делать, если подросток курит?», «Вредные привычки», «Курение и здоровье», «Физиологические последствия курения», «Табак и история его распространения», «Свойства никотина», «Курение и здоровье».
|
беседы |
1-9 |
Учителя, мед. работник |
|
|
2 |
«Мордашка – зеркало души», «Психологический портрет преподавателя» |
тест для педагогов |
|
Педагог - психолог |
|
|
3 |
«Быть «здоровым» значит…», «Портрет курильщика», «Как я бросил курить», |
анкетирование |
1-9 |
Педагог - психолог |
|
|
4 |
«Саморегуляция», «Табакокурение», «Последствия курения для человека», «Психология привычки» |
занятие |
5-6 |
Учителя |
|
|
5 |
«Курение как угроза здоровью», «Кратковременные и длительные последствия курения», «Принятие решения и влияние среды», «Здоровье и выбор образа жизни» |
занятие |
7-8 |
Учителя |
|
|
6 |
«Психология влияния группы», «Компания «Нет-курению!», «Письмо сверстнику», «Психология воздействия рекламы», «Истоки здоровья» |
занятие |
9 |
Учителя |
|
|
7 |
«Я умею говорить «нет», «Вещества, вызывающие зависимость», «Принятие на себя ответственности за свой образ жизни», «Анатомические и физиологические аспекты курения» |
занятие - практикум |
5-7 |
Педагог – психолог, специалист |
|
|
8 |
Тренинг ЗОЖ Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, овладение умениями отстаивать свое мнение.
|
занятие |
5-9 |
психолог |
|
|
9 |
«Легко ли вам отказаться от нежелательной привычки?», «Почему вы курите?», «Юноши и девушки, которых мы выбираем» |
тест |
6-9 |
психологи |
|
|
10 |
«Привычка и привыкание», «Неразлучная парочка», «Восемь курильщиков в минуту», «Факты в защиту жизни», «Пагубные воздействия курения», «Почему люди курят?», «Распространенность курения», «Методика для тех, кто хочет принять решение «Не курить!», «Факт в защиту жизни», «Курение и болезни», «Еще одна попытка бросить курить», «Почему люди начинают курить?», «Реклама и закон», «Нервное потрясение – лучшее средство, чтобы отказаться от курения» |
Информ-дайджест» |
5-9 |
Учителя, ученики |
|
|
11 |
«Как отстоять свою точку зрения?», «Портрет курильщика», «Принятие решения», «Да здравствует чистый воздух!», «Как бросить курить?» |
занятие - практикум |
7-9 |
Учителя, медработник |
|
|
12 |
«Профилактика курения», «Угасание привычки», «Как бросить курить?», «Выработка хороших привычек», «Как здоровье?» «Как организм помогает себе сам». |
классный час |
1-9 |
учителя |
|
|
13 |
« «Путешествие в страну здоровья», «Я здоровье берегу- сам себе я помогу». |
Игра, игра-шоу |
1-4 |
вожатая |
|
|
14 |
«Курильная опера», «Остров мечты», «Влияние сверстников», «Самоуважение это…» |
ролевая игра |
8-9 |
библиотекарь |
|
|
15 |
«Лучше станцуем, но не закурим!» |
флешмоб |
1-9 родители |
Педагоги, вожатая |
|
Педагоги, ученики.
|
16 |
«История возникновения табака», «Как люди пристрастились к курению» |
интерактивные презентации |
|
педагоги, библиотекарь |
|
|
17 |
«Курение и дети», «Ваш здоровый образ жизни». |
Интерактивные опросы родителей |
1-9 |
Учителя |
|
|
18 |
«Ты не один», «Брось сигарету, получи конфету!» |
акция |
3-9 |
учителя |
|
|
19 |
«Это должен знать каждый» |
конкурс рисунков,плакатов, буклетов |
1-9 |
вожатая |
|
|
20 |
«Психические механизмы саморегуляции». |
Проекты |
7-9 |
учителя |
|
|
21 |
«Пассивное курение и его вред для окружающих», «Как помочь ребенку отказаться от вредных привычек»; «Курение и его последствия для организма», «Мотивы курения». |
Лекторий для родителей |
1-9 |
Прихолог, медицинский работник |
|
|
22 |
«Брось сигарету!», «Послание от смерти» |
коллажи |
8-9 |
вожатая |
|
|
23 |
«Возвратим табак на родину». |
Конкурс мультимедийных презентаций |
4-9 |
вожатая |
|
|
24 |
Группы работают над вопросом: «Существует ли проблема табакокурения в подростковой и молодежной среде?». |
Мозговой штурм |
8-9 родители |
психолог |
|
|
25 |
«Герои произведений о вреде курения» |
Библиотечный урок |
1-6 |
библиотекарь |
|
Курс модуля включает:
беседы-10;
тесты для педагогов-2;
анкетирование – 24
занятия – 10;
занятия –практикумы -10;
тренинг -1;
информ-дайджест -15;
классный час -6;
игры, ролевые игры -6;
флешмоб- 1;
интерактивные презентации -2;
интерактивные опросы – 2;
акции -2;
конкурс рисунков, плакатов, буклетов -1;
проект -14
лекторий для родителей – 4;
коллажи -2;
конкурс мультимедийных презентаций -1;
мозговой штурм - 1;
библиотечный урок -1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.