СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ……………………………………………………….…………….. стр.3
Программа по джазовому танцу ………………………………..…….…….. стр.8
Построение урока для первого уровня подготовки…..…………………… стр.9
Построение урока для второго уровня подготовки…………………..….. стр.10
Построение урока для третьего уровня подготовки ………....………….. стр.11
Основные шаги …………………………………………………..………….стр.12
Основные прыжки…….………………………………………….………… стр.18
Основные вращения/повороты……………………………………….……. стр.20
Заключение ………………………………………………………...……….. стр.27
Список литературы …………………………………………..….………… стр.29
Приложения …………………………………………………………………стр.30
ВВЕДЕНИЕ
Слово «джаз» в переводе на русский язык имеет несколько значений. «Преследовать», «гнаться», «соблазнять», «имитировать ритм ударных» – все эти значения присутствуют в полной мере в джаз-танце, внося в движения контрастность, выраженную в сочетании экспрессии, силы, выразительности, свободы в проявлении характера.
Джазовый танец, как показывает практика, дает возможность танцору одновременно выбирать любой новый образ и оставаться самим собой. Свободой выражения джаз-танец обязан своим создателям – африканцам и афроамериканцам. Установлено, что корни джазовый танец берет в негритянских конго-танцах Нового Орлеана, которые восходят к африканской танцевальной культуре западных народов бакота.
На данный момент афроамериканский танец включает в себя особенности трех главных танцевальных стилей Африки: суданский стиль, западноафриканский стиль и центральноафриканский. Отличаются данные стили в зависимости от того, какой телесный центр наиболее активно используется во время танца.
Основным центром суданского стиля является стопа с яркими и колоритными стучащими движениями ног, которые исполняются под ритм барабанов. В этом стиле также превалируют высокие прыжки и всевозможные варианты подскоков. Что касается западноафриканских корней, здесь наиболее активно работают таз, спина и голова. Набедерные и нашейные украшения, повязки, кольца и шнурки необходимы во время исполнения танца для создания своеобразных шелестящих, громыхающих и привлекающих внимание звуков.
Именно центральноафриканский стиль с точечными и раздробленными мелкими действиями, с акцентом на движения таза и бедер, чувственным контактом между партнерами и стал главным прародителем сценического джаз-танца, органично сочетавшим «черное» и «белое» начало.
Элементами техники исполнения центрально-американских танцев были полицентрика, изоляция, релаксация, импровизация. Эти же законы и легли в основу исполнительской техники сценического джазового танца. На первых этапах проникновения африканских корней в европейский танец танцорам казалась эта техника тяжелой и неудобной. В отличие от классического танца тело в джазовом танце остается ощущаемой массой и стремится не вверх, а вниз, к земле, что позволяет отработать необходимое единство напряжения и освобождения в технике изоляции. Принцип полицентрики связан с возможностью отдельных частей тела работать как в унисон, так и на контрасте, создавая взаимодействие друг с другом, что абсолютно невозможно в классическом танце, где части тела двигаются только в единстве.
Тем не менее, именно африканский танец, благодаря своей уникальности, экзотичности, харизматичности и свободе, начал завоевывать огромную популярность на сценах Америки и Европы. Сценическим искусством джаз-танец стал только в начале ХХ века. Впервые слово «джаз-танец» появилось в 1917 году, два года спустя после возникновения термина джаз-музыка. Джаз-музыка – сплав быстротемповых, иногда даже агрессивных, свинговых, афроамериканских и бразильских ритмов с блюзовой эмоциональной музыкой, наполненной чувственностью и глубиной, не мог не покорить сердца людей.
Джаз-музыка живёт вместе с человеком в одном ритме, настрое, в ней выражается одиночество, грусть, тоска, страдание, гнев, а также радость, драйв, любовь, страсть, веселье, что делает возможным передачу любого переживания из всего спектра человеческих чувств и эмоций.
Джаз-музыка с самого начала ее истории была близка народу, возможно, именно поэтому она получила такую безоговорочную популярность и любовь. Танцы под джаз-музыку зрители впервые увидели на сцене Бродвейского театра в 1915 году.
Началась эпоха распространения джазового танца, который использовался всюду: в шоу, ревю, мюзиклах, кинематографе, варьете и драматических спектаклях. Стилистика танца зачастую опиралась на бытовой, социальный танец. Джаз-танцу чужды психологические идеи и глубинная философия, например, танца модерн, или романтичная возвышенность классического танца. Джаз-танец, прежде всего, олицетворяет эмоции, энергию и силу, что так не похоже на другие стили.
К характерным чертам джаз-танца как самостоятельного сценического направления, вобравшего в себя черты различных стилей, относятся:
1. эмоциональный характер исполнения движений,
2. мелкие, вибрирующие движения различных частей тела,
3. импровизационный характер движений,
4. изоляционные приемы, приемы – «напряжение» и «расслабление», полиритмические эффекты,
5. характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, притопов, щелчков, ударов по бедрам,
6. большая значимость области таза, которая придаёт движениям чувственность и страстность,
7. доминирующий социальный характер танцев.
На современном этапе развития исполнительской техники джазовый танец объединяет в себе многочисленные стили, соответствующие направлениям современной музыки. Из фольклорных традиций хореографы и танцоры чаще всего используют в своем творчестве афро-кубинские, восточные, испанские национальные музыкальные темы. Из классического танца джаз-танец перенял французскую терминологию, некоторые базовые движения, позиции рук и ног. Из модерна джаз-танец взял огромную свободу раскрепощения, расслабления торса и включения его в активную работу. У степа была заимствована подчёркнутая ритмизация движений.
Также джаз-танец включает в себя социальные уличные направления: «хип-хоп», «диско», «брейк-данс», «электрик-буги», «рэп», «хаус», «стрит», «фанки» и элементы бальной и латино-американской парной хореографии.
Ежедневная практика доказывает, что джаз-танец не представляет собой отдельно взятую, обособленную технику, так как он имеет сложную гибридную структуру. Также необходимо выяснить, что конкретно каждое из перечисленных танцевальных направлений привнесло в джаз. Джаз-танец включает в себя множество разнообразных, зачастую полярных направлений, таких как:
• фольклорно-африканский этнический танец,
• классический танец,
• модерн (modern dance),
• мюзикл,
• танцевальное шоу (show-dance),
• социальный танец.
Таким образом, соединив в себе черты всех вышеперечисленных направлений, джаз-танец стал уникальным инструментом с многочисленным арсеналом средств выражения эмоций.
Джаз настолько органично сочетает в себе множество культур, что отрицание той или иной составляющей, будь то модерн, классический танец или шоу-данс, приводит к риску разрушения природы, смысла и гармонии джаз-танца. Джазовый танец вобрал в себя как традиции европейского аристократического балетного искусства, так и самобытный, примитивный на взгляд европейца, африканский танец, коммерческий подход и эстетическое, чувственное восприятие движений.
Таким образом, он позволяет сосуществовать в мире и гармонии таким противоречивым понятиям как «черное» и «белое», «массовое развлечение» и «высокое, элитарное искусство», «животная страсть» и «утонченная изысканность».
При этом данные понятия не вступают в конфликт, а органично, дополняя друг друга, делают джаз всеобъемлющим и разносторонним видом танцевального искусства. К сожалению, на данный момент не существует идеальных определений джаза, которые в полной мере давали бы представление об этом танцевальном направлении. Грубой ошибкой было бы отождествлять джаз с контемпорари (contemporary), так как джаз не является составляющей частью современного направления.
Также джаз не является составляющей частью фольклорно-африканского этнического танца. Несмотря на то, что общность их корней очевидна, неоспорима и дистанция между данными направлениями. Более того, джаз нельзя считать и танцевальным шоу (showdance), которое было популярно в 30-ых годах XX века.
К настоящему времени джаз-танец развился настолько сильно, что танцевальное шоу – это всего лишь примитивная стилизация джаза для коммерческой продажи. С течением времени джазовый танец, подобно классическому танцу и модерну, стал самостоятельным направлением в танцевальном искусстве.
Поскольку джаз-танец является молодым «концертным искусством» и как любое искусство должен расти и развиваться, нашей целью является избегать противоречий между прошлым джаза, его настоящим и будущим. Именно поэтому приверженцы джаз-танца должны бороться за признание его статуса самостоятельного танцевального направления, имеющего свою индивидуальную технику.
Программа по джазовому танцу.
Программа по джаз-танцу предназначена для студентов средних профессиональных и высших учебных учреждений, обучающихся по специальности «Хореография». Программа предполагает наличие определенной подготовки у студентов в рамках классического, народно-сценического, бального танца.
Данная рабочая программа делится на три уровня:
1 уровень — начальный,
2 уровень — средний,
3 уровень — продвинутый.
Для перехода с одного уровня на другой необходим контроль знаний студентов. Экзамен или зачет по джаз-танцу включает как практический показ, демонстрирующий понимание техники исполнения движений, так и устный ответ по теории джаз-танца, что способствует более точному осознанию пройденного материала, который в будущем пригодится студентам в педагогической деятельности.
Программа рассчитана на три года обучения при интенсивности занятий 3-4 раза в неделю с продолжительностью занятий 1 час 30 минут. При построении урока педагог должен придерживаться определенных целей и задач. Цели и задачи ставятся как для всех студентов - хореографов, так и для конкретной группы, с которой педагог работает в данный момент.
Примечание: не стоит приступать к следующему уровню, если больше половины студентов не усвоили необходимые знания. Важно, в первую очередь, следить за качеством прохождения материала, а не за временем, рассчитанным в программе.
Построение урока
для первого (начального) уровня подготовки
Начальный уровень рассчитан на один год обучения при посещаемости занятий 3-4 раза в неделю продолжительностью занятий 1 час 30 минут. Как было изложено ранее, начальный этап предполагает определенный танцевальный уровень подготовки у студентов. Урок делится на пять частей:
1. Warm up (разогрев).
2. Экзерсис на середине или у станка.
3. Parter (упражнения на полу).
4. Cross (упражнения по диагонали).
5. Танцевальная комбинация.
Урок строится в медленном темпе и включает в себя несложные базовые упражнения.
Цели и задачи урока на начальном уровне.
1. Помочь студенту осознать положение (строение своего тела).
2. Изучить позиции:
а) позиции ног (1 параллельная, 1, 2 классическая и 2 параллельная),
б) позиции рук (preparations, 1, 2 и 5).
3. Почувствовать свою ось, по отношению к которой существует понятие «направления» (вперед, назад, направо, налево).
4. Развить музыкальный слух, зрительную и мышечную память.
5. Научиться работать с зеркалом, ощущать пространство и других в этом пространстве, стать собраннее и внимательнее.
6. Следить за качеством выполнения движений.
7. Распределять энергию, когда это нужно, и там, где это нужно.
8. Дышать спокойно и размеренно.
Построение урока
для второго (среднего) уровня подготовки
Средний уровень, так же, как и предыдущий, рассчитан на один год обучения при посещаемости занятий 3-4 раза в неделю, продолжительность занятий 1 час 30 минут.
Урок делится на шесть частей:
1. Warm up (разогрев).
2. Экзерсис на середине или у станка.
3. Parter (упражнения на полу).
4. Adagio (медленная часть).
5. Cross (упражнения по диагонали).
6. Танцевальная комбинация.
Урок строится на основе предыдущего с усложнением движений и с учетом добавления новых целей и задач:
1. Работа над равновесием и балансом.
2. Совершенствование координационных способностей.
3. Развитие умений, направленных на быструю смену направлений и амплитуд.
4. Изучение движений в различных темпах.
5. Работа над ощущением движения в пространстве и работа в группе.
Построение урока
для третьего (продвинутого) уровня подготовки
Урок делится на шесть частей:
1. Warm up (разогрев).
2. Экзерсис на середине (движения экзерсиса включают в себя движения на координацию и изоляцию).
3. Parter (упражнения на полу).
4. Adagio, tours, drop (медленная часть, туры, падения).
5. Cross (упражнения по диагонали).
6. Танцевальная комбинация.
На продвинутом уровне добавляются:
1. Комбинации на середине зала, лицом/спиной к зеркалу.
2. Более сложные упражнения на координацию и равновесие.
3. Движения на индивидуальное чувство темпа и ритма.
4. Упражнения, направленные на смещение центра тяжести.
5.Элементы, развивающие умственную память и физическую выносливость.
6. Движения на артистичность и выразительность.
Основные шаги
В большинстве основных шагов джаз-танца используется Jazz position (джаз-позиция)[1], одна из главных позиций ног, тщательная проработка которой позволяет упростить и сделать максимально комфортным изучение ниже перечисленных шагов.
TOUCH STEP – приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.
DIG-STEP – тоже самое, что и TOUCH STEP, только агрессивнее.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1. Первая параллельная позиция ног. |
Руки в первой позиции.[2] |
1 |
Переносим вес тела на левую ногу. Отрывая правую стопу от пола, ставим её на полупальцы, не перенося вес тела. |
- |
2 |
Правой ногой делаем шаг в сторону, переходя в Jazz position в точку №3. |
Руки в третьей[3] позиции. |
Распространенной ошибкой при выполнении шага в Jazz position
является неправильный перенос веса тела – ученики распределяют большую часть
веса на переднюю ногу, из-за чего Jazz position становится похожей на выпад.
STEP TOUCH
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1. Первая параллельная позиция ног. |
Руки во второй позиции.[4] |
1 |
Левой ногой делаем шаг в сторону, вставая в Jazz position в точку №7. |
Руки открываются в третью позицию. |
и |
Переносим вес тела на левую ногу. Отрывая правую стопу от пола, ставим её на полупальцы, не перенося на неё вес тела.. |
Руки закрываем в первую позицию |
CATCH STEP [КЭТЧ СТЕП] – ловчий шаг.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1. Ноги находятся в Wide position. |
Натянутые руки опущены вниз и не соприкасаются с ногами. |
1 |
Переносим вес тела на левую ногу, стопу правой ноги, немного отрывая от пола, ставим обратно, проходя через полупальцы на всю стопу. |
- |
и |
Вес тела переносим на правую ногу, стопу левой ноги, немного отрывая от пола, ставим обратно, проходя через полупальцы на всю стопу. |
- |
Проучивать Catch step начинаем в медленном темпе, также можем упростить изучение, начав со второй параллельной позиции ног. В дальнейшем можем выполнять движение из первой параллельной в Wide position и обратно.
BALL CHANGE
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1, первая параллельная позиция ног. |
Руки в первой позиции. |
1 |
Шаг левой ногой назад, переносим на неё вес тела, одновременно отрывая правую ногу от пола. |
Руки открываем в третью позицию |
и |
Ставим правую ногу обратно, приходя в Jazz position. |
Руки в третьей позиции |
Ball Change часто соединяют с Kick Ball Change. Kick (бросок ноги) вперед или в сторону обычно происходит через developpe на 45° или 90°.
PAS DE BOURREE
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Jazz position левой ногой вперед в точку №7. |
Руки в третьей позиции |
1 |
Шаг правой ногой назад за левую, разворачивая корпус в точку №1. Стопу правой ноги ставим на полупальцы. |
Руки открываются в первую позицию. |
и |
Шаг левой ногой в сторону на полупальцы. Правую ногу ставим на всю стопу |
- |
2 |
Шаг правой ногой в точку №3, переходя в Jazz position. |
Руки открываются в третью позиции. |
Pas de bourree выполняется на согнутых ногах, первый и второй шаг происходят на полупальцах. Выполняя pass de bourree, ученик должен стараться не прыгать, сохраняя движение на одном уровне. Второй шаг pass de bourree можно исполнять не только назад, но и вперед.
PIVOT STEP
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №7, первая параллельная позиция ног. |
Руки опущены вдоль тела. |
1 |
Левая нога сгибается в колене, правая поднимается на passé (невыворотное положение). |
Руки открываем в первую позицию. |
2 |
Правой ногой делаем шаг в сторону, перенося на неё вес тела и выпрямляя колено. Стопа правой ноги завернута, носок направлен в точку №7. Выпрямляем левую ногу, ставим её на кончик большого пальца. Корпус разворачиваем в точку №1, таз и колени сохраняют положение в точку №7. |
Руки открываем в «L» position[5] |
3 |
Переносим вес тела на левую ногу, правую возвращаем на passé. Разворачиваемся к левому плечу на 180° в точку №3. |
Руки возвращаем в первую позицию. |
4 |
То же самое, что и на счет «2», только в точку №5. |
- |
GRAPEVINE [ГРЕЙПВАЙН] – Виноградная лоза
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус повернут в точку №1, первая параллельная позиция ног. Шаг выполняется на plie. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Согнутой в колене левой ногой делаем шаг накрест перед правой ногой, ставим стопу на полупальцы. Правую ногу сгибаем в колене, разворачиваем её на 90° по направлению движения, переводим на полупальцы. Таз разворачиваем в точку №3, корпус сохраняет положение в точку №1. |
Руки по шестой позиции[6] (правая рука согнута, левая прямая). |
и |
Правой ногой делаем шаг в сторону (по направлению движения), сохраняя выворотное положение в ногах. Стопы обеих ног находятся на полупальцах. |
Руки во второй позиции. |
2 |
Переводим левую ногу накрест сзади правой ноги. Таз разворачиваем в точку №7. |
Руки в шестой позиции (левая рука согнута, правая прямая). |
Grapevine выполняется на согнутых ногах, стопы на полупальцах. Важно сохранять выворотность во время исполнения шага, а также сохранять спираль в корпусе.
SLIDE [СЛАЙД] – скользить.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус повернут в точку №1, первая параллельная позиция ног. |
Руки в первой позиции. |
1 |
Шаг правой ногой в сторону на plie, используя перенос веса тела. Левая вытянутая нога отстаёт от правой ноги, перемещаясь скользящим движением. Корпус развернут в точку №3. |
Руки открываем во вторую позицию. |
DRAG [ДРЭГ] – Волочить.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №2, первая параллельная позиция ног. Направление движения происходит по диагонали из точки №6 в точку №2. |
Руки в первой позиции. |
1 |
Шаг правой ногой по направлению движения. |
- |
2 |
Шаг левой ногой по направлению движения, корпус разворачиваем на 90° к левому плечу. Левая нога находится на всей стопе спереди правой, правая находится на полупальцах. |
- |
3 |
Большой шаг правой ногой по направлению движения с переносом веса тела, стопа переходит через полупальцы. Левая вытянутая нога отстаёт от правой ноги, перемещаясь скользящим движением. В корпусе происходит боковой наклон к левой ноге, голова смотрит на носок левой ноги. |
Руки во второй позиции. |
Дальше продолжаем делать drag по направлению движения, только с другой ноги.
TRIPLETT
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №2, первая параллельная позиция ног. Направление движения происходит по диагонали из точки №7 в точку №3. |
Руки в первой позиции. |
1 |
Шаг правой ногой вперед на releve, руки через вторую позицию поднимаем в пятую позицию. |
- |
и |
Шаг левой ногой вперед, сохраняя положение releve. |
- |
2 |
Шаг правой ногой с выворотной стопой вперед, приходим в plie. Левая нога находится на полупальцах, колено опущено вниз. Корпус разворачивается в точку №5. |
Руки во второй позиции. |
Во время исполнения нужно обязательно показать разницу в уровнях, releve/plie.
CHASSE
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №1, первая параллельная позиция ног. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Шаг правой ногой в сторону, корпус разворачиваем в точку №3. В корпусе небольшой наклон под лопаткой. |
Левая рука через низ приходит вперед в третью позицию. |
и |
Левую ногу приставляем к правой ноге на полупальцы. |
- |
2 |
Шаг правой ногой в сторону с переносом веса тела, левая нога согнута, стопа стоит на носке. |
- |
HIP FALL [ХИП ФОЛ] – ОПУСКАНИЕ БЕДРА
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №1, вторая параллельная позиция ног. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Сгибаем левую ногу и переносим на неё вес тела, правую ногу подтягиваем к левой ноге в положение cou-de-pied по параллельной позиции. |
Правая рука опускается вниз. |
2 |
Опорная прямая левая нога поднимается на releve, правая нога приходит в положение – невыворотное passe. Бедро правой ноги смещается с оси по диагонали вверх в правую сторону (ощущение того, что потянули за бедро, и происходит падение с опорной ноги). |
Правая рука приходит в «L» position. |
3 |
Шаг в сторону на правую ногу. Шаг исполняется на plie. |
- |
4 |
Шаг левой ногой накрест вперед правой ноги. Шаг исполняется на plie. |
- |
Основные вращения (повороты).
JAZZ TURN [ДЖАЗ ТЭРН] – Джаз-поворот
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. или 1 |
Опорная нога на releve, колено согнуто, рабочая нога на невыворотном passé. |
Руки в первой позиции. |
PENCIL TURN [ПЭНСЛ ТЭРН] – поворот «КАРАНДАШ»
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. или 1 |
Опорная нога прямая на releve. Рабочая нога прижата к опорной ноге, стопа в положение flex. |
Руки опущены вниз вдоль корпуса. |
Turn [аттитюд тэрн] – аттитюд-поворот
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. или 1 |
Опорная нога на plie, рабочая нога в положении attitude назад, поворот за рабочей ногой. |
Во время поворота руки проходят через пятую[7] позицию в первую, а затем в третью. |
TOUCH TURN [ТАЧ ТЭРН] – поворот с касанием
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Jazz position с правой ноги вперед в точку №1. |
Руки в третьей позиции. |
1 |
Корпус поворачивается на 180° в левую сторону. Левая нога делает touch (касание) рядом с правой ногой. |
Правая рука поднимается в пятую позицию, левая рука открывается во вторую. |
и |
Корпус продолжает движение в исходное положение. Левая нога подводится на невыворотное cou-de-pied. |
Правая рука через круговое движение назад опускается вниз. |
2 |
Левая нога делает шаг вперед в Jazz position. |
Правая рука выходит вперед в третью позицию. |
STEP TURN [CТЭП ТЭРН] – шаг-поворот.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №1. Ноги в wide position в plie. Направление движения из точки №7 в точку №3. |
Руки во второй позиции. Голова повернута влево. |
1 |
Поворачиваемся в правую сторону на 180° на правой ноге. Левую ногу ставим во вторую параллельную позицию. |
Руки закрываем в первую позицию. |
2 |
Продолжая поворот, переносим вес тела на левую ногу и разворачиваемся на 180°. Правой ногой делаем шаг в сторону по направлению движения, выходим в Jazz position. |
Руки в третьей позиции. |
COMPASS TURN [КОМПЭС ТЭРН] – поворот «ЦИРКУЛЬ»
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. или 1 |
Опорная нога в plie, прямая рабочая нога открыта в сторону. Корпус наклонен к рабочей ноге. |
- |
COCKSCREW TURN [КОКСКРЮ ТЭРН] – поворот «ШТОПОР»
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №2. Первая выворотная позиция ног. |
Руки опущены вниз вдоль корпуса. |
1 |
Небольшой прыжок в сторону на левую ногу. Корпус наклонен к правой ноге. |
Руки через сторону открываем в пятую позицию. |
и |
Ставим правую ногу на полупальцы накрест вперед левой, обе ноги в plie. Корпус немного наклоняем по диагонали вперед. |
Руки в восьмой закрытой позиции[8], кисти в кулак. |
2 |
Сохраняя положения корпуса счета «и», разворачиваемся влево на 360° на двух ногах (на полупальцах). |
- |
KNEE TURN [НИ ТЭРН] – поворот на коленях.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №8. Правая нога стоит на колене, стопа лежит на подъеме, левая нога на стопе. |
Руки в третьей позиции. |
1 |
Поворачиваемся на колене вправо на 180°. |
- |
и |
Ставим колено левой ноги рядом с коленом правой, переносим на неё вес тела, продолжаем поворот. |
- |
2 |
Оставаясь на левом колене, поворачиваемся в точку №2, правую ногу ставим на стопу. |
Руки открываем третью позицию. |
THREE STEPS TURN [ФРИ CТЭПС ТЭРН] – поворот в три шага.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1. Ноги во второй параллельной позиции. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Шаг правой ногой в сторону. Голову переводим вправо в точку №3. |
- |
и |
На правой ноге разворачиваемся на 180°. |
Руки закрываем в первую позицию. Голова сохраняет положение. |
2 |
Шаг левой ногой в сторону по ходу движения. |
- |
и |
На левой ноге разворачиваемся на 180°. |
Руки сохраняют первую позицию. Голову переводим в точку №3. |
3 |
Шаг правой ногой в Jazz position. |
Руки открываем в третью позицию. |
BARREL TURN – «БОЧКА».
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Левая нога в plie, правая нога отведена в сторону, стопа стоит на полупальцах. Корпус наклонен вперед и развернут в точку №7. |
Руки открыты во вторую позицию. |
1 |
Переносим вес тела на левую ногу, стопа на releve. Правую ногу поднимаем на passé (невыворотное положение). |
Руки переводим в противоположенное положение. Разворачиваемся на 180°. |
и |
Меняем положение рук на противоположенное, поворачиваемся еще на 180°. |
- |
2 |
Опускаем правую ногу на plie. Левая нога отведена в сторону, стопа ставится на полупальцы. |
Руки меняют положение на противоположенное. |
Основные прыжки.
Jump [джамп] – прыжок.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус в точку №1, первая параллельная позиция ног. |
Руки вдоль тела. |
и |
Demi-plie, пятки не отрываются от пола. |
Руки открываются в первую позицию. |
1 |
Прыжок вверх, ноги сохраняют первую параллельную позицию. |
Руки поднимаются в пятую позицию, голова направлена вверх. |
и |
Ноги опускаются в demi-plie, стопа ставится на пол – через полупальцы на всю стопу. |
Руки опускаются в первую позицию, голова направлена вниз. |
FROG JUMP [ФРОГ ДЖАМП] – прыжок «ЛЯГУШКА».
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук и головы |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1, первая выворотная позиция ног. |
Руки опущены вниз вдоль корпуса. |
1 |
Demi-plie, пятки не отрываются от пола. |
Руки открываются в первую позицию. |
и |
Прыжок вверх, ноги согнуты, колени раскрыты в стороны, стопы натянуты, кончики пальцев соединяются. |
Руки поднимаются в пятую позицию, ладони развернуты в точку №1, пальцы растопырены (рука Боба Фосса), голова направлена вверх |
2 |
Ноги опускаются в grand-plie по первой выворотной. Стопа ставится на полупальцы. |
Руки опускаются вниз, кисти повернуты друг к другу, ладони ставятся в пол. Голова направлена вниз. |
SECOND POSITION JUMP – прыжок по второй позиции.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1, вторая параллельная позиция ног. |
Руки опущены вниз вдоль корпуса. |
и |
Левая нога выводится накрест и вперед по отношению к правой, левая нога ставится на всю стопу, стопа правой ноги переходит на полупальцы. Одновременно происходит опускание в demi-plie. |
Руки поднимаются в первую позицию. |
1 |
Kick правой ногой в сторону. Одновременно с действием левая нога отталкивается от пола, выпрямляется и немного уводится в левую сторону. |
Руки во второй позиции. |
и |
Левая нога опускается в demi-plie, стопа находится на полупальцах. |
- |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie накрест спереди по отношению к левой ноге, правая нога находится на всей стопе. |
Руки закрываются в первую позицию. |
RUSSIAN JUMP – русский прыжок.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук и головы |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1, первая выворотная позиция ног. |
Руки опущены вниз вдоль корпуса. |
и |
Demi-plie, пятки не отрываются от пола. |
Руки поднимаются в первую позицию. |
1 |
Прыжок вверх, ноги выпрямляются и раскрываются в стороны. Корпус наклонен вперед. |
Руки через пятую позицию раскрываются во вторую. Ладони касаются подъемов ног, голова направлена вперед в точку №1. |
и |
Ноги опускаются в demi-plie по первой параллельной позиции через полупальцы на всю стопу. |
Руки закрываются в первую позицию. Голова направлена в точку №1. |
BARREL JUMP [БЭРЭЛ ДЖАМП] – прыжок «БОЧОНОК».
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №1, demi-plie по второй широкой параллельной позиции ног, вес тела на левой ноге, правая стоит на полупальцах. Направление движения из точки №7 в точку №3. |
Руки во второй позиции. |
и |
Углубляя demi-plie, переносим вес тела на правую ногу. Корпус немного наклоняется вперед. |
- |
1 |
Левую ногу отрываем от пола, толчок вверх правой ногой, разворот в воздухе на 360° к левому плечу, ноги согнуты, открыты на ширине плеч, угол в коленном суставе составляет 90°. Угол между торсом и бедром 90°. Корпус сохраняет наклон. |
Руки во второй позиции. |
и |
Происходит опускание в demi-plie на левую ногу. |
- |
2 |
Правая нога ставится во вторую позицию в demi-plie. Корпус наклонен вперед и разворачивается в точку №6. |
Руки в шестой позиции (правая рука согнута). |
JUMP OVER THE LEG – прыжок через ногу.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №2. Первая параллельная позиция ног. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Шаг правой ногой вперед в demi-plie. |
|
и |
Левая нога выбрасывается вперед на 45°, одновременно происходит отталкивание правой ноги от пола. |
Руки закрываются в первую позицию. |
2 |
Правая нога, согнутая в колене, перекидывается через левую ногу. Происходит разворот на 180°. Правая нога опускается в demi-plie относительно точки №6. Левая нога вытянута назад в точку №2. |
Руки открываются в «L» позицию (левая рука вверху). |
LEAP – прыжок с одной ноги на другую.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №2. Первая выворотная позиция ног. Направление движения из точки №6 в точку №2. |
Руки во второй позиции. |
и |
Большой скользящий шаг левой ногой вперед в demiplie. |
Руки закрываются в первую позицию. |
1 |
Бросок правой ногой вперед на 90°. Одновременно левая нога толкается от пола, открывается назад на 90°. Центр тяжести перемещается за правой ногой. |
Руки в «L» позиции с правой руки. |
и |
Правая нога опускается в demi-plie в сторону вытянутого носка. |
Правая рука опускается во вторую позицию. |
2 |
Левая нога ставится вперед на всю стопу в demi-plie, на левую ногу переносится вес тела. Стопа правой ноги переходит на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки |
SECOND POSITION LEAP – подскок по второй позиции.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №3. Первая выворотная позиция ног. |
Руки во второй позиции. |
и |
Большой скользящий шаг правой ногой вперед в demiplie. |
- |
1 |
Шаг левой ногой накрест вперед правой в demi-plie, на левую ногу переносится вес тела. Корпус разворачивается в точку №1. |
Руки закрываем в первую позицию. |
и |
Бросок правой ногой в сторону на 90°. Левая нога одновременно толкается от пола и открывается в сторону на 90°. Центр тяжести перемещается за правой ногой. |
Руки открываются во вторую позицию. |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie в сторону вытянутого носка. |
Руки сохраняют вторую позицию. |
и |
Левая нога ставится накрест вперед на всю стопу в demiplie, на левую ногу переносится вес тела. Правая стопа переходит на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки. |
BISON LEAP [БАЙЗН] – прыжок «БИЗОН».
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №2. Первая выворотная позиция ног. Направление движения из точки №6 в точку №2 |
Руки во второй позиции. |
1 |
Большой скользящий шаг левой ногой вперед в demiplie. |
Руки закрываются в первую позицию. |
и |
Бросок правой ногой вперед на 90° в положение attitude open. Левая нога одновременно толкается от пола и открывается назад на 90° в attitude open. Корпус и голова наклонены вперед. Центр тяжести перемещается за правой ногой. |
Руки открываются во вторую позицию (округлены, локоть направлен вверх, кисти опущены вниз). |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie в сторону вытянутого носка |
- |
и |
Левая нога ставится вперед на всю стопу в demi-plie, на неё переносится вес тела. Стопа правой ноги переходит на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки. |
STAG LEAP – прыжок оленя.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №3. Первая выворотная позиция ног. Направление движения из точки №7 в точку №3. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Большой скользящий шаг левой ногой вперед в demi-plie. |
Руки закрываются в первую позицию. |
и |
Бросок правой согнутой ногой вперед на 90°, пятка прижата к ноге. Одновременно с этим левая нога толкается от пола, открывается назад на 90°. Центр тяжести перемещается за правой ногой. |
Руки в третьей позиции. |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie. |
- |
и |
Левая нога ставится вперед на всю стопу в demi-plie, на неё переносится вес тела. Стопа правой ноги переходит на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки. |
HURDLE LEAP – прыжок через препятствие.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №3. Первая выворотная позиция ног. Направление движения из точки №7 в точку №3. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Большой скользящий шаг правой ногой вперед в demiplie. |
Руки закрываются в первую позицию. |
и |
Толчок правой ногой от пола, бедро выводится вперед, нога подгибается. Одновременно с этим левая нога толкается от пола, открывается назад на 90° в положение attitude open. Корпус вместе с головой немного отклонен назад. |
Руки в пятой позиции. |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie. |
- |
и |
Левая нога ставится вперед на всю стопу в demi-plie, вес тела переносится на нее. Стопа правой ноги переводится на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки. |
«WEST SIDE STORY» LEAP – Вестсайдская история.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Корпус направлен в точку №7. Первая выворотная позиция ног. Направление движения из точки №3 в точку №7. |
Руки во второй позиции. |
1 |
Большой скользящий шаг правой ногой вперед в demi-plie. |
Руки закрываются в первую позицию. |
и |
Толчок правой ногой от пола, корпус разворачивается на 180°, левая нога поджата, правая нога вытянута вперед. |
Руки открываются в пятую позицию и вместе с корпусом наклоняются вперед к правой ноге. |
2 |
Правая нога опускается в demi-plie. |
- |
и |
Левая нога ставится вперед на всю стопу в demi-plie, вес тела переносится на нее. Стопа правой ноги переводится на полупальцы. Корпус немного наклонен вперед. |
Руки закрываются в шестую позицию с правой руки. |
HELICOPTER JUMP – прыжок «ВЕРТОЛЕТ»
Представляет собой прыжок в повороте на 360°.
Счёт |
Движение корпуса и ног |
Движение рук |
И.П. |
Опорная нога вытянута, рабочая открыта в сторону. Во время всего прыжка рабочая нога сохраняет положение в сторону. |
Руки во второй позиции. |
SCISSORS JUMP – «НОЖНИЦЫ»
Выполняется как Leap, только в воздухе ноги меняют своё положение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По структуре урок джазового танца перекликается с классическим экзерсисом. Изучение базовой танцевальной техники происходит в виде отдельных элементов и небольших связок движений. Вся разминка и комбинации выстраиваются на принципе четко разложенного ритмического рисунка. Характерно использование чередования темпо-ритма, синкоп, смещенного ритма, т. е. ритмовых установок, свойственных джазовому танцу. Необходимо расставить акценты таким образом, чтобы фиксация всех основных положений и позиций проученного материала приходилась сначала на 2/4, затем на 1/4, 1/8, при достижении мастерства на 1/16 доли.
В экзерсисе на середине зала основной задачей урока является изучение базовой танцевальной техники в виде отдельных элементов и небольших связок движений – комбинаций. Выполняются упражнения на развитие силы и гибкости суставов, укрепление и растягивание мышц, увеличение выворотности тазобедренных суставов, силовые упражнения для ног. Здесь реализуется идея присущей телу «линии силы» (line of energy), расширение диапазона движений и развитие выразительных возможностей любого тела. Выполняется комплексная система упражнений для всех частей тела, включая глаза и язык. Используется понятие силового компонента: Lateral T, Hinge T, Table top in Horton. Изучаются позиции flat back или table top. Происходит использование силы и энергии применительно к гравитации и работе с весом в терминах падения (drop), отдачи (rebound) и восстановления баланса (recover).
Движение дыхания осуществляется через тело, через чувство веса и «тяжелой энергии» в теле, перемещение веса между различными частями тела для создания текучего перехода из одного положения тела в другое. Отрабатывается напряжение неравновесия. Drop and recover. Эти упражнения направлены на последовательное разогревание, разминку и растяжку всех частей тела. В партере прорабатываются все основные положения корпуса (spiral, cap, arch) и ног (point, flex), характерных для данного вида танца.
Использование сжатий в области брюшной полости и таза проучивается в четвертой позиции на полу, а contract и release как лежа, так и сидя. Cross – упражнения с продвижением по залу. Это комбинации движений, сочетающие различные виды шагов, прыжков, вращений. Часть урока, которая дает возможность применить навыки, приобретенные в упражнениях на месте, и попрактиковаться в танцевальном движении в освоении пространства. А также продолжается работа сжатие - раскрытие, падение и восстановление баланса. Triplettes, tilt, pitch – c вытянутой ногой и attetude.
В завершение урока выполняются упражнения для корпуса и рук, а также упражнения на релаксацию и восстановление энергии. Это естественные движения и положения тела, работающие по принципу уменьшения напряжения, используя дыхание и инерцию для облегчения движения:
- выравнивания тела: механические принципы; нейромышечные патерны.
- основы механики, изучение телесного равновестия, уравновешивание туловища.
- тазовый рычаг: уравновешивание действий, направленных вверх и вниз: уравновешивание ног; уравновешивание стоп, уравновешивание грудной клетки, дыхание, уравновешивание плеч.
Список литературы
1. Александрова Н.A. Макарова Н. «Джаз танец, пособие для начинающих». // СПб:Лань, Планета музыки, 2012.- 208 с
2. Бежар М. Мгновение в жизни другого: Мемуары. – М.: Гл. ред. театр. лит. В/О Союзтеатр,1989.
3. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. – М.: Искусство, 1987. 4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство, 1980.
4. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. Л.: Огиз гихл, 1934. - 193 с.
5. Ванслов В. В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. – Л.: Музыка, 1980.
6. Дешкова И., Федоренко Е. Эта невыносимая Алла Сигалова // Советский балет. 1990. № 5. С. 31-32.
7. Карп П. М. Балет и драма. – Л.: Искусство, 1980.
8. Никитин В.Ю. «Мастерство хореографа в современном танце»// Лань, Планета музыки,2016 г. 520 с
9. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа : учебное пособие/ Д. Зайфферт ; пер. с нем. В. Штакенберг. -СПб.: Лань: Планета музыки, 2012.-128 с.: a-ил.. -(Учебники для вузов. Специальная литература). - Библиогр.: с. 122.
10. Современные танцы. – М.: Советская Россия, 1970.
11. Тарасова Н. Страницы календаря: Марта Грэхем // Советский балет. 1990. № 1. С. 59-61.
12. Таран А., Плотникова Ю., Юрченко А. Танец без границ. Выпуск первый, курс методических пособий для преподавателей и студентов изучающих хореографию. – Минск, Медисонт, 2015.
13. Шереметьевская Е. Танец на эстраде. – М.: Искусство, 1985.
Приложения
План зала
План зала, опубликованный А.Я. Вагановой в книге «Основы классического танца», поможет определить более точное положение корпуса, головы, рук и т.д., упростит процесс обучения учеников.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Jazz position (джаз-позиция) - И.п.:широкая позиция, направленная в точку №1 (см. Приложение: План зала), вес тела распределен посередине между ногами, руки находятся в первой позиции. Затем отрываем пятку левой ноги от пола, оставаясь на подушечке пальцев, разворачиваем левую ногу вместе с корпусом и тазом в точку №3. Сгибаем обе ноги в коленном суставе, также оставляя вес тела посередине между ногами. Голень левой ноги параллельна полу, нога стоит на полупальцах, угол между голенью и бедром правой ноги равен примерно 90 градусов. Руки переводим в третью позицию.
[2] Первая позиция рук – руки согнуты в локтевом суставе, предплечья параллельны полу, ладони находятся напротив грудной клетки и направлены вовнутрь. Угол между плечами и корпусом составляет 90 градусов. При исполнении первой позиции необходимо помнить, что ладони не прижимаются к телу. Расстояние между корпусом и ладонями равно длине ладони. Лопатки опущены вниз, плечи не задраны вверх. Также возможно исполнение первой позиции, максимально приближенной к первой позиции из классического танца.
[3] Третья позиция рук – одна рука остается во второй позиции, ладонь направлена вниз. Вторая рука, сохраняя прямое положение, переводится вперед. Угол между грудной клеткой и рукой составляет 90 градусов, рука параллельна полу, ладонь направлена вниз.
[4] Вторая позиция рук – руки прямые, раскрытые в стороны, параллельные полу, ладони направлены наружу (к зрителю). Также возможен вариант исполнения второй позиции с направлением ладоней вниз. Вторая позиция из классического танца тоже может использоваться в джаз-танце.
[5] Руки в «L» position – одна рука находится во второй позиции, ладонь направлена вниз, вторая рука находится в пятой позиции, ладонь направлена наружу.
[6] Руки в шестой позиции – одна рука находится в первой позиции, вторая рука находится во второй позиции рук.
[7] Руки в пятой позиции – две руки вытянуты вверх, параллельны друг другу, ладони направлены вовнутрь.
[8] Закрытая восьмая позиция рук – Обе руки согнуты в локтевых суставах, плечи опущены вдоль корпуса, предплечья и ладони закрывают их (делая невидимым для зрителя). Фаланги пальцев обеих рук находятся выше ключиц.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.