В материале представлены концепция, цель, опорная идея, актуальность и способ реализации образовательного процесса на базе, во-первых, сочетания в школе самого образовательного учреждения с еще двумя внешними структурными единицами и , во-вторых, возможность реализации уникальной индивидуальной траектории обучающегося, с целью качественно повысить результаты образовательного процесса. Подобная организация нацелена на уверенное достижение, как результата на финальном этапе, уже реализованного, компетентного и, что важно, увлеченного специалиста, так как задействует в ходе образовательного процесса весь набор его личных сильных и слабых сторон как личности, так и носителя знаний и компетенций, а также взаимодействие с самыми разными и образовательными, и производственными или научными центрами, грамотного учета его личной карты предпочтений и мотиваций.
Технология формирующих
комплексных задач
Микулич
АГ
Январь
2016
Концепция
сторон
На основе системного анализа ученика, проводимого
группой тестирующих организаций
Обучение
методам
Использован
ие методов
Системн
ый
освоение методов
эффективной
анализ
ученика
Комплексна
Включение в образовательный процесс комплексной
формирующей метапредметной задачи, сочетающей
Постижение и
предметную учебу и освоение методов
• поиска проблемы,
• анализа ситуации,
• планирования,
• поиска партнеров,
• взаимодействия с партнерами и контрагентами,
• командной работы,
• самостоятельного выбора путей решения,
• самообразования,
• овладения внебазовым набором навыков и знаний,
• ответственного принятия решения и его реализацию
• использования своих сильных и преодоления слабых
образование
Развитие и
формирован
ие личности
метапредме
тная задача
работы и
совершенствования
Мотивированное
и
разностороннее
я
Обучение методамИспользование методовСистемный анализ ученика
Цель
В рамках задачи формирования здоровой
личности, эффективной в преодолении любых
вызовов, социально адаптированной,
естественной и гармоничной, предполагается
постановка задачи, реализация которой
предполагает
• развитие высокого уровня всех типов УУД:
ставить, решать и доводить до реализации
любые самые сложные задачи;
• параллельно мощное развитие
образовательного уровня на основе личной
заинтересованности и мотивированности.
личностных \ познавательных \
коммуникативных \ регулятивных
• и формирование человека, способного
Актуальность
Образование обязано соответствовать
1. Очень высоким современным коммуникативным,
демонстрационным, медийным, технологическим и
часто финансовым возможностям.
2. Современному уровню науки, техники, темпу жизни,
разнообразию сфер деятельности, методов, средств
и конкурентности в любой сфере.
Требования выросли, скорости выросли, необходимость
в умении осваивать новое выросло, взаимодействие со
специалистами другого профиля и умение работать в
команде – ценится очень высоко.
Опорная идея
• Жизнь самый комплексный учитель. Нет аспекта,
который она не затронула бы.
• Жизнь – самый дотошный учитель. Жизнь заставит
тебя натолкнуться на все твои недостатки и
поставит перед тобой выбор – либо устранить их,
либо обойти препятствие или сдаться.
• Однако жизнь содержит риски, которые не
допустимы в педагогике. Фрустрации и надломы.
Комплексы и депрессии.
• Но можно избежать этих рисков, если адекватно
поставить задачу, дать руководителя (как «ангела
хранителя») и обеспечить условия реализации
задачи в виде стимула организациям, с которыми
ученику нужно будет сотрудничать, обеспечить
возможности коммуникации и обучения.
Отличие от просто
проектной
деятельности
Учеба – является неотъемлемой частью самой задачи. Возникает
необходимость и потребность в расширении знаний. Так как
имеющийся арсенал знаний заведомо не соответствует поставленной
задаче. Присутствует акт учебы не как абстрактная
необходимость, а как целеподчиненное и личное действие. Не
научившись – не справишься. Соответственно ученик максимально
мотивирован.
Задача требует распределения усилий и обязательной командной
работы. И невозможно обойти недостатки в коммуникативной
составляющей и навыках эффективной командной работы.
Задача требует глубокого анализа ситуации, как модельного
эксперимента и как наблюдения с установлением зависимостей и
получение формулы (математического описания). То есть открытие
закона – есть часть задачи и, соответственно, осваивается
фундаментальный и научный подход к проблеме.
Задача требует принятия личного решения. То есть не может обойти
момент ответственности как на личном, так и на социальном
уровне.
Задача требует поиска оптимальных форм реализации полученных
результатов и поэтому, вырабатывает навык доведения дела до
конца, учит не останавливаться на промежуточных целях, двигаться
по траектории максимально расширяющие горизонты личных
•
•
•
•
•
Образовательное
учреждение
Учите
ляУчите
ляУчите
ляУчите
ля
(ОУ)
Совет
руководите
лей
Руководи
тельРуководи
тельРуководи
тельРуководи
тельРуководи
тель
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Ученик
Взаимодейству
Взаимодейству
ющие
Взаимодейству
ющие
Взаимодейству
организации
ющие
Взаимодейству
организации
ющие
организации
ющие
организации
организации
Участники и координация
Госорганы
Учебные
Учебные
группы и
Учебные
группы и
объединени
группы и
объединени
я
объединени
я
я
ВНЕШНИЕ
ТЕСТИРУЮ
ЩИЕ
ОРГАНИЗА
ЦИИ
Индивидуал
Индивидуал
ьные планы
Индивидуал
Индивидуал
ьные планы
Индивидуал
ьные планы
ьные планы
Индивидуал
ьные планы
Индивидуал
ьные планы
ьные планы
Общий
план
Совет руководителейОбщий планИндивидуальные планыИндивидуальные планыИндивидуальные планыИндивидуальные планыИндивидуальные планыИндивидуальные планыИндивидуальные планыРуководительРуководительРуководительРуководительРуководительВНЕШНИЕ ТЕСТИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииГосорганыУчебные группы и объединенияУчебные группы и объединенияУчебные группы и объединенияУчителяУчителяУчителяУчителя
Роль госорганов
Взаимодейству
Взаимодейству
ющие
Взаимодейству
ющие
Взаимодейству
организации
ющие
Взаимодейству
организации
ющие
организации
ющие
организации
организации
Госорганы
Законы,
мотивирующ
ие к работе
с
обучающими
ся
Регламентирую
щие
комплексную
образовательну
ю проектную
деятельность
законы
Образовательное
учреждение
(ОУ)
ГосорганыВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииВзаимодействующие организацииЗаконы, мотивирующие к работе с обучающимисяРегламентирующие комплексную образовательную проектную деятельность законы
Обучающ
ая
сторона
КОНТРО
ИТОГОВ
ЛЬНЫЙ
ЫЙ
АНАЛИЗ
АНАЛИЗ
СОТОЯН
СОТОЯН
ИЯ
ИЯ
УЧЕНИКА
УЧЕНИКА
КОРРЕКТИРОВ
КА
НОВАЯ
ЗАДАЧ
А
Образовательн
ое учреждение
Внешние
тестирующ
Внешние
тестирующие
ие
организации
организаци
и
АНАЛИЗ
СОТОЯН
ИЯ
УЧЕНИКА
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
-
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
- СКЛОННОСТИ ПО
ПРЕДМЕТАМ
- ИНТЕРЕСЫ
- УРОВЕНЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ
ВЫБОР
ВЫБОР
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ
ВЫБОР
РУКОВОДИТЕ
ЛЯ
УЧЕТ
ПОТЕНЦИАЛЬН
ЫХ «ДРУЗЕЙ И
ПОПУТЧИОВ»
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ- КОММУНИКАТИВНОСТЬ- СКЛОННОСТИ ПО ПРЕДМЕТАМ- ИНТЕРЕСЫ- УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТНЫЙ-ЗДОРОВЬЕ-СЛАБЫЕ МЕСТА
Обучаемая сторона
Вопросы
Отчеты
Сомнени
я
Контроль
Помощь
Поддерж
ка
УЧЕНИ
К
РУКОВОДИТЕ
ЛЬ
АНАЛИЗ
ПОСТАВЛЕН
НОЙ ЗАДАЧИ
ПРИНЯТ
ИЕ
РЕШЕНИ
Я
ВЫБОР
СРЕДСТВ
РЕШЕНИЯ
ВЫБОР
УЧЕБНОГО
ПЛАНА
ПЛАНИРОВАН
ИЕ ХОДА
ВЫПОЛНЕНИ
Я
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВ
ИЯ С «ДРУЗЬЯМИ
И
ПОПУТЧИКАМИ»
ВЫБОР ПУТЕЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
ИДЕИ
Анализ и роль тестирующих
ИЕ
организаций
Медицинск
ТЕСТИРУЮЩ
ие
ОРГАНИЗАЦИ
организаци
и
Психологичес
кие
лаборатории
-
ЗДОРОВЬ
Е
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ
-
КОММУНИКАТИВНОС
ТЬ
- СКЛОННОСТИ
- ИНТЕРЕСЫ
- СЛАБЫЕ МЕСТА
ПСИХОЛОГИЧЕСК
ИЕ АСПЕКТЫ
Образовательн
ое учреждение
И
- УРОВЕНЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ
АНАЛИЗ
ПЕРВИЧНЫЙ
ТЕКУЩ
ИЙ
ФИНАЛЬН
ЫЙ
Основа для постановки и корректировки комплексной задачи
и командной задачи
Роль образовательного учреждения и
Организация
учебного
процесса по всем
дисциплинам
руководителя
ОБРАЗОВАТЕЛ
ЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫБОР
РУКОВОДИТЕ
ЛЯ
• ОРИЕНТИРУЕТ,
• НАПРАВЛЯЕТ,
• ПОДСКАЗЫВАЕТ ВАРИАНТЫ,
• ПОМОГАЕТ ПРИНЯТЬ
ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
• УЧАСТВУЕТ В СОВЕТЕ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ
• НЕ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ
Выбор внешних
тестирующих
организаций
Участие в
первичном,
текущих и
финальном
анализе
Разработка,
постановка и
корректировка
комплексной задачи
Разработка,
постановка и
корректировка
командной задачи
Взаимодействующие организации
другие ученики и их роль
Источник дополнительных
знаний
ВНЕШНИЕ ОБУЧАЮЩИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ
Курсы, кружки, секции,
мастер классы, школы и т.п.,
необходимые для реализации
задачи.
Источник
практических
навыков
командной
ДРУГИЕ УЧЕНИКИ
работы и
с общей командной
сотрудничества
задачей
«ДРУЗЬЯ И
ПОПУТЧИК
И»
ОРГАНИЗАЦИИ
• реализующие
проекты,
• производящие
продукты,
• исследующие
явления,
Источник навыков
лежащие в
сотрудничества и
плоскости
взаимодействия
поставленной
ВНЕШНИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИКурсы, кружки, секции, мастер классы, школы и т.п., необходимые для реализации задачи.ДРУГИЕ УЧЕНИКИс общей командной задачейОРГАНИЗАЦИИ •реализующие проекты, •производящие продукты, •исследующие явления, лежащие в плоскости поставленной задачи
Выбор темы следует из
задач:
МАКСИМАЛЬНО
ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ
ПРИОБРЕСТИ И
ОВЛАДЕТЬ МЕТОДАМИ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО И
ТАКТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ,
КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА И
АНАЛИЗА СИТУАЦИИ И
ВЫЯВЛЕНИЮ ОБЩИХ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
НАУЧИТЬ КОМАНДНОЙ
РАБОТЕ
ПРИОБРЕСТИ
СПОСОБНОСТЬ К
ОТВЕТСТВЕННЫМ
ДЕЙСТВИЯМ И
ПРИНЯТИЯМ РЕШЕНИЙ
НАУЧИТЬ СОТРУДНИЧАТЬ,
ПОМОГАТЬ И ЦЕНИТЬ
ЧУЖОЙ ТРУД И ПОМОЩЬ
МАКСИМАЛЬНО
МОТИВИРОВАТЬ
ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ
ВЫЯВЛЕННЫЕ
СЛАБЫЕ МЕСТА
МАКСИМАЛЬНО РЕАЛИЗОВАТЬ
ПРИРОДНЫЕ СКЛОННОСТИ И
ТАЛАНТЫ
ИЗБЕЖАТЬ КОМПЛЕКСОВ
НЕУДАЧНИКА
ПРИОБРЕСТИ ИМУНИТЕТ К
ВОЗМОЖНЫМ УДАРАМ НА
ПУТИ К ЦЕЛИ
ВЫРАБОТАТЬ НАВЫК ДОВЕДЕНИЯ
ДЕЛА ДО КОНЦА И
ПРАКТИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА.
Ожидаемые результаты
Сформированная личность, готовая
• Ставить задачи
• Планировать реализацию задачи
• Способную искать ресурсы для реализации
задачи
• Имеющую развитые коммуникативные
навыки и навыки командной работы
• Умеющую учиться и искать источник знаний
• Доводящая свои дела до конца
• Устремленная к новым рубежам
Результаты первичного
анализа и выбор
«Закон
комплексной задачи
развития
научных
технологий и
методик на
примере
истории
исследований
льда»
Результат
тестирования
Хорошее
Естественные науки
Прим
ер
Параметр
Здоровье
Склонность
предметная
Отставания
предметные
Коммуникативн
ость
Интересы
Требует
развития
История,
обществознание
Нехватка
практических
навыков.
Стеснительность,
неверие в себя.
Экстрим
Умение искать
партнеров,
самостоятельность,
доведение до конца
Практичес
кий выход
Публикац
ия (в
соавторст
ве)
Практический выходПример«Закон развития научных технологий и методик на примере истории исследований льда»
Ожидаемая траектория I –
исследование, поиск, план.
начало:
Исследова
ние
истории
вопроса
Поиск
существующих
лабораторий и
кафедр по
Поиск
гляцеологии
существующих
экспедиций на
ледники и льды
арктики и
антарктики
Поиск учеников,
имеющих задачи по
вопросам истории
науки, геологии и
арктической\горной
геологии
Поиск
учеников для
объединения
в команду для
общего
проекта
План контакта
со
специалистам
и
План
допобразова
ния
Ожидаемая траектория II –
Физика
развитие:
Математик
История
Химия
а
История науки
учеба,
сотрудничество,
командная работа,
корректировка
планов.
Жизнь известных
Биология
Гляциология
Геология водных
микроорганизмов
сфер
гляциологов \ курсы
общения в центре
психологии
Команд
ная
работа
Корректиро
вка
планов
Группа из
своего ОУ
Работа над
совместным
проектом
Уче
ба
Свое ОУ
Внешние ОУ
Самообразова
Интерактивн
ое
ние
Контакт с
французским
и
гляциологам
и
Сотрудниче
ство
Кафедра
гляциологии
МГУ
Работа на
кафедре,
экспедиции
Кафедра
истории
науки РГГУ
Семинары,
доклады,
конференции
Ожидаемая траектория III – окончание:
Экзамены по учебным
дисциплинам, обработка
результатов, представление
работы на семинарах,
конференциях в своем ОУ и у
«Друзей», написание статьи и
публикация.
дисциплинам
Экзамены по
учебным
Обработка
результатов
Конференциях в
своем ОУ и у
«Друзей»,
Написание статьи и
публикация
Интересн
ое
Новое
Трудное
Ожидаемая траектория
• Следствие правильно выбранной
задачи по результатам детального
всестороннего анализа
• В деталях выбирается самим
учеником при направляющей роли
руководителя
• Корректируется по ходу
Выбор командной задачи
• Для группы учеников, имеющих
темы, связанные с
исследованиями в области разных
естественных наук, выбирается
тема, требующая совокупной
компетентности.
Прим
ер
«Анализ экологического
состояния здания и
помещений ОУ и пути его
улучшения»
Пример
Решение командной
задачи
Курсы
командно
й работы
(при ОУ)
1
Знакомст
во с
партнера
ми
2
План
3
совместн
ой
работы
Оформле
ние и
защита
результа
тов
5
Распредел
ение ролей
4
Базовое образование
• Базовые предметы, которые ученик не желает
изучать усиленно, изучаются по базовой
программе.
• Базовая программа идет по своему расписанию
в два из пяти или шести учебных дней. В
первой половине дня.
• Базовая программа содержит минимальные,
установленные ФГОС программные требования.
• По базовой программе сдаются отдельные
зачеты и экзамены, установленные
Минобразования и ОУ.
Примерный распорядок
учащегося
Академические часы
30
25
20
15
10
5
0
Работа
ДР
Самообразование
Работа в сторонних
организациях
Учеба вне ОУ
Сверхбазовое в ОУ
Базовое
образование в ОУ
Промежуточные и побочные
результаты
• Установление связей с учеными двух очень
разных направлений. Появление знаний о двух
сферах науки.
• Знакомство со стилистикой жизни, общения,
подходов к проблемам и работе в среде
ученых, исследователей и практиков.
• Новые друзья в среде сверстников,
расширение круга общения и знакомств с
целеустремленной аудиторией.
• Развитие языковых навыков в общении
с французскими учеными.
• Приобретение положительной репутации.
• Реализация своих особых знаний и
склонностей к экстриму, к преодолению
Индикаторы
результативности
• Повышение интереса к учебе, к жизни, к
пробам себя в разных областях
• Повышение требовательности к себе
• Повышение количества запросов на
расширение сферы образовательных услуг
для себя
• Снижение \ исчезновение негативных
психологических показателей
• Появление практических
результатов
Этапы реализации
проекта
• Команда единомышленников –
стратегическое и тактическое планирование
• ОУ базовое под реализацию проекта
• Юридические и аккредитационные вопросы
• Набор кадров, создание рабочей команды
• Структурная схема, документооборот
• Тестирующие организации
• Анонсирование и набор учащихся
• Учебный план на год
Ресурсная база
• Не требует дополнительной
ресурсной базыЖелатель
но
• Наличие законодательной платформы
стимулирующей сторонние организации к
работе со школьниками
• Высокая квалификация преподавательского
состава и специалистов тестирующих
организаций
• Большой начальный контингент учащихся для
возможности легко планировать
индивидуальные учебные планы по предметам
• «ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
Технология формирующих
комплексных задач
Микулич
АГ
Январь
2016