История отечественной школы и педагогики советского периода оказалась крайне драматичной и противоречивой. Движение образования по восходящей линии, приращение педагогического знания происходили в социальных условиях, которые затрудняли свободную идейную полемику, в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, сокращения контактов с мировой школой и педагогикой, слабого использования опыта российской и зарубежной школы и педагогики.
Школа и педгогика с 1917 по1930 годы.pptx
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Школа и
педагогика
с 1917
года по
1930 года
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
История отечественной школы и
педагогики советского периода
оказалась крайне драматичной и
противоречивой. Движение
образования по восходящей
линии, приращение
педагогического знания
происходили в социальных
условиях, которые затрудняли
свободную идейную полемику, в
обстановке репрессий,
диктатуры и цензуры
официальных властей,
сокращения контактов с мировой
школой и педагогикой, слабого
использования опыта российской
и зарубежной школы и
педагогики.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В советский период
сформировалась система
воспитания, жестко
подчинявшая личность и ее
интересы обществу,
поставившая на первый
план внедрение в сознание
учащихся политико-
идеологических доктрин.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
педагогики
выделяются
В истории отечественной школы
и
советского
три
периода
крупных этапа: 1917 - начало
1930-х г., 1930-е г. и 1945-1991
гг. На
при
определенной преемственности
школьной
и
мысли
педагогической
важные
проявились
особенности и специфические
черты.
этих
этапах
политики
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В 1917 г., в начале первого этапа
развития советской школы,
пришедшие к власти большевики
намеревались управлять
Россией, использовав школу и
учительство как инструменты
своего влияния. "Судьба русской
революции прямо зависит от
того, как скоро учительская
масса встанет на сторону
советской власти", - говорилось в
документах VIII съезда
Российской коммунистической
партии (РКП) (1918).
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Во главе школьного дела
были поставлены видные
деятели РКП: Н.К.
Крупская, А.В.
Луначарский, М.Н.
Покровский. Лидеры
большевистской партии
включились в решение
проблем образования,
рассматривая их как
решающие для судеб
страны.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Анатолий Васильевич
Луначарский (1875-1933),
возглавляя Наркомпрос до 1929
г., занимался пропагандой
коммунистических идей
воспитания и осуществлением
большевистских реформ школы.
Он со всей определенностью
подчеркивал целесообразность
формирования человека прежде
всего в интересах общества.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Главным идеологом
Наркомпроса была Надежда
Константиновна Крупская
(1869-1939). Она являлась
проводником идей
коммунистического воспитания
молодого поколения. Крупской
принадлежат многочисленные
статьи и брошюры по вопросам
трудового обучения,
политехнического образования,
педагогического образования,
дошкольного и внешкольного
воспитания, содержания и
методов обучения.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Вскоре после октября 1917 г.
началось разрушение
существовавшей системы
образования. Уничтожались
прежние структуры школьного
управления, закрывались частные
учебные заведения, было
запрещено преподавание древних
языков и религии. На протяжении
1918 г. вышел ряд
правительственных документов,
которые должны были стать
законодательной основой
школьной реформы: об отделении
церкви от государства и школы от
церкви, о праве нерусских народов
открывать учебно-воспитательные
учреждения с преподаванием на
родном языке, о введении во всех
типах школ совместного обучения
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В течение 1920-х гг.
дореволюционная структура
школьного образования была
фактически ликвидирована.
"Положением о единой
трудовой школе" и
"Декларацией о единой
трудовой школе" (октябрь 1918
г.) вводилась единая система
совместного и бесплатного
общего образования с двумя
ступенями: 1-я ступень - 5 лет
обучения и 2-я ступень - 4 года
обучения.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
на
от
в
социального
Провозглашались право всех
граждан
образование
расовой,
независимо
национальной принадлежности
и
положения,
равенство
образовании
женщины и мужчины, школа на
родном языке, безусловность
светского обучения, обучение
соединения
на
с
производительным трудом.
основе
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
гг.
1920-х
В
проверялись
варианты структуры школьного
готовились новые
обучения,
учебные программы, вводились
трудовое обучение, школьное
самоуправление. Была основана
государственная
система
опытно-показательных учебных
заведений (ОПУ). Одновременно
большевистская
происходила
политизация просвещения.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Первые разрушительные
действия большевиков
натолкнулись на сопротивление
учителей и педагогов, прежде
всего Всероссийского
учительского союза,
насчитывавшего до 75 тыс.
членов. Учителя на местах часто
отказывались подчиняться
советской власти. Они обвиняли
коммунистов в терроре и
покушении на демократию.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Всероссийский учительский
союз был запрещен, стачку
объявили незаконной. Был
создан новый Союз учителей-
интернационалистов (позже -
Всероссийский союз работников
просвещения и
социалистической культуры),
который находился под полным
контролем большевиков.
Одновременно правительство
обещало поднять учителя на
высоту, на которой он никогда
прежде не стоял.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Оптимистические обещания
большевиков и школьная
реальность находились в
вопиющем противоречии.
Школьные здания пребывали в
запустении. Учебники можно
было достать только за
большие деньги. Для учеников
не хватало бумаги, чернил.
Наблюдался массовый уход
учителей из школ. Рассыпалась
сложившаяся сеть учебных
заведений.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
К 1917г. Россия оставалась
страной массовой
неграмотности. На окраинах
грамотность населения
составляла только 23 % . Лишь
в столицах уровень грамотности
был сравнительно выше - около
50 %.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В первые годы после
гражданской войны (1920-1925)
была объявлена кампания по
ликвидации неграмотности. В
1920 г. создается Всероссийская
чрезвычайная комиссия по
ликвидации неграмотности во
главе с Н.К. Крупской. Началось
восстановление сети учебных
заведений. Постепенно росло
число средних школ в сельской
местности (в 1920/21 учебном
году их насчитывалось свыше 2
тыс.). Но особых успехов из-за
тяжелейших экономических
условий достигнуто не было.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Во второй половине 1920-х гг.
школьное образование
постепенно стало выходить из
глубокого кризиса. В 1927/28
учебном году число учебных
заведений по сравнению с 1913
г. выросло на 10 %, а
количество учащихся - на 43 %.
Если в 1922/23 учебном году на
территории РСФСР
насчитывалось около 61,6 тыс.
школ, то в 1928/29 учебном году
- их количество достигло 85,3
тыс. За тот же период
количество 7-летних школ
увеличилось в 5,3 раза, а
учащихся в них -вдвое. Страна
подошла к введению всеобщего
начального обучения. В 1930 г.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В 1920-х гг. продолжали свои поиски
опытно-показательные учреждения,
которые возглавляли наиболее
квалифицированные педагоги: С.Т.
Шацкий (Первая опытная станция),
М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С.
Толстов (Гагинская станция), Н.И.
Попова (Вторая опытно-показательная
станция) и др. ОПУ были пионерами
иной организации обучения.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Народный комиссариат
просвещения организовал
программно-методическую
работу. Результатами этой
работы были программы и
планы
общеобразовательной
школы 1921,1922,1923,
1925, 1927, 1929 гг.,
составленные на основе
принципов комплексного
построения учебного
материала (по темам и
направлениям, а не по
учебным предметам и
дисциплинам).
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В течение 1920-х годов опытную
проверку прошли несколько
систем и типов учебных
заведений: 9-летняя
общеобразовательная школа
(4+5 или 5+4), 9-летняя школа с
уклонами (профконцентрами), 9-
летняя фабрично-заводская
школа. При их организации
стремились учитывать условия
региона, особенности
контингента учащихся и пр.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Крупные изменения в школьном
образовании произошли в 1930-
х гг. Руководство страны и ВКП
(б) приняли постановление О
начальной и средней школе
(1931), где констатировалась
слабая подготовка учащихся и
намечался перевод школы на
предметные программы.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Сильные стороны реформ 1930-
х гг. – появление стройной
структуры преемственных
подсистем (от начальной до
высшей), регулярное
предметное обучение, единый
режим занятий, введение
стандартных программ и
учебников. Однако новая
система таила изъяны, которые
в дальнейшем отрицательно
повлияли на школу:
безальтернативность и
чрезмерная унификация
принципов, содержания и
организации учебного
процесса, отказ от
дифференциации в обучении.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
В 1930-е гг. произошел отход от
целесообразных педагогических
нововведений 20-х гг. В учебных
заведениях насаждался дух
казармы, упразднялось
самоуправление. В
общеобразовательной школе
сворачивалось трудовое
обучение и наметился возврат к
консервативным традициям
гимназического образования.
Была упразднена система ОПУ.
В школе, как и во всем
обществе, усиленно насаждался
культ личности Сталина.
Школа и педагогика с 1917 по 1930 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.