Школа: культура и воспитание
Оценка 4.9

Школа: культура и воспитание

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
08.01.2019
Школа: культура и воспитание
Культура – это плотина, сдерживающая человека от падения в безнравственность, от превращения в кровожадных монстров, что время от времени и происходит в человеческой истории. Именно поэтому так важно воспитывать человека в культурной атмосфере и в коллективе, чтобы он понимал, что он достойная единица общества и ему надо учиться жить в нем, зная, что человек – существо общественное. В семье сложно объяснить ребенку, как жить в человеческом сообществе, т.к. семья такого опыта дать не может. Зато это можно сделать в школе, которая сама представляет собой эту общность, является продуктом культуры, ее хранителем и механизмом передачи культуры новым поколениям. Актуальность возвращения воспитательной функции школе особенно возрастает в эпоху массовой культуры.
статьи.docx
1 Аннотация. Культура – это плотина, сдерживающая человека от падения в безнравственность, от превращения в кровожадных монстров, что время от времени и происходит в человеческой истории. Именно поэтому так важно воспитывать   человека   в   культурной   атмосфере   и   в   коллективе,   чтобы   он понимал, что он достойная единица общества и ему надо учиться жить в нем, зная,   что   человек   –   существо   общественное.   В   семье   сложно   объяснить ребенку, как жить в человеческом сообществе, т.к. семья такого опыта дать не может. Зато это можно сделать в школе, которая сама представляет собой эту общность,   является   продуктом   культуры,   ее   хранителем   и   механизмом передачи   культуры   новым   поколениям.   Актуальность   возвращения воспитательной   функции   школе   особенно   возрастает   в   эпоху   массовой культуры. Ключевые слова: культура, воспитание, массовая культура, духовная культура, гуманизм, глобализация.                                                      «Культура – это лишь тоненькая яблочная                                                           кожура над раскаленным хаосом» (Фридрих Ницше) Школа: связь культуры и воспитания  В современной педагогике остро стоит вопрос воспитания. Государство отменило воспитательные функции школы, издав Закон РФ «Об образовании» в   ст.51,   п.7.,   в   которой   четко   определены   границы   полномочий   школы,   а именно: школа отвечает за качество обучения, реализацию учебных программ, подбор и распределение кадров, формирование контингента учащихся и т.д. и никакие   воспитательные   функции   не   указаны.   Семейный   Кодекс исключительно возложил ответственность за воспитание детей на родителей. Как   всегда,   возник   перекос   в   одну   сторону.   Школе   доподлинно   известны факты отказа родителей от воспитания своих детей, более того вообще отказа от   них   по   разным   причинам.   При   этом   в   стране   создано   достаточное количество   передовых   педагогических   воспитательных   теорий,   которые   не востребованы на настоящем этапе школой, тем более они никогда не будут востребованы родителями в качестве средства воспитания своих детей. К ним следует отнести теории: 2  ­   Личностно­ориентированного   воспитания   (Бондаревская   Е.В., Сериков В.В.).  ­ Философско­антропологическую концепцию (Библер В.С.).  ­ Синергетическую концепцию (Игнатова В.А.).  ­ Системного построения процесса воспитания (Караковский В.А.).  ­ Воспитания на основе потребностей человека (Созонов В.П.).  ­ Концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).  ­ Концепция самовоспитания школьника (Г.К. Селевко).  ­   Концепция   воспитания   на   основе   потребностей   человека   (В.П. Сазонов).  ­ Концепция трудовой подготовки школьника (А.А. Сидельковский ) и др. Общеизвестно, что уровень образованности и воспитанности человека зависят   от   общего   культурного   уровня   семьи   и   общества.   Этот   уровень формируется семьей, передающей свою семейную культуру и накопленную культуру   рода,  и   учреждениями   культуры   прежде   всего   образовательными учреждениями.   На   современно   этапе   государство   вольно   или   невольно устраняет   ученика   из   воспитательного   культурного   образовательного пространства. Как   же   коррелируют,   соотносятся   на   современном   этапе   постулаты культуры с современной массовой культурой и влиянием их на воспитание? Представляется   необходимым   рассмотреть   вопрос   что   же   собой представляет культура с точки зрения философии – науки о человеческой мудрости.   Именно   такой   подход   поможет   правильно   сориентироваться   в проблеме. Путь   развития   человеческого   общества   всегда   сопровождался развитием   культуры.   Понятие   культуры   –   это   научная   абстракция. Существует свыше 100 определений культуры, но ни одно из них не является исчерпывающим   и   точным.   Культура   –   результат   деятельности   людей   и общества, отражающий идеи, модели и ценности определенных исторических эпох.   Она   обладает   такими   свойствами   как   избирательность,   изучаемость, 3 символичность, при этом не включает биологических компонентов человека, но   передается   механизмами   биологической   наследственности,   может эмоционально восприниматься индивидуумами или отбрасываться ими.  В   мире   культуры   любой   предмет   –   результат   усилий   людей, направленных на совершенствование того, что создано природой в отличии от того, что существует как готовый дар природы. Термин культура появился в 18 веке во времена эпохи Просвещения. Гуманистическая   идеология   того   времени   «открыла   человека»   в   новом понимании. «Открытие человека» стало новым взглядом на человека, на его природу, в которой тело и дух обрели специфически человеческое значение. Культура   того   времени   очертила   границу   существования   человека   в  мире, место человека среди иных форм существования на Земле. Определив, что человек   –   источник   творческих   созидающих   сил,   эпоха   Просвещения   и определила   ту   сферу,   которая   возникает   под   их   воздействием   –   сферу культуры. Общий вывод философов всех времен заключается в том, что в сфере культуры человек существо творящее, субъект, производящий изменения и преобразования. Сущность же культуры в том, что создаваемое людьми материальное и духовное   богатство   –   это   лишь   внешняя   форма   существования   культуры. Действительный   ее   смысл   заключен   в   развитии   самого   человека.   Развитие отдельного   человека   (индивидуума)   является   личностной   формой существования культуры. В процессе создания предметного мира вокруг себя человек создает и развивает самого себя, являясь одновременно субъектом и результатом своей деятельности. Существует два класса элементов, характеризующих культуру: 1. идеи   и   ценности,   направляющие   сознание   и   поведение   людей   в обществе; 2. социальные институты и учреждения культуры, с помощью которых эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. Первый   класс   –   это   элементы,   заключающие   в   себе   образцы общественного   поведения   людей;   второй   –   общественная   система, осуществляющая   социальный   контроль   над   ценностями   и   идеями,   т.е. система, обеспечивающая отбор, сохранение, распространение и внедрение их в   общественное   сознание,   поведение   и   образ   жизни   людей.     В   систему 4 социальных   институтов   входят   система   образования,   средства   массовой коммуникации, разнообразные учреждения искусства и т.д. Понятно,   что   этих   двух   классов   элементов   недостаточно,   чтобы охватить все сферы культуры. В действительности культура не отделена и от остальных областей общественной жизнедеятельности. Культура охватывает все   стороны   существования   человека   в   мире,   его   многообразные   связи   и отношения с действительным миром. Философы,   социологи   и   педагоги   рассматривают   культуру   в современном   мире   как   совокупность   всех   видов   производительной деятельности   человека   и   общества,   а   также   совокупность   всех   видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Не стоит также забывать, что все в этом мире относительно. Также относительны границы   материальной   и   духовной   культуры.   Духовная   и   материальная стороны – это единый феномен культуры. Культура – явление общественное, социальное. В философии понятие «некультурный   человек»   ­   некорректно.   Давая   подобное   определение человеку обычно имеется в виду либо дурное воспитание, либо недостаток образования.   По   мнению   же   философов   человек   всегда   культурен,   т.к. общество всегда создает культуру и вне культуры оно не существует. Вопрос лишь   в   том   в   какой   степени   развитости   культуры   находится   то   или   иное общество   –   высокой   или   низкой,   насколько   зависит   от   условий   и возможностей, которыми располагает та или иная историческая эпоха.   Разрешением современных противоречий развития человека между его социальным и природными началами в свое время предложил К. Маркс. Он считал   лучшим   решением   окультуривание   человеческих   потребностей. Похоже   мы   идем   в   обратном   направлении,   если   посмотрим   на   состояние культуры в современном нам обществе. Современный этап развития культуры характеризуется ее падением в следствии   процессов   глобализации,   способствующих   созданию   эпохи массовой культуры. Массовая культура служит обозначением особенностей производства,   культурных   ценностей   в   толпо­элитарной   среде, ориентированной на массовое потребление. Французский психолог Г. Лебон в конце 19 века написал свою работу «Психология   народов   и   масс».   По   мнению   автора,   индивид   поглощается массой   и   ввергает   человека   в   состояние,   в   котором   он   добровольно отказывается   от   своей   индивидуальности.  Особенно   это   заметно   на   детях, 5 индивидуальность   которых   еще   находится   в   стадии   становления,   а   в юношеском возрасте основная масса детей уже готовый продукт массовой культуры,   инстинктивное   сопротивление   которой   приводит   к   актам жестокости и вандализма с их стороны. Наши дети наиболее незащищены от влияния средств массовой культуры. Позднее   ученые   пришли   к   выводу,   что   масса   –   это   специфическая форма общности людей, для которой характерны агрессия, деструктивность, примитивизм   устремлений,   сниженный   уровень   интеллекта   и   повышенная эмоциональность,   неустойчивость,   подчинение   чужой   воле   и   т.д.   Что   мы повсеместно и наблюдаем. При этом человеком массы может стать любой человек   вне   зависимости   от   собственной   индивидуальности   и   уровня развития.   Для   полного   объединения   людей   в   массы   необходимо,   чтобы   четко сформировался   этот   самый   «человек   массы»   как   носитель   массового сознания. Испанский мыслитель Ортеги­и­Гассет в своей работе «Восстание масс» дает характеристику человека массы. Он считает, что человек массы не принадлежит ни к какому социальному классу, он наднационален. Главной его чертой является усредненность, посредственность. Наблюдения за настоящим историческим периодом развития общества показывают, что такие люди уже почти   доминируют   в   социальной   среде.   Появление   человека   массы   стало возможным   в   результате   социально­культурных   сдвигов,   произошедших   на рубеже 19­20 веков. Подобный психотип желателен определенным слоям общества, т. к. он хорошо управляем и внушаем, поддается шантажу, его легко направлять по нужному пути. На современном этапе сверхзадачей организаторов массовой культуры является реальное устранение этой массы, ослабления воздействия исходящей  от нее угрозы, отсечения ее от создания массовых движений  и протестных   выступлений.   Любая   культура   налагает   определенную   сумму общественных запретов на своих членов, чтобы это общество не распалось. Массовая   культура   на   современном   этапе   –   это   механизм   защиты   от разрушительных тенденций 20 века. Резкое   увеличение   человеческой   массы,   а   вместе   с   ней   и   массовой культуры   наблюдаются   последние   сто   лет.   Такое   положение   вызывает озабоченность. Научная интеллигенция считает, что идет процесс выпадения человека   из   культуры.   Человек   перестал   быть   творцом   культуры,   стал   ее простым потребителем. А основной философский постулат, как мы выяснили, и заключается в том, что человек – творец культуры. Конечно, кое­что от культуры сохраняется в ее элитарном слое, как это и было во все времена. 6 Однако беда современной культуры в том, что массовая культура пытается управлять,   а   порой   и   управляет   и   элитарной   и   народными   культурами, приспосабливая их к массовому уровню сознания и потребления. Процессы глобализации   превращают   массовую   культуру   в   транснациональную   и способствуют   замещению   настоящих   духовных   ценностей   ценностями массовой культуры. Возникает   вопрос,   а   не   пора   ли   вернуться   к   истокам   настоящей духовной культуры и широко внедрять ее в жизнь современного общества? При этом не игнорировать в этом процессе школу и другие образовательные учреждения,   являющиеся   социальными   институтами   сохранения   и распространения идей и ценностей культуры, как это было определено выше. Академик   Д.С.   Лихачев   предостерегает   нас.   Он   пишет:   «Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество   может   выродиться   в   гуманоиды,   умеющих   считать   и пользоваться компьютером, но их духовные ценности можно будет выразить одним­двумя словами». Стоит задуматься и над словами Ф. Ницше о культуре и раскаленном хаосе, взятыми эпиграфом, чтобы не погрузиться в мрак средневековья или куда­нибудь похуже. Н.В. Двизова Учитель английского языка МБОУ СОШ № 3 Г. Владикавказ РСО­А  Глоссарий 1. Глобализация ­   процесс   интеграции   государств   и   народов   в   разных областях деятельности. 7 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Глобальные   проблемы ­   проблемы,   которые   затрагивают   интересы всего   человечества   или   значительной   его   части   и   угрожают существованию всего человечества как биологического вида. Гуманизм (от   лат   humanitas­   человечный)   ­   в   узком   смысле   слова   – философское движение эпохи Возрождения, в широком – исторически развивающаяся   система   воззрений,   признающая   в   качестве   нормы отношений между людьми справедливость, равенство, человечность и считающая благо человека и его право на развитие, свободу и счастье критерием оценки социальных институтов. Индивид ­   отдельный   представитель   некой   социальной   общности, обособленный от других людей. Информация ­ отражение разнообразия в любых объектах и процессах мира. Код   культурный ­   совокупность   знаков,   символов,   смыслов   и   их комбинации, характеризующие определенную культуру, позволяющими ее идентифицировать Культура   духовная ­   совокупный   результат   духовной   деятельности людей на протяжении всей истории человечества Культурология ­ философская дисциплина, изучающая наиболее общие законы бытия культуры как образа жизни человека в его целостности Личность ­   общественно   развитый   человек,   человек   как   субъект сознательной   деятельности,   обладающий   совокупностью   социально значимых   свойств   и   качеств,   которые   он   реализует   в   общественной жизни. 10. Массовая   культура  ­ совокупность   явлений   современного социокультурного   процесса,   ориентированных   на   формирование потребительского типа человека, на пониженный уровень восприятия, развлекательность и манипулирования на этой основе ее сознанием 11. Мировоззрение ­   система   взглядов,   определяющих   общее   видение   и понимание мира, человека и места человека в мире, и основанная на этих взглядах познавательная, ценностная и поведенческая ориентация человека в мире. 12. Миропонимание ­ осмысление мира с помощью понятий и категорий. 13. Нация ­   этносоциальная   общность   людей,   совместно   ведущих экономическую   жизнь,   имеющих   общую   территорию   и   язык,   единую культуру   и   специфический   психологический   уклад,   а   также   общую историческую судьбу. 14. Общество ­   обособившаяся   от   природы   часть   материального   мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения; определенный этап исторического развития человечества; 8 конкретная страна; определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой­либо деятельности. 15. Самопознание ­ выработка человеком системы представлений о себе самом, определяющих его отношение к себе. 16. Самосознание ­ идеальное отражение самого себя. 17. Человек ­   категория   для   обозначения   общих   черт,   свойственных высшему биологическому виду Homo sapiens. 18. Ценность ­   социокультурное   значение   определенных   явлений действительности для человека. 19. Цивилизация ­   такой   исторический   период   в   истории   человечества, который связан с существованием товарного производства и социально­ классовых   отношений   и   характеризуется   интенсивным   и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств   связи,   городского   строительства,   предметов   быта   и   других культурных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых черт их поведения и внешнего облика. 20. Элитарная   культура (от   лат electus фр elite ­   избранный,   лучший)   ­ культура, ориентированная   на  потребности  определенной (элитарной, высшей в определенном отношении) части общества Библиография 1. Бердяев Н.А. Русская идея// Вопросы философии, 1990. №1. С.36­52 2. Герасимов, С. Любить человека: Культура и нравственно­эстетическое  воспитание молодежи / С. Герасимов. ­ М.: Просвещение, ­ 384 c., 2016. 9 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2 – е изд. Т. 3. с. 19. 5. Межуев, В.М. Культура как предмет философского знания/. ­ (Серия  «Мыслители»). 6. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла»\ Сочинения. Изд­во  Эксмо.2004г. (Антология мысли)\стр.299 7. Семейный Кодекс РФ. 29.12.1995 № 223­ФЗ 8. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит  детей. М., 2000. 9. Хаврак, А.П. Философия: Учебное пособие/А.П. Хаврак. ­ М., 2007. ­  376 с. 10.Интернет­ресурсы:  http://dic.academic.ru/Культура.  http://www.wikiznanie.ru/ru­wz/index.php/Философия.  http://ru.wikipedia.org.

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание

Школа: культура и воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.