Школа - социокультурный центр
Оценка 5

Школа - социокультурный центр

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
24.12.2018
Школа - социокультурный центр
Методическая разработка по организации внеурочной деятельности по ФГОС по модели "Школа - социокультурный центр". Данная разработка получила высокую оценку на региональном уровне и отмечена дипломом победителя лучших методических разработок. Модель «Школа - социокультурный центр» - это взаимодействие и интеграция четырех образовательных пространств деятельности обучающихся: учебного, внеучебного, дополнительного внутришкольного образования детей и дополнительного образования в системе сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей города.
Школа - социокультурный центр. г. Инта. МБОУ СОШ № 10.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ИНТА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10» 169841 г.Инта, Республика Коми, улица Мира, дом 51 (телефон 8(82145) 3­06­16) Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС «Школа – социокультурный центр» Корягина Светлана Владимировна МБОУ «СОШ № 10» г. Инты, Республики Коми г. Инта Модель «Школа – социокультурный центр» Актуальность:           Все образовательные учреждения Республики Коми перешли на работу по федеральным   образовательным   стандартам   начального   общего   образования (далее ФГОС НОО).   В рамках нового Стандарта предусмотрена организация второй   половины   дня,   выделенной   в   категорию   «внеурочная   деятельность», основанной   на   тесном   взаимодействии   учреждений   дополнительного образования   детей   (далее   УДОД)   и   образовательного   учреждения   (ОУ), способной   оперативно   дать   конкретный   образовательный   результат.   В   этой связи   дополнительное   образование   детей   рассматривается   как   система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая   образовательные   потребности,   нереализуемые   в   других учебных   заведениях   2,4,6  .   Следует   отметить,   что   тенденции   развития дополнительного образования детей достаточно значимо проявляют  важность интеграции   общего   и   дополнительного   образования   детей,   требуют   его рассмотрения как нового социально­педагогического явления заведениях 1,3,5,7 . Требуется  научная разработка и апробация социально­педагогических моделей взаимодействия   учреждений   общего   образования   с   учреждениями дополнительного   образования   детей   и   с   межведомственными   учреждениями, определения их роли и места в образовательной системе региона в современных условиях,   выявления   особенностей   и   сущности   интеграционных   процессов   в образовании. Одним   из   способов   решения   проблемы   организации   внеурочной   деятельности   в ОУ в рамках  реализации  ФГОС НОО  является  разработка и внедрение   модели   «Школа   –   социокультурный   центр»,   для   решения   задач следующего характера: ­ выявление условий с одной стороны, для внешней интеграции ­ подчинение всех   компонентов   системы   единому   педагогическому   процессу,   с   другой стороны,   для   внутренней   различных направлений образования;   интеграции   ­   взаимопроникновения   элементов   ­   обеспечение   условий   для   организации   внеурочной   деятельности   в   рамках реализации ФГОС НОО; ­   обеспечение   для   обучающегося   более   широкого   спектра   возможностей самостоятельного и ответственного выбора необходимых ему учебных курсов и образовательных программ вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих указанные программы.            В самом общем виде  интеграция рассматривается нами   как взаимосвязь, взаимообусловленность,  взаимопроникновение   двух   или   нескольких   идей   или объектов, которые приводят к количественным и качественным изменениям в параметрах данного процесса, индуцируя тем самым новое явление. Интеграция общего и дополнительного образования детей при сетевом взаимодействии ОУ и УДОД  связана с широким спектром образовательных услуг, в рамках которых дети   выбирают   свои   индивидуальные   траектории   обучения,   воспитания, творческого   развития   по   новым   образовательным   программам   с   их   более качественным ресурсным обеспечением. Образовательные услуги оказываются доступными не только в рамках одного общеобразовательного учреждения, но и в   рамках   комплекса   учреждений   и   организаций   сферы   свободного   времени детей.   Основные компоненты модели «Школа – социокультурный центр»: Ценностно­целевой компонент модели включает в себя конструирование   ОУ   и  УДОД   на   уровне   целей   и   задач, образовательного   процесса   в   планирование   интегративной   деятельности,   разработку   педагогического взаимодействия,   адекватного   целям,   а   также   ценностное   принятие   и осмысление интеграции внутри учреждений.         Содержательный компонент модели интеграции в условиях ОУ и УДОД детерминирован основными функциями, как общего, так и дополнительного об­ разования и предполагает: преемственность образовательных программ; наличие интегрированных   дополнительных   образовательных   программ;   расширение возможностей   по   реализации  функций   обучения,   воспитания,   оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации и других социально­педагогических   функций;   умение   педагогами   проектировать   и конструировать   интегративное   содержание   образования,   учебно­воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных   особенностей   участников   педагогического   процесса;   знания   и умения по основам интеграции внутри ОУ и УДОД, по методологии и теории ин­ теграции   в   образовании;   проявление   творчества   в   отборе   содержания интегративной деятельности.        Организационно­управленческий компонент модели обусловлен владением специалистами   на   практике   технологиями   образовательной   и   управленческой деятельности на основе идеи интеграции, а также владение конструированием, организацией   и   управлением   результативной   интеграцией   в   условиях   ОУ   и УДОД.                Он   включает:   владение   средствами,   техникой,   методами,   формами, приемами   интегративной   деятельности   как   системой   умений   по   решению педагогических   задач;   умение   проектировать   и   конструировать   процессы интеграции;   систему   и   последовательность   действий  субъектов   интеграции   с учетом   специфики   образовательного  процесса,   результатов   деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса; высокоразвитые умения   педагогического   взаимодействия,   дающие   специалистам   возможность   правильно   понимать адекватно   оценивать   педагогическую   ситуацию, воспитанников,   коллег,   взаимодействовать   с   воспитанниками   на   уровне сотрудничества; наличие координационного Совета по вопросам интеграции в ОУ   и     УДОД;   стимулирование   процессов   интеграции   учреждений;   создание системы   управления   внутренней  интеграцией;   контроль   и   мониторинг результатов интеграции.                Основу интеграции в условиях образовательных учреждений  составляют умения   определять   результаты   интегративной   деятельности,   осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической деятельности.              Аналитико­рефлексивный   компонент  модели  составляют   умения педагогических   работников   в   области   педагогического   анализа   процессов интеграции: умения  анализировать и обобщать результаты интеграции внутри учреждений;  осуществление  самоанализа  процессов  интеграции  и рефлексию собственных действий на основе интеграции в  ОУ и УДОД; мониторинговые умения по вопросам интеграции.              Модель   «Школа   ­   социокультурный   центр»  представляет   собой взаимодействие   четырех     образовательных   пространств   деятельности  предполагающую   интеграцию   учебного,   внеучебного,   до­ обучающихся, полнительного   внутришкольного   образования   детей   и   образования     в   системе   сетевого   взаимодействия     дополнительного   с   учреждениями дополнительного образования детей города.           Данная модель представляет организационное и содержательное единство основных структур школы и дополнительного образования как внутри школы, так и на уровне сетевого взаимодействия УДОД. На этом уровне   аналитико­ рефлексивная  деятельность     педагогов   строится   с   учетом   основных концептуальных   идей,   обеспечивающих   развитие   учреждения   в   целом.   Такая модель требует значительных усилий и высокопрофессиональной работы всех специалистов   образовательных   учреждений   по   динамичному   осуществлению управления   организационно­содержательной   деятельностью   всех   видов направленностей с привлечением актива школьников и их родителей.    Важным   направлением     деятельности   данной     модели   определяется       взаимодействие   ОУ   и   УДОД   с   другими   социальными   институтами   сферы свободного   времени   детей.   Важно   отметить,   что   организация   системы социального воспитания на межведомственной основе в современных условиях является приоритетом деятельности всех социальных институтов.                     Цель создания данной модели  ­    конструирование образовательного процесса в   ОУ и ряда учреждений  УДОД   с целью  создания, расширения и обогащения учебно­воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде   жизнедеятельности   обучающегося,   обеспечивающее   его   успешную интеграцию и адаптацию к современным социокультурным условиям, который обеспечит: 1. Свободный выбор обучающимися  видов и сфер деятельности. 2. Ориентацию   на   личностные   интересы,   потребности,   способности обучающихся. 3. Возможность   свободного   самоопределения   и   самореализации обучающихся.                Тактика интеграции общего и дополнительного образования детей в данной модели  отражает диалектику необходимости реализации текущих задач деятельности     ОУ   и   УДОД   и   дальнейшей   перспективы   повышения   качества образовательных услуг и связывается |с решением следующих задач: 1. Создание единой информационной системы по воспитательным и культурным мероприятиям,   что   предполагает   систематический   сбор,   квалифицированное аннотирование   планируемых   культурных   мероприятий   социума,   района,   для всех социальных институтов сферы одного времени, органичное включение их в социо­воспитательный процесс. 2.   Разработка   совместных   проектов   и   программ,   направленных   на совершенствование обучения, воспитания и творческого развития детей. 3.   Формирование   системы   работы   с   одаренными   детьми   с   помощью профессиональных работников культуры, творческих союзов, которая включает в себя широкий поиск одаренных детей, работу с ними в специализированных школах,   в   очной   или   в   очно­заочной   форме,   индивидуальную   (элитарную) подготовку; создание и накопление баз данных об участниках работы, банков за­ дний   и   задач   повышенного   уровня,   учебной   и   методической   информации, передового опыта с одаренными детьми.                    Отметим,   что   на   практике   это   требует   развития   программно­ методического   и   технологического   обеспечения   совместной   образовательно­ воспитательной деятельности УДОД и школы.          ОУ при организации внеурочной деятельности должны тесно сотрудничать с   учреждениями   дополнительного   образования.   С   учетом   новых   требований ФГОС учреждение корректирует взаимодействе с УДОД на основе интеграции следующих процессов:      ­ организационном и содержательном единстве  (по направлениям развития личности ребенка, по целеполаганию  программ, по содержательному единству основных структур школы); ­   ориентации   на   единый   результат  (метапредметные   и   личностные компетентности,   способность   успешно   осуществлять   учебную,   творческую, социальную деятельность); ­  слаженном механизме деятельности (цикличность движения ребенка через сферы деятельности: учебную, культурную, социальную) Учебная деятельн ость Культурна я деятельно сть Триада, которая может быть на любом уровне  модели (при интеграции основного и  дополнительного образования,  образовательного учреждения и учреждений  дополнительного образования детей.  Социальна я практика Пространство, где накладываются,  пересекаются представленные сферы  деятельности, и будет  давать желаемый  результат                               Такая упрощенная модель взаимодействия всех структур образовательного процесса   определяет   целостность   устройства   модели   в   целом,   а   именно взаимосвязь   урочной   и   внеурочной   деятельности,   системы   дополнительного образования, их  направленность на единый результат.        Например, в учебной деятельности на уроках  чтения, информатики и ИКТ дети   получают   основы   коммуникативных   и   информационных   навыков   через совместную   деятельность,   общение,   работу   в   группах.   Во   внеурочной деятельности данные навыки закрепляются через работу в клубе, кружке, где теоретические   знания   переходят   в   практические   знания   и   умения.   Так,   при поиске   необходимой   информации   к   уроку   дети   используют   все   источники информации:   книги,  энциклопедии,  журналы,  газеты,  Интернет­ресурсы   и  др. Происходит   пересечение   сфер   деятельностей:     учебной   деятельности, культурной деятельности и социальной практики, что дает  отличный результат при   формировании   универсальных   учебных   действий   (далее   –   УУД), компететностей детей и, как один из результатов   личностного роста ребенка, самоопределение на самостоятельную деятельность.               Такое взаимодействие всех компонентов устройства модели дает позитивные результаты   как   в   учебной   деятельности,   в   личностном   росте   ребенка,   в приобретении им универсальных способностей.              Выбор     технологий   и   форм   обучения   для   замены   традиционных   в предметных   программах   проекта     осуществляется   из   списка   рекомендуемых стандартом. Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению стандарта нового поколения общего образования, причем как на начальной   ступени   школы,   так   и   основной,   а   также   их   цели   и   ожидаемые результаты.  Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы изменений существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС: 1.   Формирование   рабочей   группы   по   разработке   проекта   образовательной системы   начальной   ступени   школы     и   органов   самоуправления   программой введения ФГОС. 2.   Определение   необходимых   изменений   в   существующей   образовательной системе начальной ступени школы.  3. Разработка проекта образовательной системы начальной ступени школы. 4. Разработка плана­графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.  5.   Реализация   запланированных   изменений   в   образовательной   системе образовательного учреждения. Модель «Школа – социокультурный центр»: Дополнительное образование в системе сетевого  взаимодействия с УДОД города   Внеурочная деятельность, дополнительное  образование в системе деятельности ОУ Классная внеурочная деятельность Учебная деятельность ­  у     ­ учебная деятельность: технологии и формы обучения по ФГОС НОО;             ­ классная внеурочная деятельность: беседы, круглые столы, диспуты, экскурсии,   викторины,   классные   часы,   акции,   дополняющие,   расширяющие учебную деятельность,  формирующие УУД;              ­ общешкольная внеурочная деятельность, дополнительное образование ОУ:   кружки,   секции,   студии,   клубы,   праздники,   мероприятия,   акции, конференции,   соревнования,   декады   и   др.,   дополняющие,   расширяющие учебную,   внеучебную   классную   деятельность,   формирующие   УУД,   опыт самостоятельной деятельности;             ­  дополнительное образование в системе сетевого взаимодействия ОУ с УДОД:                             кружки, секции, студии, клубы, праздники, мероприятия, акции, конференции,   соревнования   и     др.,   дополняющие,   расширяющие   учебную, внеучебную классную, общешкольную деятельность, формирующие УУД, опыт самостоятельной   деятельности   через   организационное   и   содержательное единство сфер деятельности ОУ и УДОД.        Классная (урочная, внеурочная), общешкольная и внешкольная деятельность должны   быть   ориентированы   на   один   результат,   который   заключается   в циклическом движении ребенка через сферы: учебную, культурную, социальную. Интеграция   происходит   через   обучение,   развитие,   воспитание   ребенка   в различных сферах деятельности за счет единого целеполагания и направления образовательных программ на школьном и внешкольном уровнях.   Пространство, где накладываются, пересекаются представленные сферы деятельности, и будет давать желаемый результат   Учебная деятельно сть Культурна я деятельнос ть Социальна я практика Механизм достижения результата при формировании УУД, самоопределении на самостоятельную деятельность в рамках модели «Школа – социокультурный центр»: Способы деятельности, направленные на «Р»        Действия                                                              Самостоятельный выбор действия          Анализ  «Р»    «Р»                    «Р» ­ результат: технологии, формы, методы, способы деятельности, нацеленные   на   результат   –   формирование   УУД,   самоопределение   на самостоятельную деятельность.                    В   основе   интеграции   ­   образовательная   ситуация,   где   у   ребенка формируется   определенная   учебная   компетентность.   Педагог   в   учебной   или внеучебной, внеурочной деятельности предлагает различные способы, методы и формы получения знаний, помогает ребенку самоопределиться   со средствами обучения,   наиболее   интересными,   понятными,   эффективными   для   ребенка. Проанализировав первый полученный результат, самоопределившись в выборе способов,   форм,   технологий   обучения   ребенок   может   сформулировать (построить)   цель   своей   деятельности,  направленный   на   заданный   результат  – развитие   какой­либо   учебной   компетенции.   Полученный   результат   ребенок закрепляет, анализирует и улучшает при дополнительных внеурочных занятиях в кружках, секциях, студиях, клубах ОУ или УДОД.   Представление результата может быть как на классном, так и на школьном, муниципальном уровнях и во всех   сферах   образовательной   деятельности.   Представление   результата (продукта)   на   более   высоком   уровне   способствует   развитию   деятельности ребенка, его самоопределению, формированию и развитию компетенции. Путь формирования УУД при сетевом взаимодействии ОУ с УДОД: Выступление. Анализ. Рефлексия. поиск информации   Класс ­ урок ВД, ДО школы, ДО города переплетены через формы работы, содержание программ, направления деятельности «Р» ВД – внеурочная деятельность                                                                                  ДО – дополнительное образование                                                                             «Р»  ­ результат                    Для получения результата используются следующие виды деятельности ребенка (Приложение № 1):  Репродуктивная  –   приобретение,   расширение   знаний,   запоминание   и воспроизведение; Поисковая – анализ, сравнение, обобщение полученных знаний; Исследовательская – решение поставленных (найденных) проблем, построение гипотез; Творческая – самостоятельная, инициативная деятельность, импровизация.    позиционной    Для   определения   границ   преобразований   требуется   разработка   и   процессуальная   карты   деятельности   всех   участников               интеграционнного процесса  (Приложение № 2).          Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности   школьников   (кроме   учебной),   в   которых   возможно   и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО): экскурсии, кружки, секции, круглые   столы,   конференции,   диспуты,   КВНы,   школьные   научные   общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности обучающихся, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования  1             Внеурочная   деятельность   включается   в   вариативную   часть   основной образовательной программы НОО ОУ и на нее отводится 10 часов в неделю. ОУ вправе само определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Занятий в классе не должно быть более 50%.             Вопрос об оплате педагогов за дополнительную работу по организации внеурочной деятельности решается через: ­ ставки ОУ на дополнительное образование; ­ ставки ОУ на воспитателей группы продленного дня; ­ педагогов дополнительного образования,  работающих в УДОД и реализующих свою недельную нагрузку за счет обучающихся ОУ.           Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные   результаты.   Каждый   ребенок   имеет   право   заниматься   в нескольких объединениях, менять их. При этом педагогам необходимо помнить, что   внеурочная   деятельность   обучающихся   направлена   на   достижение результатов освоения основной образовательной программы, и в первую очередь – достижение личностных и метапредметных результатов.              Планирование  внеурочной деятельности  предполагает  возможность  её осуществления не только в течение учебного года, но и в каникулярный период. В   период   каникул   для   продолжения   внеурочной   деятельности   могут использоваться такие формы отдыха и оздоровления детей как: тематические лагерные     смены,   оздоровительные   лагеря   с   дневным   пребыванием   детей, создаваемые как на базе образовательных учреждений, так и образовательных учреждений дополнительного образования детей.           Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   могут   разрабатываться   с участием   самих   обучающихся   и   их   родителей   (законных   представителей) индивидуальные учебные планы.              Перечисленные   направления  внеурочной   деятельности   являются   содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при   организации   внеурочной   деятельности   и   основанием   для   построения соответствующих образовательных программ  совместно в ОУ с УДОД.              Направления   и   виды   внеурочной   деятельности   не   являются   жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из   обозначенных   во   ФГОС   НОО   направлений   можно   реализовать,   используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно.  Для этого требуются разработка вариантов организационной структуры внеурочной деятельности   на I ступени общего образования (Приложение № 3).       Виды и направления внеурочной деятельности обучающихся тесно связаны между собой.  Например,   ряд   направлений   совпадает   с   видами   деятельности   (спортивно­ оздоровительная,   познавательная   деятельность,   художественное   творчество). Военно­патриотическое   направление   и   проектная   деятельность   могут   быть реализованы   в   любом   из   видов   внеурочной   деятельности.   Они   представляют собой   содержательные   приоритеты   при   организации   внеурочных   занятий. Общественно   полезная   деятельность   может   быть   опредмечена   в  таких   видах внеурочной   деятельности, (производственная) деятельность.   как   социальное   творчество   и   трудовая        При   внедрении   в   образовательный   процесс   модели   «Школа   –   социокультурный   центр»   более   быстрое   и   эффективное   достижение   у обучающихся воспитательных результатов, определенных во ФГОС НОО: 1.  Первый   уровень   результатов  –   приобретение   школьником   социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2.  Второй   уровень   результатов  –   формирование   позитивных   отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  3.  Третий   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта самостоятельного социального действия.          Примерная взаимосвязь видов внеурочной деятельности, образовательных форм, а также уровней результатов и преимущественных форм достижения этих результатов представлена в приложении № 4.       Анализ  процессов интеграции основывается на механизмах мониторинга результатов   интеграции   внутри   учреждений  ОУ   и   УДОД  и     предполагает наличие   системы   диагностики   и   ее   эффективности.   Проведение   монито­ ринговых   процессов   основывается   на   компонентах   мониторинга, разработанных   и   согласованных   совместно   с   взаимодействующими учреждениями (Приложение № 5). Методическая   разработка   «Модель   организации   внеурочной   деятельности   в   условиях   реализации ФГОС   «Школа   –   социокультурный   центр»     опубликована   в   журнале   «Образование   в   Республике Коми» (2012г., № 4, с. 55­56), в сборнике  III  Всероссийской конференции «Наша будущая школа» Модернизация   образования   и   личность   современного   учителя»,   в   сборнике   материалов  II Международной научно­практической конференции (http://www.in­exp.ru/2012­01­19­15­09­46.html )                            ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности Направления • Спортивно­ оздоровительное Виды Формы • Игровая деятельность • Познавательная деятельность • Кружок  • Студия  • Духовно­нравственное  • Проблемно­ценностное общение • Секция • Социальное  • Досугово­развлекательная  • Клуб • Общеинтеллектуальное  • Общекультурное  деятельность (досуговое  общение) • Объединение • Факультатив • Художественное творчество • Социальное творчество  • Научное общество • Конференция  (социально преобразующая  добровольческая деятельность) • Слет • Игра  • Трудовая (производственная)  деятельность • Соревнование  • Турнир  • Спортивно­оздоровительная  деятельность • Встреча • Концерт  • Туристско­краеведческая  деятельность • Спектакль  • Практика (полевая,  социальная) • Экскурсия • Культпоход • Туристический поход • Субботник  • Десант  • другие формы    Литература 1. Григорьев   Д.В.   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения). 2. Охрименко   Е.А.   Внеурочная   деятельность   по   литературе   как   средство самореализации   учащихся.   //Инновационные   проекты   и   программы   в образовании. 2009. № 2. 3.   Панченко   Ю.В.,   Фалалаева   И.В.   Из   опыта   экспериментальной   работы школ   Курганской   области   по   организации   внеурочной   деятельности   в условиях   перехода   на   ФГОС   НОО.   //   Муниципальное   образование: инновации и эксперимент. – 2011. № 6. 4. Полянцева   Н.В.   Нетрадиционные   формы   работы   на   уроках   и   во внеурочное   время   как   средство   социализации   личности   выпускника.   // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009г. № 4. 5. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного  Образовательного Стандарта второго поколения: главная страница. //  Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 2. 6. Сидорова И.В., Ананьева А.В. Развитие мотивации учащихся к  самореализации на уроках и во внеурочной деятельности. //  Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. № 1.  7. Третьякова А.Н., Шишкина Н.М. Интерактивные формы обучения на  уроках литературы и во внеурочной деятельности. // Муниципальное  образование: инновации и эксперимент. – 2012. № 1.       Позиционная таблица предмета преобразования в образовательном процессе Субъекты команды ПРИЛОЖЕНИЕ  №2. Педагог  дополнительного образования Направления  деятельности.  Вариативность  ДО.  Сотрудничество  с УДОД, Активное  использование  современных  технологий  обучения,  направленных на  развитие  самостоятельной деятельности,  самоопределение ребенка Направление  преобразовани й Что  сохранить? Учитель  Современные  технологии  обучения. Что перенести  в измененном  виде? Оценивание  результатов  деятельности Формы и  методы  обучения   (должны  стать  проблемно  ориентирован ными,  личностно  ориентирован ными,  развивающим и, системно­ деятельностн ыми) От чего  отказаться? Системы  репродуктивн ого обучения Нацеленность на  личный  результат  деятельности  педагога Что привнести  нового? Методы  проектного,  проблемного,  научно­ поискового  обучения. Целеполагание –  формирование  УУД,  самоопределение на  самостоятельну ю деятельность. Методист  школы Психолог  школы Руководитель  Систему  методическо й работы  школы Оценивание  результатов  деятельност и. Формы  и  методы  обучения. Целеполаган ие  методическо й службы. Представлен ие  результатов  на  Интернет­ сайте ОУ  Изменение  общей  парадигмы  образования (формирова ние умения  учиться) Методическ ое  сопровожде ние  образовател ьного  процесса на  нач.ступени  образования Ведение  электронны х дневников, журналов.   Включение  ООП в  Диагностики  (по уровням:  адаптации,  учебной  мотивации,  тревожности,  социализации  ребенка,  социометрия) Образовательную систему ОУ. Уклад школьной  жизни  Управленческое  сопровождение  реализации  программ Углубленное  психолого­ педагогическое сопровождение Оценивание  результатов  деятельности Внутришкольный мониторинг,  контроль  Учебно­ методические и  кадровые  ресурсы  (повышение  квалификации по введению ФГОС  НОО). Оптимизация  образовательного процесса Диагностики  уровня  воспитанности Методов  администрирован ия Диагностику  уровня  личностного  роста Содержательное  единство,  приемтсвенность образовательных  программ ОУ и  УДОД.  Включение ООП Стиль  общения с  обучающимис я Ведение  электронных  дневников,  журналов Содержательное  единство,  приемтсвенность образовательных программ ДО и  УДОД Нацеленность на  общий результат: ребенка,  педагога, ОУ,  УДОД  сетевое  взаимодейст вие Методическ ое  сопровожде ние  процесса  формирован ия личности  ребенка  в сетевое  взаимодействие Формирование  многопредметно й  образовательной  среды кабинетов  начальной школы Создание  мобильной  Процессуальная таблица предмета преобразования в образовательном процессе при введении ФГОС НОО Предмет преобразования Что сохранить? Объект преобра зования Уроки 1.Содержание  образования (не  уменьшать кол­во  часов по темам) 2. Формы и методы  преподавания: ­проведение  нестандартных  уроков; ­парная, групповая  формы работы; ­уроки с ИКТ; ­индивидуальные  формы работы, ­личносно­ ориентированное  обучение   чего От отказаться 1.Системы  уроков  репродуктивного обучения. 2.Несовременны х средств  обучения. Что   перенести   в измененном виде  1.Оценивание  процесса  выполнения  (исследовательские навыки,    УУД, предметные  навыки).   2.Наблюдение  учителем, как с  позиций внешнего  наблюдателя, так и  с позиций  непосредственного  участника  деятельности. 3. Психолого­ педагогическое  сопровождение  обучающихся на  протяжении всего  периода обучения. 4.План­конспект  урока (где чётко  прописываются на  какие УУД  направлены  задания) 5. Стиль общения с  Что   привнести нового 1. Публичный  смотр знаний. 2.Портфолио  (подборка  детских работ,  которая  демонстрирует  нарастающие  успешность,  объем и глубину  знаний,  достижение  более высоких  уровней:   рассуждений,  творчества,  рефлексии). 3. Лист  достижений (для  оценивания  индивидуального прогресса в  обучении). 4.Активное  введение новых  технологий  преподавания: ­метод проекта;  ­проблемно­ обучающимися. Внеуроч ная деятел ьность 1.Сотрудничество с учреждениями  дополнительного   образования. 2. Направления  деятельности. Шаблонные  формы и методы работы с детьми, повторяющиеся  тематики  мероприятий 1. Работа по  направлениям  деятельности по  ФГОС НОО: ­ личностная  культура; ­ социальная  культура; ­ семейная  культура; ­  гражданско­ патриотическое; ­ экологическая  поисковый  метод; ­метод  исследования 5.Активное  использование  ИКТ и  предметно­ специфических   средств  обучения. 6. Формирование коммуникативны х учебных  действий не  только через  систему заданий  на уроках, но и  через  совместные  мероприятия с  родителями. 10.Введение  электронных  дневников,  журналов. 7.Карты  индивидуальной  образовательной  траектории  обучающихся 1­4 классов (по  введению ФГОС  НОО) 1.Активное  использование  новых  технологий  преподавания: ­через  личностно­ ориентированны й подход; ­создание  кружков на  основе  организации Управл ение образов ательн ым процесс ом 1.Систему  методической  работы школы. 2.Органы  школьного  самоуправления культура; ­ трудовое  воспитание; ­ интеллектуальное  развитие; ­ спортивно­ оздоровительное; ­ художественно­ эстетическое; ­ толератное    1.Корректировка  имеющихся  локальных актов. 1. Методов  администрирова ния 2. Оценивание  результатов  деятельности  педагогов,  обучающихся. 3. Разработка и  размещение на  школьном сайте  методических  материалов. 4.  Осуществлять  контроль способов  реализации и  условий  учебной  деятельности. 5. Оптимизация  образовательного  процесса. 6.Мониторинг,  контроль. деятельности по  интересам. 2. Формирование коммуникативны х учебных  действий не  только через  систему  внеурочной  деятельности, но и через  совместные  мероприятия с  родителями. 3. Построить  работу по  созданию  условий  личностного  роста ребенка 1.  Диагностические таблицы нового  вида (результаты мониторинговых  исследований) 2. Учет  индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое  портфолио, или  портфель  достижений) 3.Корректировка целеполагания. 4.Введение  электронных  журналов,  дневников. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Варианты организационной структуры внеурочной деятельности на I ступени общего образования №  п/п Вариант  модели Режим работы  школы  во вторую  половину дня Организационные формы по направлениям внеурочной  деятельности Духовно­ нравстве н­ное Социальное Общеинтел­ лектуальное Общекуль­ турное Спортив но­ оздоро­ вите­ льное 1 Внутришколь­ ный вариант 2 Вариант на  основе  социального  партнерства 1.1 Школа без  ГПД (классное  руководство) 1.2 Школа с  группой  (группами)  продленного  дня 1.3 Школа с  группами  дополнительног о образования  детей  (кружковая,  секционная  работа) 2.1 Школа с  группами  дополнительног о образования  детей от УДОД на базе школы 2.2 Школа с  группами  дополнительног о образования  детей на базе  УДОД 2.3 Школа с  группами  дополнительног о образования  детей с  участием  родителей 3 Смешанный  вариант 3.1 Школа  полного дня 3.2 Школа –  культурно­ образовательны й комплекс 3.3 Школа –  социокультурн ый комплекс  (центр) Взаимосвязь видов внеурочной деятельности, образовательных форм, уровней результатов и преимущественных форм достижения результата ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Вид внеурочной деятельности Образовательные формы 1. Игровая Ролевая игра Деловая игра Социально­ моделирующая  игра 2. Познавательная 3. Проблемно­ ценностное  общение 4. Досугово­ развлекательная  деятельность  (досуговое  общение) Викторины,  познавательные  игры,  познавательные  беседы. Дидактический  театр,  общественный  смотр знаний. Детские  исследовательские  проекты,  внешкольные акции познавательной  направленности  (олимпиады,  конференции  учащихся,  интеллектуальные  марафоны) Этическая беседа,  дебаты,  тематический  диспут, проблемно­ ценностная  дискуссия Культпоходы в  театры, музеи,  концертные залы,  выставки. Концерты,  инсценировки,  праздники на  уровне класса и  школы. Школьные  благотворительные концерты,  Уровень результатов внеурочной  деятельности 1. Приобретение  школьником   социальных знаний 2. Формирование  ценностного  отношения к  социальной  реальности 3. Получение опыта  самостоятельного  социального действия 1. Приобретение  школьником   социальных знаний 2. Формирование  ценностного  отношения к  социальной  реальности 3. Получение опыта  самостоятельного  социального действия 1. Приобретение  школьником   социальных знаний 2. Формирование  ценностного  отношения к  социальной  реальности 3. Получение опыта  самостоятельного  социального действия 1. Приобретение  школьником   социальных знаний Преимущественные  формы  достижения результата Ролевая игра Деловая игра Социально­ моделирующая игра Викторины,  познавательные игры,  познавательные  беседы. Дидактический театр,  общественный смотр  знаний. Детские  исследовательские  проекты, внешкольные  акции познавательной  направленности  (олимпиады,  конференции  учащихся,  интеллектуальные  марафоны) Этическая беседа Дебаты, тематический  диспут Проблемно­ценностная дискуссия с участием  внешних экспертов Культпоходы в театры, музеи, концертные  залы, выставки. 2. Формирование  ценностного  отношения к  социальной  реальности 3. Получение опыта  самостоятельного  социального действия Концерты,  инсценировки,  праздники на уровне  класса и школы. Школьные  благотворительные  концерты, выставки, Мониторинг внеурочной деятельности ПРИЛОЖЕНИЕ  № 5. Цель данной диагностики – выяснение, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят обучающийся. Предметы диагностики: ­ личность самого воспитанника, изменения, происходящие в личности школьника; ­ детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика, уровень развития детского коллектива, характер взаимоотношений членов коллектива; ­   профессиональная   позиция   педагога   как   условие   развития   личности   ученика,   характер педагогической позиции, сформированность профессиональных ценностей.  Объекты контроля и анализа: ­ познавательная активность, интерес к учению, школе; ­   сформированность   нравственных   и   эстетических   чувств,   эмоционально­ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру; ­ применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях; ­ участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера; ­   выполнение   обучающимися   различных   социальных   ролей,   в   том   числе   связанных   со школьной системой взаимоотношений.                                                                                                                                Карта индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ейся) ________________________________________________________________ (ФИО на ступени начального общего образования (201___ – 201___ годы) № п/п Образовательная деятельность обучающегося) Количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Обязательные учебные предметы 1.  1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.  2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.  3.1 3.2 3.3 4.  4.1 4.2 4.3 Внеурочная деятельность (школа) Внеурочная деятельность  (вне школы) Иная деятельность   Дата составления: «__ _» ___________ 20__ г. Согласовано: Обучающийся ________________________ Родители        (законные представители)     _______________________   _______________________       Классный руководитель      _______________________ Дата внесения изменений «__ _» ___________ 20__ г. Согласовано: Обучающийся ________________________ Родители        (законные представители)     _______________________   _______________________       Классный руководитель      _______________________ Дата закрытия: «__ _» ___________ 20__ г. Согласовано: Обучающийся ________________________ Родители        (законные представители)     _______________________   _______________________       Классный руководитель      _______________________   Приложение к карте индивидуальной образовательной траектории обучающегося на ступени начального общего образования Образовательная деятельность Дни недели понедельник вторник среда четверг пятница суббота Обязательные учебные предметы Внеурочная деятельность (школа) Внеурочная деятельность  (вне школы) Иная деятельность   № п/п 1.  1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.1 0 2.  2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.  3.1 3.2 3.3 4.  4.1 4.2 4.3 Дата составления: «____» __________________20____г. Согласовано: Заместитель директора по УР __________ ________________ Заместитель директора по ВР __________ ________________ Результаты освоения программ Предметные результаты 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Личностные результаты   и   метапредметные № п/п 1. 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 2. 2.1 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6.  Дата заполнения:           «___» _________ 20___г. Классный руководитель: _____________________ Зам.   директора   по   УР: _____________________ Дата заполнения:           «___» _________ 20___г. Дата заполнения:           «___» _________ 20___г. Дата заполнения:           «___» _________ 20___г. _____________________ _____________________ _____________________ _____________________  ____________________  ____________________ ПРИЛОЖЕНИЕ № 6. Республиканский учебно­методический семинар  «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений по организации дополнительного образования и воспитательной работы в условиях моногорода» 18 – 19 мая 2012 года  на базе МБОУ «СОШ № 10» г. Инты прошел Республиканский учебно­методический   семинар   «Сетевое   взаимодействие   образовательных   учреждений   по организации дополнительного образования и воспитательной работы в условиях моногорода». В семинаре приняли участие директора ведущих образовательных учреждений г. Сыктывкара, г.   Ухты,   г.   Воркуты,   а   также   директора,   заместители   директоров,   учителя,   вожатые, руководители школьных ДОО образовательных учреждений города Инты. Всего в семинаре приняло участие 67 человек.         Два дня насыщенной программы семинара не оставили равнодушными никого!  Мастер­ классы,   научно­практическая   конференция   «Шаг   вперед!»,   клубная   деятельность   школы, итоговая   конференция   ДОО   «ШАГ»,   праздник   «Бал   цветов»   ДОО   «Солнечный   город», концертная   программа   «Все,   что   в   сердце   своем   бережем»,   мероприятия   по     сетевому взаимодействию:   занятия   в   МБОУ   ДОД   «Станция   юных   натуралистов»,   показательные выступления членов ВПСК «Турист» совместно в городским военно­патриотическим клубом «Полярная   сова»   МБОУ   ДОД   «Дворец   творчества   детей   и   молодежи»   и   другие,   были отмечены   участниками   семинара   как   наиболее   интересные,   яркие   и   запоминающиеся мероприятия.  Радушная   встреча   гостей,   продуманность   и   насыщенность   семинара,   высокий   профессионализм  педагогов нашей школы, одаренность и открытость обучающихся десятой поразила   всех   участников   семинара.     И   как   сказала   председатель   Ассоциации образовательных   учреждений   и   педагогов   Республики   Коми   Штин   А.В.:   «Десятая   –   в десяточку!».         Со словами благодарности, признательности за представленный опыт работы школы по организации внеурочной деятельности покидали гости нашу уютную десятую.        Программа семинара 18 мая 2012 года Время и место  проведения 11.00. – 11.30.  МБОУ«СОШ №10»  кабинет № 2 11.30. – 13.00. МБОУ«СОШ №10» актовый зал 13.30. – 15.00.  МБОУ«СОШ №10»,  Краеведческий музей 15.30. – 15.40. МБОУ«СОШ №10»  кабинет № 2 Мероприятие Приглашаются Приветствие участников семинара.  Вступительное  слово директора школы Поляковой Т.Г. Директора ОУ, заместители  директора  Научно­практическая конференция «Шаг вперед!» Ответственный: Корягина С.В., заместитель  директора по учебной работе Экскурсия по городу Директора ОУ, руководители   научно­исследовательской и  проектной деятельностей.             По 5 обучающихся от ОУ. Директора ОУ Организация внеурочной деятельности при  переходе на ФГОС НОО.    Ответственный: Корягина С.В., руководитель  республиканской ОМП Директора ОУ, заместители  директора, учителя начальных  классов, руководители ДОО,  вожатые. 15.40. – 16.50. МБОУ«СОШ №10» МБОУ ДОД «СЮН»  МБДОУ «Родничок» 17.00. – 17.15.              МБОУ«СОШ №10» кабинет № 2 17.15. – 18.00. МБОУ«СОШ №10»  кабинет № 2 18.30. – 19.20. МБОУ «СОШ № 9» 19.20. – 21.00. МБОУ ДОД «Дворец  спорта «Западный» Время и место  проведения 10.15. – 11.00. МБОУ «СОШ № 10»  кабинет № 2 11.00. – 12.00. МБОУ «СОШ № 10»  актовый зал 12.30. – 13.00. МБОУ «СОШ № 10» 13.00. – 13.30.  МБОУ «СОШ № 10»  фойе школы 13.40. – 14.40. МБОУ «СОШ № 10» 15.00. – 15.30.  МБОУ «СОШ № 10»  МБОУ ДОД «Дворец  творчества детей и  молодежи» 15.30. – 16.30. МБОУ «СОШ № 10»  актовый зал Программа «Учимся, познаем себя, творим…».    Сетевое взаимодействие школы с учреждениями   образования. Ответственные: Юкса О.А., Живых М.Б., МБОУ  «СОШ № 10», Вахрушева И. В., директор МБОУ  ДОД «СЮН», Матвиенко Г.А., заведующий  МБДОУ «Родничок» Клубная деятельность как одна из форм  организации внеурочной деятельности.   Ответственный: Юкса О.А., заместитель директора по воспитательной  работе Представление опыта работы молодежного  клуба  «Собеседник».  Ответственный: Злобина Л.В.,  руководитель клуба «Собеседник» Программа КСП «Суббота» Ответственный: Пакшина Н.П.,    директор МБОУ «СОШ № 9» Программа «Здоровому все здорово!»   Сетевое  взаимодействие школы с физкультурно­ спортивными учреждениями. Ответственный: Артеева И.В.,  директор МБОУДОД «Дворец спорта «Западный»  19 мая 2012 года Директора ОУ, заместители  директора,  вожатые,  руководители клубов  Директора ОУ, заместители  директора  Директора ОУ Мероприятие Приглашаются Мастер­класс «Солнечный город – город мастеров и  талантов».           Ответственные: Живых М.Б., Егорова О.А., кураторы  ДОО «Солнечный город»   Директора ОУ,  руководители ДОО,  вожатые, учителя  начальных классов Праздничное мероприятие «Бал цветов».  Итоги  деятельности ДОО «Солнечный город» в 2011­2012 учебном  году.  Ответственные: Живых М.Б., ЕгороваО.А., кураторы  ДОО  «Солнечный город»       Библиотечный урок «День пионерии»  Ответственные: Мамонова Н.И., заведующий школьной  библиотекой,  Велент О.А., старший вожатый       Мастер­классы школьных ДОО по организации внеурочной  деятельности Ответственный: Юкса О.А., заместитель директора по  воспитательной  работе Итоговая конференция ДОО «ШАГ»  Ответственный: Велент О.А., старший вожатый «Я – патриот! Я – гражданин!»  Сетевое взаимодействие  военно­патриотического клуба «Полярная сова» и  ВПСК  «Турист», клуба «Малышок». Ответственные: Стенькин С.Н., руководитель ВСПК  «Турист», Жомерчук К.А., директор  МБОУ ДОД «Дворец творчества  детей и молодежи» Концерт ЦРЛ «Гармония»  «Все, что в сердце своем бережем» Ответственный: Юкса О.А., заместитель директора по  воспитательной  работе Директора ОУ,  руководители ДОО,  вожатые.                         По 5 обучающихся от  ОУ Директора ОУ,  заместители директора 16.30. – 18.00. Подведение итогов семинара Научно­практическая конференция «Шаг вперед», представление проекта обучающимися начальных классов Презентация модели «Школа – социокультурный центр»                                                                               на семинаре педагогической общественности Мероприятия в рамках сетевого взаимодействия ОУ и УДОД (с детским садиком «Родничок», с МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов») Мастер­класс для участников семинара и представление опыта работы школы по организации внеурочной деятельности в начальной школе

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр

Школа - социокультурный центр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018