Школа вежливости

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. отрабатывать навыки написания сжатого изложения; 2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; 3. воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами. Класс: 6 Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости» Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Рыбченковой Л.М. Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич .) Цели: 1. отрабатывать навыки написания сжатого изложения. 2. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся. 3. воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Иконка файла материала знанио.docx
Урок русского языка с использованием РК с  Предмет: русский язык  Класс: 6 Тема: Сжатое изложение по книге « Школа вежливости» Место  урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному               плану в 6 классе. (Учебник  под редакцией Рыбченковой Л.М.                           Русский  язык.  6  класс.   Авторы:   Л.М.   Рыбченкова,   О.М.   Александрова,   О.В.  Загоровская, А.Г.Нарушевич .) Цели:   1. 2. 3. отрабатывать навыки написания сжатого изложения. содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся. воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами. Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран,  разработанная презентация. 1. Организационный момент. 2. Целеполагание Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения. Слайд 1 3. Лингвистическая разминка ­ Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). Слайд 2   ­ Какое может быть изложение? (подробное – содержание передается полностью и подробно; сжатое – содержание передается сжато, кратко, обобщенно). Слайд 3  ­ Что должно быть отражено в сжатом изложении?  Слайд 4    основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем.     ­ Что особенно важно при написании сжатого изложения? отобрать основное содержание текста; исключить второстепенное, выделить главное; найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;   соблюдать связность текста; заменить большие по объему предложения синонимичными. 14. Первичное прослушивание текста. 5. Словарная работа  Вежливость ­ ­ моральное качество , характеризующее поведение человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость ­ элементарное   требование   культуры   поведения;   она   включает:   внимательность,   внешнее   проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому» кто в этом нуждается, деликатность, такт. Рыцарь    кто   в   средние   века   в   Западной   Европе   принадлежал   к   военно­ сословию. землевладельческому 2)перен.Самоотверженный,благородный,великодушный человек. 3) перен. Тот, кто безраздельно отдает себя какому­л. делу, какой­л. идее. 1)Тот,     6. Работа с текстом. Беседа по вопросам. ­ какова тема текста?  ­ основная мысль?  ­ озаглавьте текст.  ­определим количество микротем (абзацев) в тексте.  ­ выделите в каждой микротеме основные факты и действия. 7. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.                                            8.Текст для работы.     Говорят, что давным­давно рыцари были самыми вежливыми людьми на свете.       Они  учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца,  поклонялись им и время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.      Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет.     Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о  том, как себя вести в её обществе?    Для этого надо лишь немного смелости. Мальчикам этой смелости часто не хватает.  Просто удивительно, до чего они боятся, как бы о них не подумали, будто они  ненастоящие мужчины. Им кажется, что двинуть приятеля кулаком — это и есть  проявление истинно мужских черт характера.      Вот стоит такой мальчик, устремив взор ввысь, как будто он среди бела дня ищет на небе Большую Медведицу, только бы избежать тяжкой повинности: поздороваться с проходящей мимо знакомой его родителей.     Бедные мальчишки! Что за наказание для вас — тихо прикрыть дверь; какое мучение —  пробормотать поздравление сестре в день рождения или подойти к соседке, которая несёт  тяжёлую сумку, и предложить ей свою помощь!      Засмеют, если будешь слишком вежлив! А мальчишки боятся этого как огня!        Между тем настоящая вежливость — не парадный костюм, а повседневная одежда, которая во все  дни недели и во все времена года должна быть одинаково опрятной и красивой.                                                                                         (По книге «Школа вежливости») 9. Работа над 1­ой микротемой: 2­ 1­ое предложение:      Говорят, что давным­давно рыцари были самыми вежливыми людьми( на свете) . Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да. на свете.)  ­ 2­ое предложение:    Они учились владеть оружием, сражались с врагами, защищали честь дам своего сердца, поклонялись им и  время от времени привозили с войны сундуки, набитые шелками.      Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Они учились  владеть оружием, сражались (с врагами), защищали честь дам (своего сердца), поклонялись им, и время от  времени привозили с войны сундуки, набитые шелками).  ­ 3­е и 4­ое  предложения:  Рыцарские доспехи сейчас нелегко раздобыть, сундуков с шелками тоже нет. Но разве это плохо, если юноша и в наши дни с уважением относится к женщине, знает о том, как себя вести в её обществе?  Почему нельзя соединить или удалить слова из этих двух предложений? (В них главная мысль) 10. Творческое задание   Мы   с   вами   сжали   первые   абзацы,   первую   микротему   текста,   далее   вы   самостоятельно поработаете     с   остальным   текстом,   используя  простые   синтаксические       конструкции; слияние   нескольких   предложений,   исключение   фрагмента   предложения,   исключение несущественной информации. 11. Подведение итогов работы .   ­ чтение полученных текстов;  ­ какие приемы сжатия текста вы использовали? (использование простых синтаксических     конструкций;  слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации. 3