Школьная библиотека – информационный и воспитательный
ресурс качественного образования
(выступление на МО школьных библиотекарей
гор. Джанкой Республика Крым)
Подготовила педагог-библиотекарь
МОУ лицея «МОК № 2 им. М.К. Байды»
Митяй Наталья Ивановна
Джанкой
2023
Школьная библиотека – современный информационный центр.
Школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения, и развивается оно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании».
Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи, программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.
В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно-информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр, способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса.
В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:
ü адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;
ü осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;
ü проведение информационного смыслового анализа текста;
ü использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
ü умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
ü составление планов, тезисов, конспектов;
ü умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;
ü отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;
ü умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.
Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.
На основе Федерального закона «Об образовании» политика государства в области образования основывается на следующих принципах, без которых деятельность библиотеки образовательного учреждения просто невозможна:
-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-единство Федерального культурного и образовательного пространства;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по-иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.
Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами.
Большое значение в воспитательной работе в школе имеет школьная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную деятельность и активность учащихся, интерес к чтению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге. Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать: интерес к чтению, интерес к словарям и энциклопедиям, интерес к исследовательской деятельности, интерес к собственным умениям по восприятию информации. Как педагог-библиотекарь провожу в классах беседы, викторины, конкурсы, библиотечные занятия, устные журналы, библиотечные классные часы.
Одним из важнейших направлений в своей работе педагога-библиотекаря считаю проведение громких чтений. Именное громкие чтения в начальной школе помогают ребятам не только улучшать технику, осмысление чтения, но и развивают у них коммуникабельность, умение сделать выводы, работы в команде. Особенно интересно проходят чтения, когда на урок приходят приглашенные гости (мамы, папы, братья и сестры).
Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний.
Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.
Школьная библиотека должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных, к информационным ресурсам Интернета. Так у нас заключен договор с НЭБ о безвозмездном пользовании электронными копиями книг, учебной и периодической литературы.
Хотелось бы обратить внимание на проблемы, с которыми мы сталкиваемся в работе: необходимость в обновлении фонда классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемых в реализации основных образовательных программах; недостаточное выделение средств на комплектование библиотечных фондов; недостаточность информационных ресурсов. Комплектование фонда библиотеки справочной, энциклопедической, словарной литературой остается пока недостаточным. Поэтому, как выход из положения – в фонде нашей библиотеки аккумулируются разного вида творческие работы педагога-библиотекаря, разработки педагогов школы, а также широко используются ресурсы Интернета.
Как центр поддержки учебно-образовательного процесса по информационно-библиографическому сопровождению педагогов библиотека собирает тематические папки.
В школьную жизнь прочно входят проектно-исследовательские методики. Проектированием занимаются дети на уроках, и во внеурочное время. Как педагог-библиотекарь и как преподаватель проектно-исследовательской деятельности оказываю помощь ученикам в выборе тем, в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта. Итогом одного из библиотечных проектов на втором этаже появилось дерево книгообмена. Проект по буккроссингу превратился в дерево с книжными полками, где можно взять, почитать, вернуть назад или принести взамен свою книгу на дерево.
Современная школьная библиотека – это «кровеносная» система образовательного учреждения. Без развития современной школьной библиотеки, невозможно представить цивилизационное развитие страны, создание общего культурного пространства. Школьная библиотека является самой массовой библиотечной сетью в стране. Она насчитывает 63 тысячи школьных библиотек, которые признаны обеспечить поддержку начальной и средней ступеней обучения.
Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания, обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.