Школьная библиотека – информационный и воспитательный ресурс качественного образования
Оценка 4.8

Школьная библиотека – информационный и воспитательный ресурс качественного образования

Оценка 4.8
docx
18.04.2024
Школьная библиотека – информационный и воспитательный  ресурс качественного образования
Школьная библиотека информционный и образовательный ресурс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьная библиотека – информационный и воспитательный

 ресурс качественного образования

(выступление на МО школьных библиотекарей

гор. Джанкой Республика Крым)

 

 

Подготовила педагог-библиотекарь

МОУ лицея «МОК № 2 им. М.К. Байды»

Митяй Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Джанкой

2023

Школьная библиотека – современный информационный центр.

Школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения, и развивается оно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании».

Школьная библиотека является информационным центром. Она помогает учителям, предоставляя в их распоряжение материалы для подготовки уроков (информацию, книги, статьи, программные средства); она помогает ученикам, предоставляя им материалы для знаний. Все свои ресурсы современная школьная библиотека предоставляет пользователям в целях поддержки учебной деятельности и расширения ее возможностей.

В федеральном законе об образовании сказано, что основная задача образования – создание условий для развития гармоничной, социально активной, профессионально компетентной личности. Образованность, умение ориентироваться в огромном информационном потоке становятся для человека значимыми ценностями на протяжении всей его жизни. Достижение качества образования во многом зависит от уровня библиотечно-информационного обслуживания в библиотеке образовательного учреждения. В связи с этим особое значение приобретает деятельность современной школьной библиотеки как института содействия образованию. Поэтому современную школьную библиотеку надо рассматривать не только как структурное подразделение образовательного учреждения, организующее обслуживание учащихся, педагогов, но и как компонент педагогической системы, как библиотечно-информационный центр, способствующий повышению знаний учащихся образовательного процесса.

В стандарте основного общего образования декларируется тезис об общих учебных информационных умениях, навыках и способах деятельности, которые должны быть сформированы у выпускника школы являются следующими:

ü адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного адаптация;

ü осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров;

ü проведение информационного смыслового анализа текста;

ü использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);

ü умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

ü составление планов, тезисов, конспектов;

ü умение самостоятельно работать с документом, формулировать выводы;

ü отражение в устной или письменной формах результатов своей деятельности;

ü умение перефразировать мысль и др. Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности.

Следовательно, из выше сказанного, современная школьная библиотека способна решать сложные педагогические, и очень важные, задачи. Деятельность школьной библиотеки в повышении образовательного уровня учащихся школы, создает благодатную среду для формирования новой информационной культуры личности.

На основе Федерального закона «Об образовании» политика государства в области образования основывается на следующих принципах, без которых деятельность библиотеки образовательного учреждения просто невозможна:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство Федерального культурного и образовательного пространства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает, т.е. библиотечными формами и методами осуществляет педагогическую деятельность. Изменения, происходящие в современном общем образовании, заставили и библиотечных работников, и педагогов по-иному взглянуть на деятельность школьной библиотеки. Вместе с тем, школьная библиотека имеет значительный педагогический потенциал: персонал, умеющий работать с учащимися, фонды ориентированные на учебные потребности, справочно-библиографический аппарат, способствующий самообразованию, помещения и оборудование, предназначенные для индивидуальной и групповой самообразовательной работы, возможность постоянного партнерства учителей и библиотекарей в целях совершенствования обучения – и способна вести достаточно эффективную педагогическую деятельность.

Библиотека – это сердце обучающегося процесса, в школе она несет педагогические функции. Педагогическая деятельность – это практическая деятельность по обучению (передача знаний), воспитанию (формирование качеств и убеждений) и образованию (накоплению и преобразованию в органическое единство знаний и навыков и умений и нравственных качеств личности). Роль школьной библиотеки может быть значительной в реализации таких прямых функций образования, как формирование речевой деятельности учащихся (слушание, говорение, чтение, помощь учащимся в освоении возрастного пространства и переходе от одного возрастного пространства к другому, наконец, в формировании гражданской грамотности, понимаемой как совокупность способностей и включающей грамотность речи, письма, способность критически мыслить, обдуманно действовать в условиях плюрализма и др. Являясь важной частью пространства образования, школьные библиотеки осуществляют все это библиотечными формами и методами.

Большое значение в воспитательной работе в школе имеет школьная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную деятельность и активность учащихся, интерес к чтению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, любовь к книге. Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать: интерес к чтению, интерес к словарям и энциклопедиям, интерес к исследовательской деятельности, интерес к собственным умениям по восприятию информации. Как педагог-библиотекарь провожу в классах беседы, викторины, конкурсы, библиотечные занятия, устные журналы, библиотечные классные часы.

Одним из важнейших направлений в своей работе педагога-библиотекаря считаю проведение громких чтений. Именное громкие чтения в начальной школе помогают ребятам не только улучшать технику, осмысление чтения, но и развивают у них коммуникабельность, умение сделать выводы, работы в команде. Особенно интересно проходят чтения, когда на урок приходят приглашенные гости (мамы, папы, братья и сестры).

Школьная библиотека для большинства российских детей является первой библиотекой в их жизни, именно школьные библиотеки создают читателей для всех остальных типов библиотек. Школьные библиотеки являются необходимым ресурсом образования, поэтому библиотекарь – педагог. Только школьный библиотекарь способен приобщить учеников к информационной культуре, указать ему путь в информационное общество и общество знаний.

Школьная библиотека – это учебный центр образовательного учреждения, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященные знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, не проходят без участия в них школьной библиотеки. Это и выставки, и обзоры литературы, и занимательные литературные игры. Школьная библиотека выполняет одну из главных своих задач – учить читать, воспитывать творческого читателя, привлекать к чтению подрастающее поколение.

Школьная библиотека должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных, к информационным ресурсам Интернета. Так у нас заключен договор с НЭБ о безвозмездном пользовании электронными копиями книг, учебной и периодической литературы.

Хотелось бы обратить внимание на проблемы, с которыми мы сталкиваемся в работе: необходимость в обновлении фонда классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемых в реализации основных образовательных программах; недостаточное выделение средств на комплектование библиотечных фондов; недостаточность информационных ресурсов. Комплектование фонда библиотеки справочной, энциклопедической, словарной литературой остается пока недостаточным. Поэтому, как выход из положения – в фонде нашей библиотеки аккумулируются разного вида творческие работы педагога-библиотекаря, разработки педагогов школы, а также широко используются ресурсы Интернета.

Как центр поддержки учебно-образовательного процесса по информационно-библиографическому сопровождению педагогов библиотека собирает тематические папки.

В школьную жизнь прочно входят проектно-исследовательские методики. Проектированием занимаются дети на уроках, и во внеурочное время. Как педагог-библиотекарь и как преподаватель проектно-исследовательской деятельности оказываю помощь ученикам в выборе тем, в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала, в правильном оформлении проекта. Итогом одного из библиотечных проектов на втором этаже появилось дерево книгообмена. Проект по буккроссингу превратился в дерево с книжными полками, где можно взять, почитать, вернуть назад или принести взамен свою книгу на дерево.

Современная школьная библиотека – это «кровеносная» система образовательного учреждения. Без развития современной школьной библиотеки, невозможно представить цивилизационное развитие страны, создание общего культурного пространства. Школьная библиотека является самой массовой библиотечной сетью в стране. Она насчитывает 63 тысячи школьных библиотек, которые признаны обеспечить поддержку начальной и средней ступеней обучения.

Основываясь на принципы государственной политики в области образования, важнейшей задачей школы является создание условий для полноценного развития личности ребенка и его самореализации. Строя свою работу на принципах гуманности демократичности и научности, школа стремится создать систему воспитания, обладающую гуманистического типа с сетью кружков и секций, позволяющих школьнику найти себе занятие по душе. Центром школы в вопросах воспитания подрастающего человека является библиотека, которая аккумулирует в себе возможность приобщения к ценностям и традициям своего народа, воспитывает чувство прекрасного формирует средствами литературы представления об общечеловеческих ценностях.


 

Школьная библиотека – информационный и воспитательный ресурс качественного образования (выступление на

Школьная библиотека – информационный и воспитательный ресурс качественного образования (выступление на

Школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения, и развивается оно в соответствии с

Школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения, и развивается оно в соответствии с

Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности

Таким образом, сегодняшний выпускник общеобразовательной школы должен обладать тем уровнем грамотности, без чего невозможно становление информационной культуры личности

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он…

Школьная библиотека – это особая педагогическая среда, и библиотекарь в своей профессиональной деятельности выступает как источник информации, организатор индивидуальной и коллективной деятельности, при этом он…

Большое значение в воспитательной работе в школе имеет школьная библиотека

Большое значение в воспитательной работе в школе имеет школьная библиотека

Школьная библиотека должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных,…

Школьная библиотека должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных,…

Проект по буккроссингу превратился в дерево с книжными полками, где можно взять, почитать, вернуть назад или принести взамен свою книгу на дерево

Проект по буккроссингу превратился в дерево с книжными полками, где можно взять, почитать, вернуть назад или принести взамен свою книгу на дерево
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2024