Школьные конфликты
Оценка 4.9

Школьные конфликты

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
5 кл—7 кл
14.04.2024
Школьные конфликты
Методический материал
Школьные конфликты.docx

МБОУ«Шевелёвская средняя общеобразовательная школа»

Крапивинский район, Кемеровская область-Кузбасс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьные конфликты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Атманова Л.Л.,

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

д.Шевели

 2024


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Понятие конфликта и его социальная роль……………………..4

         1.1. Что такое конфликт…………………………………………………..4

Глава 2.  Исследование причин школьных конфликтов………..………..7

2.1. Самооценка рационального поведения в конфликте………………8

         2.2. Выявление причин конфликтов……………………………………..10

         2.3. Методы разрешения конфликтных ситуаций…………………........12

Заключение……………………………………………………………...............15

Используемая литература……………………………………………………..16

Приложение .………………………………………………………....................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день проблема школьных конфликтов подростков привлекает внимание многих  людей: классных руководителей, учителей-предметников, психологов, администрацию школы, родителей, заинтересовались этой проблемой и мы.

       Для нашей школы актуальность  этой проблемы связана с тем, что начиная с пятого класса более половины числа всех обучающихся, поступают на обучение из девяти сельских поселений. Проблемы адаптации, преобладание мальчиков в количественном составе классов, возрастные и личностные особенности (выработка своих «образцов взрослого поведения», утверждение своего «места» среди одноклассников) часто приводят к возникновению конфликтов подростков младшего школьного возраста. 

Именно в этих  двух классах мы чаще всего наблюдали конфликты, сопровождающиеся оскорблениями друг друга, сплетнями, завистью в связи с борьбой за лидерство или из-за отсутствия взаимопонимания. Чаще всего в моменты непосредственного конфликта они не контролируют в должной мере свое поведение, не осознают конечных результатов тех или иных своих поступков и действий, не владеют культурой поведения в конфликте.

Актуальность создавшейся ситуации  послужила выбору темы работы.

Основополагающий вопрос:

Способствует ли конфликт развитию малой группы?

Проблемные вопросы:

1. Что такое конфликт? Каковы предпосылки конфликта?

2. Как подростки с различными характерами ведут себя во время конфликта?

         Целью работы является  анализ причин возникновения конфликтов в

5-6 классах и возможные пути их разрешения.

Объектом нашего исследования стали  обучающиеся пятого и шестого класса, младшего подросткового возраста.

Предметом исследования - межличностные отношения в коллективе подростков.

         Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: на основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность конфликта; изучить причины возникновения конфликта;  определить преобладание форм и степень участия младших подростков школьников в конфликтах.

          В нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза:  в  пятом и шестом классах существуют конфликты, которые в большей степени проявляются как психологические и физические, возможно связанные с адаптацией в школе и преобладанием в количественном составе  мальчиков.

 


В работе использованы следующие методы исследования:

изучение литературы и поиск информации в сети Интернет; наблюдение и анализ отношений между школьниками с целью определения   причин возникающих конфликтных ситуаций; тестирование, опрос; анализ и обработка полученных результатов.

Работа проводилась в течение третьей четверти 2014 – 2015 учебного года.

         Теоретическая часть работы раскрывает понятие конфликта и его социальную роль,  причины  возникновения и способы разрешения различных конфликтных ситуаций.      

 


 

Глава 1. Понятие конфликта и его социальная роль

1.1.Что такое конфликт…

 «Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»,- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому.

Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечённых в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большем числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Конфликт позволяет предотвратить разрушение продуктивных сил общества, обесценивание мотивационных стимулов продуктивного труда, стимулирует поиск решения проблем.Конфликт малой интенсивности, разрешённый мирно, может предотвратить конфликт более серьёзный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, надо направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

Выделяют несколько стадий протекания конфликта:

1.                     Стадия потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей и норм – положение дел накануне конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта, возможно, имеется сильная напряженность в отношениях, но она пока не выливается в открытое столкновение. Такое положение дел может сохраняться довольно долго.

Эта стадия может быть обозначена как скрытый конфликт.

2.                     Стадия перехода потенциального конфликта в реальный, или стадия осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтов. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться.

3.                     Стадия конфликтных действий. Эскалация может быть непрерывной: с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, а периоды активной конфронтации сменяются временным улучшением отношений.

4.                     Стадия снятия, или разрешения, конфликта. Часто завершения конфликта удается только посредством специальных усилий, направленных на его разрешения. Одной из форм завершения конфликта является приглашение посредника, призванного провести переговоры  конфликтующих сторон.

В ходе конфликта его участники испытывают изменение тембра голоса и повышение  темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных  реакций характерно большое количество раздражения, гнева, обиды, страха, чувство вины, раскаяние, удовлетворение.

В конфликте есть:

ü     конфликтные стороны;

ü     зона разногласий;

ü     представление сторон о ситуации;

ü     мотивы конфликтующих сторон;

ü     конфликтные действия.

Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

ü     конкуренция;

ü     сотрудничество;

ü     компромисс;

ü     уклонение;

ü     приспособление.

В разных ситуациях в поведении могут сочетаться различные стили.

1.                     Стиль конкуренции (доминирование, соперничество, борьба, напористость) может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

2.                     Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.

3.                     Стиль компромисса, суть которого в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

4.                     Стиль уклонения (уход, избегание, игнорирование) реализуется обычно, когда проблема для вас не столь важна, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем и не хотите тратить время и силы на её решение. Также в тех ситуациях, когда одна из сторон обладает большей властью, либо понимает, что не права, или считает, что нет серьёзных оснований для продолжения контактов.

5.                     Стиль приспособления (уступчивость) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать свои собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной атмосферы. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела важен для другой стороны и не очень существенен для вас, и тогда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стили и стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Стратегии избегания и приспособления  хотя и имеют разное психологическое содержание, направлены на уход от конфликтного взаимодействия. Стратегия соперничества и сотрудничества рассматриваются в основном раздельно, но в рамках реального взаимодействия они могут переходить друг в друга. Так, первоначальные попытки договориться, не увенчавшиеся успехом, могут смениться борьбой сторон; напротив неудачные попытки «силового» решения вынуждают участников ситуации к переговорным вариантам разрешения конфликта. Важно эффективно использовать каждую из стратегии  и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всего не совпадают. Участники конфликта реагируют по-разному и чаще всего не знают, как видит данную ситуацию оппонент.

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование причин школьных конфликтов

Для подтверждения гипотезы, что в 5-6 классах существуют конфликты, мы обратились к классным руководителям этих классов. Итак, наша гипотеза подтвердилась – конфликты в 5-6классах существуют. В чем же тогда их причины, что побуждает школьников быть вовлеченными в такие ситуации? Чтобы ответить на все волнующие нас вопросы мы решили провести исследование.

Практическая часть работы содержит результаты тестирования самооценки навыков рационального поведения в конфликте, и опроса причин конфликтов.

В исследовании принимали участие 42 обучающихся. Пятый класс

24 человека, из них 17 мальчиков (71%); шестой класс 18 человек, из них 10 мальчиков (56%).


 

2.1.   Самооценка рационального  поведения в конфликте

Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 – для вас не характерно такое поведение.

№ п/п

                     Позиция

  Оценка

  1

Критически оцениваю партнера

  1 2 3 4 5

  2

Приписываю ему плохие намерения

  1 2 3 4 5

  3

Демонстрирую знаки превосходства

  1 2 3 4 5

  4

Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру

  1 2 3 4 5

  5

Игнорирую интересы соперника

  1 2 3 4 5

  6

Вижу все только со своей позиции

  1 2 3 4 5

  7

Уменьшаю заслуги партнера

  1 2 3 4 5

  8

Задеваю «больные точки» и уязвимые места

партнера

  1 2 3 4 5

  9

Предъявляю партнеру множество претензий

  1 2 3 4 5

 10

Преувеличиваю свои заслуги

  1 2 3 4 5

 11

Раздражаюсь, перехожу на крик

  1 2 3 4 5

 

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя 3 по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

Подведение результатов.

         На диаграмме самооценки рационального поведения в конфликте в пятом  классе самый высокий показатель критической оценки партнёра-50%.Во время конфликта стараются проявить знаки превосходства – 33% детей. Игнорируют интересы соперника, обвиняют, приписывают ответственность только партнёру и даже переходят на личные оскорбления, крик-28%. Преувеличивают свои заслуги, видят всё со своей позиции-19%. Уменьшают заслуги партнёра, приписывают плохие намерения, задевают «больные точки» партнёра -14%.

В шестом классе всего два показателя имеют максимальное значение  15%- это игнорирование интересов соперника и раздражение, переход на крик во время конфликта. Небольшие значения, всего 7% приходятся на  демонстрацию знаков превосходства, уменьшение заслуг партнёра, и видение всего только со своей стороны. Остальные параметры  отсутствуют.

После проведения теста нами было выявлено, что большинство опрошенных учеников не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции. Многие школьники во время конфликта стараются проявить знаки превосходства, игнорируют интересы соперника и даже переходят на личные оскорбления, крик. (Приложение 1)

Показатели шестого класса отличаются от показателей пятого в лучшую сторону.

Классным руководителям пятого и шестого классов, совместно со школьным психологом,  необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться их тренировками.

 


 

2.2. Выявление причин конфликтов

 

Инструкция. Ответьте на вопросы анкеты и дайте свои варианты ответов.

1. Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе?

2. Где чаще всего происходят драки?

3. Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в  конфликты?

4. С кем чаще всего  конфликтуют?

5. Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?

6. Как можно разрешить возникающие конфликты? Мирным путем или силой?

Подведение результатов. В результате проведения анкетирования нами было выяснено, что большинство опрошенных учеников отметили основной причиной конфликтов оскорбление, защиту друга, различные мнения, взгляды, характеры. У современных школьников конфликты чаще всего происходят со сверстниками. На вопрос:  Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе? - положительный ответ дают до 30% учащихся. В шестом классе каждый третий, а в пятом каждый пятый ответил, что был участником школьных драк.

На диаграмме, отражающей ответы на вопрос «Где чаще всего происходят драки?», в пятом классе более 60% учеников ответили на улице, а в шестом  - более 80%. Уменьшение числа драк в школе почти на половину в шестом классе, происходит за счёт увеличения их числа  за  территорией школы.

Главными причинами конфликтов в классе пятиклассники  считают оскорбления-42% и защиту друга-21%; а в шестом классе защиту друга- 54% и оскорбления-36%. Борьба за лидерство, различие мнений, самооборона  являются актуальными только у пятиклассников.

В шестом классе оскорблений меньше, а вот случаев защиты друга больше почти в два раза. В младшем подростковом возрасте начинают формироваться два вида отношений: в начале этого периода - товарищеские, в конце – дружеские. Данные диаграммы шестого класса подтверждают это.

 Результаты ответов на вопрос о том, кто с кем чаще всего конфликтует, в обоих  классах  совпали. Все подростки считают, что больше всего конфликтуют мальчики-84%, иногда девочки с мальчиками-15%, а девочки между собой очень редко-1%.

Более 80% опрошенных подростков считают, что возникающие конфликты можно решить мирным путём.  (Приложение 2).

Но почему конфликты решаются грубо и примитивно – на кулаках? Это решение как единственно верное подросткам без устали подсказывает телевизор. Там герой, к тому же положительный, отвечает на оскорбление не иначе как убийством врага. Мы подсчитывали количество сцен агрессии в эфире телеканалов. Так вот: к вечеру их становится в два раза больше, чем утром. Причем в книге невозможно описать сцену драки так смачно и с деталями, как это показано на экране. Вспомните, культура веками табуировала насилие, а телевидение все эти запреты сняло и задало обществу те самые агрессивные формы поведения.

Материалы опроса и анализ зарегистрированных нами в школе конфликтов показывают, что в жизни подростков стали обычным явлением физические и словесные оскорбления друг друга, употребление нецензурных слов (даже представительницами «прекрасного пола»), издевательство над человеком, (зависть к успехам товарища, его материальному благосостоянию), эгоизм и т.д.

Желание защитить личное достоинство, борьба за лидерство, самоутверждение в классе, привлечение внимания к себе при помощи силы, а то и чувство мести часто толкают на конфликты со сверстниками. Такие подростки не считают нужным уступать и прощать друг другу промахи, так как не имеют верного представления о добре и справедливости, мужестве и самолюбии.

 


 

2.3. Методы разрешения конфликтных ситуаций

 

Конфликт  -  всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а  в  особенности  для подросткового поколения, так как им приходится сталкиваться с  конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по  возможности следует избегать. Хотя в  наше  время  теоретики  и практики все чаще склоняются к той точке  зрения,  что  некоторые конфликты  при   самых   лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только  управлять ситуацией. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе  столь велика, что во  второй  половине  ХХ  века  выделилась  специальная  область знания – конфликтология. Большой вклад  в  ее  развитие  внесли  социология, философия, политология и, конечно, психология.
Любой конфликт может быть как позитивным, так и негативным. Это зависит от способа его разрешения и от хода развития конфликта. Если участники конфликта способны спокойно выдвигать аргументы и объективно рассматривать интересы свои и оппонента, то вряд ли такой конфликт окажет негативное воздействие на конфликтующие стороны, обязательно будет найдено конструктивное решение конфликта. Такая позиция, позиция сотрудничества, способствует улучшению взаимоотношений участников конфликта. Этот способ разрешения развития конфликта носит название конструктивного (продуктивного) конфликта. Включение же в конфликт отрицательных эмоций (раздражение, гнев, обида, злость и пр.) влечет за собой оскорбления личности противника. 
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или  частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация)  причин,  породивших  конфликт,  или  на  коррекцию  поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами
Одним из таких методов является метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать все, что у него наболело, и тем самым понижают спровоцированное конфликтом эмоционально – психологическое напряжение. После этого человек в большей степени предрасположен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конфликтной ситуации.
Также часто на практике применяется метод «положительного отношения к личности». Конфликтующий, прав он или виноват – всегда страдалец. Надо высказать ему свои сочувствия и дать положительную характеристику его личным качествам, типа: «Вы человек умный и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.
Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих». Этот способ способствует выведению конфликтующих за рамки субъективного восприятия конфликта и помогает  увидеть ситуацию в целом, со всеми возможными последствиями. 
Одним из более эффективных методов урегулирования конфликтной ситуации является прием «принудительного слушания оппонента». Участникам конфликта ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с определенной точностью произнести последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в действительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становятся очевидной и накал напряженности в их отношении спадает.
Последним способом является метод «обмена позициями». Конфликтующим предлагают высказать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволяет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента. 
В умении применять все эти навыки на практике, понять,  осознать  и  оценить  нашу  собственную  культуру,  культуру  одноклассников,  учителей,  родителей и   взрослых, нам, безусловно, может помочь школа. Проблемы, возникающие в ее пределах, не должны сломить ребенка, а сделать его сильнее. Так как всегда из любой создавшейся конфликтной ситуации можно сделать вывод и выявить свои ошибки, которые нужно будет исключить в последующих возможных ситуациях. Учителя, школьные психологи  во многих образовательных учреждениях нашей страны проводят  тренинги, которые помогают ребенку почувствовать себя увереннее и сильнее. Также многие из них помогают исключить возможность возникновения конфликтов, так как предупредить его гораздо легче, чем конструктивно разрешить.

Мною при содействии моего руководителя были составлены три основных направления по предупреждению конфликтных ситуаций в школе.

Первым из них является проведение психологического тренинга под названием «Терпимость».Его можно проводить и с учителями и с родителями и с учащимися. Он помогает созданию объективных условий, препятствующих развитию предконфликтных ситуаций. Тренинг включает в себя игры, направленные на сближение с одноклассниками, помогающие стать доброжелательнее, заботливее и внимательнее по отношению к окружающим тебя людям.

Вторым этапом будет устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

Третьим, но самым важным этапом является проведение серии тренингов, направленных на блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Такие как: «тренинг общения», «все цвета, кроме черного», «я глазами других», «я и мы», «чужой среди своих» и т.д.

Эти мероприятия также научат учеников развивать ряд качеств, которые ему будут необходимы на всех этапах его жизни.

Прежде всего, ученик должен научиться уметь быть доброжелательным и стараться делать общение со своими сверстниками открытым. Дипломатично говорить о том, что он думает или чувствует. Это те качества, которые всегда помогут стать более коммуникабельным и социальным, что поможет ему легко адаптироваться в незнакомой среде.

Умение слушать также является очень важным моментом для каждого человека. Для этого нужно придерживаться следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относиться к говорящим уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Надо  уметь конкретно и ясно высказывать свою точку зрения,  но при этом быть тактичным и не обидеть своего оппонента, демонстрируя ему свою заинтересованность по обсуждаемым вопросам с учетом его позиции. Так как это может привести к более серьезным последствиям. А если учитывать,  что подросток находится в зоне риска в этом возрасте  и плохо управляет своими эмоциями и действиями, то словесная перепалка нередко приводит к драке.

Одним из самых сложных, но самых интересных является такое качество человека, как конфронтация, это противостояние мнению другого человека с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью испугать, или покарать, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений. Не все умеют быть «гибкими» в конфликтной ситуации. Не каждый ребенок способен применять разнообразные стратегии при решении проблемы, в нем присутствует доля юношеского максимализма, он идет лишь по одному «прямому» плану, не видя других выходов из ситуации и не умея уступать противнику, даже если очевидно, что это пойдет ему  на пользу.

Надо учиться проявлять инициативность в ходе диспута,  если соперник не идет на примирение. Инициативность - лучший помощник в установлении контакта, разрешении спора, она определяет, кто является хозяином положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог по данному исследованию, отметим следующее: в школе, как и в любом другом социальном институте,  возникают конфликтные ситуации. Больше всего конфликтов возникает в подростковом возрасте.

         Особенностью конфликтов подростков 11-12 лет  является их непродолжительность по времени. Объясняются они возрастными особенностями и индивидуальными способами реагирования в конфликте. Совпадают с периодом адаптации в новой школе и связаны с численным преобладанием мальчиков в этих классах.

Межличностный конфликт у младших подростков можно рассматривать как ситуацию интенсивного личностного развития, связанного с переходом от детства к взрослости, реализации потребности в общении в группе сверстников.

Выявив психологическую значимость межличностных конфликтов в младшем подростковом возрасте, в практической части работы мы  исследовали причины межличностных конфликтов младших подростков.

В результате нашего исследования мы пришли к выводам, что основными причинами конфликтов  учеников пятых и шестых классов в нашей школе являются: оскорбление и желание немедленно защитить личное достоинство; защита друга, которого оскорбили; борьба за лидерство; различные мнения, взгляды,  характеры; самооборона.

Подростки 11-12 лет часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.

 

Рекомендации:

 

Нами  при содействии руководителя были составлены три основных направления по предупреждению конфликтных ситуаций в школе.

Первым из них является проведение тренинга общения под названием «Терпимость». Его можно провести и с учителями, и с родителями, и с учащимися. Он поможет создать условия, препятствующие развитию предконфликтных ситуаций.

Вторым этапом будет устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.

Третьим, но самым важным этапом является проведение серии тренингов, направленных на блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Такие как:  «все цвета, кроме черного», «я глазами других», «я и мы», «чужой среди своих».

С результатами данной исследовательской работы были ознакомлены классные руководители пятого и шестого классов. Совместно с педагогами и родителями были проанализированы причины возникновения конфликтов детей младшего подросткового возраста в каждом классе и даны следующие рекомендации:не подавлять конфликты между подростками 11-12 лет, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия в конфликте.

Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

 

 

 


 

Используемая литература

1.                     Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. 

2.                     Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М., 1989.

3.                     Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996.

4.                     Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

5.                     Баныкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? //Воспитание школьников. 1997. № 2.

6.                     Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Самооценка рационального  поведения в конфликте

5 класс

Самооценка рационального  поведения в конфликте

6 класс

Приложение 2

Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках

в период обучения в школе?

 

6 класс

 

 

 

 

 


5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где чаще всего происходят драки?

 

6 класс

 

 

 

 

 

5 класс

 

 

 

 

Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в  конфликты?

 

5 класс

 

 

 

 

 

6 класс

 

 

 

 


 

С кем чаще всего конфликтуют?

 

6 класс

 

 

 

5 класс

 

 

 


 

 

Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты?

 

 

6 класс

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Как можно разрешить возникающие конфликты?

Мирным путем или силой?

 

6 класс

 

 

 

 

 

5 класс

 

 

 

 


 

МБОУ«Шевелёвская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ«Шевелёвская средняя общеобразовательная школа»

Оглавление Введение …………………………………………………………………………2

Оглавление Введение …………………………………………………………………………2

Введение На сегодняшний день проблема школьных конфликтов подростков привлекает внимание многих людей: классных руководителей, учителей-предметников, психологов, администрацию школы, родителей, заинтересовались этой проблемой и мы

Введение На сегодняшний день проблема школьных конфликтов подростков привлекает внимание многих людей: классных руководителей, учителей-предметников, психологов, администрацию школы, родителей, заинтересовались этой проблемой и мы

В работе использованы следующие методы исследования : изучение литературы и поиск информации в сети

В работе использованы следующие методы исследования : изучение литературы и поиск информации в сети

Глава 1. Понятие конфликта и его социальная роль 1

Глава 1. Понятие конфликта и его социальная роль 1

Такое положение дел может сохраняться довольно долго

Такое положение дел может сохраняться довольно долго

Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны

Стиль сотрудничества (кооперация, интеграция) можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны

Глава 2. Исследование причин школьных конфликтов

Глава 2. Исследование причин школьных конфликтов

Самооценка рационального поведения в конфликте

Самооценка рационального поведения в конфликте

После проведения теста нами было выявлено, что большинство опрошенных учеников не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции

После проведения теста нами было выявлено, что большинство опрошенных учеников не обладают достаточными навыками рационального поведения в конфликте и не умеют правильно контролировать эмоции

Выявление причин конфликтов

Выявление причин конфликтов

Причем в книге невозможно описать сцену драки так смачно и с деталями, как это показано на экране

Причем в книге невозможно описать сцену драки так смачно и с деталями, как это показано на экране

Методы разрешения конфликтных ситуаций

Методы разрешения конфликтных ситуаций

Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих»

Для разрешения конфликтной ситуации может помочь метод - «расширение духовного горизонта спорящих»

Третьим, но самым важным этапом является проведение серии тренингов, направленных на блокирование личностных причин возникновения конфликтов

Третьим, но самым важным этапом является проведение серии тренингов, направленных на блокирование личностных причин возникновения конфликтов

Заключение. Подводя итог по данному исследованию, отметим следующее: в школе, как и в любом другом социальном институте, возникают конфликтные ситуации

Заключение. Подводя итог по данному исследованию, отметим следующее: в школе, как и в любом другом социальном институте, возникают конфликтные ситуации

С результатами данной исследовательской работы были ознакомлены классные руководители пятого и шестого классов

С результатами данной исследовательской работы были ознакомлены классные руководители пятого и шестого классов

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.

Приложение 1 Самооценка рационального поведения в конфликте 5 класс

Приложение 1 Самооценка рационального поведения в конфликте 5 класс

Приложение 2 Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе? 6 класс 5 класс

Приложение 2 Принимали ли вы когда-нибудь участие в драках в период обучения в школе? 6 класс 5 класс

Где чаще всего происходят драки? 6 класс 5 класс

Где чаще всего происходят драки? 6 класс 5 класс

Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в конфликты? 5 класс 6 класс

Почему, по вашему мнению, учащиеся вступают в конфликты? 5 класс 6 класс

С кем чаще всего конфликтуют? 6 класс 5 класс

С кем чаще всего конфликтуют? 6 класс 5 класс

Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты? 6 класс 5 класс

Укажите пол, наиболее чаще вступающих в конфликты? 6 класс 5 класс

Как можно разрешить возникающие конфликты?

Как можно разрешить возникающие конфликты?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2024