Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования
Оценка 4.9

Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования

Оценка 4.9
docx
06.02.2022
Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования
Школьный театр.docx

Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования

                                                             

                                           Шибитова Нина Сергеевна

руководитель творческого объединения «Школьный театр»

                           МБОУ СОШ № 4 р.п. Чишмы 

 

 

Театр  —  моя любовь с детских лет. Во времена моего детства и отрочества на телеэкране часто можно было увидеть постановки различных спектаклей. Мне очень нравилось смотреть балет. Я даже мечтала стать балериной или актрисой. Конечно, моя детская мечта осталась мечтой, но, все же, я себя реализовала в качестве руководителя «Школьного театра». «Школьный театр» — творческое объединение в рамках дополнительного образования школьников. Как доказывает большое количество имеющегося в педагогике опыта художественный досуг — неисчерпаемый источник ощущения полноты жизни. А если художественные действия производятся коллективно, облечены в форму игры и сопровождаются захватывающей предварительной подготовкой, можно быть уверенным —  участников итогового события ожидает высокая самоотдача и эмоциональное удовлетворение.

Что такое школьный театр? Двадцать  лет назад, немного спонтанно родилась идея организовать свой «Школьный театр», который объединил  ребят, желающих попробовать свои силы на сцене, любящих театр.

Театр ― волшебное слово. В нем каждый вечер совершается волшебство. Зал медленно погружается в полумрак, замирает, открывается сцена, и вот зритель вместе с героями спектакля идет по лабиринтам их судеб, вместе с ними радуется и грустит, вместе побеждает и терпит поражение. И, поскольку мне самой интересно все, что связано с театром, то при  организации работы творческого объединения «Школьный театр», я планировала не только проводить репетиции; работать над текстом; над искусством звучащего слова, которое несет в себе эмоциональный заряд каждого персонажа; готовить реквизит и костюмы; но и знакомить ребят с азбукой театра, его многовековой историей.

Особая причина создания  «Школьного театра» состоит в том, что любое искусство  и театр тоже  не открывает зрителю своей красоты, своих глубин, своих увлекательных тайн, если человек не готов к знакомству с ними. Человек, мало знакомый с законами искусства, приходя в театр, не приобретает, а теряет, т.к. главное ― мысль, идея создателей спектакля от него ускользает.

Каждый год мой «Школьный театр» ставит спектакль. Это огромный труд, который по большей части  не виден, т.к. видна лишь его вершина ― сам спектакль. Постановка спектакля требует усилий каждого участника творческого объединения. Не раз складывались ситуации, когда у участника объединения не было роли в спектакле, но он приходил на репетиции, помогал устанавливать декорации, производить смену декораций, готовить костюмы, маски, реквизит, помогал поменять костюм во время спектакля; или брал на себя другую вспомогательную работу: освещение, музыкальное сопровождение, занавес и т.д. На занятиях кружка всегда присутствует доброжелательное, дружеское общение, просьба сделать так, а не иначе, т.к. от этого зависит весь спектакль. Психологически свободная деятельность воспринимается как удовольствие

Ежегодно я вожу ребят в театр, так как мне хочется, чтобы они сумели сделать первые шаги в пленительный мир сценического искусства, сумели понять его язык. Как знать, возможно, кому-то захочется остаться в нем надолго, на всю жизнь.

А пока они учат роли, вникают в каждый звук, произнесенного их персонажем слова. Результат был бы невозможен без взаимовыручки, поддержки, сопереживания, дружеских отношений, совместного творчества и общения. Для современных детей это очень важно, так как живого человеческого общения им не хватает. Они окружены телевизорами, компьютерами, телефонами, родители заняты на работе. Дети часто предоставлены сами себе. В моем кружке многие восполняют этот дефицит общения.

У нас накоплен достаточно богатый запас декораций и костюмов. Конечно, я сама выполняю порой несколько функций: завлит, режиссер, костюмер, декоратор. Иногда приходится  петь,  сочинять слова и мелодии,  быть хореографом. Музыкальное оформление спектакля важно, так как оно создает определенный настрой,  готовит зрителя к  появлению персонажа на сцене, передавая его характер.

Порой приходится потратить много времени, обдумать несколько вариантов, чтобы решить техническую проблему какого-либо незначительного на первый взгляд эпизода. Например, в  спектакле «Русалка», по одноименному произведению А.С. Пушкина. Первый эпизод — это свадьба князя, который, оставив возлюбленную из другого сословия (дочь мельника), женится на княжне. Здесь пришлось решить сразу три задачи:

• мелодии для трех музыкальных моментов,

• динамика в момент пения,

• подготовка сцены для следующего действия.

Продолжительность эпизода 3 минуты.

Второй эпизод длится менее минуты — это появление маленьких русалочек. Эпизодическая роль, вроде бы не имеет большого значения для всего спектакля. Но сухо вывести русалочек на сцену, чтобы они произнесли свой текст  ― не интересно! Поэтому я решила: нужна музыка. И вот русалочки появляются на сцене, музыка, свет, незамысловатые движения, костюмы и... это уже не шестиклассницы, это русалочки!

Во все времена драматурги привлекали внимание к самым важным, актуальным проблемам своего века. В сущности, они вели речь о нравственности людей, о духовных ценностях ― в этом великая воспитательная сила театра. Таким образом, театр становится школой жизни, школой прекрасного и доброго в человеке, «школой величия души», как прекрасно сказал Вольтер.

Театр не может жить и развиваться без актеров.

Искусство актера ― это искусство создания на сцене образа человека, положительного или отрицательного действующего лица пьесы. Артист превращается в своего героя, «перевоплощается» ― так говорят в театре. Искусство перевоплощения дело очень сложное, но оно необходимо. На наших занятиях мы тоже пытаемся перевоплотиться в того героя, роль которого играем в спектакле. В своей работе актер пользуется инструментами: телом,  голосом, жестом, мимикой. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность.

Верным средством актерской профессии навсегда останется слово. Артист должен уметь говорить правильно, грамотно, хорошо, громко. Сценическая речь  особое искусство.

(Парфенова Алена читает монолог Катерины из пьесы Н.Островского «Гроза»)

 

В своем творческом объединении я не стремлюсь вырастить великих актеров, а лишь пытаюсь помочь ребятам удовлетворить свое любопытство и попробовать на сцене свои силы.

Ради чего существует театр? Ради того чтобы зритель, покидая зрительный зал, становился честнее, благороднее, умнее, добрее. Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей. Но еще сильнее влияние театра на того, кому в раннем возрасте представилась возможность познать театр изнутри. Кем бы он потом не стал, театр останется для него моделью трудной, но увлекательной деятельности тесно спаянных друг с другом людей, моделью жизни. Ребята узнают, что такое репетиция  в истинном, профессиональном значении этого слова и что есть для артиста сцена! Театр ― это не только блеск рампы и аплодисменты; но постоянное самосовершенствование и жертвы. Но, несмотря на это, нельзя лишать театр ореола необъяснимой красоты. Пройдя первые уроки любви к театру, ребята смогут определить: насколько серьезен их интерес к этому искусству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото сцены из спектакля  «По щучьему велению»


 

Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования

Школьный театр как особое направление в формировании эстетической культуры и социализации школьников в системе дополнительного образования

На занятиях кружка всегда присутствует доброжелательное, дружеское общение, просьба сделать так, а не иначе, т

На занятиях кружка всегда присутствует доброжелательное, дружеское общение, просьба сделать так, а не иначе, т

Таким образом, театр становится школой жизни, школой прекрасного и доброго в человеке, «школой величия души», как прекрасно сказал

Таким образом, театр становится школой жизни, школой прекрасного и доброго в человеке, «школой величия души», как прекрасно сказал

Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей

Воспитанный театром человек вырастает душевно более тонким, чутким к искусству, природе, переживаниям других людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022