Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи
Оценка 5

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
31.03.2019
Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи
Ключи к заданиям школьного этапа ВОШ по русскому языку (5-9 классы) Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.
ВОШ ШЭ РЯ 2018-19 ключи (1).docx
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 5 класс Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1.   Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2­ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова  свекла.  Какое слово у вас получилось? Подберите к нему три однокоренных слова. Модель ответа и критерии Река.   Речка,   речной,   речушка  (возможны   другие   варианты)  отгаданное слово, по 1 баллу за каждое однокоренное слово к слову река.   Всего 4 балла.     ­   1   балл   за Задание 2.    Выбери   существительные,   которые   в   родительном   падеже   множественного числа имеют окончание –ов. Заяц, арбуз, слово, какао, чулки, мандарин. Модель ответа и критерии Мандаринов, арбузов ­ за каждый правильный ответ по 1 баллу. .  Всего 2 балла. Задание 3.    Найдите слова, в которых нет приставок.  Ра…дать,   …дать,   и…бежать,   говориться, …делать. Модель ответа и критерии Здание, низкий ­  1 балл за каждый правильный ответ.  Всего 2 балла.   …дание,   ра…толкать,   ни…кий,   … Задание 4. Расставьте ударение в словах. Щавель,   договор,   положить,   жалюзи,   звонит,   километр,   дремота, включишь, красивее, оптовый. Модель ответа и критерии ЩавЕль,   договОр,   положИть,   жалюзИ,   звонИт,   киломЕтр,   дремОта, включИшь, красИвее, оптОвый ­ 1 балл за каждый правильный ответ.   Всего 10 баллов. Задание 5.  Замените каждый фразеологизм одним глаголом. Модель ответа и критерии 1) Молоть языком ­ болтать.     2) Стереть с лица земли ­ уничтожить.     3) Набрать в рот воды ­ молчать.     4) Ставить палки в колеса ­ мешать.     5) Завязать на память узелок ­ запомнить.     6) Лить слезы ­ плакать.     7) Класть зубы на полку ­ голодать.     8) Падать духом ­ унывать. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 8 баллов. Задание 6.  Допишите пословицы и поговорки. Модель ответа и критерии 1. Семь раз отмерь, один отрежь. 2. Кто рано встает, тому бог подает. 3. Волков бояться – в лес не ходить. 4. Где тонко ­ там и рвется. 5. В гостях хорошо, а дома лучше. 6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 7. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.   1 балл за каждый правильный ответ. Всего 7 баллов. Задание 7. Составьте 6 словосочетаний, в которых слова золотой, ледяной, море будут употреблены и в прямом,  и переносном значении. Модель ответа и критерии Возможные   варианты:  золотое   кольцо,   золотые   слова,   ледяная   корка, ледяной взгляд, холодное море, море цветов. 1 балл за каждое правильно составленное словосочетание.  Всего 6 баллов. Задание 8. В отрывке из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина подчеркните все имена существительные как члены предложения.      Дом царевна обошла,      Все порядком убрала,      Засветила богу свечку,      Затопила жарко печку,      На полати забралась      И тихонько улеглась. Модель ответа и критерии Дом  ­   дополнение,  царевна  ­   подлежащее,  Богу  ­   дополнение,  свечку ­дополнение, печку ­ дополнение, на полати –обстоятельство. 0,5 балла за каждый верный ответ.  Всего 3 балла. Задание 9. Определите   начальную   форму   и   лексическое   значение   выделенного   слова слова:  Ем, а дела не вем. Модель ответа и критерии  Вем – ведать, в значении «не делаю»  Всего 2 балла. Задание 10. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? Модель ответа и критерии Виктория, София, Валерия, Николай, Анатолий, Всеволод. 1 балл за каждый правильный ответ. Всего 6 баллов. Максимальный балл за все выполненные задания – 50. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 6 класс Задания, ответы и критерии оценивания Задание № 1 (7 баллов) Известно, что в русском языке реализация фонемы  отличается большой вариативностью и зависит от её фонетической позиции.  может быть реализована звуками [j] , [й] (и неслоговое) и даже нулем звука [ø ]. Найдите её возможные реализации и опишите эти позиции, основываясь на следующих транскрипциях: в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ]; золотой – [зълатóй], мой – [мой]; майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ]; знает – [знáьт], лает – [лаьт]. Ответ занесите в таблицу (в таблице можно использовать данные примеры): Позиция Примеры Реализация j ø (нуль) й (и неслоговое) Реализация j ø (нуль) й (и неслоговое) Модель ответа и критерии Позиция Перед ударным гласным, на месте букв е, ё, ю, я (1 балл). Между двумя гласными (1 балл). Все   остальные   позиции, в   том   числе   перед согласными,   на   конце слова (2 балла). Примеры в яме – [вjáм’ь],  ёлка – [jолкъ] знает – [знáьт],  лает – [лаьт] Золотой – [зълатóй], мой – [мой],  майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ] За правильное указание примеров (можно 1 пример) – по 1 баллу. Всего 7 баллов. Задание № 2 (3 балла) Прочитайте текст. Определите значение выделенных слов.       Суровый был в науке славы       Ей дан учитель: не один       Урок нежданный и кровавый       Задал ей шведский паладин.       Но в искушеньях долгой кары,       Перетерпев судеб удары,       Окрепла Русь. Так тяжкий млат,       Дробя стекло, куёт булат.                                              (Полтава. А.С. Пушкин) Модель ответа и критерии Паладин – храбрый рыцарь, здесь перен.: шведский воин, из войска Карла, либо сам Карл – король шведский (2 балла: определение значения и указание на переносное значение). Млат   –   молот   (славянизм   с   неполногласием)   (1   балл,   по   0,5   балла   за определение и указание на неполногласие). Всего 3 балла. Задание № 3 (4 балла) Многие имена у разных народов восходят к общему имени­предку. Обычно этодревнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. По­армянски Оганес, а по­русски … По­испански Хакобо, а по­русски … По­французски Жорж, а по­русски … По­английски Юджин, а по­русски … Модель ответа и критерии По­армянски Оганес, а по­русски Иван. По­испански Хакобо, а по­русски Яков, Яша. По­французски Жорж, а по­русски Георгий, Юрий, Егор. По­английски Юджин, а по­русски Евгений. За каждое верно указанное имя – 1 балл. Всего 4 балла. Задание № 4 (8 баллов) Предположим, что слово пустослов – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы   именительного   падежа   единственного   числа   от   этого существительного? Приведите аналогичные примеры из русского языка. Пример выполнения задания: от слова здоров первая возможная форма – здор (1 балл),  по  аналогии  с  двор  (дворов  –  двор)  (1  балл). Вторая   возможная форма – здоро среднего рода (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл), по аналогии с  дело – делов  (1 балл). Третья возможная форма – здорова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл). Модель ответа и критерии От слова пустослов первая возможная форма – пустосол (1 балл), по аналогии с  посол (послов – посол)  (1 балл). Вторая возможная форма –  пустосёл  (1 балл), по аналогии с осёл (ослов – осёл) (1 балл). Третья возможная форма – пустосло  по   аналогии   с   сусло   (1   балл),   но   родительный   падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл). Четвёртая возможная форма – пустослова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл). Всего 8 баллов. Задание № 5 (7 баллов) Вставьте, где это необходимо, пропущенные в словах буквы. ко..ридор                                        а..люминий дра..матический                             ка..рикатура криста..льный                                 а..патия о..купация Модель ответа и критерии коридор                                        алюминий драматический                             карикатура кристальный                                 апатия оккупация За каждый правильный ответ по 1 баллу. Всего 7 баллов.  Задание № 6 (10 баллов) Даны следующие предложения. 1. Учёные исследуют вулканы на Камчатке. 2. Подарки от моей подруги из Пскова я не получал. Найдите   в   каждом   из   этих   предложений   слова   (словоформы),   к   которым можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения они могут являться. Примечание.   Не   забудьте   указать   слово,   от   которого   Вы   задаёте   вопрос, чтобы определить член предложения. Модель ответа и критерии В предложении 1 это слово с предлогом (словоформа) на Камчатке (1 балл). К на Камчатке можно задать вопрос какие? от слова вулканы (1 балл). В этом случае на Камчатке – определение (1 балл). К на Камчатке можно задать вопрос где? от слова исследуют (1 балл). В этом случае на Камчатке – обстоятельство (1 балл). В предложении 2 это слово с предлогом (словоформа) из Пскова (1 балл). К из Пскова  можно задать вопрос  какой?  от слова  подруги  (1 балл). В этом случае из Пскова – определение (1 балл). К из Пскова можно задать вопрос откуда?  От   слова  (не)   получал  (1   балл).   В   этом   случае  из   Пскова  – обстоятельство (1 балл). Всего 10 баллов. Задание № 7 (6 баллов) Дана таблица со словами русского, польского, македонского и словенского языков, восходящими к одному и тому же общеславянскому корню. русский закуток зуб муж д ? б дар стар брат путник польский kąt ząb m ? ż dąb dar stary brat pątnik македонский кат заб маж даб дар стар бр ? т патник словенский kot z ? b mož dob dar star brat potnik Вставьте нужные буквы в слова с пропущенной гласной. Обоснуйте ответ. Модель ответа и критерии Русский язык: дуб (1 балл). Польский язык: mąż (1 балл). Македонский язык: брат (1 балл). Словенский язык: zob (1 балл). В таблице может быть двоякое соотношение   гласных   букв   корня:   1)   во   всех   языках   а   (отсюда   брат   в македонском)   (1   балл);   2)   русская   у   –   польская   ą   –   македонская   a   – словенская o (отсюда дуб, mąż, zob) (1 балл). Всего 6 баллов.  Задание № 8 (5 баллов) Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока «Осенняя воля»:      Выхожу я в путь, открытый взорам,      Ветер гнёт упругие кусты,      Битый камень лёг по косогорам,      Жёлтой глины скудные пласты. В   этом   стихотворении   есть   слово,   употреблённое   с   точки   зрения современного русского языка необычно: в современном русском языке это значение вида глагола стало устаревшим. Найдите это слово и прокомментируйте особенности его употребления. Модель ответа и критерии Это слово лёг (3 балла). Здесь оно употреблено в значении несовершенного вида  лежит  (1 балл), тогда как в современном русском языке  лёг  может иметь значение только совершенного вида (1 балл). Всего 5 баллов. Задание № 9 (3 балла) Что обозначают подчёркнутые слова?       Говорит тысячами, а тьма в глазах.       Говорит «тьма», а думает о легионе. Модель ответа и критерии Тьма – 10 000 (2 балла, по 1 баллу за каждое слово). Легион – 100 000 – 1 балл. Всего 3 балла. ѣѧ не ж не  д т никоторого ж м са… А  д т все р кою правою, а Задание № 10 (5 баллов) Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина». Инд ѣ л вою не примет с  ни за что, а ножа не дрьжат, а лжицы не знают. 1.   Что   такое   лжица?   Какие   хотя   бы   два   однокоренных   ему   слова   в современном языке Вы можете привести? 2. Употребляется ли слово лжица в современном языке? Если да, что оно значит? ѣ ѧ ѧ ѧ ѣ ѧ ѫ Модель ответа и критерии 1. Лжица – это то же, что современное ложка (1 балл). Однокоренные слова: ложечка, полагать, возложить (в качестве ответа принимаются любые два слова с корнем ­лаг­/­лож­) (по 1 баллу за каждый пример). 2. В современном языке слово лжица употребляется в значении «прибор для причащения в православной церкви» (2 балла). Всего 5 баллов. Максимальный балл за все выполненные задания – 58. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 7 класс Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1. (4 балла) Определите, сколько звуков [с] в предложении: Без соли, без хлеба худая беседа. Модель ответа и критерии Бе[С] [С]оли, бе[С] хлеба худая бе[С]еда. Всего 4 балла. Задание 2 (3 балла) Что означают слова изморозь и изморось? Почему они пишутся по­разному, хотя звучат совершенно одинаково? Какой принцип орфографии действует в данном случае? Модель ответа и критерии Слово изморозь означает ‘иней, тонкий слой снега или льда на предметах’, а изморось   —   ‘очень   мелкий   дождик,   водяная   пыль   в   воздухе’.   (1   балл) Пишутся эти существительные по­разному, потому что образованы от разных слов: первое — от мороз, а второе — от мо/рось, моросить. Соответственно, у них разный фонемный состав: корень первого слова оканчивается на <з’>, а второго — на <с’> (это легко проверить, поставив данные слова, скажем, в родительном падеже: изморози и измороси). (1 балл) Значит, разное написание слов изморозь  и изморось обязано   собой   фонематическому   принципу орфографии   (по­другому   его   еще   называют   морфологическим:   имеется   в виду, что фонемный состав морфемы должен всегда передаваться на письме одинаково,   как бы   морфема   ни   звучала   в   устной   речи).   В   школе   о   таких написаниях говорят — «проверяемые». (1 балл) Всего 3 балла. Задание 3 (8 баллов) Выпишите слова, в которых есть звук [й`]. Укажите способ обозначения этого звука на письме. Гайка, здание, парашют, ясень, люстра, юность, чёрточка, ещё, эвкалипт, соловьи. Модель ответа и критерии Гайка ­ [й`] обозначен буквой Й (и краткое). Здание ­ [й`] обозначен буквой Е. Ясень ­ [й`] обозначен буквой Я. Юность ­ [й`] обозначен буквой Ю. Ещё ­ [й`] обозначен буквой Ё. Соловьи ­ [й] обозначен буквой И. 6   баллов   за   правильное   определение   способа   обозначения   звука   [й].   Если участник не выписал слова, в которых нет звука [й], ему добавляется 2 балла. За ошибочно выписанное слово снимается 1 балл. Всего 8 баллов. Задание 4  (5 баллов) Вам   даны   предложения   из   повести   “Тарас   Бульба”   Н.В.Гоголя.   В   них повторяется слово “добрый”. Определите его значение в контексте. А) «Смотрите, добрые люди, одурел старый. Совсем спятил с ума!» – говорила бедная, худощавая и добрая мать их. Б) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело   делают   и   что   нет   лучшей   науки   для   молодого   человека,   чем Запорожская сечь. В) Ваша нежба ­ чистое поле да добрый конь. Г) А на Остапа наскочило уже вдруг шестеро, но не в добрый час, видно, наскочило. Модель ответа и критерии А)   добрые   (люди)   –   достойные   уважения,   добрая   (мать)   –   исполненная доброты Б) добрый (казак) – достойный Г) добрый (конь) – очень хороший, отличный В) доброе (дело) – безукоризненное, безупречное Д) добрый (час) – благоприятный Всего 5 баллов. Задание 5 (4 балла) Представьте,   что   вы   переводчик.   Какому   русскому   фразеологизму соответствуют   буквальные   переводы   иноязычных   фразеологизмов: 1) англ. «это еще все в воздухе», франц. «это еще не в кармане», нем. «это пока написано на звёздах»;  2) англ. «похожи   как   две   горошины   в   стручке»,   нем. «похожи   как   одно яйцо на другое». Составьте подобную лингвистическую задачу. Модель ответа и критерии Эти переводы соответствуют русским фразеологизмам: 1. вилами на воде писано, 2. похожи как две капли воды. Оценка: за правильный «перевод» – по 1 баллу. За составление собственной лингвистической задачи – 2 балла (за каждый пример). Всего 4 балла. Задание 6 (6 баллов) Вставьте   в   шуточное   стихотворение   А.Хайта   пропущенные   слова.   Каким общим морфологическим признаком они объединены? В стародавнее древнее… В шалашах без окон и дверей Жило­было лохматое… Первобытных людей­дикарей. Они не знали, для чего корове … Как написать свою фамилию и … Зачем на лошадь надевать седло и … Необразованное было это… Трудно было им жить в эти годы Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает …, Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … Модель ответа и критерии Время, племя, вымя, имя, стремя, бремя, знамя, пламя, семя, темя  – разносклоняемые существительные. Оценка – за каждое слово по 0,5 балла, за указание общего морфологического признака – 1 балл. Всего 6 баллов. Задание 7 (3 балла) Перепишите текст, заменяя цифры словами. Мальчик   съел   (1,5   груши).   Он   живёт   в   (590   километров)   от   Москвы. Учителя пошли в поход с (80 учеников)  Модель ответа и критерии Мальчик съел полторы груши. Он живёт в пятистах девяноста километрах от Москвы.   Учителя   пошли   в   поход   с   восемьюдесятью   (восьмьюдесятью) учениками. Оценка: по 1 баллу за каждую правильно образованную форму. Всего 3 балла. Задание 8 (6 баллов) Определите грамматические значения выделенных словоформ (их род, число, падеж). Что вам позволяет сделать это?     Такси подождало 10 минут и уехало.     Водители такси любят обедать в этой столовой.     Таня забыла в такси перчатки.     Было уже поздно, и гости разъезжались на такси. Модель ответа и критерии Слово такси в русском языке — неизменяемое, поэтому о грамматических значениях выделенных словоформ мы можем судить только по их «соседям» (окружению). ( 1 балл) Так,   в   примере Такси подождало   10   минут   и   уехало выделенная словоформа имеет значения среднего рода и единственного числа — об этом мы судим по согласованию со словоформой уехало. На том же основании мы отводим   здесь   словоформе такси роль   подлежащего   и,   соответственно, значение именительного падежа. (1,5 балла) В примере Водители такси любят обедать в этой столовой словоформа  такси имеет значение родительного падежа и множественного числа (об этом говорит ее «хозяин» — словоформа водители). (1,5 балла) В примере Таня забыла в такси перчатки значение выделенной словоформы — единственное число и предложный падеж, указывающий на место события. (1,5 балла) В примере Было уже поздно, и гости разъезжались на такси выделенная словоформа стоит в предложном падеже (ездить на чем?) и множественном числе (о чем свидетельствует множественное число словоформ гости и  разъезжались). (1,5 балла) Всего 6 баллов. Задание 9. (3 балла) Сравните следующие пары выражений:      холодная зима — зима холодна;      неприятный разговор — разговор неприятен;      новые идеи — идеи новы. В чем заключается в каждом случае разница между значениями первого и второго   словосочетания?   А   как   будет   выглядеть   недостающее   звено   в следующей паре: большой интерес — ...? Модель ответа и критерии Во всех приведенных парах первое выражение (холодная зима, неприятный разговор,   новые   идеи)   —   атрибутивное   словосочетание.   Это   значит,   что полные   формы   прилагательных  холодная,   неприятный,   новая играют   роль определений.   Второй   же   член   приведенных   пар   (зима   холодна,   разговор неприятен,   идеи   новы)   —   предикативное   словосочетание   (оно самодостаточно   для   образования   предложения).   И   краткие   формы прилагательных холодна, неприятна, новы выступают в функции сказуемых. (1   балл)   Перестроить   атрибутивное   словосочетание большой   интерес в предикативное можно только с заменой прилагательного, а именно: интерес велик.(   1   балл)   Объяснение:   Это   своего   рода   исключение   из   правила.   В лингвистике   использование   нового   слова   для   выражения   регулярного грамматического вот прилагательное большой и   имеет   супплетивную   краткую   форму велик.(   1 балл) Всего 3 балла. супплетивизмом; значения     называется     10 задание (11 баллов) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясняя свой выбор графически.: (1)   Человек   лишё(н/нн)ый   чувства   юмора   чаще   всего   обидчив   и   потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека , уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек пл..хая мишень для злых шутников.(7) Попав в см..шное пол..жение он (не)смутится (не)испыта..т желания   пров..литься   сквозь   землю   и   этим   лишит   удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков) Модель ответа и критерии   (1)   Человек,   лишённый   чувства   юмора,   чаще   всего   обидчив   и   потому несчастен. (2) Ему трудно уживаться в коллективе. (3) Он мнителен и всегда настороже.   (4)   Простую   безобидную   шутку   он   может   воспринять   как оскорбление. (5) Зато бесценно свойство человека, умеющего посмеяться над самим собой. (6) Такой человек – плохая  мишень для злых шутников. (7) Попав   в   смешное   положение,   он   не   смутится,   не   испытает   желания «провалиться сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним. (8) Чувство юмора надо ценить, развивать и беречь. (9) Это жизнестойкий витамин, помогающий подчас человеку в самые трудные минуты его жизни. (С. Михалков) 1.За верно вставленные пропущенные буквы и раскрытие скобок – 5 баллов (за допущенные ошибки снимаются баллы по 0,5, но не более 3 баллов); 2.За   верно   расставленные   знаки   препинания   –   6   баллов   (за   допущенные ошибки снимаются баллы по 0,5, но не более 3 баллов). Всего 11баллов. Максимальный балл за все выполненные задания – 53. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Задание № 1 (7 баллов)  2018–2019 учебный год Школьный этап. 8 класс Задания, ответы и критерии оценивания Что означает болгарское слово бчела? Чем отличается болгарское слово от русского с точки зрения исторической фонетики? Модель ответа и критерии «пчела» (1 балл) В   старославянском   слове в   процессе   падения редуцированных   (1   балл)   выпал   гласный  ь\ъ  (1  балл),  в   результате   чего   в русском языке стала возможна регрессивная (1 балл) ассимиляция (1 балл) по глухости (1 балл). Русское слово пчела отличается от болгарского бчела тем, что в русском слове после падения редуцированных произошла ассимиляция, а в болгарском слове нет (1 балл). Всего 7 баллов.  бьчела   (бъчела)  Задание № 2 (3 балла) Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.     Так! было время: с Кочубеем     Был друг Мазепа; в оны дни     Как солью, хлебом и елеем,     Делились чувствами они.                                        (А.С. Пушкин) Модель ответа и критерии Елей (оливковое масло), но в данном контексте значение: хлеб, соль, елей (как символ самого необходимого для существования). 1 балл – оливковое масло; 1 балл – самое необходимое; 1 балл – за указание на контекст и сочетание со словами хлеб и соль. Всего 3 балла. Задание № 3 (4 балла) Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя   к   общему   имени­предку.   Обычно   это   древнегреческое   или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите   русское   имя,   которое   этимологически   родственно   имени иностранному. Модель ответа и критерии По­датски Йорген, а по­русски Георгий, Юрий, Егор. По­португальски Жуан, а по­русски Иван. По­польски Генек, а по­русски Евгений. По­белоруски Рыгор, а по­русски Григорий. За каждое верно указанное имя – 1 балл. Всего 4 балла. Задание № 4 (7 баллов) Предположим, что слова книгочей, порей – это существительные, стоящие в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа у этих существительных? (Укажите род и склонение полученной формы.) Приведите аналогичные примеры из русского языка. Пример выполнения задания: от слова репей возможная форма репь – жен. р. 3­е скл. (0,5 балла), по аналогии со степь – степей (0,5 балла). Модель ответа и критерии От слова книгочей: 1)  книгоч  –   муж.   р.,   2­е   скл.   (0,5   балла),   по   аналогии   со  светоч,   богач (светочей – светоч, богачей – богач) (0,5 балла); 2)  книгочь  – жен. р., 3­е скл. (0,5 балла), по аналогии с  ночь, речь  (ночей – ночь,речей, речь) (0,5 балла); 3) книгочá – жен. р., 1­е скл. (0,5 балла), по аналогии со свеча (свечей – свеча) (0,5 балла). От слова порей: 1) порь – муж. р., 2­е скл. (0,5 балла), по аналогии с зверь (зверей – зверь) (0,5 балла); 2) порь – жен. р., 3­е скл. (0,5 балла), по аналогии с дверь (дверей – дверь) (0,5 балла); 3) поря – жен. р., 1­е скл. (0,5 балла), по аналогии с ноздря (ноздрей – ноздря) (0,5 балла); 4) поре – ср. р., 2­е скл. (0,5 балла), по аналогии с море (морей – море) (0,5 балла). Всего 7 баллов. Задание № 5 (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков,   объясните   правописание   выделенных   букв   в   перечисленных   ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова. вИсок                                             мАрионетка аннОтация                                     мАнатки Модель ответа и критерии вИсок   –   повиснуть   (первоначально   обозначало   (ср.  виски   –   «волосы») висящую прядь волос); аннОтация   –   нота   (оба   слова   восходят   к   лат.  nōtа  «знак,   отличительный знак»); мАрионетка   –   Маша   (оба   от   имени   Мария.   Изначально   марионетками называли фигурки Девы Марии в кукольных спектаклях); мАнатки – мантия (оба от мантус (лат.) – плащ особого покроя). За верно найденное проверочное слово – 1 балл. За верное и полное объяснение – 2 балла. Всего 12 баллов. Задание № 6 (6 баллов) Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы писать: 1) она является подлежащим; 2) она является частью составного глагольного сказуемого; 3) она является самостоятельным сказуемым; 4) она является дополнением; 5) она является определением; 6) она является обстоятельством. Модель ответа и критерии 1) Писать – значит излагать свои мысли на бумаге (1 балл). 2) Никто не хотел писать контрольную работу (1 балл). 3) Писать тебе работу весь год! (1 балл). 4) Учитель заставляет нас много писать (1 балл). 5) Желание писать крепло в нём с каждым годом (1 балл). 6) Мы пришли на урок писать диктант (1 балл). Всего 6 баллов. Задание № 7 (4 балла) Даны латинские словосочетания и их русские эквиваленты в именительном, родительном и винительном падежах обоих чисел. единственное число латинский множественное число русский латинский рабы хорошие мешки мои служанки твои буквы первые рабов хороших мешков моих Паде ж Им. Род. русский раб хороший servus bonus – м. р. saccŭlus meus – м. р. мешок мой ancilla tua – ж. р. littěra prima – ж. р. servi boni saccŭli mei служанка твоя ancillae tuae буква первая littěrae primae servi boni saccŭli mei раба хорошего servōrum bonōrum saccŭlōrum meōrum мешка моего ancillae tuae littěrae primae servum bonum saccŭlum meum Вин. ancillam tuam littěram primam служанки твоей буквы первой ancillārum tuārum littěrārum primārum раба хорошего servos bonos мешок мой saccŭlos meos ancillas tuas служанку твою букву первую littěras primas служанок твоих букв первых рабов хороших мешки мои служанок твоих буквы первые Задание   1.  Какой   грамматический   признак   выражается   у   латинских существительных во множественном числе и не выражается у русских? Задание 2. Какой грамматический признак выражается в винительном падеже у русских существительных и не выражается у латинских? Модель ответа и критерии Задание   1.  Во   множественном   числе   у   латинских   существительных выражается, а у русских не выражается признак рода (2 балла). Задание 2. В винительном падеже у русских существительных выражается, а у латинских не выражается признак одушевлённости/неодушевлённости (2 балла). Всего 4 балла. Задание № 8 (11 баллов) Перед Вами две группы существительных, объединённых по некоторому морфологическому принципу. Первая группа     A. бусы, штаны, брюки.     B. грабли, кандалы, шахматы, чётки, мюсли. Вторая группа     компьютеры, мелки, парты, курицы. Сформулируйте этот принцип. Чем отличаются в первой группе подгруппы A и В? Распределите в соответствии с получившейся классификацией слова: голуби, макароны, щипцы, щи. Модель ответа и критерии В обеих группах имена существительные во множественном числе (1 балл) Однако в первой группе объединены слова pluralia tantum (доп. 1 балл),  имеющие только форму множественного числа (1 балл), а во второй группе – регулярные образования множественного числа (1 балл). В первой группе выделяются подгруппы A и B, так как в отличие от группы B, в группе A производные от данных слов с помощью суффикса ­ин­ (1 балл) могут иметь значение единичности в значении «один предмет из ряда подобных» (1 балл): бусы – бусина, штаны – штанина, брюки – брючина (1 балл за приведение хотя бы одного примера). голуби (2), макароны (1A), щипцы (1B), щи (1B). По 1 баллу за правильное отнесение слова к группе. Итого 4 балла. Всего 11 баллов. Задание № 9 (4 балла) Дайте лексико­грамматический комментарий подчёркнутым словам. 1) В очи хвала, что по заочью хула. 2) В очью назло делает: пальцем тычет, словом притыкает. Модель ответа и критерии Слово очию (очью) – это этимологический предложный падеж (1 балл) двойственного числа (1 балл) от слова око (1 балл). Современное – воочию (1 балл). Всего 4 балла. Задание № 10 (6 баллов) Прочитайте отрывок из текста «Домострой» (по списку конца XVI века) в упрощённой орфографии. А въ какомъ судне што ества или питие, и то бы покрыто было чистоты ради… i пов зано  Что такое судно? Что такое ества? Используйте в толковании хотя бы по два однокоренных им современных русских слова.  тороканав i  ѿ ѧ ѿ ѧ ѧ  вс кї  нечистоты. Модель ответа и критерии Судно  –   это   какая­либо   посуда,   сосуд   (толкование   –   1   балл,   за   каждое однокоренное слово по 1 баллу). Ества – это еда, яства, блюда (толкование – 1 балл, за каждое однокоренное слово по 1 баллу). Всего 6 баллов. Максимальный балл за все выполненные задания – 64. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 9 класс Задания, ответы и критерии оценивания Задание 1. (9 баллов) Расставьте ударения в следующих словах: Приобретение, медикаменты, обеспечение,   ржаветь, созыв, симметрия, перчить, сегмент, эксперт. Модель ответа и критерии Приобретение,   медикаменты,   обеспечение,   ржаветь,   созыв,   симметрия, перчить,  сегмент, эксперт. За каждое слово – 1 балл Всего 9 баллов. Задание 2. (41 балл) Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий: а) какие значения имеют слова гореть, крутой? б)   что означают выражения   потемкинские деревни, филькина грамота? в) правильно поставьте ударения в словах   отрочество, камбала? г) продолжите синонимический ряд:  идти, шагать … д)  постройте  словообразовательные  цепочки  из  слов  домашний, домишко, домовитость,   одомашнить,   одомашнивание,   домовитый,   бездомный, бездомность,  дом; е) каково происхождение  слов  калач,  подушка?  Какие   сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях? Выполните предложенные задания. Модель ответа и критерии а) толковый   (1 б)    В словаре дается краткое толкование значений слов с примерами,   приводятся   наиболее   употребительные   устойчивые   сочетания, при   словах   даются   основные   грамматические   формы,   слово   снабжено нормативным   ударением,   стилистическими   пометами,   этимологической справкой при словах иноязычного происхождения (1) /2 балла/          гореть­1)уничтожаться огнем;   2)давать свет, пламя;   3)быть в жару, в лихорадочном   состоянии;     4)   становиться   горячим,   краснеть   от   прилива крови; 5) быть охваченным чувством ; 6) сверкать блеском ( штыки горят); 7) преть,   гнить   (сено   горит);   8)быстро   изнашиваться,   рваться;   9)   быть   под угрозой срыва ( план горит). За каждое значение – 1 б. / 9 баллов/            крутой   ­1)  обрывистый,  отвесный  (берег); 2)   лишенный   плавности, постепенности  (поворот);       3)     суровый,  упрямый;       4)   проявляющийся   и действующий с большой силой, о стихийных явлениях   (крутой мороз);   5)  За   каждое доведенный   до   высокой   степени   плотности     (крутое   яйцо).   значение – 1 б  /5 баллов/ б)   фразеологический     (1б)  В   словаре   содержится   толкование   значений устойчивых сочетаний, история их происхождения,   примеры использования в литературе – 1 балл /2 балла/         потемкинские деревни –  показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего­либо./1балл/      филькина грамота – не имеющая никакого значения, пустая бумажка, не обладающая   какой­либо   реальной   ценностью;   глупо   составленный,   плохо написанный документ./1балл/  дано в)   акцентологический   (или   орфоэпический)   (1   б).  В   словаре  детальное описание русского литературного произношения – 1 балл  /2 балла/  отрочество, камбала./1 балл/ г)   словарь   синонимов   /1б/   характеристику синонимов современного русского языка – 1 балл ./2 балла/    топать/1/(прост.),  выступать/1/, шествовать/1/ переть/1/(прост.)./ 6 баллов/. д) словообразовательный (1б)  Словарь демонстрирует различные способы образования   слов   в   русском   языке,   представляет   словообразовательные цепочки. – 1 б /2  балла/  дом ­   домишко  дом  ­    бездомный  ­ бездомность  дом ­  домашний – одомашнить – одомашнивание  дом – домовитый – домовитость / 4 балла/ е)   этимологический(1б)     Словарь,   в   котором   доступно   толкуется происхождение слов, их родословная, источники поступления в нашу речь, исходный языковой материал и способ образования, первоначальное звучание и изменение значения. 1 б /2 балла/    калач   ­  общеслав., суффиксально производное от    кола («круг»),колесо, кольцо, около, колачь./1б/  Словарь   содержит   разностороннюю вышагивать/1/,   идти,   шагать,   ступать/1/, подушка – др/рус. подушька, слав. подуська,  приставка под­ сущ. ухо/1б/. Всего  41 балл. Задание 3. (11 баллов)  С     какими   из   слов,   помещенных   в   скобках,   сочетаются   данные   слова? Запишите   возможные   словосочетания.   В   каких   лексических   отношениях находятся  выделенные слова? Плата/оплата   (за проезд, перевода, за квартиру,  счета, за ошибку). Одеть/ надеть   (перчатки,   куклу,     пальто,   ребенка,   пиджак,   невесту к венцу,  сыну  ботинки). Масленый/ масляный ( блин,  глазки, краски, пятно). Явный/явственный  (   признак,   обман,   запах,     враг,   шум,   всплеск,   угроза, ложь, очертания, доказательство, следы Благодарный/благодарственный  (письмо,   взгляд,   чувство,   телеграмма, выражение лица, ответ) Оплата:  перевода, счета  перчатки,   пальто,   сыну  куклу,  ребенка,   невесту   к Модель ответа и критерии Плата:  за   проезд,   за   квартиру,   за ошибку. Одеть: венцу. Масленый:  блин,  глазки. Явный:   признак,   обман,   враг,   угроза, ложь, доказательство. Благодарный: выражение лица. За каждую пару ­1б. Слова   между   собой   находятся   в   паронимических     отношениях   (   слова­ паронимы) ( 1б) Всего 11 баллов. Надеть: ботинки, пиджак. Масляный: краски,  пятно Явственный:  запах,   шум,   всплеск, очертания, следы. Благодарственный: письмо,   ответ.  взгляд,   чувство,  телеграмма, Задание 4. (2 балла) Какое средство выразительности наблюдается в отрывке?                   С кем мне поделиться                   Той грустной радостью,                   Что я остался жив?                                                     (С.Есенин   «Русь Советская») Модель ответа и критерии Грустной радостью.       Оксюморон.  Всего 2 балла. Задание 5. (4 балла) Во  многих европейских языках  понедельник называется  днем  Луны (нем. Montag,  англ.  Monday,  франц.  Lundi), а воскресенье  ­  днем Солнца ( нем.  понедельник  и Sonntag,     англ.   Sunday).   А   почему   в   русском   языке   воскресенье  называются именно так? Модель ответа и критерии Понедельник – день  после воскресенья, здесь  по­  в  значении «после», день после   недели   /1   б./,  а     «неделей»   назывался   седьмой   день,   в   который   не работали, ничего не делали / 1б./. Воскресенье – восходит  к старославянскому   въскрьсение, которое   в свою очередь  заимствовано из греческого. Словосочетание « день воскресения ( из мертвых)»   обозначало   христианский  праздник/1б./  У   слова    воскресенье­ значение «праздный, нерабочий день». /1б./ Всего 4 балла. Задание 6. (6 баллов) Подберите   к французскому фразеологизму синонимический русский.      Отрезать хвост своей собаке.      Жить, как петух на  откормке.      Тянуть черта за хвост.      Принять пузыри за фонари.      Король не кузен.      Одним камнем дважды ударить. Модель ответа и критерии Отрезать хвост своей собаке      ­       отмочить номер Жить, как петух на  откормке        ­       кататься как сыр в масле  Тянуть черта за хвост                    ­        перебиваться с хлеба на квас Принять пузыри за фонари           ­        попасть  пальцем в небо Король не кузен                             ­        черт  не брат                       Одним камнем дважды ударить    ­        убить двух зайцев За каждый     фразеологизм­ 1 б.  Возможны другие варианты ответов, если значение не искажено Всего  6  баллов. Задание 7. (1 балл) Какое значение  имело  слово  анекдот во времена А.С.Пушкина?              Но дней минувших анекдоты               От Ромула до наших дней               Хранил он  в памяти  своей.                                           « Евгений Онегин» Модель ответа и критерии Слово «анекдот» во времена А.С. Пушкина имело значение   «история» ­  1 балл (возможно использование синонимов) Задание 8. (16 баллов) Какие   приведённые   ниже   предложения   (или   части   сложного   предложения) являются   односоставными?   Укажите   разновидность   односоставных предложений; в двусоставных предложениях определите тип сказуемого. 1 Свеча зажжена. 2 В комнате зажгли свечи. 3 Зажги свечу! 4 Зажечь бы свечи! 5 Даша вспомнила, что ещё не зажгла свечи на ёлке 6 Мы будем зажигать свечи на ёлке? 7 Наконец­то зажглось! Модель ответа и критерии 1) Предложение двусоставное полное; сказуемое зажжена  ­ СИС с нулевой  глагольной связкой;  2) односоставное , неопределённо­личное;  3) односоставное, определённо­личное;  4) односоставное, безличное;  5) первая часть – двусоставная полная, сказуемое ПГС; вторая часть –  двусоставная неполная, сказуемое ПГС;  6) двусоставное полное, сказуемое будем зажигать – ПГС;  7) односоставное, безличное. За  каждое предложение по 2 б. Всего 14 баллов. качество   связного   текста:   полнота   и   глубина   содержания,   логика 9. (10 баллов) Напишите публицистическую речь «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютера. Модель ответа и критерии Творческая работа оценивается по следующим критериям:  изложения; оригинальность суждений; (3 балла)  выражения   мысли   в   речевых   конструкциях, эмоциональность стиля, грамотность; (4 балла)  эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие   социологизации   и   вульгаризации   в   суждениях,   бережное отношение   к   стилю   автора   при   выборочном   цитировании   художественного текста. (3 балла) языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота   стилевое   единство, Всего 10 баллов. Максимальный балл за все выполненные задания –  98.

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5-9 классы, ключи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019