Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.
Оценка 5

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Оценка 5
Мероприятия
docx
химия
5 кл—8 кл
29.04.2018
Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.
При разработке олимпиадных задач были учтены межпредметные связи, поскольку сегодня невозможно проводить полноценные исследования только в одной области науки. Знания по физике, биологии, геологии, географии и математике применяются в различных областях химии. Интеграция математической составляющей в заданиях по химии способствует расширению кругозора участников олимпиады, творческому развитию знаний школьников. Такие «межпредметные» задачи усиливают химическую составляющую и показывают тесную взаимосвязь естественных наук.
5-8 класс школьный этап с ответами.docx
Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5­8 класс. Желаем успеха! I. Ответьте на вопросы: 1. Кто   является   основоположником   стекольной   промышленности   в   России   и   открыл атмосферу на Венере? 2. Какие вещества, используемые в быту, мама берет для приготовления растворов, которыми полощут горло при простудных заболеваниях? 3. Почему нельзя тушить водой горящий керосин или бензин? Поясните. 4. Почему простых веществ больше, чем химических элементов? Приведите примеры. 5. Где в мировом океане находится самая соленая вода? Ответ поясните. 6. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу приносит, пожар затухать   заставляет.   О   каком   веществе   идет   речь?   К   какому   классу   веществ   оно относится? 7. На какой картинке виден ущерб, нанесенный кислотными дождями?  8. Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых  словосочетаний. Определите эти элементы и напишите их символы вместо многоточия: а)     ….         солдатик;  б)     ….                 леди;  в)     …        лихорадка;  г)     …              долина;  д)     …                 тучи;  е)      …       дровосек;  ж)     …            бомба;  з)      …             лампа;  и)     ….     голодание;  к)     ….               муки Заполните таблицу «Элемент или вещество»: II. 9. Определите, в каких предложениях говориться о химических элементах, а в каких – о  простых веществах. Напротив верного ответа запишите «+». Предложение Химический элемент Простое вещество Кальций необходим для роста клеток Азот входит в состав воздуха Натрий входит в состав глауберовой соли  Натрий растворяется в ртути с образованием  амальгамы Кислород необходим для дыхания Хлор получают электролизом расплава  поваренной соли Капуста содержит около 0,08% серы Фтор входит в состав зубной пасты Решите следующие задачи: III. 10. «Полет воздушных шаров» В канун празднования дня города юного химика попросили помочь заполнить воздушные шары. Но так, чтобы при запуске они зависли на разной высоте. В его арсенале оказались вещества: СО2, Н2, Не, Н2О, N2, СН4, Nе. Помогите юному химику выполнить поручение, соблюдая технику безопасности. Над каждым шариком укажите, каким газом его необходимо надуть. Ответ подтвердите расчетом. 11. «Металл тяжелее неметалла». Из  предложенных веществ выберите те, в которых массовая доля металла больше, чем массовая доля неметалла: MgO, SO2, Li2O, SiO2, CuS, NH3. Ответ подтвердите расчетом. 12. Атомные доли Состав химических соединений часто характеризуют с помощью «атомных долей». Так, молекула углекислого газа CO2 состоит из одного атома C и двух атомов O, всего в молекуле – три атома. Тогда атомная доля C равна 1/3, атомная доля O – 2/3.  Приведите по одному примеру веществ, в которых атомные доли составляющих их элементов равны: а) 1/2 и 1/2; б) 2/5 и 3/5; г) 1/6, 1/6 и 2/3; д) 1. 13. «Серебряная ложка». Температура пламени газовой горелки в самой горячей её части составляет 15000С. Изобразите   схематично   пламя   горелки   и   укажите,   какие   его   части   являются   самыми горячими, а какие – самыми холодными.  Объясните, почему в пламени горелки не удается расплавить серебряную ложку, хотя температура плавления серебра составляет 9600С. 14. «Клюквенный компот».  Лесные звери варили клюквенный компот. Клюквенный отвар получился очень кислым, пришлось добавлять сахар. В 4 кг отвара медведь высыпал пакет (1 кг) сахара, барсук — 1 стакан (200 г) сахара, заяц – 5 столовых ложек (по 15 г), белочка и ёжик – по 10 чайных ложек (5 г). Определите массовую долю сахара в полученном компоте. Экспериментальная задача.  IV. 15. Дорогой друг! Тебе уже известно, что в природе чаще встречаются смеси, чем чистые вещества. Но для работы нужны чистые вещества! Вот и сейчас перед тобой смесь, состоящая из толченого мела, железных и древесных опилок, поваренной соли. Тебе необходимо: a) Выделить каждый компонент смеси в индивидуальном виде; b) Определить   массу   железа   в   смеси   (взвесить   на   весах,   с   точностью   до десятых); c) Осуществить   реакцию   выделенного   толченого   мела   с   раствором   соляной кислоты.   Опишите   физические   свойства   исходных   веществ   и   признаки наблюдаемого явления. Школьный этап всероссийской олимпиады школьников  2016 – 2017 учебный год по химии 5­8 класс   Ответы № вопроса Правильный ответ Баллы Комментарии 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. М.В. Ломоносов Питьевая сода, поваренная соль Плотность керосина и бензина меньше  плотности воды; поэтому они всплывают и продолжают гореть. Существуют аллотропные  видоизменения веществ; кислород и  озон; графит и алмаз; белый и красный  фосфор и т.п. В районе тропиков; здесь вода теплее,  следовательно, испаряется и количество соли увеличивается. Углекислый газ – СО2; кислотный оксид В) 1 2 2 2  2 2 1 Если ответ  полный – 2  балла, если  неполный ­1  балл Если ответ  полный – 2  балла, если  неполный ­1  балл Ответ на вопрос 8 (5 баллов: по 0,5 за каждый правильный): а) Sn; б) Fe; в) Au; г) Si; д) Pb; е) Fe; ж) H; з) Hg; и) O; к)Ta Ответ на вопрос 9 (4 балла: по 0,5 за каждый правильный): Предложение Химический элемент Простое вещество Кальций необходим для роста клеток Азот входит в состав воздуха + + Натрий входит в состав глауберовой соли  Натрий растворяется в ртути с образованием  амальгамы Кислород необходим для дыхания Хлор получают электролизом расплава  поваренной соли Капуста содержит около 0,08% серы Фтор входит в состав зубной пасты + + + + + + Ответ на вопрос 10 (3 балла): Чтобы шары взлетели, согласно задуманному, необходимо молекулярные  массы веществ,  сравнить с молекулярной массой воздуха – 29. Голубой шар  надуваем азотом N2 (Мr=28), зеленый – неоном Ne (Мr=20), желтый – гелием  Не (Мr=4) и синий шар – водородом Н2 (Мr=2).  Метан хоть и легче воздуха (Мr=16), но им воздушные шары не надувают,  согласно технике безопасности (в задании это отмечено!). Ответ на вопрос 11(4 балла): Выбор соединений, содержащих металл и неметалл: MgO, Li2O, CuS. Определено, что в соединениях MgO,  CuS массовая доля металла больше, чем массовая доля неметалла W(Mg)= 60%;  W(O)=40%;  W(Cu)=67%;  W(S)=33%. (возможен другой ответ, например через массовые отношения). Ответ на вопрос 12 (4 балла): а) 1/2 и 1/2; б) 2/5 и 3/5; г) 1/6, 1/6 и 2/3; д) 1 CO, HCl, CuS, и т.п.  Al2O3, P2O5 и т.п. KMnO4, KClO4 и т.п. O2, Fe и т.п. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 2 балла  1 балл 2 балла 2 балла  Ответ на вопрос 13(4 балла): При нагревании серебряной ложки, часть тепла газовой горелки рассеивается в  окружающую среду, нагревшаяся  ложка также отдает частично полученное тепло в  окружающую среду. В результате  ложка нагревается не равномерно и температура  плавления серебра не достигается. Ответ на вопрос 14 (4 балла): Найдена масса раствора: m( раствора) = 4 + 1 + 0,2 + (5∙0,015) + (20∙0,005) = 5,375 кг Найдена масса сахара :m( сахара) = 1 + 0,2 + (5∙0,015) + (20∙0,005) = 1,375 кг Найдена массовая доля сахара в полученном растворе: W = 1,375/5,375 =  0,2558 или 25,58% 2 балл 2 балл 1 балл Ответ на вопрос 15 (эксперимент) 10 баллов: Дано описание выделения каждого компонента смеси:  Магнитом выделено железо  Оставшуюся смесь поместили в стакан с водой; древесные опилки  5 баллов: 1балл плавают на поверхности воды, толченый мел оседает на дно, так как  не растворим в воде, а соль растворяясь, переходит в раствор. 1 балл  Опилки можно собрать фильтром  Толченый мел от раствора соли разделяем фильтрованием  Соль выделяем из раствора выпариванием (Т.Б. при выпаривании!) Взвешено выделенное из смеси железо:    если погрешность взвешивания составляет до 10% если больше 10% Проведена реакция мела с соляной кислотой (Т.Б. при получении газа!) Описаны физические свойства мела и соляной кислоты (Т.Б. при  исследовании запаха!) Указан признак химической реакции 1 балл 1 балл 1 балл 3 балла: 2 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл   При подготовке эксперимента необходимо взвесить железо в смесь каждому Примечание.   ученику (для контроля взвешивания). Остальные компоненты в смесь можно добавить не  взвешивая. Итого за всю работу с учетом эксперимента – 50 баллов.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников по химии 2016 – 2017 учебный год. 5-8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018