Школы коррекционного направления: современное состояние и проблемы
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
02.08.2019
Настоящая работа посвящена рассмотрению вопроса о современном состоянии школ коррекционного направления. В ходе работы автор особое внимание обращается на значимость и необходимость для общества школ коррекционного направления. Рекомендуется к использованию учёным, преподавателям, учителям, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами педагогики и образования.
Школы коррекционного направления.docx
ШКОЛЫ КОРРЕКЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
По определению в академических словарях, специальная (коррекционная)
педагогика это многоотраслевая наука, которая изучает психофизиологические
особенности развития детей с ограниченными возможностями и занимается разработкой
проблем их воспитания, обучения и коррекции различных недостатков и которая
обеспечивает научные основы работы образовательных коррекционных (специальных)
школ и классов коррекции. Собственно коррекционная педагогика как наука появилась
во второй половине XX в., тогда как в российской педагогике термин «педагогическая
коррекция» утвердился лишь в конце XIX начале XX века, и после 90х годов прошлого
века активно начало распространяться не только обучение детей с ограниченными
возможностями в специально открывавшихся коррекционных классах, но и их
совместное обучение с учащимися классов общеобразовательных школ. То есть, что мы
считаем необходимо отметить, если ранее такие дети считались необучаемыми, то
теперь им предоставлялась возможность получить образование одного уровня и вместе
со здоровыми детьми. Так, например, одной из первых школ области, которая стала
работать в этом направлении, стала школа №14 г. Владимира.
Но нельзя не сказать о том, что уже на первых этапах практической реализации
данного педагогического феномена достаточно остро проявились трудности, которые в
первую очередь были связаны с тем, что дети с ограниченными возможностями
здоровья, ставшие обучаться в данных классах, не всегда могут получить своевременную
специальную медицинскую помощь, так как обычные общеобразовательные школы были
не оборудованы должным образом: они не имели специальных лифтов, медицинских
кабинетов со специалистами, чья профессиональная подготовка позволяла бы
обеспечить необходимое медицинское и психологическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями, что и определило одно из основных направлений в этой
области образования.
В связи с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья,
что создает трудности для получения ими образования в среднем учебном заведении
вместе со здоровыми детьми, выбранная нами тема является актуальной на
сегодняшний день.
Мы ставили перед собой цель исследовать специфику организации учебного
процесса и особенности учебной программы в коррекционных школах для детей с
ограниченными физическими возможностями, которых на сегодняшний день во
Владимирской области 7.
Мы проанализировали организацию и направление работы двух школ: «Школу
интернат IV вида для слепых и слабовидящих детей» и «Школуинтернат для детей с
тяжёлыми нарушениями речи V вида».
Данные школы занимаются по специальным государственным программам и,
будучи нацелены на корректирование зрения и речи, рассчитаны на другие сроки
обучения, нежели в обычных школах – на 1012 лет. Главная их особенность в комплексности преподавания, благодаря которой дети занимаются урочной и
внеурочной деятельностью под постоянным и индивидуальным присмотром врачей.
Более того, что на наш взгляд очень важно и что мы считаем обязательным и
оправданным, каждый педагог, преподающий в коррекционной школе, обязан иметь
помимо педагогического еще и медицинское образование.
Школаинтернат для слабовидящих детей это учебный комплекс, в котором
обучаются и живут воспитанники с различными заболеваниями глаз, которые обучаются
по системе Л.Брайля. Первая половина учебного дня предназначена для учебных целей,
а вторая половина – для работы кружков и секций. С 1991 года дети имеют возможность
заниматься в Детской школе искусств №2 им. С.С.Прокофьева по классу фортепиано,
хорового народного пения и баяна, что дает им возможность для интеллектуального и
творческого развития. При этом школаинтернат для детей с трудными нарушениями
речи – это тоже учебный комплекс, предполагающий возможность проживания детей и
подростков за счет государства. Каждый день воспитанника расписан по часам и
включает в себя занятие с логопедом, учебную программу и внеурочные занятия в
спортивных, литературных и музыкальных секциях, и при этом важно, что каждое из
этих мероприятий так или иначе нацелено на коррекцию речи детей.
Результаты наших наблюдений, полученные во время совместно проведенного
времени с учащимися данных школ, дали нам основание для вывода о том, что
отклонение в развитии отрицательно влияют на всё психологическое состояние ребёнка,
что, в свою очередь, отражается на его деятельности и поведении, и потому, что тоже
стало результатом наших наблюдений, любое ограничение становятся результатом
огромных пробелов в формировании личности ребёнка. И потому, как показало
проведенное нами изучение основных принципов работы в организации педагогического
коллектива этой школы, целостное становление личности ребёнка обеспечивается через
системный подход к решению этой педагогической проблемы.
Помимо реабилитации и коррекции здоровья у детей и подростков, важное место
в деятельности учителей занимает подготовка учащихся к жизни в обществе, вне стен
школы. Педагогический состав, а это педагоги, психологи и врачи, проделывают
огромною работу, чтобы подготовить и морально настроить каждого ребёнка к такому
ответственному шагу, как вступление в самостоятельную жизнь. Важнейшим
положительным показателем работы в этом направлении мы считаем то, что 6070%
учащихся школы с трудными нарушениями речи и 4050% учащихся школы с
нарушениями речи, готовы к поступлению в колледжи, а затем и в институты.
Школы, ставшие базой нашего исследования единственные учебные комплексы
данных коррекционных направлений во Владимирской области, и дети обучаются в них
только по решению областной медикопсихологопедагогической комиссии, которая
осуществляет комплексное, целостное и интенсивное изучение детей, у которых
выявлены отклонения в развитии здоровья. На сегодняшний день очень медленно, но
развивается система выявления детей с отклонениями на ранних этапах, что позволяет
провести своевременную коррекцию. И потому, тревожным фактором является то, что
не все родители вовремя обращаются за помощью к специалистам, так как многих
проблем со здоровьем детей могло и не быть вовсе. Родители должны быть
внимательнее к детям и понимать, что нет ничего постыдного в том, что ребёнок посещает коррекционную школу: именно в этих школах к каждому подбирается
индивидуальный подход, оказывается медицинская помощь и предоставляется полный
доступ к получению образования.
Коррекционные школы это условно ограниченное пространство для детей с
отклонениями в развитии здоровья. С 1 сентября 2016 года начнет действовать приказ о
внедрении стандартов инклюзивного образования – это образование, которое доступно
для детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми детьми.
Данный стандарт позволит родителям выбирать где и с кем будет обучаться их ребенок.
Судя по статистике, к сожалению, мы можем наблюдать следующее:
численность детей с ограниченными возможностями с каждым годом только
увеличивается: так, «только за последние 3 года количество детей с ограниченными
возможностями и инвалидностью, обучающихся инклюзивно, увеличилось на 15,5% (с
137673 детей в 2012/2013 учебном году до 159125 в 2014/2015 учебном году» отмечает
Минобрнауки России. За три года на 3,9 % уменьшилось число коррекционных
школ.
Что будет дальше? Обстановка в стране не дает положительных прогнозов, и у
нас вызывает тревогу то, что школы коррекционного направления все еще вызывают в
обществе далекое от толерантного отношение к себе и к тем, кто в них учится.
Библиографический список:
1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений под ред В.А. Сластенина. 2
е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272 с.
2. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно
Педагогический институт Саратовского
методическое пособие
государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. 110 с.
3. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. Донецк: Лебіь,
/
2002. 327 с.
4. Суворова С.Ф. Коррекционная школа – проблема детей или всего общества?
//Директор школы. – 2006. № 2. – С.1218.
Школы коррекционного направления: современное состояние и проблемы
Школы коррекционного направления: современное состояние и проблемы
Школы коррекционного направления: современное состояние и проблемы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.