УДК 001.891; 303.4; 303.8
Мельникова Анастасия Олеговна,
студентка 2 курса магистратуры
Саратовского национального исследовательского
государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
г. Саратов, Российская федерация
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В настоящей статье даны попытки изучить сходства и провести дифференциацию исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательной организации.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, дифференциация, сходства, организация общего образования.
SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES IN THE ORGANIZATION OF GENERAL EDUCATION
Annotation. This article attempts to study the similarities and differentiate research and project activities in a general education organization.
Keywords: research activity, project activity, differentiation, similarities, organization of general education.
Актуальная задача образования – формирование и развитие различных универсальных учебных действий, что решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников. К ней относят исследовательскую и проектную деятельность. Прежде, чем перейти к их дифференциации, необходимо дать интерпретацию данным видам деятельности.
Исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая для достижения образовательных задач учебное исследование [1]. Данная деятельность подразумевает выполнение учениками соответствующих исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на формирование представлений об объекте или явлении окружающего мира.
Проектная деятельность – способ эффективного построения определённого типа деятельности [2]. Проектный метод позволяет выстроить план исследования, конструкторской разработки и многое другое для достижения результата оптимальным способом.
Теперь нужно выделить признаки сходства и различия исследовательской и проектной деятельности. Оба вида деятельности схожи в самостоятельной и поисковой деятельности обучающихся. Второй признак сходства заключается в смешении понятий в проектной и исследовательской деятельности (при этом второй признак является также следствием первого) [3; 4].
Дифференциация данных видов деятельности также располагает следующими двумя признаками:
1) проектная деятельность подразумевает решение конкретной проблемы, оптимальное достижение результата, известного заранее и обозначенного в начале деятельности;
2) исследовательская деятельность предполагает выполнение соответствующих учебных задач, направленных на формирование представлений об объекте/явлении при заранее неизвестном результате [1; 4].
Исходя из сходств и различий, можно сказать, что исследовательская деятельность, развивающая познавательные потребности и исследовательскую позицию ученика, подразумевает получение нового знания и доказательство его истинности. А проектная деятельность развивает потребность в непосредственном влиянии на ситуацию, активную позицию в достижении результата, что организуется как процесс формирования замысла и его воплощения.
Дифференциация исследовательской и проектной деятельности также имеет место быть и по главным целям. Если у первой целью является изменение действительности/ситуации при помощи специально созданного продукта, то у второй – осуществление определённого исследования с целью выяснения некоторой закономерности [2; 3].
Для понимания различий исследовательской и проектной деятельности также можно привести пример постройки дома на воде с выведением некоторых вопросов. Интерпретация примера с точек зрения исследования и проекта показаны в таблице 1 (с заданными проблемами относительно вопроса).
Таблица 1
Интерпретация вопроса с точки зрения исследования и проекта
Исследование |
Проект |
Что вы хотите? |
|
Попытка разобраться в чём-то непонятном. Проверка чего-либо на своём опыте |
Наличие мечты/задумки. Есть желание реализовать это. |
Например: изучение возможности построения дома на воде |
Например: постройка дома на воде |
Чего вы ждёте? |
|
Неизвестный заранее результат |
Определённость в результате |
Например: может выясниться, что построение зданий на воде невозможно или же имеется большое количество подобных построек |
Например: несмотря на непонимание архитектуры постройки, заранее известно, что будет именно дом и именно на воде |
Как собираетесь действовать? |
|
Тщательное планирование собственных действий. Однако возможно изменение планов согласно итогам исследований |
Продумывание плана и чёткое следование ему от начала и до конца |
Например: если выяснится, что постройкам на воде имеет место быть, то захочется их как-то классифицировать: по странам или же по свойствам и внешнему виду |
Например: для постройки дома необходима последовательность действий: исследование будущего места строительства, подготовка чертежа (сметы), проведение всех этапов строительства |
Сколько у вас времени? |
|
Выполнение какой-то части исследования ограничено по времени. Однако исследование может продолжаться на протяжении всей жизни |
Время на любой проект всегда ограничено, поскольку у него всегда начало и завершение |
Например: возможно проведение небольшого опыта в школе, а потом основывать целый научно-исследовательский институт по изучению построек на воде |
Например: невозможна бесконечная постройка дома, поскольку он строится для того, чтобы там жить. А постройка ещё одного дома будет уже новым проектом |
Данные ранее 4 вопроса позволят понять вид деятельности. В условиях обучения исследовательской и проектной деятельности необходимо чёткое их разделение, предъявление разных требований к их организации и определению дифференцированных требований оценки результативности. Именно умение дифференциации данных видов деятельности и его практическое использование – главная профессиональная и метапредметная компетенция учителя и обучающегося соответственно.
Таким образом, в статье было показано, что исследовательская и проектная деятельность имеет больше различий, чем сходств. Однако данные виды деятельности взаимосвязаны и не могут существовать отдельно от образовательного процесса, поскольку в противном случае есть риск его неполноценности в плане формирования знаний, исследовательского поведения, отсутствия «запроса на истину» и многое другое.
Список использованных источников:
1. Данилова, И.И. Введение в проектную и научно-исследовательскую деятельность [Текст]: учеб. пособие / И.И. Данилова, Ю.В. Привалова. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. – 105 с.; ISBN: 978-5-9275-3125-7.
2. Дворяткина, С.Н. Интеллектное сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников в гибридной среде обучения математике [Текст]: монография / С.Н. Дворяткина, Е.И. Смирнов, С.В. Щербатых. – Елец: Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, 2021. – 209 с.; ISBN: 978-5-00151-259-2.
3. Коваленко, Ю.А. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в вузе [Текст]: монография / Ю.А. Коваленко. – Казань: Издательство КНИТУ, 2021. – 214 с.; ISBN: 978-5-7882-3019-1.
4. Уткина, Т.В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ [Текст]: метод. рекомендации / Т.В. Уткина, И.С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 59 с.; ISBN: 978-5-503-00346-8.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.