Шутка. Тематическое занятие

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска. Ход занятия: П е д а г о г. У человека может быть разное настроение: иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной - добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой. Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку» И. С. Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется пьеса.) Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая. П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим названием - «Юмореска» П. Чайковского. Юмореска (от слова юмор) - это пьеса шутливого характера, пьеса с юмором, то есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И. С. Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит запись.) Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая. П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В ней слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка весёлая, задорная, игривая, бойкая, но одновременно и поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит фрагмент.) А в средней части характер музыки меняется. (Исполняется средняя часть.)
Иконка файла материала 15.docx
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,  ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ Тематическое занятие «Шутка» 1­е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска. Ход занятия: П е д а г о г. У человека может быть разное настроение:  иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить,  повеселиться. Шутка может быть разной ­ добродушной,  безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой.Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку» И. С.  Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется  пьеса.) Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая. П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим  названием ­ «Юмореска» П. Чайковского. Юмореска (от  слова юмор) ­ это пьеса шутливого  характера, пьеса с  юмором, то есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И.  С. Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит  запись.) Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая. П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой  добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В ней  слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка весёлая,задорная, игривая, бойкая, но одновременно и  поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит  фрагмент.) А в средней части характер музыки  меняется. (Исполняется средняя часть.) Д е т и. Музыка становится немного грустной. П е д а г о г. Да, плавная, напевная мелодия средней части  звучит немного жалобно, обиженно. Прислушайтесь,  поддразнивающие интонации не исчезают, а продолжают  мелькать, как бы разговаривают с жалобной мелодией,  продолжают её задирать, обижать, передразнивать ­  укольчатые, отрывистые. В музыке слышен диалог  грустных, обиженных интонаций и  поддразнивающих. (Звучит фрагмент.)Третья часть «Юморески», как и первая ­ бойкая,  задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы  растворяется, исчезает, звучит легко, полётно. (Звучит  фрагмент.) Послушайте обе пьесы ещё раз. (Звучит  запись.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска, скерцо. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что шутки бывают  разные: добродушные, безобидные или задиристые,  ехидные, насмешливые. Вы слушали две пьесы с похожими  названиями ­ «Шутку» И. С. Баха и «Юмореску» П.  Чайковского. Они разные по характеру: первая ­добродушная, вторая ­ насмешливая, колкая. (Звучат  фрагменты.) Сейчас вы услышите ещё одну пьесу П. И. Чайковского.  Она называется «Скерцо». Скерцо в переводе с  итальянского языка означает «шутка». Видите, сколько  разных названий пьес означают примерно одно и то же:  «Шутка», «Юмореска», «Скерцо». Послушайте «Скерцо»  П. Чайковского и скажите, какая это шутка ­ добродушная  или не очень. (Звучит запись.) Д е т и. Музыка сердитая. П е д а г о г. Да, музыка сердитая, мчащаяся, колючая,  острая, фантастическая. А меняется ли характер  музыки? (Исполняется фрагмент средней части.) Д е т и. Да, в середине музыка звучит очень красиво и  нежно.П е д а г о г. Мелодия средней части необыкновенно  красива: очень добрая, мечтательная, взволнованная,  грустная, просящая. Она как бы расцветает и перепивается  разноцветными красками. Но вот опять налетают злые силы и сметают, разрушают эту красоту, насмехаются над  ней. (Звучит «Скерцо».) Давайте сравним ещё две пьесы с одинаковым названием  «Юмореска». Одна «Юмореска» современного русского  композитора Родиона Щедрина, другая ­ чешского  композитора Антонина Дворжака. Какой характер этих  пьес? (Звучат две «Юморески».) Д е т и. Первая озорная, а вторая добрая, нежная. П е д а г о г. Правильно. В пьесе Р. Щедрина слышны то  осторожные, вкрадчивые, шкодливые интонации, то  жёсткие, сердитые. Жёсткие, твёрдые интонации как быотпугивают мягкие, крадущиеся интонации, которые  исподтишка, ластясь, затевают какое­то озорство.  Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но назойливо и  упрямо продолжают своё кривляние, насмешку, озорство,  пока в конце их как назойливую муху не прихлопнул  жёсткий аккорд. (Пьеса звучит повторно.) А «Юмореска» А. Дворжака добродушная, мягкая,  изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает, порхает  ­ игривая, грациозная. В средней части музыка более  напевная и ласковая. Давайте движениями рук покажем,  как меняется характер музыки: в крайних частях пьесы  движения будут острыми, короткими, а в средней ­ более  плавными, размашистыми. (Можно предложить детям  потанцевать под эту музыку.) Вот видите, как по­разному можно выразить в музыке  шутливое настроение. Шутка бывает невинной,добродушной, лёгкой или насмешливой, озорной. Грусть и  радость в музыке, как и в жизни, имеют разные оттенки  настроений.