Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска.
Ход занятия:
П е д а г о г. У человека может быть разное настроение: иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной - добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой.
Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку» И. С. Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется пьеса.)
Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая.
П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим названием - «Юмореска» П. Чайковского. Юмореска (от слова юмор) - это пьеса шутливого характера, пьеса с юмором, то есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И. С. Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит запись.)
Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая.
П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В ней слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка весёлая, задорная, игривая, бойкая, но одновременно и поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит фрагмент.) А в средней части характер музыки меняется. (Исполняется средняя часть.)
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ,
ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
Тематическое занятие «Шутка»
1е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки
одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка,
юмореска.
Ход занятия:
П е д а г о г. У человека может быть разное настроение:
иногда ему грустно, а иногда, наоборот, хочется пошутить,
повеселиться. Шутка может быть разной добродушной,
безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой.Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку» И. С.
Баха. Какая это музыка по настроению? (Исполняется
пьеса.)
Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая.
П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень
красивая. Сейчас вы послушаете другую пьесу с похожим
названием «Юмореска» П. Чайковского. Юмореска (от
слова юмор) это пьеса шутливого характера, пьеса с
юмором, то есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И.
С. Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит
запись.)
Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая.
П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой
добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В ней
слышна насмешка, дразнящие интонации. Музыка весёлая,задорная, игривая, бойкая, но одновременно и
поддразнивающая. Она отрывистая, колючая, насмешливая.
В ней слышны неожиданные акценты, замедления. (Звучит
фрагмент.) А в средней части характер музыки
меняется. (Исполняется средняя часть.)
Д е т и. Музыка становится немного грустной.
П е д а г о г. Да, плавная, напевная мелодия средней части
звучит немного жалобно, обиженно. Прислушайтесь,
поддразнивающие интонации не исчезают, а продолжают
мелькать, как бы разговаривают с жалобной мелодией,
продолжают её задирать, обижать, передразнивать
укольчатые, отрывистые. В музыке слышен диалог
грустных, обиженных интонаций и
поддразнивающих. (Звучит фрагмент.)Третья часть «Юморески», как и первая бойкая,
задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы
растворяется, исчезает, звучит легко, полётно. (Звучит
фрагмент.) Послушайте обе пьесы ещё раз. (Звучит
запись.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать оттенки
одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка,
юмореска, скерцо.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что шутки бывают
разные: добродушные, безобидные или задиристые,
ехидные, насмешливые. Вы слушали две пьесы с похожими
названиями «Шутку» И. С. Баха и «Юмореску» П.
Чайковского. Они разные по характеру: первая добродушная, вторая насмешливая, колкая. (Звучат
фрагменты.)
Сейчас вы услышите ещё одну пьесу П. И. Чайковского.
Она называется «Скерцо». Скерцо в переводе с
итальянского языка означает «шутка». Видите, сколько
разных названий пьес означают примерно одно и то же:
«Шутка», «Юмореска», «Скерцо». Послушайте «Скерцо»
П. Чайковского и скажите, какая это шутка добродушная
или не очень. (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка сердитая.
П е д а г о г. Да, музыка сердитая, мчащаяся, колючая,
острая, фантастическая. А меняется ли характер
музыки? (Исполняется фрагмент средней части.)
Д е т и. Да, в середине музыка звучит очень красиво и
нежно.П е д а г о г. Мелодия средней части необыкновенно
красива: очень добрая, мечтательная, взволнованная,
грустная, просящая. Она как бы расцветает и перепивается
разноцветными красками. Но вот опять налетают злые силы
и сметают, разрушают эту красоту, насмехаются над
ней. (Звучит «Скерцо».)
Давайте сравним ещё две пьесы с одинаковым названием
«Юмореска». Одна «Юмореска» современного русского
композитора Родиона Щедрина, другая чешского
композитора Антонина Дворжака. Какой характер этих
пьес? (Звучат две «Юморески».)
Д е т и. Первая озорная, а вторая добрая, нежная.
П е д а г о г. Правильно. В пьесе Р. Щедрина слышны то
осторожные, вкрадчивые, шкодливые интонации, то
жёсткие, сердитые. Жёсткие, твёрдые интонации как быотпугивают мягкие, крадущиеся интонации, которые
исподтишка, ластясь, затевают какоето озорство.
Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но назойливо и
упрямо продолжают своё кривляние, насмешку, озорство,
пока в конце их как назойливую муху не прихлопнул
жёсткий аккорд. (Пьеса звучит повторно.)
А «Юмореска» А. Дворжака добродушная, мягкая,
изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает, порхает
игривая, грациозная. В средней части музыка более
напевная и ласковая. Давайте движениями рук покажем,
как меняется характер музыки: в крайних частях пьесы
движения будут острыми, короткими, а в средней более
плавными, размашистыми. (Можно предложить детям
потанцевать под эту музыку.)
Вот видите, как поразному можно выразить в музыке
шутливое настроение. Шутка бывает невинной,добродушной, лёгкой или насмешливой, озорной. Грусть и
радость в музыке, как и в жизни, имеют разные оттенки
настроений.