Символический подход к исследованию литературного процесса
Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература
11 кл
08.06.2017
В представленном материале представлено теоретико-методологическое обоснование системного символического подхода к исследованию истории русской литературы. В материале обобщена и уточнена теория символа на основе обобщения философских, психологических, эстетический теорий символа, определены переменные факторы, которые определяют процесс символизации реальности в художественном мире литературного произведения.
символический подход к исследованию литературного процесса.docx
Волосков И.В., доктор философии, профессор
НОУ ВПО Национальный гуманитарный институт
социального управления (НОУ ВПО НГИСУ)
Теоретические аспекты обоснования символического подхода в
исследовании литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
является реакцией современной теории литературы на поиск принципиально
новых подход к исследованию литературной традиции. Длительное
доминирование в советском литературоведении марксисткого
социологизаторского подхода игнорировало многие аспекты литературной
традиции, связанной с символическим социокультурным содержанием.
Значимость символа как способа организации литературной традиции
определяется образностью литературы как способа отражения мира, ее
условность, а потому и символичность. Восприятие художественного мира и
общества в литературной традиции пропущено через художественный образ,
мировоззрение автора, систему авторских идеологем, а также через идейные и
эстетические правила создания произведения литературы, существующие в
Преломление
рамках определенного литературного направления.
окружающего мира и общества, исторических личностей в художественном
мире произведения и порождает художественную условность. В случае, если
художественность нельзя трактовать однозначно, возникает символизм. Таких
неоднозначных символов в русской литературе XIX века предостаточно:
образ грозы в «Истории одного города» М.Е. СалтыковаЩедрина, немая
сцена в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», образ Руситройки в поэме Н.В.
Гоголя «Мертвые души», звук лопнувшей струны в пьесе А.П. Чехова
«Вишневый сад». В литературе XX века в условиях утверждения символизма
как литературного направления таких символов стало еще больше.
Символизм, с одной стороны, отражает идеологемы автора, специфику его мировоззрения, с другой стороны, опирается на эстетические правила
доминирующего литературного направления. И, наконец, символ может быть
отражением нейтральной позиции автора, его нежеланием отдавать
предпочтение определенным героям. Такова позиция А.П. Чехова в пьесе
«Вишневый сад», М. Горького в пьесе «На дне», М. Шолохова в романе
«Тихий Дон». Неопределенность авторской позиции порождает символизм и
литературоведческие споры вокруг позиции автора.
Особый интерес в рамках обоснования символического подхода в
исследовании литературного процесса представляет процесс символизации в
литературном произведении, связанный с художественным словом,
метафоричности и
взаимодействии лексической многозначности,
художественной образности. По своей природе художественное слово
многозначно, полифункционально, не всегда сводимо к определенному
смыслу, оно при взаимодействии с контекстом порождает многоплановое
семантическое поле, эмоционально воздействует на читателя. Русская
философская традиция воспринимает художественное слово как логос,
процесс творения мира. На философскую природу слова указывает Н.В.
Гоголь в статье «О том, что такое слово». Первый аспект слова его
божественная природа. В божественном слове «дышит святыня» и это делает
его носителем, провозвестником истины. Однако природа слова не только
евангельская, слово имеет и магическую природу. В силу того, что слово
просветляет человека и весь мир, в нем заложена потенция к перестройке
человека и мира на божественных началах. Потому свою художественную
задачу Гоголь видит в том, что воздействовать на мир эстетическими
средствами. Он желает, чтобы слово участвовало в сотворении мира и
человека, становилась источником духовного развития и совершенствования
человека.
О магической силе и божественном происхождении слова говорит и Н.
Гумилев, поэт серебряного века: «В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы, в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова».
Слово в художественном тексте многозначно, ситуативно, не сводимо
к одному значению, создает дополнительный эффект сосуществования разных
смыслов, порождает мощные ассоциативные и лексические поля, состоящие
из текста, контекста, подтекста. В конкретных обстоятельствах и на
конкретного читателя эти составляющие оказывают различное по силе
психоэмоциональное влияние. Слово в художественном тексте беспредельно
расширяет свое семантическое поле, порождая контекст (смысл, полученный
из текстового окружения), подтекст (смысл, спрятанный в глубинах
произведения и не выводимый на формальном уровне). Все эти
многоаспектные связи слова, наращивание смысла, которое исходит и от
взаимодействия с культурологическими и литературными традициями, и от
различной эмоциональной окраски, и ассоциаций, образов, которые порождает
каждое слово в сознании автора и читателя, создают феномен
художественного слова. Иначе говоря, на лексическое поле слова влияет ряд
личность автора,
душевные переживания,
факторов:
мировоззренческие ориентире, «модель» художественного мира, культурные
его опыт,
влияния.
Художественный текст, таким образом, выступая как система
художественного слова, становится моделью мира. Более того, искусство
это и есть параллельный мир. Каким образом слово порождает
художественный образ? Задействованы здесь только рациональные механизмы конструирования художественного мира, или содержание все же вторично и
идея вытекает из уже законченного текста?
Творчество синтезирует рациональный и иррациональный способ познания
мира. В силу этой синтетичности появляются два разнонаправленных
познавательных вектора в художественном тексте. Рациональный аспект,
делающий ставку на значение, отражен в метафоре, иррациональный,
пытающийся уловить трансцендентные смыслы в символе. Несмотря на
различия в ориентации на рациональное иррациональное в основе метафоры и
символа лежит образ, структура которого создается из взаимодействия двух
разных планов плана выражения (означающего) и плана содержания
(означаемого). Отсюда два разнонаправленных вектора развития образности,
значение образа (метафора) и его форма (символ). [1]
Нельзя сказать, что в основе метафоры лежит исключительно разум,
рациональное конструирование смысла. По мысли П. Риккера [3], в создание
метафорического смысла воображение играет существенную роль. Сущность
этого процесса в том, что из руин буквального значения, опирающегося на
обыденные значения слов, на основе подобия возникают принципиально новые
предикативные значения. И здесь метафора и символ вновь пересекаются,
поскольку метафора базируется на неких архитипических символах
определенной культуры. В западной культуре, например, ценится время. Его
ресурсы связываются с понятием труда и стоимости. Западный человек
относится к времени как к ограниченному ресурсу, имеющему стоимость.
Отсюда возникают метафоры время деньги, время цена, время товар. Так
метафоры, концентрируясь вокруг определенного мифоида, создают систему
метафорических понятий.
Каким образом метафора творит художественный образ? Разберем на
примере метафоры «ЧЕЛОВЕК ЭТО ВОЛК». В основе метафоры заложена
сходство поведения, характера человека с волком. Первое слово можно
назвать рамкой метафоры, второе фокусом, центром метафорического смысла. Для его расшифровки читателю необходимо знать значение слова
«волк» и употреблять его в буквальном смысле. У представителей одной
культуры представление о волках будет примерно одинаковым, поскольку
при расшифровке значения мы опираемся на мифоиды. Когда человек
европейской культуры произносит слово волк, то понимает «свирепое,
вероломное животное». И использование в метафоре слова волк состоит в
актуализации системы общепринятых ассоциаций. Волк вызывает страх и
ненависть. В сознании творца волк может вызывать другие ассоциации.
Например, у Г. Гессе волк ассоциируется с одиночеством ( «Степной волк»).
В культурах, где верят, что душа человека после смерти переселяется в
волка, отношение к нему будет принципиально другое. Так метафора,
аппелируя к системе общепринятых ассоциаций, включает читателя в процесс
творчества, расшифровки метафоры, создает художественный образ,
разрушая старую систему значений и создает за счет сопоставления разных
понятий и объектов новое значение. Однако в отличие от символа метафора
стремится к четкости значения. Это достигается путем оперирования
системой общепринятых ассоциаций, обращение к общепринятым символам
культуры.
В основе символа лежит тоже сходство. Например, у древних кипарис был
символом смерти. Но в отличие от метафоры, символ не стремится к
определенности значения, а только «намекает» на него. Символ указывает на
некий предмет, дает возможность сделать выводы о нем. В отличии от
метафоры, символ стремится к обобщению, созданию значимых смыслов. В
древнерусской литературе, например, таким символом становится Христос и
библейские герои. Для житий князей и святых важны параллели Христос
человек, библейский герой человек. Символ представляет собой такую
смысловую общность, которая охватывает множество частных предметов.
Так, тройка в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» дает обобщенный образ России. Тут Гоголь мыслит и огромную мощь страны, и ее быстрый,
непредсказуемый прогресс, и превосходство над другими странами,
таинственность цели. И все же символ несет в себе загадку. (Русь, куда
несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.) Однако, несмотря на свою
загадочную природу, символ имеет идею. Так, пир в маленькой трагедии А.С.
Пушкина «Пир во время чумы» становится символом жизни, бунта против
предопределенности судьбы. Этот бунт нарушает общепринятые нормы и
культурные традиции. И хотя этой идеей не ограничивается семантика
символа, при интерпретации она будет определяющей. Такая связь символа с
идеей превращает его в модель, акцентирующую внимание на определенный
аспект предмета. Символ требует для себя не просто значения, а
определяющего, которое бы обобщало идейное содержание произведения
(символ Христа в житиях). По мысли А.Ф. Лосева, символ создает модель
произведения. «Модель художественного произведения должна быть такова,
чтобы она разливалась по всему художественному произведению, обнимала и
обвивала его в виде некоего идейнохудожественного, смыслового потока. И
символ возможен только при условии его моделирующего
функционирования», замечает А.Ф. Лосев.[2, с.130] Справедливо отмеченная
особенность символа превращает его в ядро произведения, носителя
подчиняющего себе систему
основного философского смысла,
художественных образов и языковые средства. В символе модель
художественного произведения дается с максимальной интенсивностью, в нем
происходит не просто формирование идеи произведения, но его пропаганда и
агитация.
Символ по неопределенности своего содержания максимально связан с
мифом. А.А. Потебня рассматривает миф как начало эволюции духовности
языка. Христос, его образ жизни, проповеди, чудесные деяния, страдания
становятся мифом. Вот почему в евангелиях учеников апостолов образ
Христа, содержание его проповедей различно. Но этот миф в друвнерусской литературе определяет восприятия образа жизни, характеров русских князей
и святых. Появление сложных и многогранных символов приводит к
мифологизации художественного произведения. Например, образ Петра I в
«Медном всаднике» и «Полтаве» становится не просто символом, а мифом,
определяющим восприятия царя. Пушкин наполняет этот образ столь
глубоким содержанием, что, кажется, готов поверить в существование
созданного им образа Петра. Символымифы, концентрируя весь смысловой
потенциал художественного текста, насыщены огромной социально
исторической и социальнополитической силой. Таким символом является
образ грозы в «Истории одного города» М.Е. СалтыковаЩедрина. Одни
исследователи считают, что гроза – наказание глуповцам за их терпение,
социальную пассивность, участие в реализации реформ градоначальников,
другие считают грозу воплощением жизни, прогресса, который стирает на
своем пути все старое, потерявшее социальный смысл. Православное
понимание грозы приближает ее к религиозному пониманию истории и
символике Божьего суда. Примером такого социального символа может быть
и образ города в произведениях Гоголя, СалтыковаЩедрина, Чехова.
Каким же образом слово превращается в символ? Как происходит процесс
символизации? Психологические и культурологические теории возникновения
и развития культуры связывают рождение символов со способностью человека
к абстрагированию, созданию абстрактных смыслов, образов, значений. Слово
как языковой знак вступает во взаимодействие с другими знаками. Каждое
слово влияет на целостную текстовую структуру, вносит в нее
дополнительные элементы значения. Потому прав А.Ф. Лосев, говоря о том,
что «всякий знак приобретает свою полноценную значимость только в
контексте других знаков. Свой реальный смысл каждое слово получает в
связи с теми или другими контекстами, которых может быть бесконечное
множество» [2, с.123124]. И бесконечность смыслов задает смысловое
окружение, выраженное в словахзнаках языка. Таким образом, если попытаться обобщить систему художественных
средств в тексте, то необходимо отметить, что слово в тексте вступает в
тесную связь с определенными контекстами, которых может быть множество.
С помощью контекста между словами устанавливаются определенные
смысловые связи. Суть метафоры состоит в том, что она не только связывает
слова в текст, но и онтологически соединяет в одном мире отдельные части
бытия. Метафора в этом случае рациональна, поскольку отношения
возникают на основании сходства формы, предназначения, свойств. Примером
рациональности могут быть метафоры крыло птицы крыло самолета,
человекволк (свойства), человекмедведь, человеклиса. Если метафора
теряет свою рациональность, становится многозначной и до конца не
раскрывает свой смысл, она превращается в символ. Важно отметить, что
символ возникает в том случае, если значение образа, метафоры полностью не
раскрывается, или предполагает многозначность. В символе, как было
художественно
отмечено ранее,
моделируется и пропагандируется мировоззрение автора. Недостаток
кристаллизуется авторская идея,
символа, как художественного средства, в том, что в его семантике много
мистического, загадочного, не поддающегося рациональному объяснению. А
потому символ открыт для многочисленных трактовок, здесь читатель, автор
превращаясь в сотворца,
включается в процесс творчества,
интерпретирующего художественное произведение, завершающего процесс
художественного моделирования. Специфика православной традиции в
словесности проявляется в обилии символики, интерпретацию событий через
систему базовых символов, которые выступают как призма для восприятия
реальности.
Символ непосредственно связан с художественным миром произведения,
моделирует его. На формирование модели непосредственно влияют три
группы факторов [1]: 1)Социальные факторы: эпоха, в которую творит художник, социальная
принадлежность творца, степень участия в общественнополитической борьбе
эпохи;
2)Психологический фактор: темперамент художника, система ценностей, а
также особенности жизненного опыта. Так, например, переживание смерти, по
мысли М. Хайдеггера, становится значимым во внутреннем мире творца и
отражается в художественном мире произведений. Художественный опыт
Гоголя, Толстого, Достоевского показывает, что встреча со смертью
способствует усилению религиозного начала в творчестве. Для Достоевского
после встречи со смертью становится важным психологическое наблюдение
борьбы Бога и дьявола в душе человека, для Толстого стремление к
абсолютным этическим ценностям, для Гоголя религиозное служение.
3)Культурный фактор как система культурных влияний и заимствований.
Каждый творец ориентируется на традиции своей эпохи, опыт
предшественников, достижения мировой культуры.
В литературных произведениях символы не только способствуют
формированию художественного мира, но и отражают позицию творца. В
зависимости от того, насколько автор пытается «навязать» авторское видение
мира выделяют два вида моделирования:
Косвенное, когда читатель включен в сотворчество, завершает ответы на те
вопросы, которые волнуют творца. Примером такого моделирования может
быть символ «ОНО» в «Истории одного города» М.Е. СалтыковаЩедрина;
прямое, когда читатель исключается из творческого процесса, а
художественный мир произведения превращается не только в отражение
авторской позиции, но и в пропаганду ее. В данном виде моделирования автор
пытается «навязать» читателю определенное восприятие его художественного
мира.
Таким образом, обобщая особенности функции символа в литературном
произведении необходимо отметить, что кристаллизует художественный мир, задает спектр преломления в нем природного и социального бытия,
устанавливает определенные отношения с читателем. Более того,
литературное произведение, с одной стороны опирается на определенную
литературную традицию, но, с другой стороны, уникальность созданных
символов может порождать новые литературные традиции.
Список литературы:
1. Волосков, И.В. Художественное творчество как социодуховный
процесс.М.: НИЦ Инженер, 2004.100с.
2. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.М., 1976.
3. Риккерт, П. Метафорический процесс как познание, воображение и
ощущение// Теория метафоры. М., 1990
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Символический подход к исследованию литературного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.