«Синдром эмоционального выгорания» Как бороться ?

  • pptx
  • 23.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3a4ed4bd3e30311a7e9432cb08388a19cfd5107edce2789bee6fae8214c.pptx

«Синдром эмоционального выгорания »

Как бороться с усталостью, раздражением и другими негативными эмоциями

В Оренбуржье учительницу, ударившую ученика восьмого класса на уроке математики, привлекли к дисциплинарной ответсвенности. Об этом сообщает ГТРК "Оренбург" в эфире "Россия 1" и "Россия 24"
В декабре прошлого года в одной из областных школ между восьмиклассником и учителем произошел конфликт, к результате которого педагог не сдержал эмоций и ударил подростка.

Недавно исследователи Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) провели опросы 2014 учителей в 143 школах по всей стране и выяснили – около 5 процентов педагогического состава имеют все признаки профессионального выгорания.В стране – полтора миллиона учителей. 5 процентов от них и есть 75 тысяч…

Синдром эмоционального выгорания

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Проверьте себя:

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна
  ощущение эмоционального и физического истощения;
Отсутствие страха и любопытства
Общая слабость
Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
 заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

 Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
Трудно принимать решения
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
Дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;
Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет,

Причины эмоционального выгорания

Профессиональная деформация

Профессия

Личность

Личность

Профессия

перенос рабочих навыков на бытовое общение,
предубежденность в отношении к людям,
педантизм,
упрощенное восприятие ситуации,
желание поправлять других,
болезненная реакция на ошибки,
назойливость и информационность,
склонность к повторам
придерживание четко сложившегося стереотипа, отступление от которого непозволительно.

В каждой шутке…

Вы педагог, если:
1. Вы несёте из дома всё, что может пригодиться на рабочем месте.
2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, Ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растёт гора макулатуры в Вашей квартире.
3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с Вами, хотя и не числится в штате.
4. Друзья, далёкие от образования, не понимают, когда Вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.
5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что Вы всё время клянётесь о работе не говорить.

6. Чужих денег в Вашей сумочке всегда больше, чем своих.
7. Вы вскакиваете среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему занятию.
8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые Вам не позволяет совесть- подарки же.
9. С Вами здоровается половина района.
10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чьё-то положение.
11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, проходить мимо книжных прилавков.
12. Вы никак не можете определиться с 1 сентября - принимать поздравления или соболезнования.

В каждой шутке…

Вы педагог,если:
1. Вы несёте из дома всё, что может пригодиться на рабочем месте.
2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, Ваших родных и близких, которые с опасением наблюдают за тем, как неотвратимо растёт гора макулатуры в Вашей квартире.
3. Ваша семья принесена в жертву образованию, она тоже работает с Вами, хотя и не числится в штате.
4. Друзья, далёкие от образования, не понимают, когда Вы говорите о своих 30 детях и 45 родителях.
5. Каждая неформальная встреча с коллегами неизбежно перерастает в мини-педсовет, несмотря на то, что Вы всё время клянётесь о работе не говорить.

6. Чужих денег в Вашей сумочке всегда больше, чем своих.
7. Вы просыпаетесь среди ночи, чтобы записать очередную гениальную идею к завтрашнему занятию.
8. Ваш дом уже задыхается от вазочек и других ненужных безделушек, выбросить которые Вам не позволяет совесть- подарки же.
9. С Вами здоровается половина района.
10. Вы умеете красить, клеить, забивать гвозди, чинить мебель, работать до утра, уговаривать, прощать, ходить на работу больным и входить в чьё-то положение.
11. Вы не умеете: толково отдыхать, говорить «нет» администрации, ограничивать звонки и письма от родителей учеников

Упражнение 1 Колесо жизненного баланса

Двойственность образа учителя

«Коллеги, вот меня всегда интересовал вопрос: кто делает уборку кабинета? Вы или уборщица, детей приглашаете? А я всегда протестую: почему это должна делать я?! Есть уборщицы - завхоз говорит, что уборщиц у нас нет, есть гардеробщицы и они не обязаны мыть (В первый год когда я пришла, мне перед 1 сентября и пол пришлось самой мыть). Но вот, что точно знаю, что не должна и не обязана мыть кабинет. Да, я получаю 100 р за ведение кабинета, но это за его методическую оснащенность. Все время пытаюсь доказать, что это не входит в мои должностные обязанности!»

Попадание в сценарий

Клод Штайнер «Сценарии жизни»
Сценарий «Учительница»
Вначале принимает решение учить детей, потому что это единственный способ заниматься любимым предметом
(Или единственный способ управлять)
Затем она попадается в ловушку стремления сохранить свою работу, так как эта работа дает ей иллюзию безопасности
Ей приходится следовать правилам, даже если они ей не нравятся, и еще учить этому детей

Ее главная проблема в том, что она проводит все свое рабочее время с детьми, поэтому она почти не общается со своими ровесниками. 
Ей недостаточно транзакций Ребенок — Родитель, которыми она обменивается с учениками, и она, как правило, отдает больше любви, чем получает взамен.
Когда ее начинает раздражать такое положение дел, ей перестает нравиться или педагогический труд, или сами дети, и тогда она принимает позицию Преследователя (хотя при этом остается благосклонной к нескольким «любимчикам»).

Выход из сценария

Перестать давать больше, чем получает взамен, и научиться работать в равноправном, компаньонском стиле (то есть установиьт равные отношения со своими учениками и коллегами)
 поставить на первое место свою социальную жизнь: приписать ей по крайней мере такую же важность, как материальной обеспеченности.
время от времени заниматься другой работой, которая даст ей возможность общаться со сверстниками.

В каждой шутке…

- А у меня девушка - учительница начальных классов. - Ну и что? - А вот что: «Дорогой, когда целуешься - не причмокивай, головой по сторонам не крути, не горбись. Все, спасибо, садись, четыре...»

Как выйти из сценария?

Выделить внутри своей личности область профессии
Определить круг своих профессиональных обязанностей
Определить источники получения ресурсов
Укрепить самооценку
Укрепить свои личные границы
Научиться использовать эмоции как профессиональный инструмент

Эмоциональный интеллект — это прежде всего набор определенных способностей.

Умение воспринимать,
оценивать
понимать
свои и чужие эмоции
умение управлять ими

Эмоциональный интеллект — это прежде всего набор определенных способностей.

Умение воспринимать,
оценивать
понимать
свои и чужие эмоции
умение управлять ими

Управлять эмоциями:

«Слышать» эмоцию
Правильно называть ее
Понимать, каких действий требует эта эмоция

Формирование навыков самоконтроля
Умение выразить свои эмоции социально приемлемым способом
Умение самостоятельно прекращать негативную эмоцию и приходить в спокойное состояние без вреда для своего тела.

Активные способы управления эмоциями подразумевают:

Упражнение «Карта эмоций»

1. «Где живут эмоции?» – на контуре тела заштриховать цветными карандашами/фломастерами места, где живут эмоции.
2. Как они проявляются?
3. Вопрос для взрослых: где чаще всего возникает боль?

Телесный панцирь эмоции

Каждая эмоция имеет свое отражение в теле
Постоянные зажимы образуют «панцирь эмоций»

Эмоция – как стимул для действий

1 Что я чувствую?
2.Для чего мне это чувствовать?
3.Как я могуполучитьжелаемое?

Дневник эмоций

Что я сейчас чувствую?

Для чего мне это?

Как я могу получить желаемое?

Реакция человека на возникающий стресс – это эволюционная адаптация, которая помогает ему переживать кризисные моменты жизни.
Стрессовая ситуация вызывает комплекс физиологических реакций:
Выброс кортизола
Повышение АД
Повышение уровня глюкозы
Повышение частоты сердечных сокращений

Управление стрессом

Естественный механизм проживания стресса

Ситуация дистресса:

Снижение уровня личной тревожности

Упражнения на релаксацию:
Снижают высокий уровень мышечного напряжения,
Делают человека более спокойным и уравновешенным
Позволяют овладеть навыками саморегуляции и сохранять более ровное состояние

Упражнение «Волшебный шар»

Упражнение «На земле»

«Выше горизонта» (автор: Саша Иванов) к носу ребенка прикладывают лист белой бумаги (картона) и просят в таком положении проговорить волнующую ситуацию. Как правило, настроение быстро улучшается.

Упражнения на физиологическую коррекцию эмоционального фона

Меридиональная интеграция дыханием

Автор метода Константин Довлатов
Возьмите любое неприятное переживание, из настоящего, прошлого, будущего, установку, ситуацию..
Войдите в нее так, как будто она происходит прямо сейчас
Оцените силу переживания по 10 бальной шкале
Обратите внимание на:
Телесные ощущения
Эмоции
Мысли

5.Поставьте пальцы обеих рук на грудь, и произнесите формулу разрыва защиты: «Как хорошо, что у меня есть _______. Как хорошо, что я умею и хочу испытывать _____. Как хорошо, что ______ позволяет мне ______. Я благодарен всем кто участвовал в создании _______»

6.Поставьте 2 пальца на 1 точку и сохраняя внимание на телесных и эмоциональных ощущениях, перечисленных в 4, начинаете делать вдох через эти ощущения и сразу же, без задержки, абсолютно расслабленный выдох. В момент, когда выдох почти завершился, переносите пальцы на следующую точку и снова делаете вдох без задержки. И так по всем 12 точкам.

7. Оцените для себя силу переживания. Запишите.
8. Если пришел новый материал (воспоминание, ощущение, негативное состояние), то переходим к 2. Если нового нет, а старое еще не 0, переходим к 4. Если 0 – заканчиваем работу.

Медитация (от лат meditatio – обдумывать) – процесс мысленного сосредоточения на каком либо объекте или телесном проявлении
Это способ быстро снять стресс, снизить излишнюю активность мозговых структур
Медитация – очень действенный инструмент обучения самоконтролю

Медитативные практики

Научить удерживать внимание
Научить справляться со своими эмоциями
Возможность слышать и понимать себя

Что можно решить с помощью медитации

Помогает дольше удерживать внимание в настоящем моменте;
Способствует расслаблению, обретению внутреннего мира и спокойствия;
Снижает уровень тревожности, беспокойства, стресса;
Помогает избавиться от агрессии и гнева или снизить их уровень;

Что дает медитация:

Упражнение «Контроль на три точки»

Воспитание эмоциональной компетентности предусматривает не подавление «нежелательных» эмоций, а умение управлять своими эмоциями, принимать их, уважать чувства – свои и чужих людей.

Взрослый - «контейнер» для чувств ребенка
Должен уметь:
Избегать слияния с чувствами ребенка
Назвать эмоцию
Объяснить, что с ней делать

Контейнирование чувств

Ассертивность (англ. Assert — настаивать на своем) — способность человека отвечать за свои поступки и слова, быть уверенным в том, что делаешь или говоришь. Быть ассертивным, значит оставаться спокойным в трудной и противоречивой ситуации.

Этот термин появился в 50— 60-х годах ХХ века как альтернатива агрессивному и манипулятивному влиянию. Суть ассертивного поведения в том, что человек отстаивает свою точку зрения и добивается необходимого, стараясь сохранить уважение к партнеру и отношения с ним.

 Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.
Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение
 Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

4. Я имею право изменить своё мнение
5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки
6. Я имею право сказать: «я не знаю»
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

8. Я имею право принимать нелогичные решения
9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»
10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Желаю удачи и процветания!

Токмянина Мария Александровна
Психолог, методист
8 982 610 74 48
tokm-mariya@yandex.ru
https://vk.com/tokmmariya группа ВК