Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Оценка 4.6

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Оценка 4.6
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.05.2017
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Публикация является частью публикации:
сдвг.docx
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить, вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И родители, измучившись, идут психологам, врачам. Врачи ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)— неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей живет с СДВГ без лечения – социологи не вправе утверждать). При этом мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек. Более половины детей, имеющих в детстве СДВГ, продолжают страдать им в более позднем возрасте. В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен, ЭТО АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 8–10 лет. • извивается. • • • ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников). • • связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). • игр. • • • Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Болтливый. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, • в игры других детей). • к нему речь. • • но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Сопутствующие нарушения при СДВГ: Нарушение зрительного восприятия Нарушение зрительно-моторной координации Вестибулярные нарушения Нарушение крупной моторики Нарушение мелкой моторики Повышенная тактильная чувствительность Повышенная слуховая чувствительность Низкая чувствительность Депрессии Тревожность Оппозиционно –вызывающее расстройство Трудности обучения – дисграфия, дислексия, дискалькулия 13. Трудности в обработке информации 14. Тики и подёргивания 15. Частые головные боли 16. Отягощенный период полового созревания Причины возникновения СДВГ Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют: - генетические (наследственная предрасположенность); 20–30% родителей детей с СДВГ страдают или страдали этим синдромом. - биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); - социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания). Памятки при работе с СДВГ ОН ДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕ НЕ НАРОЧНО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РУГАНИ. На его поведение надо реагировать иначе. Если бы ребенок выбирал, как себя вести, вряд ли бы он выбрал невнимательность, гиперактивность и постоянные замечания. Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом. ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ, А НЕ НАКАЗАНИЕ. Альтернативы неправильному поведению. Способы самоконтроля (пока не научился сам себя контролировать - нужен ваш нерепрессивный контроль). Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее. Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить. Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать пропорцию! Исходить из средних, а не из лучших достижений. Самый ужас для такого ребенка - "вот, можешь, если захочешь/ если постараешься". Если он постарался и сделал как надо - это повод для того, чтобы его похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных требований. Почти каждый из нас раз в жизни может пробежать сто метров со невероятной скоростью, убегая от маньяка с ножом. Но требовать ежедневной стометровки с той же скоростью - неправильно. Надо различать подвиг и повседневные умения. Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Хвалить надо с умом. Нельзя : «Ты молодец; Умница; Хороший мальчик(девочка)». Лучше так: "Я довольно тобою сегодня. (Если ребенок не спросил почему, следующий вопрос задается вами). Знаешь почему (имя ребенка обязательно), я довольна тобой? (послушайте ответ ребенка, что он вам скажет). Если он не знает за что. Можно тогда смело объяснять, но конкретикой, а не абстракциями. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: “Осталось 3 минуты” или использовать таймер. Иметь в классе четкую систему правил поведения и сразу ее объяснить. Озвучить правила поведения, выполнения задания. Записать их. Попросить ребёнка повторить их всему классу или записать их на доске. Объяснить, что полагается за то-то и то-то. Хорошо и динамично планировать урок (работа в парах, тройках, рядами, группами с презентацией и пр.) - дети должны быть все время заняты, и заняты разнообразно. Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными. Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать пропорцию! Иметь заранее меры реагирования для перевозбудившихся СДВГшек: послать их мыть тряпку, принести воды, сходить в столовую, спуститься вниз в учительскую... Меры для невнимательных: подойти и секретно простучать по парте код "ау, проснись" вместо "Так, Иванов, куда опять смотрим? Там что, кино показывают? Смотри, смотри в окно, двойка в четверти давно тебя ждет" - идеальный способ не привлечь к уроку одного человека, а отвлечь от него всех 25. ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ ПРИОРИТЕТЫ: думайте, стоит ли проблема того, чтобы за нее сражаться. Так ли принципиальны четыре клетки отступа - или важнее, чтобы ребенок научился считать? принципиально важно подчеркивание по линейке или нет? У таких детей - целая куча проблем, выбирайте из них принципиальные и работайте сначала с ними, к непринципиальным можно переходить потом. Постоянная обратная связь на тему "вот тут у тебя хорошо, вот это сделано правильно, вот здесь повел себя как следует" - она всем детям помогает, не только проблемным. А проблемным, у которых все плохо- плохо - в особенности: надо же видеть, что у тебя и тут хорошо, и тут хорошо... Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач. Идти по ступенькам, от малого к большому. Для каждого из проблемных учеников - обговорить с родителями план и даже записать его в тетрадочке: области проблем, над чем работать, чего добиваться, чем могут помочь родители. План должен быть РЕАЛИСТИЧНЫЙ: писать в день восемь страниц прописей или добиваться идеальной письменной работы у невнимательных детей, да еще и с дисграфией – более чем бесполезно. Очень важен конструктивный диалог с родителями! Как беседовать с родителями Категорически нельзя: - использовать слова "неадекватный", "псих", "ненормальный". - требовать озвучить диагноз, требовать показать ребенка психологу/психиатру (можно - говорить что-то вроде "вот такие-то у него особенности, с ними хорошо умеют работать психологи). - требовать от родителей "воспитывать", "научить его себя вести" и "заниматься больше". - говорить "все плохо". Нужно : как можно больше конкретики, фактов, причем не только плохих! расскажите о хорошем - какие ребенок делает успехи, какие еще может... Рассказывать - что вы сами видите, что с ним работает, спросите родителей, что помогает дома. В общем - выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе вы справитесь с проблемами ребенка. Помните, что даже самые замечательные родители, естественно, не выдерживают постоянных упреков и осуждения и постепенно теряют связь со школой - не посещают собрания, не идут на контакт с учителем и администрацией школы. Поэтому надо всегда занимать конструктивную позицию. Не ругать, а обращать внимание на проблему и предлагать или искать вместе с родителями пути её решения. И в заключении… Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в подростковом возрасте поиметь ОВР (опозиционно- вызывающее расстройство поведения). Поэтому, важнейшей социальной миссией педагога начальной и средней школы является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2017