Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Оценка 4.9
Семинары
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
21.06.2018
Синдром профессионального выгорания в работе учителя. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.Синдром профессионального выгорания в работе учителя. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
презентация синдром.pptx
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Синдром профессионального
выгорания в работе учителя
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Профессиональное выгорание — это синдром,
развивающийся на фоне хронического стресса и
ведущий к истощению эмоционально
энергетических и личностных ресурсов
работающего человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате
внутреннего накапливания отрицательных эмоций без
соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Оно ведет к истощению эмоциональноэнергетических и
личностных ресурсов человека.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Стадии профессионального выгорания
3
• притупляются представления о
ценностях жизни, эмоциональное
отношение к миру
«уплощается», человек
становится опасно равнодушным
ко всему, даже к собственной
жизни;
• такой человек по привычке
может еще сохранять внешнюю
респектабельность и некоторый
апломб, но его глаза теряют
блеск интереса к чему бы то ни
было, и почти физически
ощутимый холод безразличия
поселяется в его душе.
1
• начинается приглушением эмоций,
сглаживанием остроты чувств и
свежести переживаний; специалист
неожиданно замечает: вроде бы все
пока нормально, но... скучно и
пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции,
появляется некоторая
отстраненность в отношениях с
членами семьи;
• возникает состояние тревожности,
неудовлетворенности; возвращаясь
домой, все чаще хочется сказать:
«Не лезьте ко мне, оставьте в
покое!»
2
• возникают недоразумения с
учениками, профессионал в
кругу своих коллег начинает с
пренебрежением говорить о
некоторых из них;
• неприязнь начинает
постепенно проявляться в
присутствии учеников —
вначале это с трудом
сдерживаемая антипатия, а
затем и вспышки раздражения.
Подобное поведение
профессионала — это
неосознаваемое им самим
проявление чувства
самосохранения при общении,
превышающем безопасный для
организма уровень.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Качества, помогающие специалисту
избежать профессионального выгорания:
Вопервых:
•
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом
состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
•
Вовторых:
•
•
•
•
•
•
•
Втретьих:
•
опыт успешного преодоления профессионального стресса;
способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
высокая мобильность;
открытость;
общительность;
самостоятельность;
стремление опираться на собственные силы.
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные
установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни
вообще.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Как избежать встречи с синдромом
профессионального выгорания
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые
симптомы усталости.
2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это
позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а
деятельность, которая хороша сама по себе.
5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо
людей, а вместе с ними.
6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на
частную жизнь.
7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией
вечерний пересмотр событий.
8. Если вам очень хочется комуто помочь или сделать за него его работу, задайте
себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
РАБОТЕ С
ВЫГОРАНИЕМ
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
• стремление к равновесию и гармонии,
здоровому образу жизни, удовлетворение
потребности в общении;
• удовольствие (релаксация, игра);
• умение отвлекаться от переживаний,
связанных с работой.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
2. Трансформация негативных
убеждений, чувства отчаяния, утраты
смысла и безнадежности:
• стремление находить смысл во всем — как в
значительных событиях жизни, так и в
привычных, повседневных заботах;
• стремление бороться со своими негативными
убеждениями.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Упражнение 1. «Стратегии самопомощи»
Что я могу сделать, чтобы
доставить себе радость.
Как это может противостоять
негативным убеждениям
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
ОСВАИВАЕМ САМОРЕГУЛЯЦИЮ
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным
состоянием, которое достигается путем воздействия человека
на самого себя с помощью слов, мысленных образов,
управления мышечным тонусом и дыханием.
Эффекты саморегуляции:
• эффект успокоения (устранение эмоциональной
напряженности),
• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),
• эффект активизации (повышение психофизиологической
реактивности).
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
Способы саморегуляции:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном;
• различные движения типа потягивания, расслабления
мышц;
• рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном,
фотографий, других приятных или дорогих вещей;
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных
лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов;
• высказывание похвалы, комплиментов комулибо
просто так.
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и
эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота)
понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то
есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень
активности организма, поддерживает нервнопсихическую напряженность.
Способ 1
• Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и
сосредоточьте внимание на дыхании.
• На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот
выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
• на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
•
• снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.
затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;
Синдром профессионального выгорания в работе учителя.
При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные,
слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.