Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)
Оценка 4.7

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
07.01.2018
Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)
Конспект урока русского языка по подготовке к итоговой аттестации (9 класс) Тип данного урока: систематизация и обобщение материала. Форма проведения урока: практикум. Цели урока: • Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис словосочетания». • Обучать анализу и редактированию написанного (выявлению и исправлению ошибок, связанных с синтаксическими нормами) • Воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
синтаксис словосочетания.doc
Конспект урока русского языка  по подготовке к итоговой аттестации (9 класс) Тема: Синтаксис словосочетания.  Культура речи. Тип урока: систематизация и обобщение материала. Форма проведения урока: Практикум. Цели урока:   Обобщить и систематизировать изученное по теме «Синтаксис словосочетания».   Обучать анализу и редактированию написанного (выявлению и исправлению ошибок, связанных с синтаксическими нормами)  Воспитывать  потребность в правильной и грамотной речи. Оборудование:  1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал. Ход урока. 1.Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. (Компьютер: на экране ­ тема урока). Оформление записи в тетради. 2.Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Синтаксис словосочетания.  Культура речи». Мы продолжаем готовиться  к экзамену.  Что изучает синтаксис? (Строение и грамматическое значение словосочетаний и  предложений)  Что называется словосочетанием?      (Соединение  двух  или  нескольких знаменательных   слов,  связанных друг с другом по смыслу и грамматически).   Приведите примеры.   (Заниматься спортом,  русская природа,  страстно увлекался).  Что такое синтаксические нормы? ( Правила построения синтаксических единиц:  словосочетаний и предложений)  Давайте конкретизируем, какие цели стоят перед нами на уроке. Посмотрите на экран  и  продолжите фразы  (слайд  №2)     обобщить  ………… проанализировать……..  выполнить ………… проверить ……… Ребята предлагают следующие варианты:     обобщить изученное по теме «Словосочетание и культура речи»; проанализировать задание № 7, связанное с данной темой; выполнить практикум по теме; проверить свой  уровень владения материалом  по данной теме.  (Тестирование) Молодцы.  Начнём с разминки. 3.Орфографическая разминка:  Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, выпишите их подряд: (слайд №3) Незван_ый,  команд_вать,  ак_ ордеон,  оперет_ка,  ин_ й,  выр_щенный,  я_ства,  брошен_  ый. Какое слово получилось? Самопроверка (слайд № 4) Незваный,  командОвать,  акКордеон,  оперетка,  ин Ей,   вырАщенный,  яства,  брошенН ый.  Полученное слово ­  океан. Кто справился с заданием  без ошибок?  Молодцы! Помогите тем, кто допустил ошибки. (Объяснение орфограмм) 4. Выполнение учащимися заданий обобщающего  характера Задание 1. Запишите данные  примеры в два столбика:  1) только словосочетания        2) не словосочетания Докажите свою точку зрения.  Океан шумел,  океанский прибой, около камней,  встретил их,  перед бурей, волны и ветер, более тёплый, очень красивый, не мог понять,  бить баклуши,  её  мечта,   отдых  на берегу,  на том же камне.   (Взаимопроверка, слайд № 5) Словосочетания Не словосочетания океанский прибой,  встретил их,   очень красивый не мог понять её  мечта отдых  на берегу на том же камне Океан шумел (грамматическая основа предложения),  около камней,   перед бурей   (сущ. с предлогом),     волны   и   ветер   (слова,   соединенные сочинительной связью), более     словоформа),  тёплый   (составная бить баклуши (фразеологизм) Задание 2.   Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.  Обсудите в группе, составьте  кластер, отражающий особенности примыкания (1ряд),  управления (2 ряд) ,  согласования  (3 ряд ) Вопросы для обсуждения: (слайд № 6) При помощи толкования слова  «расшифруйте» название  данного  способа  подчинительной   связи. Чем может быть выражено главное слово?  Чем может быть выражено зависимое слово? Как на практике отличить данный вид связи от других?  Приведите примеры словосочетаний  со связью управление (примыкание, согласование) 5. Обсуждение результатов работы. Выступление представителей групп с «защитой»  своего кластера. Составление  общего  кластера  «Типы подчинительной связи» 6.  Практикум. 1) Продемонстрируйте свои умения определять способы подчинительной связи в  словосочетаниях.  (Работаем  на листках с надписью «Практикум») Подпишите способ  связи слов в данных словосочетаниях. (Согласование ­ С, управление ­ У, примыкание ­ П) 1вариант: громкий шорох ­ с, её шёпот­ п,  горячо спорить ­ п, совершить прыжок ­у,  спросил её ­у,  говорить громко ­ п, ночёвка в лесу­ у,  рисовать карандашом ­у,  два часа ­  с,  светит ярче ­ п.  2 вариант: моя профессия ­ с, желанный гость ­ с, нарушение правил ­ у,  три товарища­ с,  надо подумать ­п, ягоды крыжовника ­у,  ясным утром ­с,  замеченный им ­ у,  говори тише  –п , хотел рассказать ­ п. Взаимопроверка по ключу (слайд № 6)            Выставление оценок (слайд № 7) Нет ошибок –«5»,      1­2 ошибки – «4»,     3­4 ошибки – «3»       5 и больше ошибок – «2» 2)  Практикум. Творческое задание. Образуйте   с   каждым   из   следующих   слов   по   3   словосочетания   так,   чтобы   были представлены все виды подчинительной связи. 1) Способность;           2)  решение; (Решение уйти – примыкание, мудрое решение ­  согласование, принять решение – управление и т. д.) 7. Индивидуальная  работа с  типовыми экзаменационными вариантами  (задание  № 7,  варианты 5­ 8)  В случае затруднений – консультация учителя. 8. Обратим внимание на задание, проверяющее знание синтаксических норм. (Сообщение подготовленного ученика, слайды 8 ­ 10)  В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) Употребление   предложного   сочетания   вместо   беспредложной   конструкции: оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд) 2) Беспредложная     конструкция   вместо   предложного   сочетания:   характерная   им особенность (правильно: характерная для них особенность) 3) Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в гольф  (правильно:  партнёр по игре в гольф)  Обратите внимание на следующие трудные случаи: согласно (чему?) расписанию по приезде / по прибытии воплотить (во что?) в жизнь претворить (в чём?) в жизни превосходство (над кем?) над другом преимущество (перед кем?) перед другом уверенность (в чём?) в дружбе вера (во что?) в дружбу отзыв (о чём?) о книге рецензия (на что?) на книгу уплатить / заплатить (за что?) за проезд оплатить (что?) проезд тревожиться (из­за чего? / кого?) из­за детей 8. Итоговый тест.  (Ответы записываются на листы и сдаются на проверку учителю) 1. Какие слова не являются словосочетанием? А) играть вничью Б) очевидно задержится В) скучно и грустно Г) придёт позже 2. В каком ряду даны все слова со связью согласование? А) кто­то из нас, падающий снег, любимая игрушка Б) развешанные на стенах,  разрисованная витрина,  любящие родители В) вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь  4. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление? А) каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей Б) смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна В) тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала 5. Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании А) идти вслепую – примыкание Б) этот человек – согласование В) очень честный – согласование  6. Укажите неправильную характеристику связи в словосочетании А) яйцо вкрутую – согласование Б) сильно переживать – примыкание В) никому не дать – управление Г) быстрый бег – согласование 7.   В каком ряду нет ошибок в построении словосочетаний? А) коснуться проблем, скучаю по вам Б) прикоснуться к  плите, грущу по вас В) директор школы, заведующий аптеки Г)верить в победу, преимущество надо мной 8.  Рефлексия Чтобы узнать,  достигнута ли цель,  поставленная нами в начале урока,    и спланировать дальнейшую   работу,   прошу  оценить   свои   знания   и   умения   по   теме «Синтаксис словосочетания. Культура речи»:  (поставьте + или ­   , подчеркните или допишите ответ)    Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.  Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.  Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.  Что вызвало наибольшую трудность?  Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные или  поверхностные)?      Над чем ещё нужно поработать?  10. Домашнее задание: задание  № 7, варианты  9­ 13 из сборника  «Готовимся к ОГЭ».  Спасибо за активную работу на уроке. Литература:  Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку\\  газета «Русский язык»,  № 17 – 24\ 2007. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка.  М: Русский язык , 2009. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык,  1987. Столярова Е.А. Стилистика русского языка. Пособие для подготовки к экзаменам. М.,  2004.

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания. Культура речи. (9 класс)

Синтаксис словосочетания.  Культура речи. (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2018