Синтез искусств на уроках музыки
Оценка 4.8

Синтез искусств на уроках музыки

Оценка 4.8
Лекции
doc
МХК
СCУЗ, ВУЗ
18.02.2021
Синтез искусств на уроках музыки
«Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский).
синтез.doc

Чарина Ольга Владимировна,

учитель музыки

высшей категории

МОУ «Гимназия №29»
г.о. Саранск Республики Мордовия

 

«Синтез искусств на уроках музыки».

 

        Главной целью работы учителя музыки, по-моему, мнению, является – формирование художественной культуры школьников в контексте различных видов творческого познания действительности.

    На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально – ценностных, созидательных параметров личности. Испокон веков наша Земля была гигантской музыкальной мастерской. Музыка рассматривалась как часть мировоззрения, подчиненная всеобщим законам Вселенной: «Законы Вселенной – законы музыки» (Маркетто Падуанский). Накопленный многовековый опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. «Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным» (З.Кодаи).

      Объектом изучения на уроках является искусство, во вне узкой предметно – деятельной направленности. Навыки и знания не должны быть самоцелью, они – средства и условия развития личности ребенка, а искусство – форма проявления его жизнедеятельности.

     Выше сказанное определяет следующие цели уроков музыки:

1.      Всестороннее развитие творческого потенциала школьника и на этой основе формирования его эстетической культуры.

2.      Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции.

3.      Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения внутренней сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными искусства – литературой, живописью, театром и др.

4.      Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы музыкальной деятельности.

     

      Намечаными целями обусловлены задачи уроков музыки – как уроков искусства, уроков творчества:

1.                   Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства, как умения вступать в особую форму духовного общения  с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников.

2.                   Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность.

3.                   Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.С.Выгодский) – универсальное для всех видов познания и творчества.

4.                   Развитие совокупности качеств восприятия и оптимизации навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства. 

Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества.

5.                   Развитие образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разноплановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.

6.                   Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности.

   Педагогической находкой считаю идею комплексного освоения искусства, которое в настоящее время приобретает особую актуальность. При том дефиците духовности, сложившимся в нашем обществе, считаю необходимым развивать духовный мир обучающихся всесторонне и полно.

Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.

«В школьных программах необходимо осознанно, целенаправленно и последовательно провести сквозную мысль: все три предмета являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной (при всей его разноликости) сфере художественного освоения человеком мира» (М.Коган).

   Считаю, что комплексный урок искусства – урок будущего.

   Работая над проблемой целостности искусства, предполагаю, что ребенок никогда не поймет того, что оторвано от жизни человека. Делая первые шаги в Мир Музыки, в Мир Искусства, ребенок практически все пытается сравнить со своими собственными ощущениями. И если ему не помочь, то исчезнет самое главное – связь с жизнью.

    Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом обучаюшемся собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство «я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

    Изучая музыкальные произведения нужно помнить, что музыка – искусство вызывающее положительные эмоции, несущее гедонистическую функцию. Этого достигнуть помогает преподнесение материала различными способами. Особенно помогают – философские рассуждения о судьбе, красоте и правде, добре и зле, когда дети, высказываясь, опираются на свой жизненный опыт. Очень часто история создания произведения, исторические события вызывают огромный интерес у учеников.

    Синтез искусств на уроках – это кладовая произведений, которые, раскрываясь во взаимосвязи друг с другом, раскрывают для нас новое видение мира, внутренний мир самого обучающегося.

Каждый человек несет в себе частичку Музыки, и главное, чтобы эта частичка была неотъемлемой частью души Человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка  I-IV классы. Музыкально – эстетическое воспитание.- М., Просвещение, 1994

2.     Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством  Д. Б. Кабалевского. - М., Просвещение, 2006

3.     Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993

4.     Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., Знание, 1981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чарина Ольга Владимировна , учитель музыки высшей категории

Чарина Ольга Владимировна , учитель музыки высшей категории

Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование…

Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование…

Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества

Под целостным художественным восприятием понимается отражение существенных свойств и признаков произведений искусства, нацеленное на активное осознание внутренних связей между различными видами творчества

И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно

И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2021