Система государственных органов
Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.
Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно – властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства.
Государственные органы образуются и действуют на основе НПА, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимаются объем и перечень государственно властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в РФ.
Виды государственных органов:
Государственные органы подразделяются:
А) по порядку формирования на первичные, т.е. избираемые непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными.
Б) по срокам полномочий – на временные и постоянные.
Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока.
В) по месту в иерархии – на федеральные органы, органы субъектов федерации и местные органы.
Г) по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.
Д) по характеру принятия решений – на коллегиальные и едино начальное.
Е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.
Часть 2.ст.3 Конституции РФ гласит: » Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органа местного самоуправления. «
Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч.3.ст.3)
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (ст.12 конституция РФ).
В статье 10 закрепляются основополагающий принцип построения органов государственной власти: государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, не зависят непосредственным образом друг от друга.
Представительные органы власти – это учреждения, образуемые путем выборов. Их главная задача – осуществление правотворческой деятельности.
Представительная власть есть совокупность полномочий, делегированных народом или его частью своим выборным представителем, объединенным в специальном коллегиальном учреждении, на строго определенный срок, а также совокупность самих представительных органов власти.
Исполнительная власть – это совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия нормативно – правового регулирования, внешнеполитического представительства, административного контроля, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Единая система исполнительной власти, состоящая из органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов образуется только в пределах ведения Федерации и ее субъектов. В этих пределах правительства и министерства субъектов находятся в отношениях подчинения с правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами. По вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.
Судебная власть представляет совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему органов, осуществляющих правосудие.
Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственная власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.
Принципы разделения властей.
Это один из основополагающих принципов демократической организации государства, который является важнейшим предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление на ее основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы правосудия РФ).
Аналогичное разграничение объема власти производиться и в субъектах федерации.
Принцип разделения властей проявляется также и в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов.
Важным фактором разделения властей является обеспечение взаимного равновесия между ветвями власти с тем чтобы ни один государственный орган не мог получить преобладание над другим, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержан и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Власть – это способность и возможность распоряжаться кем – либо, подчинять своей воле (особое отношение между людьми).
Причины разделение властей:
1. Необходимость предотвращения злоупотре5бления властью, установление тоталитаризма.
2. Необходимость четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержан и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамического равновесия в процессе преодоление политических противоречий.
3. Позволяет гармонично соединить такие противоречивые элементы жизни общества, как власть и подчинение, свобода и ответственность, закон и право, государство и гражданское общество.
Законодательная власть.
Функции:
1. Издание законов
2. Утверждение бюджета
3. Формирование правительства.
Парламент (общее название).
Федеральное собрание. Совет Федерации.
Исполнительная власть.
Функции:
1. Исполнение законов
2. Управление страной
Правительство или министерство (общее название).
Правительство РФ глава: Председатель правительства.
Судебная власть.
Функции:
1. Судопроизводство
2. Контроль и надзор за законодательной и исполнительной властями.
Виды судов РФ
Верховный суд, республиканский суд, областной суд, краевой суд, городской суд, районный суд.
Правовое государство – это государство, где закон (право) выше любого должностного лица и все законы соответствуют конституции.
Признаки:
1. Верховенство закона
2. Реальность прав и свобод личности
3. Правовая форма взаимоотношений индивида, общества, государства (взаимность прав и обязанностей)
4. Принцип разделения властей.
Правовое государство обеспечивает:
1. Гарантию прав и свобод человека
2. Равноправие
3. Принцип наказания по суду: никто не может быть наказан, т.е. лишен жизни, свободы, имущества, без суда и следствия.
Правовое государство – главное условие функционирования гражданского общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.