Система комплексного коррекционно-разивающего воздействия

  • doc
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система комплексного коррекционно-развивающего воздействия.doc

 

 

Система комплексного коррекционно-развивающего воздействия

в ОУ для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

 

Аннотация: работа представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, учителей начальных классов и специалистов службы сопровождения специальных коррекционных образовательных учреждений. В эссе представлен опыт работы логопедической службы специальной коррекционной школы на занятиях с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальным недоразвитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Работа с обучающимися

2.1.       Традиционные методы логопедической работы

2.2.       Нетрадиционные логопедические технологии

  1. Заключение
  2. Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Отправляя ребенка в образовательное учреждение, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком, навыками письменной речи.

В последнее время контингент обучающихся как общеобразовательных так и специальных (коррекционных) образовательных организаций претерпел значительные изменения. В связи с поправками в Федеральном Законе РФ-№273  «Об образовании» от  29.12.2012 (ред. от 21.07.2014) (гл.1 ст.5 п.5.1), (гл.4).

Стоит отметить, что  с каждым годом среди учащихся увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом и психофизическом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых нарушений, которые встречаются у огромного количества детей и имеют возможность решения в рамках образовательного учреждения.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что я как учитель-логопед специальной (коррекционной) образовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями строю свою работу, со всеми участниками образовательного процесса, но приоритетным направлением считаю работу с обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с обучающимися.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.

Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат такие УУД, как:

 · коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;

 · познавательные: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

В данном контексте значимость логопедической работы с детьми, испытывающими трудности, в общении и обучении возрастает. При этом требуется переосмысление содержания логопедической работы.

Именно поэтому, проанализировав традиционные методы логопедического воздействия я пришла к выводу, что они хоть и достаточно хорошо зарекомендовали себя за время работы, но все же, в недостаточной степени способны скорректировать речевые нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть их речевые возможности, то есть не позволяют в полной мере сформировать коммуникативные компетенции, которые являются одним из требований  новых образовательных стандартов.

Вследствие чего, была создана «Система комплексного коррекционно-развивающего воздействия» с помощью объединения традиционных и нетрадиционных форм и методов логопедической работы. В которой, разработан комплекс приемов и методов, по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, в соответствии с требованиями ФГОС и Концепции образования 2016-2020гг.

2.1. Традиционные методы логопедической работы

В настоящее время коррекционно-логопедическая работа не может основываться только на современных подходах к образовательной деятельности, поскольку традиционные методы логопедической работы имеют четкую структуру, позволяют планировать деятельность согласно специфике речевого нарушения. В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике остались самые доступные для применения логопедические методы коррекционного воздействия.

В систему комплексного коррекционно-развивающего воздействия мы включили следующие направления работы:

         Развитие мелкой и артикуляторной моторики

         Развитие лексико-грамматического строя речи

         Звукопостановка

         Уточнение слоговой структуры

         Нормализация фонематических процессов

         Профилактика и преодоление ошибок письма и чтения

Данные направления работы были включены в систему комплексного коррекционно-развивающего воздействия, поскольку они опираются на основные общедидактические и специфические принципы.

2.2. Нетрадиционные логопедические технологии

Для того чтобы помощь детям в рамках системы комплексного коррекционно-развивающего воздействия была наиболее эффективной, мы включили нетрадиционные методы работы, которые бы влияли на коррекцию межполушарного взаимодействия, необходимого для интеллектуального развития каждого ребёнка. Особенно для детей с умственной отсталостью. Они включают в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.

Самомассаж.

Этот вид массажа хорош тем, что ребенок сам контролирует силу воздействия, а, следовательно, не причинит себе боли, кинестетически ощущает положение своего тела, что не может не повлиять, например, на развитие пространственных представлений.

Одним из интересных исследований в этой области, на мой взгляд, является исследование современного детского психолога из Швейцарии,  профессора Фрица Ауглина, который так и называется массаж Ауглина или массаж для памяти и интеллекта. По мнению самого профессора, положительные результаты являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может, играя и приговаривая, мама. По мере взросления малыша можно постепенно учить его самостоятельно выполнять массажные движения.

Классический логопедический массаж

Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, нормализует мышечный тонус, улучшает кровоток в органах и тканях.

Су-джок терапия

Использование су-джок терапии приводит к улучшению кровообращения, снимает усталость, укрепляет защитные силы организма, а также способствует развитию мелкой моторики, ручной умелости, снятию мышечных зажимов. Бесспорно, улучшает настроение. Развивает такие неречевые функции как анализ и синтез собственной деятельности, построение плана по его выполнению, развитию внимания и слухоречевого восприятия и т.д.

Кинезитерапия

Используя адаптированные упражнения кинезитерапии и коррекционной ритмики для моих подопечных с нарушениями речи, стоит отметить, что помимо двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. Для меня кинезитерапия - это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения - позы, активные и пассивные упражнения. Эти упражнения и задания дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей.

Развитие связной речи

В свою систему работы по формированию коммуникативных компетенций была включена адаптированная методика «Обучения связной речи на основе разрезных картинок» Засориной Лидии Николаевны. Дети младшего школьного возраста прошли обучение по этой методике в течение года. Следует отметить, что методика способствует построению связного, логически выстроенного  рассказа, позволяет обогатить речь детей и расширить их представления об окружающем мире, а также расширить коммуникативные возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что предложенная система комплексного коррекционно-развивающего воздействия

·         многофункциональна,  т.к. является здоровьесберегающей и направлена на коррекцию и развитие всех компонентов речевой системы ребенка, формирование коммуникативных компетенций, представлений о здоровом образе жизни, об окружающем мире, и соответствует ФГОС;

·         вариативна, т.к. не стандартизирована, имеет набор приемов, методов и форм работы, которые можно изменять в зависимости от тяжести речевого нарушения, от интеллектуальных возможностей детей;

·         индивидуализирована, т.к. способствует коррекции и развитию, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях с ребенком, учитывая его физическое и психоэмоциональное состояние на данный момент, действуя в зоне ближайшего развития;

·         мобильна, т.к. не требует многочисленного специализированного дорогостоящего оборудования и специально-обученного персонала.

Помимо этого способствует формированию универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных и личностных, что соответствует требованию нового стандарта образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.    Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

2.    Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения. — СПб.,, 1999.

3.    Наталья Панина. Су-Джок терапия. Изд.: Рипол Классик. – 2013.

4.    Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"

5.    Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

6.    Речевое развитие детей 2-8 лет. Методики. Учебно-игровые материалы. Засорина Л.Н., Беляковская Н.Н., Макарова Н.Ш. – СПб.: КАРО, 2013.

7.    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (29 декабря 2012 г.)

8.    Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников: В 3 ч. — М., 2001.

9.    Шиленкова В.В., Карелина И.Б. Нарушение речи и голоса у детей, подростков и взрослых: учебное пособие для врачей. Ярославль, 2005.


10.