Система оценивания индивидуальных творческих достижений учащихся в форме портфолио
Практика показывает, что формы, подходы, методики оценивания и фиксирования личных творческих достижений учащихся в системе дополнительного образования детей очень разнообразны, их использование зависит от возраста обучающихся и направленности дополнительных образовательных программ, целей и задач педагогической работы.
Личностные достижения учащихся можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности. Структура личностных достижений учащегося может быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Особенностью дополнительного образования является практическая направленность и ориентация не столько на усвоение знаний, сколько на способность его применения на практике. Поэтому и технологии оценивания индивидуальных достижений учащихся должны быть ориентированы на созданный ими самостоятельный продукт, имеющий прикладную ценность. Примерами такого продукта являются различные исследовательские проекты, дизайнерские изделия, модели, макеты и т.п. Это дает возможность реализации в системе дополнительного образования наиболее актуальных современных образовательных тенденций: практическую ориентированность обучения запросам жизни и социума, предпрофильную образовательную траекторию; развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
На сегодняшний день актуальной становится тема разработки эффективных форм оценивания личностных достижений в предпрофильной подготовке учащихся. На практике успешно применялись различные формы оценивания достижений учащихся: дневники педагогических наблюдений, папки развития, диагностические карты, зачетные и личные книжки и так далее.
Оценивание личностных достижений учащихся, складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений, в соответствующей будущему профилю обучения образовательной деятельности, осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания. Это исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы обучающихся и др. Аутентичное оценивание ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности учащихся. Учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности. Обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Поэтому аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации предпрофильной подготовки учащихся.
В настоящее время основной формой фиксации и оценки личностных достижений учащихся является портфолио достижений.
Портфолио – это одна из альтернативных форм оценивания, отвечающих требованиям нового видения оценки обучения как по результатам, приложенным усилиям, так и по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Несмотря на различные подходы в определении понятия «портфолио», можно констатировать, что данная форма позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной, и является важным элементом практико-ориентированного подхода к предпрофильному обучению.
С точки зрения отслеживания и оценивания прохождения предметных, межпредметных и ориентационных элективных курсов, а также выполнение профессиональных проб по избранным видам деятельности в процессе прохождения предпрофильной подготовки учащихся в системе дополнительного образования детей и ее результатов отслеживания портфолио позволяет решить следующие задачи:
· выявить индивидуальные способности детей к определенному виду деятельности;
· оценить уровень возможностей обучающихся и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс;
· показать обоснованность выбора профиля обучения на старшей ступени среднего образования.
В зависимости от содержания образовательной деятельности формируются:
- портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
- рефлексивный портфолио: включает в себя материалы и самооценку достижения целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками информации, ощущений, размышлений, впечатлений;
- проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо проблемы;
- тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы.
Опыт работы по предпрофильной подготовке учащихся позволил внедрить в практику тип комплексного портфолио в виде дневника. Это три типа дневника: дневник достижений, дневник-отчёт и дневник-самооценка.
Дневник достижений направлен на повышение собственной значимости учащегося и отражает его индивидуальные образовательные достижения, выражающиеся в грамотах, дипломах, свидетельствах участника, призёра или победителя различного уровня конкурсов, конференций, олимпиад и др.
Дневник-отчёт даёт представление о динамике учебной, проблемно-исследовательской и творческой активности учащегося, направленности его интересов и позволяет оценить возможности выбора профиля обучения; содержит информацию о выполнении профессиональных проб; выражается в учебных проектах и творческих работах, результатах исследования, прогнозах и перспективах исследований и проектов и др.
Дневник-оценка раскрывает динамику личностного развития учащегося; включает механизмы оценки и самооценки личностных достижений, рефлексии собственной деятельности; позволяет определить свои возможности и выбрать соответствующий профиль обучения, педагогу грамотно выстроить профориентационную работу; выражается в текстах эссе, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных письмах, результатах медицинских и психологических обследований.
Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных творческих достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.