Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования(на примере варианта 7.1.)
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №77» г. Кемерово
Ковалева Людмила Леонидовна
г. Кемерово
Характеристика АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «СОШ №77»
АООП НОО обучающихся с ОВЗ (приложение №7, вариант 7.1. ФГОС НОО ОВЗ) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Содержательный раздел
определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов в соответствии с приложением №7 (вариант 7.1) к ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (далее Стандарт)
П.1.3. Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Целевой раздел
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются
оценка образовательных достижений обучающихся
оценка результатов деятельности педагогических кадров
оценка результатов деятельности образовательных организаций
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
(кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных и личностных результатов образования);
использование планируемых результатов освоения АООП в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
оценка динамики образовательных достижений обучающегося.
Особенности Системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
Для оценки продвижения обучающегося с ЗПР в овладении социальными (жизненными) компетенциями применяется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: | |||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
нет продвижения | минимальное продвижение | среднее продвижение | значительное продвижение |
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана
Портфолио достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Портфолио является | Портфолио позволяет | Цель портфолио |
формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др | отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка | достижений ученика при получении начального общего образования – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов |
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования
та ее образования
по усмотрению их родителей (законных представителей)
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения
Стать 58 (п.9) ФЗ №273 (ред.от 03.08.2018) «Об образовании в РФ»
Можно сделать вывод, что первостепенным в оценке качества образования детей с ОВЗ должны стать: образовательный запрос родителей на результаты образования детей с ОВЗ и его качественные показатели в индивидуальной динамике развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.