МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» Г. БЕСЛАН РСО-АЛАНИЯ.
Доклад к заседанию ШМО учителей русского языка и литературы на тему:
"Система оценки учебных достижений на уроках русского языка и литературы".
Подготовила доклад учитель русского языка
и литературы Дзуцева Альбина Дзумарбековна
Беслан, 2019 год
Майкл Барбер, профессор Высшей школы экономики (Москва) и Высшей педагогической школы Гарвардского университета, писал: «В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность оценивать прогресс учеников». И поэтому перед учителем стоит непростая задача: научиться объективно, справедливо и грамотно оценивать знания обучающихся. Стандарты II поколения требуют от педагога правильно организовать работу по введению накопительной системы оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учетом этой системы. То есть наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает информацию, накопленную за все время обучения, об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения учебных навыков, но и также достижения ребенка, как умение сотрудничать, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и различные папки работ учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:
· Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
· Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
· Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
· Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Контроль, как известно, является важной составляющей процесса обучения. На уроках
русского языка так же, как и на уроках по другим предметам, контроль выполняет две функции -собственно проверочную и диагностическую. В первом случае целью контроля является определение уровня подготовки учащихся по русскому языку, во втором — выявление недостаточно прочно усвоенных тем, выяснение причин, затрудняющих усвоение материала.
В любом случае контроль обеспечивает обратную связь: он вовремя сигнализирует учителю об успехах или пробелах в знаниях учащихся, о необходимости вернуться со всем классом к ранее пройденному и недостаточно освоенному большинством учащихся материалу или оказать своевременную помощь отдельным отставшим ученикам.
Общеизвестна также обучающая и воспитывающая роль контроля. Регулярно проводимый тематический и итоговый контроль организует труд учащихся и учителя, обеспечивает достаточно высокий уровень преподавания всех разделов курса, способствует систематизации знаний учащихся, выработке у них более прочных умений и навыков, помогает детям объективно оценивать свои успехи, порождает стимулы к учению, формирует ответственное, уважительное отношение к собственной учебной деятельности.
По месту в учебном процессе выделяют текущий (тематический) и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в процессе изучения той или иной темы и, как правило, заключается в проверке усвоения нового материала. Итоговый контроль, как ясно из названия, проводится в конце изучения темы, раздела, всего курса русского языка и проверяет усвоение всех основных, базовых понятий, изученных ко времени проведения проверки, и овладение ведущими целевыми умениями.
Выбор измерителя обусловлен проверяемым объектом и условиями проверки. Знания и учебные умения проверяются с помощью устного опроса или тестирования; практическая грамотность (орфографическая, пунктуационная, культурно-речевая) — посредством письменной работы того или иного вида (диктанта, изложения, сочинения), рецептивные коммуникативные
умения - посредством анализа текста, продуктивные коммуникативные умения — путем создания текста (сочинения) или устного высказывания.
Выбранный для проверки измеритель должен соответствовать целям проверки и проверяемому объекту.
Для проверки практической грамотности (навыков) следует пользоваться другими измерителями -диктантом, изложением или сочинением. Практика показывает, что одни и те же учащиеся, неплохо выполнившие тестовые задания по орфографии, допустили много орфографических ошибок в сочинении.
Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям? ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:
· оценивание достигаемых образовательных результатов; · оценивание процесса их формирования;
· оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:
· оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
· оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
· критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
· система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание(formative assessment).
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
· оценивание встроено в процесс преподавания и учения; · предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
· оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
· ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
· обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
· укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении · оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных
оценивания.
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».1
Алгоритм создания системы формирующего оценивания: · выявить планируемые результаты;
· организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
· сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.
· Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения будет оцениваться
баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.
· Последующую проверку можно провести у всего класса одновременно, предложив учащимся письменно воспроизвести определение, подчёркивая все необходимые элементы. Затем учащиеся обмениваются работами и производят взаимопроверку, сначала сравнивая работу одноклассника со своим представлением о правиле, а затем с помощью правила учебника. Баллы начисляются, подсчитываются, и выставляется отметка по «предварительной договорённости». Кроме того, ученик, получив свою работу обратно, может сразу увидеть свой недостаток в воспроизведении правила и подумать, по какой причине он забыл воспроизвести недостающий элемент. Задача учителя – сделать повторный акцент на значимости тех элементов, о которых ученики забыли. На последующих уроках у них вновь будет возможность воспроизведения правила, и так до тех пор, пока оно не будет воспроизводиться в соответствии с эталоном. Теперь учащийся может сделать пометку в таблице самооценки с большей уверенностью в «правильности» своего понимания теоретического материала.
· Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.
Таким образом, используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результат. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы:
· метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД);
· личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.
Диагностика результатов личностного развития может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, анкетирования и др.).
Предметные результаты
В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ. Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».
В соответствии требований ФГОС система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата;
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
В начале обучения провожу входную диагностику и в конце обучения выходную диагностику На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) .
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Маршрутные листы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
· способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
· способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; · способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.
Алгоритм самооценки:
Что нужно было сделать в задании?
Какова была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Ученик (самооценка) ставит:
+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит:
+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.
ИЛИ Метапредметные
Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих.
Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. На уроках литературы, характеризуя героя, дети высказывают своё мнение, кроме этого даётся оценка экспертов (критические статьи). На следующем уроке проводится совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
На уроках литературы, изучая с детьми лирические произведения, часто использую оценочные карты, в которых сами ребята оценивают чтение стихов других учащихся, при проведении интервью оценивают самые интересные правильные ответы или самый интересный вопрос, при инсценировании - игру «актёров».
На уроках литературы учащиеся представляют какого-либо писателя, поэта или произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников. Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:
· умение четко и логично излагать материал, · глубину содержания выступления,
· манеру изложения,
· умение отвечать на вопросы.
На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Учитель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.
Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
Памятка для учащихся «Рефлексия урока» Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
· Мне больше всего удалось ... · За что я могу себя похвалить?
· За что я могу похвалить одноклассников? · Что приобрёл?
· Что меня удивило?
· Для меня было открытием то, что ...
· Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. По русскому языку и литературе устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более трёх – четырёх учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос.
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем – пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
3. Письменная проверка (методы и приёмы).
На русском языке это преимущественно диктанты: · предупредительный;
· объяснительный;
· комментируемое письмо. 1) контрольно- обучающие:
· выборочный;
· распределительный ; · творческий;
· графический;
· грамматический . 2) контрольные диктанты :
· словарные диктанты; · итоговые диктанты.
3)проверочные самостоятельные работы: · изложения ;
· сочинения ;
· написание аннотаций, рецензий, резюме;
· письменный анализ стихотворений. Написание творческих диктантов:
· диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);
· я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).
4) Подготовка докладов, рефератов, сообщений (биография писателя).
5) Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме ( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.
На уроках литературы при изучении художественных произведений очень часто используются такие методы и приемы:
· составление характеристик персонажей;
· устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);
· постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили · на месте Дубровского; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);
· сочинение стихов; · инсценирование;
· просмотр и обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;
· сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему; Творческие задания по разделам: например
· ударение ( сдают по карточкам);
· продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;
· напиши рассказ, используя Фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял, манна небесная, взять быка за рога;
· установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).
Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных стилей. Здесь используют задания:
· анализ и определение стилевой принадлежности текста;
· написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.
· Написание рецензий, аннотаций. · Составление кроссвордов.
· Изготовление карточек ( привести пример).
· Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины. 4. Тестирование.
Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.
5.Портфель достижений (портфолио)
«Портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
В конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
· Что удалось в этой четверти?
· По каким предметам результаты получились лучше? · Что не получилось? В чем причина?
· Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
· Какими результатами первой учебного года можешь гордиться? · Над чем еще необходимо поработать?
· По каким предметам возникали затруднения? В чем причина? · Какую цель поставишь на следующий учебный год?
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»
Формирование навыков самоконтроля является одной из главнейших педагогических задач. Для достижения формирования подобного навыка необходимо актуализировать для учащихся задачу важности и необходимости самоконтроля.
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Правильная методика оценивания знаний побуждает обучащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.
Таким образом, на основе ознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можно сделать определенные выводы».
В условиях введения ФГОС нового поколения система накопительной оценки вводится с 1 класса в форме портфолио с целью создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях. Портфолио помогает раскрыть индивидуальные способности ученика , приобрести навыки рефлексии, формирует установки на творческую деятельность. Задача учителя - правильно организовать работу по введению накопительной системе оценивания и объективно выставлять итоговую отметку с учетом этой системы.В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе, например:
- овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности; - воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно- познавательной активности;
- стремление к самообразованию, умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
- формирование учебного сотрудничества. Система оценки позволяет:
- нормализовать отношение ученика с учителем, родителями и самим собой; - снять тревожность, снизить невротизацию детей;
- повысить учебную мотивацию;
- отследить динамику школьной успешности.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Система оценивания обучающихся в условиях внедрения ФГОС.
2. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы //Педагогика.-2000.-№10.-С.95.
3. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. Пособие / М.А.Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.