Мастер класс "Педагогические технологии организации и управления школьным хоровым коллективом
Оценка 5

Мастер класс "Педагогические технологии организации и управления школьным хоровым коллективом

Оценка 5
docx
01.10.2022
Мастер класс "Педагогические технологии организации  и управления школьным хоровым коллективом
Педагогические технологии организации и управления хором.docx

 

Педагогические технологии организации и управления                 хоровым коллективом

 

Форма проведения: коллективная. 

Цель занятия: всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи:

Образовательные: 
• формировать  и закреплять навыки хорового пения; 
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха. 

Развивающие: 
• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений; 
• продолжение развития гармонического слуха; 
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; 
• расширение музыкального кругозора учащихся. 

Воспитательные: 
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;  
• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности, 
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством. 

Методы обучения: 
• наглядный (слуховой и зрительный); 
• словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);  
• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми). 

Методические приёмы: 
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; 
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос; 
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения; 
• сопоставление мелодий, различных по характеру; 
• вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала; 
• представление « в уме» первого звука уже на дыхании; 
• вокализация на слоги  и сольфеджио; 
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников; 
• юмор ,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей. 

Психологические условия на уроке
• психологически-комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение; 
• личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; 
• учёт индивидуальных особенностей; 
• дифференцированный подход. 

 

План занятия:

1.     Организационный момент

2.     Распевание

3.     Показ новой песни. Аннотация

4.     Разучивание новой песни

5.     Исполнение конкурсных песен.

 

Ход занятия

 

Организационный момент.

Вход в кабинет. Приветствие. Дети рассаживаются по партиям.

Распевание

(Используется для подготовки певцов к пению)

1).  Аутотренинг на внимание. Участники изображают различными приемами осеннюю погоду:

Ø - «шелест листьев» - (потирают ладони)

Ø «накрапывание мелкого дождя» - (щелчки)

Ø «усиление дождя» - (похлопывание обеими руками по бедрам)

Ø «Град» - (хлопанье в ладоши то усиливая, то уменьшая звучность хлопков, смотря по требованию руководителя хора)

Ø Дети закрывают глаза, опускают головы, расставляют руки на уровни груди и пытаются собрать перед собой образовавшуюся вокруг них энергию. Они должны ощутить сопротивление воздуха.

2). Упражнение на укрепление певческого дыхания.

Руководитель просит певцов легко по его руке взять глубокое дыхание «в живот» (мысленно «понюхать цветок»). Затем выдыхать этот воздух медленно и беззвучно, многократно повторяя согласную «ф». При этом воздушная волна должна бить в переднюю стенку живота. Все внимание поющих сосредоточить на глубине дыхания, на работе брюшного пресса, сбережении воздуха. Напоминать о том, что упражнение необходимо выполнять при полной физической свободе, мягко, без утрирования.

3). Упражнение на цепное дыхание.

Поются секвенции, начиная с тональности C-dur вверх и вниз. При этом руководитель следит за чистотой интонирования, наблюдает за ровностью звучания, чтобы ни один голос не выделялся ни силой, ни тембром. Здесь очень важно напоминать, чтобы каждый певец брал дыхание незаметно и его голос, после взятия дыхания незаметно вливался в общее звучание.

 

4). Упражнение на различные вокальные техники

Поются секвенции, начиная с тональности C-dur с использованием различных вокальных техник:

Ø на legato – медленно, связно, протяжно;

Ø на staccato – быстро, отрывисто;

Ø 1-я секвенция на legato («ми-и-и-а»)

2-я секвенция на staccato («ро-о-о-о» и т.д.) и так с постоянным чередованием

 

Показ новой песни

За распеванием следует показ новой песни («Казачья колыбельная» (р.н.п.) сл. М. Ю. Лермонтова, обр. А Луканина), которую певцы должны начать разучивать на данном занятии.

 

http://a-pesni.org/popular20/kazkolyb.gif

 

Руководитель начинает разучивание с небольшого вступления и говорит о том, что хор сегодня начинает разучивать русскую народную песню на слова М. Лермонтова – «Казачья колыбельная».

Руководитель хора: Что вы можете рассказать о характерных особенностях русских народных песен?

Дети:  - Песни эти, как правило, мелодичны, напевны, протяжны и очень лиричны.

Руководитель хора:  - Что значит «колыбельная» песня и для чего она служит?

Дети: - Это спокойная песня, служащая для укачивания ребенка.

Руководитель подтверждает ответы детей, говоря, что колыбельная песня служит для убаюкивания малыша, что она имеет спокойны монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций, однообразием припевных слов; что колыбельная песня относится к древнейшим жанрам фольклора, сохраняет традиционные напевы, бытующие в разных вариантах (рус. – «баюшки-баю», и, например, груз. - «иав-нана»).

Приводятся примеры:

(пример 1. – «Северная байка»)

 

(пример 2. – Грузинская колыбельная народная песня)

 

В конце аннотации руководитель добавляет, что основные жанровые черты соединяются в колыбельных песнях с национальными признаками, которые могут проявляться в типе мелодии и исполнительских традициях:

Ø Пение с инструментальным сопровождением (Туркмения);

Ø Чередование сольного запева и хорового припева (Африка);

Ø 2 - голосное пение (Россия, Грузия)

Далее руководитель говорит о том, что песня, которую ребята начнут разучивать сейчас исполняется без аккомпанемента (a' capella), двухголосно, в спокойном характере и имеет три куплета.

Затем следует показ песни. Руководитель исполняет песню в характере, при этом он в первом куплете поёт партию S (сопрано – 1-е голоса), а во втором куплете – партию А (альтов – 2-е голоса).

 

Разучивание новой песни.

Перед началом разучивания хоровой коллектив еще раз выполняет психологическое упражнение на внимание (аутотренинг).

Разучивание начинается с партии альтов. Хормейстер говорит слова 1-й фразы песни («Спи, младенец, мой прекрасный. Баюшки - баю»). Учащиеся повторяют.

Затем руководитель эту же фразу исполняет на фортепиано и показывает голосом (на фортепиано исполняется партитура, а поется партия альтов). Певцы повторяют.

Руководитель исправляет неточности в интонационном плане и просит певцов исполнить  фразу еще раз, но уже с учетом всех замечаний. Певцы выполняют задание.

После закрепления фразы со вторым голосом, руководитель переходит к работе с партией сопрано. (Выполняется все тоже самое).

Затем начинается работа над двухголосием, над соединением партий S и A. Руководитель следит за точной интонацией, ансамблевым звучанием, четкой дикцией и за тем, чтобы певцы пели без напряжения.

Далее идет работа на 2-й фразой («Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою»).  Вокально-хоровые задачи те же, что и при исполнении первой фразы песни.

После закрепления 2-й фразы, руководитель соединяет 1-ю часть куплета. Во время исполнения руководитель просит певцов следить за тем, чтобы звук был «прикрыт», интонация точной, дыхание – «цепным» и по руке дирижера.

 

Исполнение конкурсных песен.

Исполняются конкурсные произведения хора.

Перед исполнением каждого произведения руководитель делает замечания  по характеру исполнения. (Исполняются 2 произведения из 4-х конкурсных).

1.     «Родина суровая и милая (из к/ф-ма «Вечный зов»)

сл. В. Фирсова

муз. Л. Афанасьева

2.     «Илонка» (венгерская народная песня)

 

После  исполнения песен, певцы возвращаются к разучиваемой песне. Хоровой коллектив «собирает» 2-ю часть куплета, соединяет ее с 1-й.

Далее руководитель говорит о том, что разучивать песню дальше они будут на следующем занятии.

В конце подводится итог данного занятия и исполнится песня Д. Хаханова «Чызгайæн» на слова Г. Дзугаева. Хор исполняет песню в характере, эмоционально, артистично.

Руководитель благодарит хор и концертмейстера за работу на занятии и прощается.

 

 

 

 

                                                                                              


 

Педагогические технологии организации и управления хоровым коллективом

Педагогические технологии организации и управления хоровым коллективом

Методические приёмы: • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;…

Методические приёмы: • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;…

Ход занятия Организационный момент

Ход занятия Организационный момент

Упражнение на различные вокальные техники

Упражнение на различные вокальные техники

Руководитель хора: - Что значит «колыбельная» песня и для чего она служит?

Руководитель хора: - Что значит «колыбельная» песня и для чего она служит?

Затем следует показ песни. Руководитель исполняет песню в характере, при этом он в первом куплете поёт партию

Затем следует показ песни. Руководитель исполняет песню в характере, при этом он в первом куплете поёт партию

После исполнения песен, певцы возвращаются к разучиваемой песне

После исполнения песен, певцы возвращаются к разучиваемой песне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2022