Технологическая карта открытого урока музыки в 4 классе по теме "Музыка зимы""
Оценка 4.9

Технологическая карта открытого урока музыки в 4 классе по теме "Музыка зимы""

Оценка 4.9
docx
01.10.2022
Технологическая карта открытого урока музыки в 4 классе по теме "Музыка зимы""
Технологическая карта урока Зима.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА МУЗЫКИ

в 4 классе по теме «Музыка зимы»

 

 

Дата урока/ класс

/___/_________/ 20___ г. / 4 класс

Раздел /Тема уро­ка

«Музыка зимы»

 

Педагогические цели

Сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи

Образовательные: продолжить формировать у учащихся представления о временах года. Знакомить учащихся с музыкальными произведениями о зиме. Учить детей слушать классическую музыку. Совершенствовать певческие навыки воспитанников.

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на классическую музыку. Развивать слуховое и зрительное восприятие

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного. Воспитывать любовь к музыке. Стимулировать проявление лучших качеств и черт характера воспитанников.

 

Тип, форма урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.

Проблема урока

Формирование ощущения широты стиля композитора, многогранности его таланта; эмоциональное восприятие музыки И.С. Баха.

 

Планируемые ре­зультаты (пред­метные)

Учащиеся узнают: об ассоциативных связях между художественными образами музыки, литературы, ИЗО.

Учащиеся научатся: выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем)

Учащиеся получат возможность: развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству, и музыкальной деятельности

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Личностные: формировать и развить у учащихся представление о красоте окружающего мира через произведения искусства; развивать ассоциативно-образное мышление.

   Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формировать умение   договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

   Коммуникативные: формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

осуществлять продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении

Регулятивные: формировать умение выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Основное содер­жание темы, по­нятия и термины

Познакомить с понятиями джаз, спиричуэл, блюз, регтайм, свинг

Образовательные ресурсы

Учебник «Музыка»: 4 класс; фонохрестоматия музыкального материала, мультимедийная презентация, видеоролики, раздаточный материал (рабочие карты); зрительный ряд (репродукции картин)

Музыкальный материал

«Снег идет» 1-я часть из кантаты Г.В. Свиридова;

«Зимнее уро» из «Детского альбома» П.И. Чаковского;

«Декабрь» П.И. Чайковского (фортепиано);

«Рождественской колядки»  (сл. народные, муз. А. Шидловской);

«Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди;

«Белая дорожка» муз. В Ренёва, сл. А Пришельца;

«Три белых коня» из к/ф-ма «Чародеи» муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и методы контроля

осуществляемые действия

Ожидаемый результат

Эпиграф к уроку:

 

«Я ведь давно эту белую книгу читаю,

Этот с картинками вьюги старинный букварь…»

(Ю. Левитанский)

 

Мотивирование к учебной деятель-ности (организа-ционный момент)

 

 

 

Организует вход в класс. Исполняет музыкальное приветствие. Проводит проверку готовности к уроку.

 

- Здравствуйте, ребята! - Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их. Пусть этот урок принесет вам радость общения, а нашим гостям будет тепло и уютно рядом с нами.

(дети сначала поворачиваются к гостям и здороваются с ними, затем разворачиваются обратно к учителю)

- Урок сегодня интересный, урок сегодня необычный, потому что главным героем нашего урока будет…? (пауза)

 - Я думаю, вы сами догадаетесь, когда внимательно послушаете небольшое сочинение.

- Итак…

 

«Художница преобразила все вокруг. Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле…»  (небольшая пауза)

 

 

(показ видеоролика «Снег идет» 1-я часть из кантаты Г.В. Свиридова)

 

- Итак, о каком времени года эти строки?

- О зиме, об образе зимы            

 

- Конечно же, о зиме! Сегодня мы постараемся поделиться своими впечатлением, настроением, отношением и, конечно же, своими знаниями об этом удивительном, сказочном времени года. Нам предстоит разобраться: умеет ли зима звучать, какие у нее мелодии, краски, оттенки

- И звучать тема нашего урока будет как …?

- «Музыка зимы».

 

Организованно входят в класс под музыку.

Привет­ствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место.

Вслушиваясь в звучание музыки, входят в класс, стараясь присоединится к музыке.

Фронтальная. На­блюдение, слуша­ние.

 

 

 

 

Постановка учебной задачи и проблемы урока

 

Актуализация знаний.

 

 

(Обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку)

 

– Ребята, а вы любите зиму? За что вы ее любите? – Какая она?

- (холодная, студеная, морозная, снежная, белая, красивая, колючая, пушистая, искрящаяся, серебристая, волшебная)

- А какие звуки можно услышать зимой?

- Скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги…

 

- Да, это только на первый взгляд кажется, что природа зимой однообразна: все снег, да холод. Вы обратили внимание на то, что каждый из вас по-своему представляет и рисует зиму.

 

Чтец 1:

Она зовет к себе и манит,

Зима не может быть проста

То серебро свое всем дарит,

А то морозец бьет слегка.

 

 

 

- Зима, действительно, может быть разной. Может быть то солнечной, то пасмурной, может быть легкий снежок, морозец, а может бушевать вьюга и метель. Но все равно, мы так бываем рады любым проказам матушки-зимы.

 

Чтец 2:

Одевшись белоснежьем в блеск алмазный,
Зима вьет песнь мороза и ветров

Не монотонностью однообразной,

А в перелив, на сотни голосов…

Услышьте лет падения снежинок

Скрип наста, пробегающих шагов,

Плач-перезвон, колыщущихся льдинок

Слезы ветвей, одетых хрусталем.

Далеким эхом - карканье воронье

Писк суетой – синичек под окном

Еловых лап, под снегом колебанье,

Шум волн реки, бегущей подо льдом.

Мелодию метели сменит буря,
С поземкой споры прекращая,

Бурана вой – зима пируя,

Поет хмелея, как живая.

 

 

Принимают участие в обсуждении

Рассматривают и читают страницы учебника, озвучива­ют известные им сведения и проблемные вопросы, предлагают формулировки учебной задачи, формы музыкально -творческой

деятельности, выстраивают план урока.

Моделирование художественно-творческого процесса.

 

Активное участие.

Восприятие информации.

Эмоциональный отклик.

Активное участие в обсуждении

Желание высказаться

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.

Изучение нового материала

 

 

Открытие новых знаний

 

- Пожалуй, зима – самое волшебное время года. Наверно потому в истории музыки было немало произведений, в которых композиторы «звукописали» картины зимней природы.

- И в начале урока мы услышали 1-ю часть кантаты «Снег идет» Г.В. Свиридова, которая создана по произведениям Бориса Пастернака

- Вы могли бы охарактеризовать данный музыкальный фрагмент?

- В музыке этой части кантаты передан размеренный, безжалостный ход времени: монотонно на одной ноте поют высокие и низкие голоса, а аккомпанемент завораживает повторами двух неустойчивых аккордов и убаюкивающей нисходящей интонацией, (напоминает колыбельную музыку).

 

- Ребята, а кто может напомнить нам, что такое кантата?

- Кантата – это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

 

- А знаете ли вы еще композиторов, которые писали музыку, посвященную зиме?

- П.И. Чайковский. На прошлом уроке мы слушали его произведение – «Зимнее утро» из фортепианного цикла «Детский альбом».

 

(слушание «Зимнее уро» из «Детского альбома» П.И. Чаковского)

 

- Ребята, что рисует нам музыка в данном произведении композитора? - Музыка нарисовала картину зимнего утра

- А какое оно? - холодное, метельное…

- Как вы это поняли?

- Музыка звучит встревоженно, местами жалобно.

 

- Действительно, в средней части встревоженное настроение дополняется легкой грустью, звучат жалобные, будто умоляющие интонации, будто плохая погода омрачила радость наступающего дня.

- Времена года, как люди, разные на лицо и душой. И зима наша разная. И сегодня, если вы будете внимательны – обязательно услышите и увидите разную музыку зимы, разные звуки и краски этого времени года.

- Ребята, а знали ли вы, что история музыки знает 4-х композиторов, которые своей музыкой описали все четыре времени года. Их произведения так и называются «Времена года». Это русские композиторы – П.И. Чайковский и И. Глазунов, итальянский композитор Антонио Вивальди и австрийский композитор Йозеф Гайдн.

 

 - Как вы считаете, из скольких частей может состоять произведение «Времена года»?

- 4, 12

- 4 – понятно, а почему 12? Почему в альбоме может быть 12 пьес? Например, у Чайковского?

- По количеству месяцев в году.

 

- Мы уже знакомы с этим альбомом. Что мы слушали из него?

- «Осеннюю песню», («Октябрь»).

 

Чтец 3:

Снежинки белые летят

Со звуком хрусталя.

С небес струится звездопад,
Лазурный свет даря.

Настали будни декабря

Все холоднее дни.

Объяла землю тишина,
Вдруг погрузив во сны…

 

- Сейчас мы послушаем еще одну из 12 пьес, входящих в цикл «Времена года» П.И. Чайковского, которая называется «Декабрь».

- Прежде чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, Не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.

 

(Звучит «Декабрь» П.И. Чайковского (фортепиано))

 

- В исполнении какого музыкального инструмента звучит это произведение?  - фортепиано

- А каков характер музыки? - спокойный, светлый

- В каком ладу написана музыка? В мажорном или минорном? - Мажорной музыки мы услышали больше

- А что вы можете сказать о темпе? - Темп - неторопливый

- Что, по-вашему, выражает музыка? - Настроение человека, его чувства при виде красот зимы: спокойствие, радость, размышление.

 

- Знаете, ребята, это произведение еще называется «Святки». Кто-нибудь из вас знает, что это такое?

- Святками в России называют время от Рождества до Крещения. Это веселый праздник, в котором христианство переплетено с языческими верованиями. На Святки ходили ряженые, пели колядки, а колядовщиков угощали и одаривали подарками. Девушки гадали, ждали своих суженых…

 

- Этой пьесе композитор дал подзоголовок «Вальс». И не случайно… В те времена вальс был самым популярным танцем в салонах и на домашних танцевальных вечерах. Эпиграфом к пьесе «Декабрь» П.И. Чайковский взял слова русского поэта В.А. Жуковского:

- Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,
За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

 

Вокально-хоровая работа. 

Разучивание «Рождественской колядки»

(сл. народные, муз. А. Шидловской)

 

- Познакомившись с «Декабрем» П.И. Чайковского мы с вами с уверенностью можем сказать, что композитор очень любил русскую природу, он ее обожествлял, считая ее живым существом.

 

Чтец 4:

Замела метель, завьюжила

Перепудрила дома.

Заплела на окнах кружево

Белым инеем зима.

Хрустали зимы морозные,
Тишь серебряных ветвей…

Пусть звучит и не кончается, -

Льется музыка зимы

 

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради.

Активное участие в обсуждении.

Сообщение уч-ся

Просмотр презентации; вокально-хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересован-ность обсуждаемым вопросом,

Дети научатся применять знания о

средствах

музыкальной выразительности.

 

 

 

 

Рассказ, слуша­ние, беседа, размышление

Слушание, размышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка

 

 

 

 

 

 

 

«Зимнее окошко».

Посмотри в окошко (имитация)

Белая дорожка (волнистые движения кистями рук)

Занесло качели (вращение руками),

Спят под снегом ели. (приседание с закрытыми глазами)

В небе желтая луна (потягивание на носочках)

Лишь одна не спит она (круговые движения головой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-ритмические движения

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Зима, ребята,  бывает ведь не только у нас в России. Приходит она и в другие страны, к другим людям. Давайте отправимся в Италию. Посмотрим, какая там зима и как ее изображали итальянские композиторы.

 

- И услышать итальянскую зиму нам поможет музыка Антонио Вивальди. У него тоже есть музыкальный цикл «Времена года». Давайте послушаем и скажем, какая зима у Вивальди. Мы будем слушать пьесу «Зима», которая состоит из 3-х частей. Мы прослушаем первую часть этой пьесы, которая называется также как у Чайковского – «Декабрь».

 

(Слушание «Зимы» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди)

 

- Понравилось звучание? Подберите термины, характеризующие этот прослушанный фрагмент.

- (взрывная, метельная, вьюжная, волшебная, беспокойная, колкая, таинственная)

Кто исполняет музыку? - Струнные инструменты

 

- Действительно, струнные инструменты… И это не просто так. Антонио Вивальди очень любил скрипку. Он написал для этого инструмента огромное количество произведений.

 

- А какой еще инструмент помогает своим звучанием создать холодную, хрустальную колкость зимы в этом произведении? - Клавесин

- Как композитор передает настроение зимы? Какую вы услышали музыку?

- Музыка напряженная. В ней чувствуется тревожность.

- В каком темпе написан данный музыкальный фрагмент?

- В быстром

- Какую динамику использовал композитор?

- В основном, громкую. Но музыка в некоторых местах то затихает, а потом вновь усиливается.

- Ребята, исполняет это произведение камерный оркестр… А в чем его отличие от симфонического оркестра?

- (состав оркестра и количество музыкантов)

 

Слушают музыку, смотрят видеофрагменты, соотносят увиденное и услышанное с настроением, характером музыки, находят соответ­ствующие музыке понятия; делают записи.

Сообщение уч-ся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание продолжить общение с музыкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, слуша­ние, беседа, размышление

Закрепление знаний и спосо­бов действия

Организует закрепление изученного на уроке материла.

 - Вот так русский и итальянский композиторы своей музыкой изобразили картины зимы

 

- Одинаково или по-разному передали образ зимы Чайковский и Вивальди? - В творчестве этих двух композиторов, так же как и в самой природе, в жизни, зима абсолютно разная. -  Эти два композитора услышали музыку зимы каждый по-своему.

 

- А все потому, что художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов.

- Булат Шалвович Окуджава очень емко выразил суть творческого процесса:

«Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…»

 

- Давайте опять вернемся в свою русскую зиму. И я хочу познакомить вас с циклом «Зимняя сказка» отечественного художника – Виктора Леонидовича Янова.

(показ репродукций картин художника)

 

- Какое настроение у этих картин?

- солнечные, яркие, радостные, в них много света, радости.

 

- А есть ли у нас музыкальное произведение, которое эмоционально схоже с картинами художника?

 

(исполнение песни «Белая дорожка»

муз. В Ренёва, сл. А Пришельца)

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учи­теля, опираясь на записи в тетрадях ; вокально-хоровая работа

Заинтересован-ность

обсуждаемым вопросом.

Фронтальная,

Вывод и итог

Помогает в формулировании вывода урока:

 

- Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она вам нарисовала?

- Образ зимы.

- С какими произведениями мы сегодня познакомились? Кто авторы этих произведений. (ответы детей)

- А какую музыку мы увидели и услышали сегодня на уроке?

- Мы поняли, что она может быть разной: морозной, холодной, вьюжной, солнечной, колко, взрывной, таинственной, волшебной.

- В каких видах искусства было показано это время года?

- в ИЗО, музыке, поэзии

 

 

Формулируют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы урока.

Внутренняя самооценка собственных патриотических чувств

Высказывание собственных суждений

Фронтальная, уст­ный опрос.

Вокально-хоровая работа

 

 

Организует исполнение песни

 

(Исполнение песни «Три белых коня» из к/ф-ма «Чародеи»

Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева)

 

Работа над точностью испол­нения ритмического ритма, четкостью дикции, правиль­ностью интонирования.

 

участие в обсуждении.

Вокально-хоровая работа

Исполнение песни в характере.

 

на­блюдение, слуша­ние, исполнение, беседа

Рефлексия учебной деятельно­сти на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу:

 

Ø  - Чему был посвящён сегодняшний урок?

Ø  - Что нового вы узнали на уроке?

Ø  - Чему вы научились?

Ø  - Какая информация показалась вам наиболее интересной? Неинтересной?

Ø  - Какой вид работы понравился больше всего?

Ø  - Меньше всего?

Ø  - Для чего нужны полученные сегодня знания и умения?

Ø  О чем вы можете рассказать дома, чем поделиться, из того что мы сегодня с вами разбирали?

 

(Ответы учащихся).

 

- Ребята, заполните карту самооценки вашей деятельности на уроке музыки (Заполнение)

 

участие в

обсуждении. Свободные высказывания.

Рефлексия. Закрепление. Высказывание собственных суждений

Фронтальная. Уст­ный опрос.

Домашнее задание

- Ребята, я поздравляю вас с наступающим Новым годом, предстоящими каникулами. А в качестве домашнего задания я предлагаю вам во время прогулок послушать в природе звуки зимы.

 

Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учи­теля.

 

Желание продолжить общение с музыкой

Запись в тетради.

Выход

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФорма и методы контроля осуществляемые действияОжидаемый результат

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФорма и методы контроля осуществляемые действияОжидаемый результат

Снег идет» 1-я часть из кантаты

Снег идет» 1-я часть из кантаты

Зима, действительно, может быть разной

Зима, действительно, может быть разной

Вы могли бы охарактеризовать данный музыкальный фрагмент? -

Вы могли бы охарактеризовать данный музыкальный фрагмент? -

Ребята, а знали ли вы, что история музыки знает 4-х композиторов, которые своей музыкой описали все четыре времени года

Ребята, а знали ли вы, что история музыки знает 4-х композиторов, которые своей музыкой описали все четыре времени года

Звучит «Декабрь» П.И. Чайковского (фортепиано)) -

Звучит «Декабрь» П.И. Чайковского (фортепиано)) -

Познакомившись с «Декабрем» П.И

Познакомившись с «Декабрем» П.И

Зима, ребята, бывает ведь не только у нас в

Зима, ребята, бывает ведь не только у нас в

Одинаково или по-разному передали образ зимы

Одинаково или по-разному передали образ зимы

Вывод и итог Помогает в формулировании вывода урока: -

Вывод и итог Помогает в формулировании вывода урока: -

О чем вы можете рассказать дома, чем поделиться, из того что мы сегодня с вами разбирали? (Ответы учащихся)

О чем вы можете рассказать дома, чем поделиться, из того что мы сегодня с вами разбирали? (Ответы учащихся)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2022