Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 города Читы»
Система оценочных средств
по русскому языку 5 класс
Разработчик ФИО:
учитель русского языка и литературы
Толпыгина Н.Ю.
Чита 2024
Оглавление
1. Паспорт фонда оценочных средств
2. Материалы стартовой диагностики, промежуточной и выходной для выявления планируемых результатов обучения
2.1 Тесты
2.2. Спецификация диагностической работы
2.2.1. Назначение КИМ
2.2.2. Документы, определяющие содержание КИМ
2.2.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
2.2.4. Структура КИМ
2.2.5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
2.2.6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
2.2.7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
2.2.8. Продолжительность работы
2.3 Обобщенный план варианта диагностической работы
2.4 Система оценивания выполнения заданий по диагностической работе
3. Литература
1. ПАСПОРТ
фонда оценочных средств
по учебному предмету Русский язык 5 класс
Матрица оценочных средств
№ п/п |
Контролируемые раздел, тема |
Наименование оценочного средства |
1 |
«Повторение изученного в начальной школе» |
Диктант, грамматическеские задание |
2. Материалы диагностики для выявления планируемых результатов обучения
2.1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в начальной школе»
«Сторож наших садов»
В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка*. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест**. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.
3. Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.
4. Люди называют синицу сторожем
наших садов.
Грамматические задания
1. Указать морфологическую характеристику слов в указанных предложениях:
I вариант – *
II вариант – **
2. Произвести морфемный разбор слов:
I вариант – наносит, фруктовых, грудка,
II вариант – разломишь, маленький, жучками.
3. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами «Безударные проверяемые
гласные и согласные в корне слова», объяснить правописание графически.
полнить фонетический разбор слов:
I вариант – цветов;
II вариант – листья.
Метапредметные задания
Текст диктанта напрямую связан с изучением предмета биологии, поэтому предлагается составить текст-описание, характеризующее синицу.
2.2 Спецификация диагностической работы
Выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 5 классов образовательных организаций требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2.2.1. Назначение КИМ
Выявить степень соответствия подготовки учащихся 5 классов образовательных организаций требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Оценить уровень знаний по теме «Повторение изученного в начальной школе» учащихся 5 классов общеобразовательных организаций в целях мониторинга в рамках входного контроля.
2.2.2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»
2.2.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Концептуальные подходы к формированию КИМ для 5 класса по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии с указанным в п. 2 нормативным документом. Намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования и реализованный в материалах единого государственного экзамена компетентностный подход отразился и в содержании проверочной работы в 5 классе. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания об односоставных предложениях, их видов; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности. Выполнение учащимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в начальной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку, что обеспечивает возможность успешного продолжения обучения в 5 классе и дальнейшей успешной подготовке к государственному экзамену (ОГЭ).
2.2.4. Структура КИМ.
Диктант.
Грамматические задания по вариантам.
Предлагаемые варианты заданий нацелены на определение уровня сформированности основных метапредметых результатов обучения – умение обучаемых работать с художественными и познавательными текстами. Работа диагностирует три группы умений работы с текстом: общее понимание текста и ориентация в нём; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для решения различного круга задач. Проверяются коммуникативные и познавательные УУД
2.2.5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Таблица 2
Содержательные разделы |
Количествозаданий |
Максимальныйпервичныйбалл |
Процент максимальногопервичного баллаза выполнение заданийданного разделасодержания отмаксимальногопервичного балла за всюработу, равного 35 |
Синтаксис |
16 |
16 |
45 |
Речь. Письмо. Созданиетекста в соответствии сзаданной темой и функционально-смысловым типомречи |
1 |
9 |
26 |
Практическая грамотность и фактическая точность речи |
1 |
10 |
29 |
Итого |
|
35 |
100 |
2.2.6. Распределение заданий по уровням сложности
Таблица 3.
Уровеньсложности заданий |
Количество заданий |
1 |
5 |
БАЗОВЫЙ |
3 |
ПОВЫШЕННЫЙ |
5 |
|
- |
ИТОГО |
5 |
2.2.7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом
Критерии диктанта и грамматических заданий
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление
графического характера). «4» – ставится, если не более двух орфографических
ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от
каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана
неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких
слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни
в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды
написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она
считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно
применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не
менее 3/4 заданий; «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение
определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не
менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий;
2.2.8.Продолжительность работы
На выполнение работы по русскому языку дается 80 минут.
На выполнение заданий части 1 отводится 30 минут.
На выполнение заданий части 2 также отводится 50 минут. Между выполнением заданий частей 1 и 2. Перерыв предусмотрен.
3. Литература
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).
В основу контрольно-оценочных средств легли следущие методические и дидактические пособия:
1. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2014
2. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Соловьёва Н.Н. – М.: Просвещение, 2014.
3. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.