Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»
Оценка 4.6

Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
СCУЗ, ВУЗ
22.10.2023
Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»
Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»
Чиркова Система поощрений.docx

 

Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»

 

Структура поощрение и его необходимость

Начнем с того, что такое поощрение?

Поощрение – это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять

Одним из основополагающих принципов АВА является наличие системы поощрений. С помощью различных поощрений у ребёнка создаётся мотивация к занятиям. Мотивация необходима в любом обучении. Но именно мотивации не хватает или обычно её нет у детей с аутизмом. Детям с аутизмом не интересно то, что предлагает учитель, для них это не является мотивацией. И поэтому они не хотят заниматься. Им нужно что-то интересное, что они получат после занятия. Вот почему в АВА так важны поощрения.

Если у ребёнка достаточно интересных для него поощрений, то это очень сильно помогает в обучении, повышает его эффективность. Поощрение – это инструмент для обучения. Есть поощрение, есть инструмент - есть обучение. Поиск новых поощрений должен проводиться постоянно. Это такая же важная задача, как работать над речью или мелкой моторикой.

Поощрение это мотивационный фактор, который усиливает желаемую реакцию в будущем. Необходимо, чтобы ребёнок хотел получить это поощрение, именно сейчас. Т.е. для того, чтобы целевое поведение произошло, нужно создать мотивационные условия, при которых поощрение будет значимым.

На начальном этапе поощрение должно предоставляться сразу после целевой реакции (в течение нескольких секунд). Иначе потом ребёнок уже не поймёт, за что он получил поощрение. И не сможет связать поощрение со своим правильным действием. Если предоставление поощрения задерживается, то за это время ребёнок сможет сделать какое то нежелательное действие, например, замахать руками или закричать. И если поощрение будет дано с задержкой, ребёнок подумает, что его поощрили за взмахи руками или крик. Таким образом,  вместо того, чтобы подкрепить целевое поведение, вы подкрепляете нежелательное поведение.

В качестве поощрений могут быть: Игрушки, книжки, разные сладости (очень маленькие кусочки), мотивационная деятельность (прогулка, музыка, сенсорная коробка, занятия сенсорной интеграцией, компьютер с игрой и т.д.), жетоны (промежуточные поощрения), похвала.

Поощрения действительно нужны всем детям. Однако существует различия в то, что норматипичных ребёнок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием и восприятием социальных норм, ценностей и смысла взаимодействия с другими людьми. Дети с РАС в силу искаженного восприятия мира не имеют мотивации ко многим видам деятельности, они не обладают пониманием необходимости вещей, отсутствует к ним интерес. Поэтому чтобы получить желаемый результат, нужно придерживаться правил и инструкций касательно использования материальных стимулов (сладости, фрукты, вещи, игры и др.).

Поощрение используется только после реакции. Если ребенок с трудом выполняет поставленную задачу, можно применить еще один эффективный поведенческий инструмент — подсказки, вместо того, чтобы сразу тянуться за лакомством. Как только задание будет выполнено, дайте ребёнку заслуженную награду. Для закрепления результата следует повторить упражнение, давая с каждым разом все меньше подсказок. Таким образом, с помощью системы поощрений у детей с расстройством аутистического спектра формируются самостоятельные реакции, навыки и социально приемлемое поведение.

Основные правила поощрений в АВА:

1.                 Поощрение должно нравиться ребёнку. Он должен хотеть получить его здесь и сейчас.

2.                 Поощрения должны быть разнообразными, чтобы не было перенасыщения.

3.                 Ребёнок получает поощрение только после целевой реакции. Т.е. ребёнок не получает его просто так.

4.                 На начальном этапе поощрение выдаётся немедленно. Потом можно увеличить интервал, но он не должен быть слишком большим. Это снизит эффективность занятий.

5.                 На первом этапе нужно называть поведение (действие), за которое ребёнок получил поощрение.

6.                 Существенно важно искать новые и необычные поощрения.

7.                 Социальные поощрения (эмоциональная похвала и др.) должны ассоциироваться с первичными. Например, вы не просто даёте ребёнку игрушку, но ещё и хвалите его, улыбаетесь. Это позволит убрать основное подкрепление и оставить только похвалу.

8.                 Желательно чтобы поощрения соответствовали возрасту ребёнка.

9.                 Интенсивность поощрения в дальнейшем снижается. Нужно переходить на переменный режим подкрепления. Т.е. поощряется не каждая правильная реакция, а например каждая третья или пятая.

10.            Со временем необходимо ввести систему поощрений: самые лучшие, хорошие и средние. За самые сложные задания ребёнок получает самые лучшие поощрения.

               

Виды поощрений в рамках ресурсной зоны

Существует несколько видов поощрения.

Поощрение с помощью жетонов

Жетон – это соединительное звено между тем, что ребёнок делает сейчас и той наградой за выполнение задания, которую он заработает чуть позже. Жетон – это мостик между заданием и окончательным поощрением. Это напоминание ребёнку о том, что он скоро получит поощрение.

Жетоны, как система подкрепления отрабатываемых навыков, широко применяется в АВА-терапии. В качестве жетона может использоваться любой объект (обычно используются яркие однотипные предметы). За каждое желаемое поведение обучаемый получает один жетон, а собрав определённое количество жетонов происходит их обмен на мотивационный стимул. Под мотивационным стимулом в ава-терапии понимается как материальное, так и не материальное поощрение, имеющее большое значение для обучаемого.

Использование жетонов позволяет значительно увеличить темп занятия, что положительно сказывается на его эффективности.

Применение жетонов базируется на четырёх базовых принципах:

-наличие нескольких небольших однотипных предметов – жетонов;

-знание мотивационного стимула, на который обмениваются собранные жетоны;

-конкретно сформулированное поведение, за которое ребёнок получает очередной жетон;

-принцип мгновенного поощрения (между желаемым поведением и получением жетона должно проходить минимальное количество времени).

Плюсы использования жетонов неоспоримы. Прежде всего появляется возможность сократить использование прямых поощрений. Прямое поощрение имеет ряд недостатков:

-длительное время реализации (перерыв на еду или игру);

-постепенное снижение ценности поощрения в следствия частого использования;

-поощрения, которые нельзя использовать слишком часто, например, пищевые стимулы.

Прямое поощрение - поощрение, при котором мотивационный стимул даётся сразу после выполнения задания. Прямое поощрения чаще всего используется при обучение смешенного блока.

Поведенческий контракт

Поведенческий контракт ─ довольно интересный и универсальный инструмент, который позволяет чётко обозначить виды поведения и их последствия, что делает будущее взаимодействие ясным и прозрачным. Его цель ─ снизить нежелательное поведение за счёт контроля последствий. Контракт содержит три основных раздела:

1. Условия начисления баллов

2. Штрафы

3. Призы

В первом разделе указываем все виды приемлемого поведения, частоту которых планировали увеличить. Каждому из них присваиваем некоторое количество баллов. Ребёнок может заработать эти баллы и обменять их на соответствующие по стоимости призы. Отметим, что в этом разделе могут быть тематические подразделы. Например, разделение на «быт» (домашние обязанности и рутина), «занятия» (поведение во время занятий) и «поведение в обществе» (вежливая речь и т.п.).

В разделе «Штрафы» перечисляем виды нежелательного поведения, подлежащие коррекции. Например, вербальную агрессию и самоповреждающее поведение. Каждому пункту соответствует определённое количество баллов. Эти баллы вычитаются из «заработка» в случае эпизода проблемного поведения.

Наконец, третий раздел включает список всех мотивационных действий или стимулов, которые предоставляются ребёнку в обмен на баллы. Каждый из призов имеет свою стоимость в зависимости от позиции в иерархии мотивационных стимулов.

Любой поведенческий договор также подразумевает дату и место для подписи сторон, обязующихся его соблюдать. Кроме того, он включает набор пунктов, уточняющих, кто и как может пользоваться данным контрактом, и прочие тонкости, которые вы считаете нужным указать. Например, сроки выполнения. Очень важно строго следовать базовым правилам, нарушение которых обычно приводит к обесцениванию договорённости, прекращению действия документа и снижению уровня сотрудничества в дальнейшем.

Правила поведенческого контракта:

1. Контракт соблюдается всеми сторонами.

2. Контракт — это справедливая договорённость: штрафные баллы должны быть соразмерны начисляемым баллам. Не допускайте ситуации ухода в постоянный минус. Это усугубит нежелательное поведение, так как контракт перестанет быть выгодным ребёнку, и ситуация выйдет из-под контроля.

3. Контракт действует ежедневно, если не оговорено иное.

4. Любые изменения должны обсуждаться и быть принятыми всеми сторонами.

Интервальное поощрение.

Существует несколько видов интервального поощрения. Поощрения с постоянным интервалом (fixed interval, FI) — режим, при котором подкрепляют первую реакцию по истечении постоянного промежутка времени (например, при режиме FI 3 мин. подкрепляется первая реакция по истечении трёх минут).

Поощрения с переменным интервалом (variable interval, VI) — режим, при котором подкрепляют первую правильную реакцию по истечении меняющихся промежутков времени. Для количественной характеристики данного режима используют усреднённый интервал. Например, режим подкрепления с переменным интервалом 3 означает, что интервалы между подкреплением длятся в среднем 3 минуты. Подкрепление может даваться через 3 мин, 6 мин, 1 мин, 2 мин. Частота поведения не высокая, но стабильная. Чем длиннее интервал, тем ниже частота ответов.

Для того, чтобы рассчитать правильное соотношение интервалов, необходимо опираться на данные наблюдений, то есть выяснить максимальный и/или минимальный интервал в минутах или секундах, который можно использовать в работе с поведением. Можно использовать сетку интервалов начиная с минимального и до максимального в случайном порядке для вычисления среднего значения для расписания " Режим подкрепления с переменным интервалом ". Так же в ходе работы, опираясь на данные наблюдений можно заменять короткие интервалы на длинные и наоборот.

Таким образом, используя поощрения с переменным интервалом, мы прореживаем частоту подачи подкрепления, уходя от подачи подкрепления за каждую верную реакцию, по мере освоения навыка к переменной подачи подкрепления. В итоге, мы оставляем социальное подкрепление или лишь иногда выдаём подкрепление, которое использовали при обучении навыка.

 

 

Результативность поощрений

Эффективное поощрение

1. Осуществляется регулярно.

2. Сопровождается пояснением: что конкретно достойно поощрения.

3. Проявляет заинтересованность в успехах ученика.

4. Дает ребенку сведения о значимости достигнутых результатов

5. Ориентирует ученика на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов

6. Сопровождается  сравнением прошлых и настоящих достижений ученика, отмечается любой успех.

7. Поощрение соразмерно усилиям, которые затратил ребенок.

8. Связывает успехи со стараниями ребенка.

9. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что успех в работе зависит от его собственных усилий

Эффективность поощрения и наказания зависит от того, насколько они важны для ребенка. Если, например, за плохое поведение ребенка лишают того, что ему не очень нужно, то эффективность наказания будет невелика


 

Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»

Система поощрений и увеличение учебной мотивации для учеников, обучающихся в рамках «Ресурсной зоны»

И если поощрение будет дано с задержкой, ребёнок подумает, что его поощрили за взмахи руками или крик

И если поощрение будет дано с задержкой, ребёнок подумает, что его поощрили за взмахи руками или крик

Поощрения должны быть разнообразными, чтобы не было перенасыщения

Поощрения должны быть разнообразными, чтобы не было перенасыщения

Жетоны, как система подкрепления отрабатываемых навыков, широко применяется в

Жетоны, как система подкрепления отрабатываемых навыков, широко применяется в

Поведенческий контракт ─ довольно интересный и универсальный инструмент, который позволяет чётко обозначить виды поведения и их последствия, что делает будущее взаимодействие ясным и прозрачным

Поведенческий контракт ─ довольно интересный и универсальный инструмент, который позволяет чётко обозначить виды поведения и их последствия, что делает будущее взаимодействие ясным и прозрачным

Правила поведенческого контракта: 1

Правила поведенческого контракта: 1

Режим подкрепления с переменным интервалом "

Режим подкрепления с переменным интервалом "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2023