Профориентация
это один из компонентов социализации человека; оказание личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.
Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Цель профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
1-4 классы:
этап формирования у младших школьников начальных трудовых навыков;
этап развития интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.
Виды и формы деятельности
1-4 классы
Учебная деятельность
Классные часы, занятия, беседы развивающие интерес к познанию мира профессий.
Информационные минутки на уроках для развития представлений о различных сферах человеческой деятельности.
Внеурочная деятельность
Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий».
Конкурс-презентация «В мире профессий».
В школьной библиотеке
Выставки книг, рассказывающих о профессиях.
Библиотечные уроки «Человек и профессия».
Внешкольная деятельность
Встреча с представителями различных профессий.
Проектория (знакомство с профессиями).
Работа с родителями
Классные собрания по теме: «Детям о профессии».
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
5-7 классы:
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
Виды и формы деятельности
5-7 классы
Учебная деятельность
Проведение уроков (этапа урока) профориентации, связанных с профессиями данной предметной области.
Классные часы, занятия, беседы, способствующие формированию профессионально ориентированных знаний.
В школьной библиотеке
Выставки книг, посвященных видам деятельности человека: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».
Библиотечные уроки «Кем быть», «В мире профессий».
Внеурочная деятельность
Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий».
Конкурс-презентация «В мире профессий» (5-е классы).
Изучение информации на стендах школы «Твоя профессия – твое будущее», «В мире профессий».
Внешкольная деятельность
Экскурсии на предприятия.
Встреча с представителями различных профессий.
Проектория (знакомство с профессиями)
Работа с родителями
Классные собрания по теме: «Роль семьи в профессиональном самоопределении школьника»
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
8-9 классы:
Этап формирования профессиональной направленности, осознание своих интересов в выборе профессии,
Этап консультирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
Этап предпрофильной подготовки.
Виды и формы деятельности
8-9 классы
Учебная деятельность
Классные часы, занятия, беседы по профнаправленности.
Проектная деятельность, игра в школьном театре
Психологические тренинги «Выбор профессии».
Проведение дней самоуправления.
Внеурочная деятельность
Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий».
Внешкольная деятельность
Тестирования с целью определения области профессиональных предпочтений.
Экскурсии на различные предприятия, в СПО, ВУЗы.
Проектория (знакомство с профессиями).
Обновление и пополнение информации на стендах школы «Твоя профессия – твое будущее», «В мире профессий».
Работа с родителями
Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки.
Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессии («Куда пойти учиться», «Как выбрать профессию» и др.)
Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми.
Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями.
Виды и формы деятельности
10-11 классы
Учебная деятельность
Классные часы, занятия, беседы, способствующие уточнению профессионального запроса; анализ рынка труда и востребованности профессий.
Проектная деятельность: в процессе работы над индивидуальными учебными проектами и играя в школьном театре, обучающиеся знакомятся с профессиями;
Психологические тренинги «Я в профессии».
Проведение дней самоуправления.
Внеурочная деятельность
Курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий».
Внешкольная деятельность
Тестирования с целью определения области профессиональных предпочтений
Экскурсии на различные предприятия, в СПО, ВУЗы.
Проектория (знакомство с профессиями).
Работа с родителями
Анкетирование родителей по проблемам предпрофильной подготовки.
Проведение родительских собраний о проблемах выбора профессии («Куда пойти учиться», «Как выбрать профессию» и др.).
Проведение индивидуальных бесед с родителями, совместных бесед с родителями и детьми.
Проведение консультаций по профориентационной работе с родителями.
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Заместитель директора
по воспитательной работе
направляет, согласует и синхронизирует, оказывает методическую помощь всем участникам профориентации;
проводит педсоветы, совещания, МО по вопросам профориентации;
поддерживает связи школы с социальными партнерами;
анализирует и корректирует профориентационную работу в школе.
Структура профориентационной работы (внутренняя коммуникация)
Директор
Заместитель директора по воспитательной работе
Классные руководители
Учителя-предметники
Социальный педагог
Практический психолог
Педагог-организатор
Заведующийбиблиотекой
Медсестра
Структура профориентационной работы (внешняя коммуникация)
Городская библиотека
Брянковский центр занятости
СПО, ВУЗы
Профи-ленд
Презентации
Деловая игра
Проф.калейдоскоп
Республиканские акции
Профессиографические экскурсии
Презентации
Листовки, буклеты
Дни открытых дверей
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Классный руководитель
- проводит классные часы, беседы, родительские собрания по профнаправленности;
ведет курс познавательной, просветительской направленности «В мире профессий»;
совместно с практическим психологом ведет наблюдение за выявлением склонностей детей, тестирование по профопределению;
организует экскурсии, встречи с людьми различных профессий.
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Учитель-предметник
повышает интерес, активность в познавательной и творческой деятельности обучающихся;
содействует и готовит обучающихся к участию в предметных олимпиадах;
Развивает у обучающихся профессионально важные навыки в рамках своего предмета.
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Социальный педагог
Практический психолог
организует и проводит тренинги, консультации, игры, тестирования, направленные на профессиональное самоопределение обучающихся, по различным социальным вопросам;
проводит консультирование родителей;
помогает классным руководителям с анализом проведенных профориентационных исследований.
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Педагог-организатор
Заведующий библиотекой
- организует и проводит информационные мероприятия, библиотечные уроки профориентационной направленности;
- обновляет и пополняет содержание стендов «Твоя профессия-твое будущее», «В мире профессий», «Владеешь информацией, владеешь миром» ;
организует и проводит выставки книг и рисунков о профессиях;
Система профориентационной работы в ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Медицинский работник
Учитель ОБЖ
расширяет знания обучающихся о правилах ведения здорового образа жизни;
формирует знания обучающихся о взаимосвязи здоровья человека и требований к различным профессиям;
консультирует обучающихся и родителей по влиянию выбранной профессии на здоровье.
Формы профориентационной работыв ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1»
Для педагогов
Профпросвещение и профконсультация на педсоветах, совещаниях, МО;
Использование
библиотечного фонда.
Для родителей
Индивидуальные консультации;
Родительские собрания;
Отражение профориентационной работы на сайте школы и в соцсетях;
Выступление перед детьми «Моя профессия такая».
РезультатыВыпускники обучаются в
Алчевский металлургический колледж
Индустриальный техникум ДОНГТИ
Комиссаровский колледж-агрофирма
Стахановский промышленно-экономический техникум
Стахановский колледж технологии и машиностроения
Брянковский колледж
Луганский государственный университет имени Владимира Даля
Луганская государственная академия культуры и искусств им. Матусовского
Стахановский педагогический колледж Луганского государственного педагогического университета
Луганский государственный педагогический университет
Луганский государственный медицинский университетим. Св. Луки
Луганская академия внутренних дел имени Э.А.Дидоренко
Донской государственный университет
ЮФУ, г.Таганрог, РФ
Техникум им. А.Т. Туманова, РФ и др.
Перспективы профориентационной работы
Улучшение системы еще более тесного сотрудничества старшей ступени колы с учреждениями дополнительного, профессионального образования и предприятиями города;
Встречи родителей с обучающимися «Зову в профессию»;
Пополнение библиотечного фонда профориентационной литературой;
Организация для педагогов школы профессионального консультирования по профессиональному определению обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.