Система профориентационной работы в современной школе. Опыт работы в направлении профориентации.

  • Документация
  • Педсоветы
  • docx
  • 15.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала профориентация.docx

Система профориентационной работы в современной школе. Опыт работы в направлении профориентации.

Современная ситуация в нашей стране в экономической и социальной сфере требует от нас многофункциональности, креативности и неординарности мышления при решении поставленных задач. Перед современными выпускниками стоит сложная задача – выбрать профессию, которая востребована на рынке труда, которая будет соответствовать особенностям его темперамента и характера и это все заставляет по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.

Основой концепции профориентационной деятельности нашей школы является план профориентационной работы школы на 2022-2023 учебный год, в котором обозначены цели и задачи профессионального воспитания, основные направления и принципы их реализации.

Профориентационная работа предполагает под собой проведение различных мероприятий по установлению профессиональной пригодности обучающегося с использованием различных форм, методов и технологий.

Методы профориентации, используемые в нашей школе:

1.     Информационно-справочные. К ним относятся: справочная литература, профессиограммы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения, справочная литература, учебные фильмы, специализированные уроки, оформление стендов с актуальной информацией о поступлении «В мире профессий», «В помощь выпускнику», «Путь в профессию. Наша школа осуществляет сетевое взаимодействие с АМГПГУ, Инженерной школой и Детским технопарком Кванториум. Эти учреждения приглашают нас к сотрудничеству в виде проведения мастер-классов, оказания методологической поддержки, в реализации дополнительных общеобразовательных программ в дистанционном форматете. Ежегодно проходит единая неделя профориентации «Ярмарка профессий». Для родителей учащихся проводятся родительские собрания по профориентации «Организация профориентационной работы в школе».

2.     Психодиагностика. К ним относятся: закрытые и открытые беседы-интервью, специализированные опросники: профессиональной мотивации, способностей, личностных особенностей, психофизиологические обследования и т. д. Ежегодно проводятся собеседования с учащимися по самоопределению, тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления их профнаправленности,

3.     Методы морально-эмоциональной поддержки. К ним относятся: индивидуальная или групповая психотерапия, тренинги общения, публичные выступления, игры с элементами психотренинга. Так в нашей школе проходят ежегодные конкурсы проектов по профориентации для 8-11 классов «Мой профессиональный старт»; тренинги морально-эмоциональной поддержки; различные игры; тематические классные часы; внеурочная деятельность по профориентации «В мире профессий» для младшеклассников, «Вектор успеха», Педкласс «Карьера» для учеников среднего и старшего звена.

4.     Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: использование схем альтернативного выбора, построение системы различных вариантов действий ученика для достижения поставленной цели, школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.т. д.

С развитием дистанционного обучения и цифровизации образовании необходимо учитывать и включать в профориентационную работу инструменты геймификации.

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения. Куда проще и интереснее ребенку сейчас ознакомиться миром профессий, получить их описание и информацию о соответствующих вузах, просто кликая мышкой за компьютером. Подросток может заняться решением своего вопроса в любое удобное для него время и сам вправе выбирать, с чем и когда ему знакомиться. На таких сайтах обычно, помимо информации, можно найти профориентационные, а также психологические тесты и даже получить онлайн-консультацию психолога и многое другое.

Интернет-ресурсы в помощь педагогам

1. Психологические профориентационные игры, приемы, разработки занятий, олимпиады и конкурсы.

1.1. Проект «Навигатум». Игровые профориентационные материалы, в том числе мультсериал «Калейдоскоп профессий». URL: http://navigatum.ru

1.2. Сайт «Ваш психолог». URL: http://vashpsixolog.ru/index.php

1.3. Сайт Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданного на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.proforientator.ru

1.4. Сайт «Профориентация Грейс». URL: http://proforientation.ru

1.5. Сайт Центра профориентации Эльмиры Давыдовой «ПрофГид». URL: http://www.profguide.ru

1.6. Сайт «PROект PRO». URL: http://proekt-pro.ru

1.7.Сайт «Test Pad». URL: https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/proforientation 

1.12. Сайт «Время выбирать профессию». URL: http://metodkabi.net.ru

1.13 Олимпиада «Технологическое предпринимательство». URL: https://мсп.рф/education/olympiad?utm_source=adv&utm_medium=DOP_kmsp&utm_campaign=yandex_olimp_tech&utm_content=Ima_mk&utm_term=%7Bkeywords%7D&etext=2202.95_2vEZDdzjxAvxIGhorwScDG4lzuI7bx2dmlNqE7p7_6by-xWPWvFabm-3uNtGp4NTIncdLwfcrBVcoiOh435b1vShrvHE_paprR1lc78oKXEvJGvOys2Xg10kqsgSoqySxGCtAKwaQ51cLibBdYGZ2b2ltdmxwcm1pc3pqc3o.1a4b3b9b45a5981e7d5994869d882ac4b4d058d7&yclid=6047262654631826438

2. Секреты выбора профессии

2.1. Сайт «Все для поступающих». URL: https://edunews.ru/

2.2. Сайт «Куда поступить». URL: https://kudapostupat.by/

2.3. Сайт «Смартия». URL: https://smartia.me/skills/

3. Мир профессий (описания различных профессий)

3.1. Сайт «Выбор профессии: кем стать?». URL: https://mycalling.ru/  

3.2. Проект «E-executive»: справочник профессий. URL: https://www.e-xecutive.ru/professions

3.3. Сайт «А. Я. Психология». Профессиограммы. URL: https://azps.ru/porientation/indexpg.html

3.4. Сайт «ПрофВыбор.ру». Электронный музей профессий. URL: http://www.profvibor.ru/oproekte.php

3.5. Портал «Учеба.ру». URL: http://www.ucheba.ru/prof

3.6. Общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент»: для поступающих в вузы и школы России. URL: http://old.urc.ac.ru/abiturient/  

4. Профдиагностика

4.1. Сайт «Профориентация: кем стать». Тесты. URL: https://proforientator.ru/tests/tsel-vybor_professii/

4.2. Сайт «Все для поступающих». Профтесты. URL: https://edunews.ru/

4.3. Сайт «А. Я. Психология». 50 профориентационных тестов. URL: http://azps.ru/tests/indexpf

4.4. Сайт «Профтест. Выбери свой путь!». URL: https://careertest.ru/tests/

4.5. Сайт «ПрофГид». URL: https://www.profguide.io/test/category/proforient/

4.6. Сайт «Профориентация». URL: https://proforientatsia.ru/testy-na-proforientatsiyu-dlya-detej/

Как мы видим, современная профориентационная работа не ограничивается стандартным набором диагностических методик и последующими консультациями на основе результатов тестирования. Стоит отметить, что и государство вкладывается в развитие профориентационного направления молодёжи: организуются и проводятся масштабные мероприятия для школьников, создаются Интернет-ресурсы для помощи в ориентации на рынке труда и т. д.

1. Одним из главных профориентационных мероприятий для школьников является проект «Билет в будущее», который реализуется с 2018 года. Главной целью этого проекта является формирование осознанной способности у обучающихся к выбору профессионального пути. В нём принимают участие учащиеся с шестого по одиннадцатый классы, а также ребята с ОВЗ. В рамках реализации проекта подросткам дают возможность практического погружения в профессию с помощью профессиональных проб, мастер-классов, квестов. Профессиональные пробы — это специально организованная среда, которая предполагает выполнение заданий, связанных с определённой профессией. Всё это способствует достижению главной цели проекта-возможности учащихся познакомиться с миром профессий и сделать свой осознанный и правильный выбор дальнейшего профессионального образования. С практической стороны участники проекта «Билет в будущее» получают рекомендации по выбору своего профессионального пути

2. Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов создали информационный Интернет-портал «Атлас новых профессий». В этом атласе говорится, какие компетенции понадобятся для той или иной профессии. Авторы ресурса делают акцент на тенденции развития востребованных профессий и отраслей на ближайшие два десятилетия

https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf - атлас

https://atlas100.ru/catalog/?aft_2020=yes&otrasl=all – каталог по атласу

3.Если говорит про региональный аналог атласа профессий Сколково, то он представлен в атласе востребованных профессий Хабаровского края, который входит в Комплекс по профессиональному самоопределению «Учись и работай в Хабаровском крае». В нем содержится описание наиболее востребованных профессий в регионе. Помимо их характеристик указаны необходимые личные и профессиональные качества для определенных специальностей. Также описаны ключевые отрасли экономики, активно развивающиеся в крае. Перечислены ведущие предприятия, которые готовы трудоустраивать выпускников учреждений системы среднего профессионального образования. Часть информации представлена с помощью технологии дополненной реальности — через QR-коды. Так же в данный комплекс входит настольная игра «Работай в Хабаровском крае», позволяющая участникам погрузиться в мир профессий, познакомиться с будущими рабочими местами на предприятиях региона, проверить себя в знаниях экономики Хабаровского края, деятельности крупных предприятий, особенностях построения карьеры, прокачать soft skills компетенции.

4. В Хабаровском крае создан свой профориентационный портал Профиполис 27.  Это информационный мегаполис, состоящий из четырех тематических районов для родителей, школьников, студентов и всей семьи, со своими достопримечательностями (тематическими площадками).

6. Ещё одним цифровым инструментом профориентации является площадка «Проектория». С помощью данной платформы школьники могут получить актуальную информацию о рынке труда, завести полезные знакомства, пройти уроки от представителей профессий, а также «примерить» на себя понравившуюся профессию.

6. Одним из интересных проектов является проект «Шоу Профессий». «Шоу профессий» – это проект, который в формате ярких видеовыпусков расскажет о самых важных и интересных профессиях.

6. Сервис «Профилум» реализуется совместно с издательством «Просвещение». Это профессиональной навигации, помогает сориентироваться в мире новых профессий, узнать диапазон зарплат, востребованность, требуемые компетенции, подбирает варианты подходящих видов деятельности, предлагает круг профессий на основе компетенций. Помогаем школьникам выбрать будущую профессию и спланировать свой путь к ней.

7. Если говорить о коммерческих организациях, то научно-исследовательский проект «Навигатум» создаёт игровые инструменты системной профориентации: тесты и опросники, готовые сценарии уроков, мультфильмы о профессиях и труде, видеофильмы о выборе профессии и своего пути, обучающие настольные и компьютерные игры.

8. Ну еще в заключении хочу поделиться с вами одним  из значимых мероприятий этого года, реализуемым  в рамках национального проекта «Образование», который  организован Фондом Гуманитарных Проектов — это выход  на экраны первого профориентационного веб-сериала, который на примере успеха людей разных профессий расскажет о науке, технологии, кулинарии, фермерстве и многих других направлениях работы. В каждой серии зритель познакомится с личной историей труда и успеха, а также сделает для себя ряд неожиданных открытий относительно привычных профессий.

Список цифровых ресурсов, которые предназначены для профориентации молодёжи, гораздо шире. Как мы видим, в настоящее время разрабатываются и внедряются разнообразные технологии и методы с целью содействия осознанного выбора своего профессионального пути у молодёжи.

Таким образом, мы видим, как в настоящее время научно-технический прогресс проникает и в систему образования, дополняя традиционные формы работы с учащимися новыми технологиями, которые призваны помочь нашим детям сориентироваться в многообразии вариантов профессионального развития.


 

Скачано с www.znanio.ru