"Система работы классного руководителя по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни."
Оценка 5

"Система работы классного руководителя по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни."

Оценка 5
docx
08.08.2022
"Система работы классного руководителя по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни."
кл.рук 5.docx

Система работы классного руководителя

по формированию у учащихся культуры здорового образа

жизни.

 

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Правильное отношение к своему здоровью следует формировать у человека с детства, чтобы воспитать гармонично развитую, здоровую личность.

Цель моего выступления: Раскрыть особенности работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни у школьников.

 

Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей.

В работе классного руководителя должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:

- Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

- Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий.

- Недостаток двигательной активности.

- Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

- Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

- Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Программы по формированию ЗОЖ для классного коллектива ставят перед классным руководителем следующие задачи:

- Научить детей определять свое состояние и ощущения.

- Сформировать у школьников активную жизненную позицию.

- Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.

- Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.

- Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.

- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

- Привить детям умения оказывать элементарную помощь при травмах.

- Формировать у учащихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Работа по формированию здорового образа жизни должна проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию ученик получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни (на кл. часах, оформление стендов)

2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время процесс воспитания у детей заботы о собственном здоровье, формирования у них соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве в настоящее время слишком формален.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании.

4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здесь важно учитывать не только занятия физкультурой в школе, спортивные кружки и спортивные секции, необходимо пропагандировать утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы, и другие формы, доступные для массового использования. Стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры.

И вот как наша школа работает над всеми этими задачами. Многие спортивные мероприятия, мы проводим совместно с классными руководителями, школьным ученическим самоуправлением, как самостоятельно, так и совместно с другими учреждениями (чаще с Дворцом Культуры п. Донского).

1.     День Здоровья (мы проводим 2 раза в год. Мы проводим его в форме спортивной игры «Вертушка» на берегу реки Аксай) (Слайд 2,3)

2.     Чтобы компенсировать недостаток двигательной активности, проводим физкультминутки, где участвует вся школа (Слайд 4)

3.     7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. В преддверии этого дня, 4 апреля, в спортивном зале Дворца культуры микрорайона Донской собрались ребята средней школы №10, для того чтобы принять участие в ставшем уже традиционным спортивном празднике «Будем молоды, здоровы!». Соревновались на этот раз команды 7 «А» и 7 «Б» классов. Было проведено множество эстафет, в которых ребята проявляли не только силу, ловкость и выносливость, но и умение работать в команде, что не менее важно. В процессе соревнований мы увидели, сколько эмоций было у ребят, как они радуются, когда одерживают победу. Праздник прошёл на одном дыхании. (Слайд 5)

4.     «Территория жизни» - спортивный праздник, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИДом 8 декабря в спортзале Дворца культуры микрорайона Донской состоялся большой спортивный праздник, посвящённый Всемирному дню борьбы со СПИДом, в котором приняли участие учащиеся средней школы № 10. В рамках этого праздника школьники показали результаты своей работы в направлении популяризации здорового образа жизни. Началось действие с показательных выступлений агитбригады старшеклассников, затем состоялся спортивно-танцевальный флешмоб. Ребята ознакомили школьников со страшными цифрами статистики распространения ВИЧ-инфекции среди детей. Они призвали своих сверстников никогда не пробовать наркотики, вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, танцами, посещать развивающие кружки, много читать и есть здоровую пищу.

(Слайд 6)

1.     30 ноября в спортивном зале Дворца культуры мкр. Донской собралась самая активная и позитивная, самая здоровая молодежь микрорайона Донской. Этот праздник был приурочен к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря). А как молодежь может заявить о своем «здоровом» выборе, о приверженности к здоровому образу жизни и отрицании вредных привычек? Конечно - же, только посредством личного примера и спортивными соревнованиями. В соревновательной части праздника участвовали сборные команды учащихся 9-го и 10-го классов МБОУ СОШ №10 микрорайона Донской. Ребята успешно показали два конкурса – домашних задания: «Визитная карточка» и «Физкультминутка». Они танцевали и пели, произносили девизы и речевки о здоровом образе жизни.

(Слайд 7)



1.     С целью повышения эффективности работы по данному направлению в школе разработана и утверждена воспитательная программа атинаркотического воспитания «Мы выбираем жизнь!». Члены школьного ученического самоуправления регулярно организуют и проводят мероприятия по этим направлениям. Проведение проектов, акций и флеш-мобов стало в нашей школе традицией. Чтобы поднять мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, понимание понятия ценности здоровья, повысить эффективность здоровьесберегающей среды школы, был разработан проект «Мы выбираем жизнь!». Проект рассчитан на учащихся 2-11 классов. Активное участие в осуществлении проекта принимают и родители учащихся. А так же благодарными зрителями становятся жители поселка во время финала проекта. В это время были проводятся следующие мероприятия:

·         Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» (для учащихся 2-6 классов)

·         Конкурс плакатов «Сделай правильный выбор!» (для учащихся 7-11 классов). В школе были оформлены выставки рисунков и плакатов и награждены победители.

·         Конкурс мини-сочинений «Мой жизненный выбор» ( для учащихся 7-11 классов)

·         Разработка листовок и агит-плакатов (эта работа была проделана членами ШУС). Листовки и плакаты были распространены среди учащихся школы и среди жителей поселка во время пробега.

·         Итогом проекта стал флеш-моб на площади ДК, в котором участвовали учащиеся 2, 5-11 классов практически в полном составе со своими классными руководителями.

·         После флеш-моба состоялся агит-пробег по улицам п. Донской. В забеге принимали участие 5- 11 классы.

·         А пока старшие классы совершали пробег, для учащихся 2-4 классов на площади ДК была проведена веселая зарядка и спортивные конкурсы.

(Слайд 8-13)

 

 

                   

Итоги социального проекта размещаются на школьном сайте, в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте», а также освещены в газетах «Пятница» и «Энергетик». (Слайд 14)

1.     Важную роль в формировании здорового образа жизни детей играет семья. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.



(Слайд 15)



Вот и на этот раз, в канун празднования Международного дня друзей, в спортивном зале Дворца культуры собрались те, кто не мыслит своей жизни без физкультуры и спорта. 8 июня в спортивно-игровом празднике-конкурсе "Мы - спортивная семья", приняли участие семейные команды работников филиала ПАО "ОГК-2" - Новочеркасская ГРЭС, учащиеся наших школ вместе с родителями. Мероприятие было насыщено эстафетами и творческими заданиями для участников, массовыми двигательными упражнениями и концертными номерами. По отзывам игроков и болельщиков, участие в празднике «Мы – спортивная семья» стало для них незабываемым событием, несущим радость общения, заряд бодрости и хорошего настроения всем – и взрослым, и детям.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой и соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.

- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

- Комплексное использование личностно-ориентированных технологий, учитывающих особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Эффективность решения задач по формированию у школьников ЗОЖ можно определить по динамике физического состояния ребенка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности, по отношению к собственному здоровью.

 

1.     Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ является рациональное питание. Мы осваиваем программу курса «Культура здорового питания», которая входит в план воспитательной работы школы. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Основные мероприятия, проводимые в нашей школе: акция «Мы за здоровое питание!», это интегрирование уроков по правильному питанию, практические работы по приготовлению коктейлей, салатов, бутербродов, проведение классных часов по темам программы, выпуск буклетов, анкетирование учащихся, участие в конкурсах, проведение классных родительских собраний и один из наших любимых меропритиятий «День национальной кухни» (Слайд16,17)

По окончании обучения по программе «Культура здорового питания» проводится анкетирование обучающихся для оценки эффективности реализации программы.

9. Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни, правилам безопасности, умения оказывать элементарную помощь при травмах. Обучающий аспект этой системы включает в себя:

освоение учебных программ по здоровому образу жизни;

освоение пособий для педагогов и учащихся;

И после теоретического обучения, мы проводим и практическое обучение. В рамках мероприятия «Держава армией сильна» проводим спортивные соревнования с умением оказать элементарную помощь.

(Слайд 18)

 

 

При организации образования в области здоровья, необходимо помнить:

если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе;

если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;

если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде;

если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Урок - основная структурная единица учебной работы с учащимися. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения.

Обязательными на уроке являются динамические паузы. Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия - гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало. Поэтому очень важно не просто проводить физкультминутки, но и использовать различные виды: дыхательные, зрительные, пальчиковые гимнастики, упражнения для формирования осанки, психогимнастику. А при работе детей с компьютером такие динамические паузы обязательны. Для проведения динамических пауз можно использовать мультимедийное оборудования, что усилит визуальный и звуковой ряд физкультминуток.

Грамотное использование и учет всех составляющих здоровьесберегающей образовательной среды позволит в дальнейшем не только сохранить здоровую личность школьника, но и укрепить его здоровье, а также развить интерес к здоровому образу жизни.


 

Система работы классного руководителя по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни

Система работы классного руководителя по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни

Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье

Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье

Дворцом Культуры п. Донского). 1

Дворцом Культуры п. Донского). 1

Визитная карточка» и «Физкультминутка»

Визитная карточка» и «Физкультминутка»

Итоги социального проекта размещаются на школьном сайте, в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте», а также освещены в газетах «Пятница» и «Энергетик»

Итоги социального проекта размещаются на школьном сайте, в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте», а также освещены в газетах «Пятница» и «Энергетик»

Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни

Наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни

И после теоретического обучения, мы проводим и практическое обучение

И после теоретического обучения, мы проводим и практическое обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2022