«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».
Оценка 4.9

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

Оценка 4.9
docx
24.01.2020
«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».
«Система работы по формированию словаря и фразовой речи речи у детей с ОНР I-II уровня»..docx

 

Разработчик: учитель-логопед Ненашева В.И.

 

 «Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

(из опыта работы)

 

Основной целью логопедической работы с детьми с ОНР I-II уровня является формирование речевой практики как базы для усвоения элементарных языковых закономерностей, подготовка в дальнейшем к усвоению программы для детей с ОНР III уровня.

Для реализации данной цели на начальном этапе обучения определены основные направления логопедической работы с детьми с ОНР I-II уровня:

1.Расширение возможности понимания незнакомых слов и грамматических форм параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.

2.Обучение правильному называнию предметов или явлений словами, соответствующими их названию, взамен аморфных слов.

3.Обогащение, уточнение и активизация предметного, предикативного и адъективного словаря в импрессивной и экспрессивной речи;

3.Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

4.Формирование синтаксических стереотипов, усвоение синтаксических связей в составе предложения.

Для проведения системной и поэтапной логопедической работы составлены календарно-тематические планы НОД, отражающие лексико-грамматический подход в реализации взаимосвязанной деятельности логопеда и воспитателей. В основу планов  была   положена модифицированная система поэтапного формирования устной речи, разработанная Н.С.Жуковой.  Также при разработке планов были частично использованы методические рекомендации, речевой материал, предложенные Н.И.Кузминой, В.И. Рождественской. Разработан альбом «Я буду говорить!». Материал данного альбома помогает ребенку поэтапно овладеть устной речью, начиная с первых форм слов, с первых типов предложений, с учетом развития детской  речи в онтогенезе. Уточнен  комплекс фонеритмических движений для вызывания и  произнесения правильных окончаний, аффиксов, предлогов детьми.

Успешность реализации основной цели коррекционной работы зависит от  слаженной преемственной  работы логопеда и воспитателя.

Воспитатели  проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению пассивного словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений; закрепляютучебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки устной речи в различных ситуациях, в режимных моментах.

Логопед осуществляет целенаправленную поэтапную работу по вызыванию и формированию у детей правильных слов, грамматических и синтаксических категорий с использованием специально отобранногоречевого, игрового и наглядного материала.

К системе планирования и реализации коррекционных задач на занятиях логопеда применяется лексико-грамматический подход, так как для детей важным является овладение правильными словами и  закрепление значений этих слов в их сочетаниях и предложени­ях.

Лексико-грамматический подход позволяетпланировать для изучения на занятии одну из словарных илиграмматических тем, например:

Двусложные слова.

Двусложное предложение.

Глагол в инфинитивной форме.

Родительный падеж существительных единственного числа.

Существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и т.п.

Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно, а в соответствии с результатами первичного обследования, в соответствии с этапами формирования речи ребенка при нормальном ходе ее развитии.

При лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы слов, формы словообразования, а так­же основные модели построения словосочетаний и предложе­ний, характерные для грамматической системы русского языка. 

При разработкекалендарно-тематического плана НОД воспитателя по развитиюсловаря применяется лексический подход. При лексическомподходе воспитатель выбирает для занятия одну словарную тему. Например, такую как  «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Туалет», «Овощи», «Продукты», «Домаш­ние животные» и др. В рамках темы воспитатель намечает задачи по ознакомлению с окружающим миром, а также задачи по обогащению и активизации словаря, по закреплению лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, на занятиях по математике, изодеятельности.

При лексическом подходе основное внимание детей сосредоточивается на одной определенной теме. Например, по теме «В гостях у Мойдодыра» они  знакомятся с предметами туалета,  действиями с ними, обогащают и активизируют словарь не только на занятии по развитию речи, но на занятиях по изодеятельности (тема занятия по рисованию «Расчески»). В режимных моментах, после дневного сна, во время умывания и расчесывания дети закрепляютпотешки «Расти- коса до пояса…», «Водичка, водичка умой моё личико …»,  в самостоятельной деятельности разворачивают сюжетную игру «Купаем малыша» и т.п.

            При составлении речевых занятий с детьми частично  используются методические рекомендации по развитию речи на занятиях В.В.Гербовой (М., 1983 г.), а также некоторые приемы для детей раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития А.В.Гришвиной, Е.Я. Пузыревской, (М., 1988г.)

Календарно- тематические планы НОД логопеда и воспитателя взаимосвязаны. Поэтапная работа разбита на 3 периода обучения. Каждая неделя периода предусматривает изучение определенной лексической темы. В плане отражены темы занятий логопеда, воспитателей, коррекционные задачи,представлен не только речевой материал, но и игровой, а также некоторые приемы по реализации коррекционных задач.

Планирование коррекционно-развивающей работы осуществляется с опорой на следующие принципы:

Принцип развития  динамичности восприятия успешно реализуется через использование заданий, речевого материала с постепенно нарастающей трудностью. Первые темы занятий максимально приближены к окружающему быту ребенка. Например, «Семья», «Игрушки», «Туалетные принадлежности» и т.д.  Речевой материал подбирается из двухсложных слов с открытыми слогами, включающими в свой фонетический состав дефектные для произношения звуки.  На данном этапе важнопривлечь внимание ребенка к неосознанной ритмизации слова. Данная задача решаетсячерез такой прием, как отхлопывание ритмического рисунка слова  с помощью логопеда (логопед помогает ребенку говорить и одновременно хлопать). Не смотря на однотипность упражнений, ребенок начинает самостоятельно произносить ритмический рисунок слова, пропуская дефектные согласные, но произнося ударный гласный и последующий гласный (например, слово «Лиза», ребенок может произнести, так «Иа», «Ита»).

На последующих этапах усложняются лексические темы «Дикие- домашние животные», «Перелетные- зимующие птицы», «Люди разных профессий» и т.д. Речевой материал уже включает слова разной слоговой структуры, детям предъявляются требования правильного произнесения окончаний слов в предложении (идет- идут, поет- поют, веселый, молодой), суффиксов (пел, спал, домик, грибок, собачка).

В ходе занятия материал предъявляется по определенной структуре:  сначала с детьми проводятся игры на актуализацию, имеющихся знаний по прошлой теме, далее предлагаютсяпоручения, просьбы или задаются вопросы на понимание изучаемой грамматической категории, затем предлагаются задания для закрепления материала в односложных фразах, затем в словосочетаниях, далее в многосложных  фразах. 

Также принцип динамичности реализуется через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей. Например, при формировании творительного падежа существительных предлагаются следующие типы заданий:

- ответить на вопросы односложно или фразой («Чем мама моет сына?» - Мылом.  Мама моет сына мылом.);

- произнести словосочетание по демонстрации действия (Логопед демонстрирует действие с предметом на панно и спрашивает: «Что делает мальчик?» Ребенок отвечает: «Мальчик моет посуду». Логопед: «Чем моет?»

Ребенок: «Мылом, губкой, щеткой»);

-составить фразу по опорным предметным картинкам, по схематичным рисункам, количество картинок и схем соответствует количеству необходимых слов во фразе;

-угадать контурное, теневое изображение животного, подобрать картинку «Чем питается животное?».

На занятии дети действуют с натуральными предметами, их заменителями, отрабатывают грамматические категории в дидактических и подвижных играх, обводят шаблоны и трафареты для закрепления лексического и грамматического материала, участвуют в сценках, драматизациях.

Не всякий программный материал по развитию речи можно преподнести  путем обучения на занятии. Поэтому 2-3 раза в неделю совместно с воспитателем организуется и проводится практическая деятельность, которая способствует  усвоению детьми  большой группы словаря - бытового, природоведческого характера и др., закреплению грамматических категорий при сопровождении собственных действий детей.Развитие устной речи осуществляется в предметной и игровой деятельности, самообслуживании, ручном и хозяйственно-бытовом труде, конструировании, изобразительной, музыкальной деятельности. Естественные жизненные ситуации, понятные ребенку, способствуют развитию его речевой активности, самостоятельным высказываниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Принцип продуктивности  обработки информации.

Основным способом реализации данного принципаявляется метод - дозированной поэтапной помощи детям. При произнесении первых форм слов на начальном этапе обучения логопед помогает ребенку начать говорить слово с помощью фенеритмического движения, сопряженным отхлопыванием и проговариванием слоговой структуры слова, затем  побуждает ребенка договаривать начатое взрослым слово, далее закончить начатое предложение, строчку потешки, стихотворения с опорой на предмет или его изображение и т.д.

Например, при изучении темы «Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами» детям предлагается серия слов: домик, кубик, носики т.д., при этом голосом выделяется суффикс –ик,фонеритмическим движением показывается каждый звук, который включен в звуковой состав суффикса (на звук /и/- указательные пальчики обеих рук поднимаются наверх, на звук /к/- согнутые в локтях руки резко отводятся назад). Дети с помощью данного способа в дальнейшем самостоятельно произносят уменьшительно-ласкательные слова по картинкам в коротких фразах.

       Реализация принципа параллельногоразвития и коррекции высших психических функций и речи осуществляется через выполнение на занятиях заданий с опорой на несколько анализаторов, через включение специальных упражнений по развитию психических процессов и сенсомоторных функций.

Системе таких упражнений в условиях коррекции и формирования лексико-грамматических детей придается особое значение. Например:

-на обогащение и активизацию словаря по теме «Игрушки», согласование существительных с прилагательным детям предлагается найти игрушки синего цвета, красного цвета, игрушки похожие на круг, игрушки похожие на квадрат, тем самым у детей развивается зрительное восприятие;

-на обогащение словаря по теме «Продукты питания», согласование существительных с прилагательными с детьми проводятся игры «Что в мешочках?», дети руками трогают крупяные изделия, «Язычок – лизунок», дети на вкус пробуют соленые, сладкие, горькие продукты, что способствует развитию тактильных, осязательных ощущений;

-при формировании существительных в косвенных падежах одновременно развивается зрительная, слуховая  память «Кого (чего) не стало?», «Чем кормили животных?», «Что подарили медвежонку?», «Кому дала платок?»;

-при формировании предложных конструкций предложений, дети отгадывают, где находятся предметы (внизу- вверху, слева- справа, далеко-близко), у детей формируется зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и т.п.

В ходе лексико-грамматических занятий у детей развиваются операции мышления. Например:

- операция обобщения независимо от признака предмета (первый уровень обобщения) актуализируется через предъявление детям картинок с изображением одного предмета, но с разными признаками по цвету, форме, величине, фактуре (стол обеденный, журнальный, письменный), предлагается задание: «Покажи (найди) стол»;

- для обобщения  по сходству предметов по внешним качествам (второй уровень обобщения) предлагаются задания: «Найдите круглые (мягкие, высокие, прозрачные и т.п.) предметы», тем самым параллельно развивается понимание адъективного словаря;

- для развития видовых отношений (третий уровень обобщения)

предлагается игровое упражнение «Назовите одним словом» (кошка, собака, корова - домашние животные).

Принципобеспечения  мотивации к учению предполагаетподдержание постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагается выполнить. Данный интерес достигался с помощью разнообразных игровых ситуаций: «Отправимся  в страну, где живут игрушки», «Будем помогать Петрушке», «Превращение в зверят»,  или путем создания в групповой комнате особой обстановки (комната похожа на лесную зимнюю поляну: под елкой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком прячется заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка, роли животных выполняют сами дети), или проведением занятий с опорой на любимое дело ребенка (рисование изучаемых предметов в альбоме, изготовление предметов из бумаги).

Широко используется система поощрения, призов, развернутаяположительнаясловесная оценка и т. п.

В коррекционно-развивающей работе применяетсяконцентрическая система изучения материала, прослеживается повторение известного и введение нового лексического и грамматического материала. Благодаря данному принципу, дети с большими трудностями в усвоении материала постоянно возвращаются к раннее изученному, повторяют пройденное и показывают осмысленные знания на новом витке предлагаемого вновь грамматического материала.

Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя речи проходит поэтапно.

На первом этапе главной задачей является преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление кон­такта с каждым ребенком. Повышение эмоционального тонуса. Включение детей в совместную деятельность и формирование навыков взаимо­действия ребенок - взрослый, ребенок - ребенок. Формирование у детей уверенности в своих силах, интереса к игровой деятельности.

Для реализации данной цели детям предлагаются задания, с которыми дети справляются без труда. Таким образом, создается ситуация успеха, тем самым ещё раз актуализируются, имеющиеся у детей знания. Данная работа проводится на 1-4 неделе обучения.

У детей формируются умения вслушиваться в речь взрослого, понимать ее содержа­ние, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двига­тельные и звуковые реакции. Совершенствуется понимание речи с ориентацией на целостные словосочетания, подкрепленныедействием с

использованием предметов и без них: «Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку» и т. д.Отрабатывается понимание двухступенчатых

инструкций: «Подойди к шка­фу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми ку­бики и построй дом» и т. п.

Дети обучаются пониманию вопросов: что? кто? где? («Покажи, что лежит на столе?», «Покажи, кто спит?», «Пока­жи, где лежат игрушки?»);

соотносят слова «один - много» с соответствующим количеством предметов и слов «большой - маленький» с величиной предметов.

На этом же этапе работы у детей формируются и закрепляются умения в назывании знакомых лиц, предметов, предметных картинок по следующей схеме.  Дети учатся произносить первые формы слов, называют предметы или действия словом, а не звукоподражанием. Формируется умение назы­вать имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), просьбы (на, дай), указательные слова (это, тут, там), действия, обозначаемые глаголами повелительного наклоне­ния 2 лица ед. числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи и т. д.).Произнесение слов сопровождается одновременной работой над ритмом.

Данная работа проводится с использованием  образных игрушек, предметных картинок, фотографий членов семьи  через дидактические игры: «Кто на фотографии?»,«Узнай игрушку», «Волшебный сундучок», «Угощаем куклу», «Играем с куклой»,  «Не­послушные игрушки», «У бабушки в гостях», «Цирк», «Детский сад», «Помощники», и т. д.

На втором этапе  продолжается работа по формированию импрессивной речи и экспрессивной речи.

Задачи второго этапа:

1.Продолжать работу, начатую  на подготовительном этапе, по различению грамматических форм слов и предложений;

2.Расширять и активизировать глагольный и предметный словарь за счет воспроизведения трехсложных слов, двухсложных слов с одним закрытым слогом и со стечениями согласных в середине;

3.Учить детей грамматически правильно строить двусоставные и трехсоставные предложения.

Логопедическая работа начинаетсяс 5-ой недели обучения и длится 10 недель. 

Основное внимание навтором этапе логопедической работы на­правлено на создание условий для стимулирования речевой активно­сти детей с ОНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в различных формах (индивидуальная и подгрупповая коррекционно-логопедическая работа). Переход к подгрупповой форме рабо­ты осуществляется по мере формирования у детей коммуникативных навыков и устойчивой речевой активности.

 На занятиях по активизации словарного запаса, проговаривания правильных слов используются приемы:

-называние предметов, предметных картинок с одновременным выполнением просьб,поручений передать, взять, отдать предмет

Возьми игрушку. Отдай игрушку. Скажи кто (что) это?» );

         -договаривание начатых педагогом слов («Договори слово»: зай-ка

ут-ка),  с опорой на предмет или его изображение,  с опорой на кинестетические ощущения (использование элементов фонеритмики);

-называние предметов, действий в повелительном и изъявительном наклонении, отраженно, сопряженно, хором и индивидуально;

Для более четкого и правильного произнесения слов используемприемы:«отхлопывание», «отстукивание» ритмической структуры слова, выделение голосом, показударного слога определенным фонеритмическим движением (собака, кубики, головаили отрабатываемой флексии (сидит, бежит, гулять, пить, ложку, вилку),* сравнение и изменение окончания (сиди-сидит, неси- несёт, кушай-кушает). 

Грамматические структуры отрабатываются в активном общении с детьми, с использованием предметной деятельности.Для закрепления глаголов повелительного и употребления их всловосочетаниях, двусоставных  предложениях  применяем такие виды заданий:

- Коля, дай команду Свете: «Дай мяч!»

- Нина, попроси Свету: «Дай ложку!»

- «Подскажи нужное слово»  (Вова, вымой... (чашку). - Ната, вытри... (вилку). Таня, причеши... (волосы).)

Для употребления глаголов изъявительного наклонения настоящего времени, составления с ними предложений используем прием демонстрации действий с плоскостными предметами, фигурками на магнитном панно «Маша одевается», «Наша комната»* с одновременным проговариванием (Маша сидит. Маша надевает. Маша снимает. Кошка спит. Собака бежит. Попугай летит.)

Для активизации глаголов в начальной форме в двухсоставной фразе предлагаем:

- дидактические игры, например, «Угадай, кто (что) будет делать?» К детям на занятие приходили две разные куклы. «Что будет делать кукла Даша? А Маша?» (Маша рисовать.Даша гулять.);

- вопросы: «Скажи, что хочешь?»  (Хочу спать.);

- кукольный театр «Два клоуна» («О чем мечтали Веня и Сеня?» Веня спать. Сеня копать.)

Задачи третьего этапа:

1.продолжать работу по формированию импрессивной речи;

2.учить детей первоначальному самостоятельному словоизменению и словообразованию существительных и глаголов с использованием слов с усложненной слоговой структурой;

3.учить  детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.

Логопедическая работа начинается с 6- ей недели второго периода обучения и длится до конца третьего периода обучения.

Для развития понимания простых нераспространенных предложений предлагаем детям следующие задания по картинкам, с реальными предметами и игрушками на различение:

- глаголов, сходных по звучанию (Кто купается, а кто катается.Кто копает, а кто покупает. Кто сидит, а кто стоит.);

- названий действий по ситуации (Покажи, кто моет - умывается – стирает.Дай картинки, где лежит – спит, пишет – рисует);

- названий действий с противоположным значением (застегни пальто (расстегни); сними шапку (надень); открой коробку (закрой));

-единственного и множественного числа существительных (возьми кубик (кубики),    шар (шары), карандаш (карандаши));

-единственного и множественного числа глаголов (Где мальчик спит? Мальчики спят? (бежит – бегут, идет – идут, сидит – сидят);

-рода глаголов прошедшего времени  (Кукла - мальчик и  кукла – девочка: «Пожалей Женю, Женя упал». «Погладь Женю,  Женя упала». «Угости Сашу. Саша подмел пол». –  «Дай Саше конфету. Саша подмела пол).

Детям предлагается выполнение поручений по речевой инструкции:

- действия с двумя предметами с целью различения падежных значений (Покажи карандашом ручку.Покажи ручкой карандаш);

- действия с целью различения предложных конструкций (Возьми карандаш, который лежит в коробке, около коробки, на коробке.Поставь игрушку на стол, в шкаф, на полку и т. п.).

-поручения с целью закрепления понимания прилагательных-антонимов (Большой мяч дай Вове, а маленький Тане.).

На развитие понимания простых глагольных сочетаний и введение их в активную речь предлагаются:

-вопросы по картинкам (Кого ты видишь?;Что они делают?);

- закончить предложение (Мама шьет (что?) ...Дети ловят (кого?) ...   Конь бегает (как?)... Собака лает (как?) …);

- назвать свое любимое занятие (Я люблю читать (книги).Я люблю играть ...);

-сопроводить свои действия пояснением (дидактическая игра «Нарядим елку», «Оденем Машу на прогулку»)

При обучении пониманию и употреблению некоторых форм словоизменения используются:

- игра«Передай другому», логопед начинает  игру фразой: «Я даю ключ Тане», дети продолжают: «Я даю ключ Васе»;

-инсценировки - потешки. (- Кому в платок? Лисичке-сестричке. - Кому в зобок? Воробью, синичке).

- задания подобрать и изменить слово  с опорой на картинку (на наборном полотне стоят картинки, например, береза, лиса, кубик, стол, детям задаются вопросы: «Вижу животное, кого?» (Лису.) «Любуюсь деревом, каким? (Березой) и т.д.

Дети знакомятся с некоторыми продуктивными способами словообразования существительных и глаголов. Например, детям предлагаются игры:

-  «Как растут слова?» (вода -водичка -  водяной );

- «Кто у кого?» (У курицы цыпленок);

- «Закончи предложение названием детеныша» (У лисы родились ...У ежика появились…);

- «Волшебные часы» (дети подбирают парные картинки с большим и маленьким предметом, соединяют их с помощью часовых стрелок: «Гриб-грибок, лист—листок…»).

Для употребления в практике простых предложений из 3-5 слов и освоения порядка слов  используются следующие приемы:

- распространение предложения с использованием сюжетных, предметных картинок, последовательно отвечая на вопросы(Что мама шьет? Кому мама шьет платье? Какое платье шьет мама дочке?);

- составление предложений по демонстрации действия с предметами в пространстве логопедического кабинета, а также на магнитном панно «В лесу», «Наш город», «На даче».(Вспомогательные вопросы:Кто это? Что делает? Чем делает? Кому несет?Как делает?)

           - дидактические упражнения «Исправь ошибки» (Мышка больше кошки), «Дополни предложения» (... катаются на санках, …поет песню).

 

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».

«Система работы по формированию словаря и фразовой речи у детей с ОНР I-II уровня».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020