Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения.
Оценка 5

Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения.

Оценка 5
docx
20.08.2020
Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения.
статья 6.docx

Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения.

         Формирующий этап работы был спланирован в соответствии с результатами, которые мы получили на констатирующем этапе. Мы установили зависимость между развитием моторики рук и уровнем звукопроизношения. Помимо этого,  мы учли индивидуальные возможности детей. У детей, включённых в наше исследование, движения недостаточно скоординированы. На основании этого мы продумали этапы работы.

         I этап. Подготовительный.

         Цель: Подвести детей к тому, что узнать предмет можно глазами и руками, познакомить детей с названиями пальцев, с основными движениями рук и кистей.

         II этап. Усвоение детьми простейших движений.

         Цель: Развивать у детей навыки действия попеременно, то одной, то другой рукой, используя помощь свободной руки. Укреплять силу мышц рук и пальцев, подвижность, быстроту движений пальцами.

         III этап. Применение усвоенных умений в действиях обеими руками.

         Цель: Развивать умения синхронно выполнять упражнения для рук и пальцев обеими руками, переходить на разные движения обеими руками.

         Чтобы достичь поставленные цели, мы составили перспективный план работы.

         На I этапе мы провели два занятия, на которых мы старались детям показать, что пальчики им очень нужны так же, как глаза, нос и уши.

         В дидактической игре мы постарались сделать процесс познания предметов увлекательным. Мы внесли предметы, которые можно узнать разными органами чувств. Вначале они увидели глазами все предметы, назвали их. После этого спросили детей, как они узнали. Они назвали, что увидели. Затем все было спрятано в чудесный мешочек. Дети были настроены на другую форму узнавания: Теперь вы не увидите их глазами. Узнаете их, прикасаясь к ним рукой. Чтобы дети поняли задание, сделали пробный ход игры: сами показали, как надо опустить руку в мешочек, взять в нее одни предмет, пальчиками ощупать, узнать что это, а затем назвать. Первые дети затруднялись, поэтому мы облегчили задание, давали установку: найди машинку, куколку, ключ, пуговицу. после этого дети смогли найдя предмет, назвать, что они взяли. Некоторым детям мы облегчали выполнение узнавание, тем, что предмет клали не в мешочек, а в руки, предложив перед этим завести руки за спину. У этих детей была возможность не одной, а двумя руками обследовать предмет.

         Чтобы дети не уставали, мы работу по перцептивному ощупыванию временно приостанавливали заданиями «Узнать по звуку» - озвучивали колокольчик и погремушку.

         Другой раз мы предлагали им понюхать лимоны, мандарин. Так, обучаясь узнаванию предметов с помощью руки, дети уточняли, что их можно узнать по запаху – носом, по звуку – ушами.

         В качестве физ. паузы мы уже на первом этапе использовали простые игры, например, «Большой веер». Дети учились легко и плавно нагонять на себя свежий воздух, двигая руками в локтевом суставе и в кистевом. По определению Т.С. Овчинниковой такие движения готовят детей к проговариванию гласных звуков, вырабатывают свободу движений рук в кистевом и локтевом суставах.

         На I этапе так же важно приобщить детей к называнию пальцев, чтобы потом легче было объяснять игры для развития  моторики кисти руки.

         Использование  разноцветных колпачков, которые дети надевали на каждый палец, помогало быстрее запоминать их названия. И потом различные манипуляции с пальцами: снять-надеть колпачок, уложить спать названный палец, поднять его ото сна, поздороваться с другим, соседним пальцем побуждало детей к проговариванию названия пальца: «Здравствуй, указательный, здравствуй мизинчик».

         Так, проводя работу на I этапе, мы подготовили детей к систематическому усвоению различных игр.

         На II этапе мы продолжали использовать все упражнения первого этапа, но главной задачей было развивать силу мышц сгибателей и разгибателей. Работали мы отдельно с каждой рукой. На этом этапе разрешалось свободной рукой помогать пальцам другой руки: «Так мы подобрали игры «Прогулка», «Прятки», «Дружба», «Где твой пальчик», «День рождения».

         Эти игры мы чередовали так, чтобы были напряжены разные части руки. Вначале работали отдельно каждый пальчик, потом дети сжимали и разжимали всю кисть руки и опять все повторялось. Когда мы видели, что одна рука устала, эти же упражнения проводили с другой рукой.

         Чтобы у детей правильно получались упражнения, мы использовали образец выполнения. Такой прием, как совместное выполнение помогал детям подстраиваться под ритм, который задавался стихотворениями. Вначале мы эти четверостишия читали медленно, потому что у детей руки были непослушны. Иногда мы приостанавливали чтение четверостиший и начинали своей рукой оказывать детям механическую помощь. Быстрее дети научились сжимать и разжимать кисть руки, а поочередное загибание пальцев  детям было усвоить трудно. Чтобы внести принцип постепенности, мы вначале выполняли упражнения «Прогулка», в котором не требовалось долго удерживать прижатый или разжатый палец. Когда дети усвоили упражнение, мы предложили игру «Где твой пальчик», в которой уже  надо удерживать дольше названный палец, так на каждый палец отводится по две строчки стихотворения.

 

Где твой палец большой?

Выставить и удерживать большой палец.

У меня за спиной.

А где твой указательный ?

Удерживать указательный палец.

Посмотри повнимательней!

 

         Труднее всего было в игре «День рождения» детям удерживать не прижатыми три, два, один палец и особенно неповоротливыми были средний, безымянный и мизинец. Чтобы развивать силу этих мышц мы на следующем занятии использовали игру «Братья – ленивцы». Для облегчения поддержки пальцев в игре детям предлагалось сделать упор ладонью о поверхность стола. Вначале, после образца мы просто брали большой палец ребенка и ударяли им по указательному, затем указательным – по среднему. Это помогало детям запомнить мышечные ощущения. С другой рукой дети уже производили действия самостоятельно, помогая свободной рукой. При этом мы использовали прием совместного выполнения упражнения. Это занятие мы больше  не перегружали другими упражнениями.

         Очень  интересным детям показалось занятие «Домашние и дикие животные». К этому занятию пальчики детей уже окрепли, и мы могли начать с ними изображать руками разные головки. Мы  использовали сюжет «Прогулка». Предложили детям прогуляться по двору и изображать разных домашних животных и птиц. Чтобы детям легче было понять, что следует делать пальцами, было введено изображение этих животных на картинках. Помимо картинок, образца, мы использовали пояснение: посмотрите, у гуся –острый, вытянутый клюв и пальчики надо тоже вытянуть. Посмотрите, у петушка гребешок большой, поэтому пальчики надо расставить, а у кукушки – гребешок поменьше, поэтому остальные пальчики надо прижать друг к другу. Так, совершая прогулку по двору, дети упражнялись в умении  изображать кошечку с круглой мордочкой и небольшими ушками; собачку с длинной мордочкой и открытым ртом и небольшими ушками. Чтобы легче было удерживать козу, мы снова использовали для фиксации стол.

         Попутешествовать по двору, дети переходили в зоопарк, где увидели и изобразили зайца, слона, крокодила.

         В процессе этой прогулки дети упражнялись в выполнении упражнений сначала одной рукой, затем – другой. Т.С. Овчинникова доказала, что такие упражнения готовят детей к произношению свистящих и шипящих звуков. Для подготовки к произношению этих групп звуков важно овладеть дифференцированными движениями пальцев рук, которые являются проекцией всего языка и кончика в частности.

         Итак, на II этапе дети овладели умениями выполнять упражнения отдельно каждой рукой. После этого мы приступили к III этапу. На этом этапе дети учились действовать  сразу обеими руками. Для начала мы взяли самое простое упражнение «цветок», при этом не ограничивали детей рамками стихотворения. Дети тратили на выполнение упражнения столько времени, сколько надо. Мы выполняли вместе с детьми и поясняли: сделайте бутон цветка – сомкните и слегка округлите ладони. А теперь встает солнышко, и лепестки цветка начинают медленно раскрываться.

         Следующее упражнение мы логично соединили тематикой – увидела цветочек бабочка и захотела на него сесть. Показали, что бабочку можно сделать, если руки соединить тыльными сторонами, бабочка летит, машет крылышками: вот так надо легко двигать ладошками. Теперь бабочка села на цветочек и сложила крылышки.

         Дальнейший сюжет был таким:

- Цветок и бабочку увидела птичка и тоже к ним полетела. Так дети учились из бабочки делать птичку. Мы обратили внимание, что у птички крылья сильнее делают взмах. После этого дети из пальцев обеих рук строили для птички скворечник. Важно, чтобы дети получили кинестетический опыт прикосновения кончиков пальцев, что и достигалось в этом упражнении.

         На Ш этапе мы только начали включать игры, в которых дети получали опыт поочерёдного касания плоскости кончиками пальцев, что по утверждению Т.С. Овчинниковой готовит кончик языка к произношению звуков «р» и «л». В игре «Побежали вдоль реки дети наперегонки», начали с самых простых движений указательного и большого пальцев. Они под слова поочерёдно касались крышки стола кончиками этих пальцев. Старались вначале проговаривать слова медленно, чтобы дети успевали сменять пальцы, затем выполняли  чуть быстрее. В дальнейшем эта работа будет продолжаться.

         Таким образом, мы продумали систему работы по развитию моторики кисти руки, состоящую из трех этапов.  Эта работа была интересна детям и привела к изменениям в речевой моторике, в звуко- и словопроизношении.

         В дальнейшем мы проведём контрольный этап работы и выявим эффективность проведённой нами работы.


 

Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения

Система работы по использованию пальчиковых игр в воспитании звукопроизношения

Первые дети затруднялись, поэтому мы облегчили задание, давали установку: найди машинку, куколку, ключ, пуговицу

Первые дети затруднялись, поэтому мы облегчили задание, давали установку: найди машинку, куколку, ключ, пуговицу

На II этапе мы продолжали использовать все упражнения первого этапа, но главной задачей было развивать силу мышц сгибателей и разгибателей

На II этапе мы продолжали использовать все упражнения первого этапа, но главной задачей было развивать силу мышц сгибателей и разгибателей

Труднее всего было в игре «День рождения» детям удерживать не прижатыми три, два, один палец и особенно неповоротливыми были средний, безымянный и мизинец

Труднее всего было в игре «День рождения» детям удерживать не прижатыми три, два, один палец и особенно неповоротливыми были средний, безымянный и мизинец

Для подготовки к произношению этих групп звуков важно овладеть дифференцированными движениями пальцев рук, которые являются проекцией всего языка и кончика в частности

Для подготовки к произношению этих групп звуков важно овладеть дифференцированными движениями пальцев рук, которые являются проекцией всего языка и кончика в частности

В дальнейшем эта работа будет продолжаться

В дальнейшем эта работа будет продолжаться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2020